Почему египтяне называли нефертити владычицей радости

Почему египтяне называли нефертити владычицей радости

Нефертити — самая загадочная женщина в истории. Её называли «владычицей радости». Бюст царицы, которому больше трех тысяч лет, до сих пор считается эталоном красоты.

6 декабря 1912 года

Знаменитый бюст царицы Нефертити по своей загадочности оставляет далеко позади все шедевры мирового искусства. Его можно назвать «Мона Лизой» Древнего мира. Несмотря на то, что он был создан почти пять тысячелетий назад, он прекрасно сохранился — на нас смотрит женщина, чьи пропорции лица были бы признаны совершенными и сегодня.

Бюст нашел во время своей экспедиции немецкий археолог Людвиг Борхардт. В своём археологическом дневнике дотошный ученый напротив зарисовки памятника написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть».

Создал этот бюст древнеегипетский скульптор Тутмос. Для древневосточного искусства это была настоящая революция.

В 1913 году Борхардт, измазав предварительно находку гипсом, вывез его в Германию. Через 20 лет Египет возмутился и попросил вернуть бюст обратно. Но Германия отказала, из-за чего всем немецким археологам было запрещено работать в Египте. Так Нефертити «поссорила» две страны

Бюст до сих пор хранится в собрании Египетского музея в Берлине.

«Прекрасная пришла»

Древнеегипетские иероглифы не отображали гласные звуки. Поэтому имя Нефертити можно считать условным. Крупнейший советский египтолог Юрий Перепелкин писал имя царицы так: Нфртт.

Чаще всего «Нефертити» переводится как «Прекрасная красота Атона, красавица пришла». Это слово «пришла» занимает умы историков уже не один век. До сих пор не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити.

По одной из версий, она была египтянкой, поскольку иноземка не могла стать в Египте главной женой фараона. По египетским версиям, Нефертити была либо дочерью Аменхотепа III, либо, что более вероятно, — дочерью сановника Эйе и его жены Тии. Младшая сестра Нефертити Мутнеджмет открыто называла Тии матерью.

По «заморской» версии происхождения, Нефертити была митаннийской принцессой, присланной ко двору отца Эхнатона — фараона Аменхотепа III. Якобы она приглянулась ещё ему, а следующий фараон — Аменхотеп IV (Эхнатон) сделал её своей главной женой и соратницей.

Ни одну из версий сегодня нельзя считать до конца убедительной. Происхождение Нефертити — по-прежнему загадка.

Великая жена

Нефертити была женой безудержного реформатора Древнего Египта. Аменхотеп IV перенес столицу в новый город — Ахетатон — который до этого построил в трехстах километрах от прежней столицы — Фив.

Аменхотеп провел серьезнейшую религиозную реформу, возведя в ранг единственного божества солнце — Атон. Себе он взял имя Эхнатон, что переводится как «полезный Атону», но среди египтян, недовольных свержением старых богов, за ним закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона». Так летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени.

То, что сделал Эхнатон было колоссально по своим масштабам, и исследователи отмечают, что делал он это не один — ему помогала Нефертити. Они вместе рано утром выезжали из своего дворца и встречали солнце. Нефертити сама проводила культовые службы, и в храме Атона в Фивах ей возносили молитвы. Нефертити также отождествляли с богиней Тефнут — богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, и могли изображать царицу в образе сфинкса.

Распавшаяся триада

«Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, — говорится о Нефертити в надписях гробниц вельмож-современников, — при звуке голоса её ликуют».
Если судить по сохранившимся изображениям Эхнатона и Нефертити, их отношения были чем-то большим, чем просто союзом старшей жены и фараона. По сути, Эхнатон создал божественную триаду, у основания которой он находился с Нефертити.

Царская чета изображалась в обрамлении блистательных шествий, пришедших на смену великим богам традиционного египетского пантеона. Есть много и вполне бытовых зарисовок, изображающих Эхнатона, Нефертити и их дочерей. Нефертити родила фараону 6 дочерей, и смерть одной из них — Макетатон — нарушила все в жизни Нефертити. Вероятнее всего, она попала в опалу. Её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона — Кийа, а позже — старшая дочь Нефертити — Меритатон.

Загадка Нефертити

По иронии истории, если верить в египетскую версию происхождения царицы, то именно её отец, Эйя, став фараоном, снова привел Египет к ортодоксальной вере.

