- Уроки по лирике Фета
- Программа В.Я. Коровиной
- Вопросы и задания к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
- Вопросы и задания к стихотворению «Ещё майская ночь»
- Вопросы и задания к стихотворению «Весенние воды»
- Индивидуальные задания
- Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым…»
- Индивидуальные задания
- Конспект урока литературы «А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. » план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки по лирике Фета
Программа В.Я. Коровиной
И зучению лирики А.А. Фета можно посвятить два или три урока. На первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать его стихи, поучиться читать выразительно и проанализировать стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». На втором (или втором-третьем) уроке — провести практикум по анализу стихотворений «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы…».
Первый урок откроет эмоциональный рассказ о поэте, включающий в себя драматическую историю его детства и юности, повествование о первых поэтических опытах, дружбе с известными в русской культуре людьми, оценке его стихов современниками. Для “погружения” в поэтический мир Фета можно организовать небольшой концерт, включающий исполнение стихов поэта, как известных с начальной школы и 5-го класса, так и новых, предложенных учителем, например: «Чудная картина…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Уснуло озеро…», «Буря» и других.
В центре урока — обучение чтению и анализу стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором удачно проявились особенности поэтики Фета: восприятие природы как воплощения прекрасного, эстетизация конкретной детали, мимолётное и неуловимое как черты изображения мира природы. Для обучения анализу стихотворения следует использовать вопросы и задания учебника, а также дополнительные вопросы и задания, которые можно предложить для индивидуальной и групповой исследовательской работы.
Вопросы и задания к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
— Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? Почему его одновременно охватывают разные чувства?
— Найдите в описании природы детали, образы и картины, которые изображены поэтом с помощью олицетворений. Какой смысл они придают тексту?
— Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду существительные ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов и глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь.
— Какой характер придаёт стихотворению фрагментарность описаний, например повторение слова “ветер”, передача состояния одним словом?
— Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
— Проанализируйте образы стихотворения. Какими способами они создаются (не только лексикой, но и фоникой!)? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”?
— Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился?
— Почему звук рога меняет настроение лирического “я”? Почему в финальной строфе он назван “странником бедным”?
— Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения?
При обучении выразительному чтению следует обратить внимание учащихся на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку.
Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями. Фрагментарность описаний и “мужские” клаузулы коротких чётных стихов делят текст на “кадры”, что придаёт ему “кинематографичность”.
В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог.
На втором-третьем уроках следует закрепить умения анализа лирического произведения, проведя урок-практикум по анализу стихотворений Фета «Ещё майская ночь» и «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Сверхзадачей урока станет понимание школьниками того, что стихи Фета о природе — это прежде всего стихи о человеке, его душевных состояниях, его возможностях преодолевать страдания, учась этому у природы.
Работу на уроке можно организовать так, чтобы вначале коллективно под руководством учителя проанализировать стихотворение «Ещё майская ночь», а работу над стихотворением «Учись у них — у дуба, у берёзы…» организовать в группах, предложив им разные аспекты анализа текста. Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета.
Вопросы и задания к стихотворению «Ещё майская ночь»
— Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Ещё майская ночь»?
— Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста?
— Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? За что поэт благодарит “родной полночный край”? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
— Каким мы видим лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему?
— Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
— Почему майская ночь вызывает у лирического “я” не только любовь, но и тревогу?
— Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
— Какое состояние лирического “я” передают слова и выражения: “тревога и любовь”, “томить”, “с песней”, “невольной”, “последней”? В чём необычность этого состояния?
— В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня “невольная” и, может быть, “последняя”?
У шестиклассников название стихотворения может вызвать ассоциацию с повестью Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для самостоятельной исследовательской работы с текстом можно предложить продвинутым ученикам найти черты общности и различия в стихотворении Фета и описании украинской ночи в начале второй главы повести Гоголя.
Работу по анализу стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…» можно организовать в группах, предложив учащимся вопросы и задания для исследовательской работы.
Группа 1. Проанализируйте композицию стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Можно ли утверждать, что она основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Можно ли считать эти образы символами? Какой скрытый смысл заключён в упоминании конкретных времён года?
Группа 2. Найдите в стихотворении глаголы в повелительном наклонении и подумайте, к чему призывает лирический герой своих читателей. Чему и с какой целью они должны учиться “у дуба, у берёзы”?
Группа 3. Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают?
Группа 4. Какие картины природы поэт создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и метафор? Как они помогают лучше понять стихотворение?
Группа 5. Как вы понимаете выражения “жестокая пора”, “напрасные слёзы”, “холод лютый”, “скорбящая душа”? Какой символический смысл они придают стихотворению?
Группа 6. Почему с образом весны поэт связывает такие слова, как “гений”, “для новых откровений”, “переболит”?
Заключительный урок по творчеству Тютчева и Фета можно посвятить совершенствованию речевых навыков и провести его как урок развития речи. На нём возможны такие формы работы, как:
- конкурс на лучшее чтение стихотворений Тютчева и Фета;
- краткие рассказы об интересных страницах биографии поэтов, например, о дружбе Фета с Л.Толстым (в подборе таких материалов обязательно должен помочь учитель);
- выступления “экскурсоводов” по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов;
- составление галереи портретов Тютчева и Фета и рассказ об этих портретах;
- прослушивание романсов на стихи Тютчева и Фета и обмен впечатлениями;
- защита рисунков — иллюстраций к стихотворениям;
- чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих отзывов в классе;
- сообщения учащихся о выполнении самостоятельных исследовательских заданий.
Создание сочинения — интерпретации одного стихотворения представляет собой значительную сложность для шестиклассников, но начинать такую работу нужно уже в 5–6-х классах, так как к старшей школе этот навык должен быть сформирован. Для того чтобы учащиеся выполняли такие задания без страха и с удовольствием, можно предлагать им на первых порах конкретные вопросы и задания, которые помогут в самостоятельной интерпретации стихотворения, не обучая анализу “по схеме”, который обезличивает школьные сочинения.
Вопросы и задания к стихотворению «Весенние воды»
— Как изменяется настроение в стихотворении? Какие части текста изображают динамичные картины, а где настроение более спокойное? Как эти настроения соотносятся с природным процессом перехода весны в лето?
— Какой образ поэт делает в своём стихотворении самым выразительным? Прав ли он, показывая характерным признаком весны половодье?
— Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения.
— Какие приметы зимы и весны видим мы в первой строфе? Какой образ и настроение помогает создать глагольная лексика? Как в этом помогает звукопись?
— Каковы ключевые слова второй строфы? Какие чувства они рождают у читателя?
— Понаблюдайте, как изменяются бурные, стремительные картины половодья к третьей строфе. Какая часть речи здесь преобладает? Можно ли доказать, что активный процесс прихода весны стал в мае более спокойным? Какой образ создаётся при помощи слова “толпится”?
— Какое настроение придают стихотворению слова “брег”, “гласят”, “гонцы”? Как мы называем такую лексику?
— Какие слова и выражения повторяются в стихотворении неоднократно? Как это помогает нам почувствовать авторское отношение к изображённой картине?
Индивидуальные задания
- Найдите в стихотворении слова со значением цвета. Как меняется колорит от первой строфы к третьей и как это помогает автору сделать картину весны более выразительной?
- Какими словами создаются в стихотворении звуковые образы? Опишите словами звуки весны.
- Прослушайте романс С.В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева. Как композитору удалось передать в музыке основные настроения стихотворения?
- Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и «Весенние воды» со стихотворениями «Весенний дождь» А.А. Фета и «Весна» А.Н. Плещеева. Какие чувства и мысли вызывает приход весны у русских поэтов? А у вас?
Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым…»
— На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?
— Можно ли говорить о том, что Фет рисует окружающий мир при помощи фрагментов, характерных деталей, не всегда тесно связанных между собой?
— Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нём мир внешний и внутреннее состояние человека?
— К какому “далёкому другу” обращены последние строки стихотворения?
— Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении? (Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного, внутреннего.)
Индивидуальные задания
- Какие поэтические образы создаются при помощи аллитераций?
- Опишите пространство стихотворения. Для этого попытайтесь представить образные картины текста, как “в кино”, условно разделив их на “кадры”. Как ваши наблюдения за пространством стихотворения помогают понять его содержание?
В заключение урока должны быть сделаны выводы об особенностях изображения природы в стихах Тютчева и Фета. Обоим поэтам присущ психологизм, описание душевных переживаний человека, его чувств, созвучных состоянию природы. Поэтическая речь и Тютчева, и Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Русская природа в их стихотворениях живёт своей “чудной жизнью”.
Вместе с тем у Тютчева изображение природы полно философских размышлений об устройстве мира, о движении времени, о Вселенной и о человеке в ней. Тютчев — мастер фонетических и живописных образов, в его стихах мы видим сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов.
В лирике Фета больше радости, света, что рождает ощущение гармонии мира. Именно она помогает человеку преодолевать драматические ситуации жизни, понимаемой как вечное обновление природы. Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.
Источник
Конспект урока литературы «А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. »
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока литературы «А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. «, «Ещё майская ночь». Природа как воплощение прекрасного.» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_a.a.fet_el_rukavom_mne_tropinku_zavesila.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы, 6 класс
Тема: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь». Природа как воплощение прекрасного.»
Цель: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжить работу с поэтическим текстом, формировать навык анализа поэтического произведения, учить чувствовать внутренний мир поэта, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.
- прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;
- показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.
- развивать интерес к творчеству поэта;
- развивать навык анализа поэтического текста;
- обогащать духовный опыт детей;
- развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
- воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;
- воспитывать интерес к стихотворениям поэта.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки, схема построения синквейна.
I. Организационное начало.
Психологический настрой на работу.
— Посмотрите в окно – на улице сегодня не погода, а сказка! Туман бережно укутал деревья, чтобы не замёрзли ночью, да так и остался пуховым покрывалом на плечах у берёз и тополей. И стоят они в полусне, словно не желая просыпаться. Пожалуй, им можно позавидовать – они могут потянуть эти сладкие мгновения утра, а у нас уже прозвенел звонок – пора за работу!
II. Актуализация знаний.
— А чтобы взбодриться, предлагаю вам небольшую поэтическую зарядку для пробуждения мозга. Я читаю (отрывки стихотворений воспроизводятся на слайдах, ученики могут выразительно прочитать их или вспомнить и прочитать наизусть) отрывки, вы определяете автора.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора…
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Грязи нет, весь двор одело,
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
— Что объединяет все эти стихи? (Тема природы, они все описывают разные времена года)
III. Формулирование темы, постановка целей и задач.
— Как вы думаете, почему я начала урок с чтения отрывков из стихотворений? (Наверное, будем изучать стихи).
— Да, действительно, сегодня мы продолжаем работу над поэтическими страницами богатейшей русской литературы и прикоснёмся к творчеству ещё одного поэта, замечательного лирика, нашего земляка. Вы уже догадались, кого? Как вы об этом догадались? (Выслушиваю предположения детей. Мы только закончили изучать творчество Тютчева, значит, теперь должны познакомиться с Фетом.)
— Вы правы, для меня эти два автора тоже неразрывно связаны, и сегодняшний урок мы посвятим поэзии Фета.
— В программе тема формулируется громоздко и длинно: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь» и др. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного». Я предлагаю назвать наш урок «Стихи пленительные Фета». Запишите в тетрадь тему.
— Изучать творчество Фета мы будем по тому же плану, что и других авторов. Попробуйте сформулировать цели и задачи нашей работы. Чего мы должны на уроке достичь? (Познакомиться с биографическими сведениями об А.А.Фете, формировать навык анализа поэтического произведения, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения.)
— Молодцы! А ещё мы будем учиться чувствовать внутренний мир поэта, воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.
IV. Формирование новых знаний.
1. Слово учителя о Фете.
— Но прежде чем мы приступим к стихам Фета, я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии поэта. – Что вы уже знаете о нём? (Рассказ учителя сопровождается презентацией)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени», сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Так в четырнадцатилетнем возрасте мальчик лишился всего, к чему привык с детства. Его отправили в немецкую школу-пансион в городе Верро, после окончания которого Афанасий Фет поступил в Московский университет на словесное отделение, где подружился с замечательными поэтами Аполлоном Григорьевым, Яковом Полонским, поэтические опыты самого Фета благосклонно встречены Гоголем.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале «Современник», хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.)
— Что же заставило современников поэта восторженно отзываться о его творениях?
2. Работа со статьёй в учебнике (с. 218)
— Прочитайте очерк о поэзии Фета.
— Чем отличается поэтический дар Фета? (Одарённость Фета исключительна. Природа наградила его чувствительностью к красоте. Поэт славился тонким остроумием. Он безошибочно улавливал прелесть народной поэзии.)
— Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта? (В лирике Фета человек устремлён к изначальной гармонии и красоте. Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе. Фет ценит звук и краску, пластику и аромат. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета)
3. Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» подготовленным учеником.
— Давайте обратимся непосредственно к стихам Фета. Послушаем чтение Дениса.
4. Анализ стихотворения.
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Противоречивые)
— Почему? (Сначала тревожно, в конце радостно)
— Давайте внимательно вчитаемся в это стихотворение.
— Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? (В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе.)
— Почему его одновременно охватывают разные чувства? (Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством.)
— Откуда это ощущение таинственности, колдовства? (Метафора – Ель рукавом мне тропинку завесила отсылает нас к какому-то сказочному существу. Может быть, это лесное божество или колдунья, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности)
— Откуда у лирического героя возникает чувство тревоги в начале стихотворения? (Повтор слова ветер, обилие глаголов не пойму, гудёт, колышется, кружатся)
— Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь. (Тревога и смятение заменяются надеждой, радостью)
— Как этому способствуют существительные? (Они также постепенно меняются ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов )
— Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Одинокому путнику жутко, грустно и весело одновременно в этом шумном, гудящем лесу, а звук рога вселяет в него надежду на освобождение от колдовства, наваждение спадёт и он выберется из леса туда, где его с нежностью ждут)
— На какие две смысловые части распадается стихотворение? Что стоит на границе? (1-6 строки – смятение и тревога лирического героя, 7-12 стоки смена настроения, связанная со звуком рога. На границе частей стоит устаревшее междометие чу , которое заставляет читателя прислушаться к происходящему.)
— Какая метафора появляется в последней строфе? На чём она основана? (Рог сопоставляется с глашатаем медным, это ещё и олицетворение)
— Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился? (В финальной строфе он назван “странником бедным”)
— Почему звук рога меняет настроение лирического “я”?
— Какие ещё средства языковой выразительности использует Фет? (Эпитеты взывающий, сладостен, мёртвые, бедный, антитеза 1 и 2-й частей стихотворения, грустно и весело, градация гудёт, колышется, кружатся)
— Обратите внимание на 3-ю строку. Вслушайтесь в неё. Что заметили? (Образы создаются не только лексикой, но и фоникой! )? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”?
— Какие согласные звуки в 3–6 строках передают шум ветра?
— Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?
5. Сообщение сведений по теории литературы.
— Такой повтор звуков в поэтическом произведении имеет своё название. С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.
Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи . В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. ( К. Д. Бальмонт )
Звукопись в Энциклопедическом словаре :
Звукопись — в стихосложении — это система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
Аллитерация – повтор согласных звуков.
Ассонанс – повтор гласных звуков.
— Найдём строку, в которой ярко слышатся и аллитерация и ассонанс (Шумно, и жутко, и грустно, и весело – повтор шипящих и свистящих, повтор звука [у] )
— Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы. ( зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий. )
— Как меняется настроение во второй части строфы?
Читаем 3-ю строфу.
“Сладостен зов мне глашатая медного!”
— К какой части речи относится слово “ сладостен” ?
Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
— В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный ?
Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
— Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?
— Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
— Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.
— Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы? (Зов “глашатая медного” — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — “мертвым листам”)
— Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении? ( Взывающий, сладостен, глашатай)
— В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог.
1. Слушание фонохрестоматии.
2. Выразительное чтение (2 человека)
— Давайте попробуем выразительно прочитать стихотворение. Что нужно передать? Как это сделать? (Обратить внимание на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу , которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку. Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями.)
3. Чтение стихотворения «Ещё майская ночь» подготовленным учеником.
4. Обобщение. Чтение собственных поэтических зарисовок природы.
— Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.
— Мы сегодня уже вспоминали уже изученные вами его стихотворения. Раз уж за окнами зима вспомним и «Чудную картину». Казалось бы, всё так обыденно-просто, а вместе с тем, так ёмко и пронзительно.
— Вам было дано предварительное творческое задание – написать несколько строчек о природе, зимней природе. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Ученики читают свои четверостишия)
— Молодцы! Стихи Фета вдохновили и меня, вот что у меня получилось
Серебряной прозрачной паутиной
Ложится снег на плечи тополей,
И медленно меняется картина
Озябших поздней осенью аллей.
Морозное зимы прикосновенье
Хрустальным звоном прозвучит в тиши.
И зимнее природы обновленье
Сродни преображению души.
VI. Задавание на дом.
— Выберите для себя домашнее задание.
Чтение и пересказ статьи учебника с.217-218
Стихотворение наизусть (по выбору)
Анализ стихотворения «Ещё майская ночь»
VII. Подведение итога.
— Вспомним, какие цели мы сегодня ставили перед собой. Удалось ли их достичь?
— Чтобы подытожить разговор о поэте, я предлагаю вам составить синквейн на тему «Фет». (Ребята создают и зачитывают получившиеся синквейны)
А завершить сегодняшний урок мне хочется строками К.Ф.Фофанова
И пока святым искусствам
Будет дорог нежным чувствам
— Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вспомните, кто носил в древности тунику? Правильно, древние римляне, да и не только они – тунику носили в Византии, на Руси и в других странах. А как вы думаете, сейчас кто-нибудь нос.
Разработка урока для учащихся 7 класса.
Открытый урок в 9 классе.
конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещу майская .
Формирование умений и навыков по построению чертежа в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты.
Урок швейного дела в 8 классе по обработке нижнего среза рукава имитирующей манжетой на образце.
Источник