Упоминания о Нефертити же пропадают уже через два года после смерти дочери. Некоторые историки сегодня доходят в своих поисках Нефертити до фантастических версий. По одной из них, Нефертити после смерти Эхнатона правила Египтом под именем фараона Сменхкара.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ДЕТСКОЕ (769)
  • ЗДОРОВЬЕ (2813)
  • БОРЬБА С РАКОМ (68)
  • ГЛАЗА (27)
  • ДАВЛЕНИЕ (24)
  • ДЛЯ КРАСОТЫ (645)
  • ЖЕЛЧНЫЙ (11)
  • КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА (72)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (619)
  • ЛЕЧЕБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (111)
  • НОГИ (113)
  • ПЕЧЕНЬ (28)
  • ПОЗВОНОЧНИК (51)
  • ПОХУДЕНИЕ (427)
  • ПОЧКИ (14)
  • ПРОЦЕДУРЫ, МАССАЖ (48)
  • СЕРДЦЕ (8)
  • СОСУДЫ (21)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (16728)
  • АРМИЯ (130)
  • ВОЙНА (199)
  • ВОСПОМИНАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ (251)
  • ЖИВОТНЫЕ (130)
  • ЗАБАВНОЕ (570)
  • ЗАГАДОЧНОЕ (593)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ЛИЧНОСТИ (1527)
  • ИСТОРИЯ (2233)
  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (1625)
  • ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ (596)
  • О ЧЕЛОВЕКЕ (117)
  • СЕКС (42)
  • СССР (150)
  • УДИВИТЕЛЬНОЕ (22)
  • УКЛАД ЖИЗНИ (139)
  • УРОДЫ (137)
  • УЧЕНЫЕ (141)
  • ФЛОТ (65)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ (207)
  • ИСКУССТВО (3138)
  • АКТЕРЫ ЗАРУБЕЖНЫЕ (1775)
  • АКТЕРЫ НАШИ (2980)
  • БАЛЕТ (159)
  • ДРАГОЦЕННОСТИ (453)
  • МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, САГИ (271)
  • ПАМЯТНИКИ, СКУЛЬПТУРЫ (199)
  • ПИСАТЕЛИ (480)
  • ПОЭТЫ (465)
  • ПУШКИН (283)
  • ХУДОЖНИКИ (1554)
  • КОМПЬЮТЕР (625)
  • ЛИРУ (16)
  • НОУТБУК (25)
  • ПРОГРАММЫ (107)
  • РАБОТА (235)
  • ФОТОШОП (85)
  • КРАСИВОЕ (445)
  • КУЛИНАРИЯ (4229)
  • АЛКОГОЛЬ (177)
  • БЛИНЫ, ЧЕБУРЕКИ (48)
  • БУТЕРБРОД (28)
  • ВАРЕНЬЕ (51)
  • ГРИБЫ (61)
  • ДЕСЕРТ (184)
  • ЖИДКОЕ (154)
  • ЗАКУСКИ (174)
  • ЗАЛИВНОЕ (6)
  • КАШИ (22)
  • МЯСО (306)
  • НАПИТКИ (127)
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ (48)
  • ОВОЩИ (285)
  • ПИРОГИ, ПИРОЖКИ (247)
  • ПТИЦА (271)
  • РЫБА (357)
  • САЛАТ (142)
  • САЛО (19)
  • СИР (93)
  • СОЛЕНЬЯ (226)
  • СОУС,ПРИПРАВА (303)
  • СУБПРОДУКТЫ (106)
  • ТЕСТО (51)
  • ТОРТЫ, ПИРОЖНЫЕ (184)
  • УКРАШЕНИЕ БЛЮД (65)
  • ФАРШ (134)
  • ФРУКТЫ (97)
  • ХЛЕБ, БУЛКИ (46)
  • МУЗЫКА — ИСТОРИЯ ПЕСНИ (2073)
  • МУЗЫКА — ПЕСНИ (576)
  • МУЗЫКА КЛАССИКА (98)
  • МУЗЫКА ЛЕЧЕБНАЯ (79)
  • МУЗЫКАНТЫ (283)
  • ОТДЫХ (2957)
  • АУДИОКНИГА (769)
  • ДОКУМЕНТАЛКА (116)
  • ИГРЫ (34)
  • КИНО ЗАРУБЕЖНОЕ (1109)
  • КИНО РУССКОЕ (387)
  • ОНЛАЙН (120)
  • ТАНЦЫ (140)
  • ТЕАТР (76)
  • ПОИСКИ СЧАСТЬЯ (459)
  • СТИХИ (353)
  • ПОЛЕЗНОЕ (5016)
  • ДЛЯ ДОМА (727)
  • ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН (22)
  • КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ (64)
  • МАГИЯ (443)
  • ОБУЧЕНИЕ (94)
  • ПРЕДСКАЗАНИЯ (169)
  • ПСИХОЛОГИЯ (152)
  • СТРОИТЕЛЬСТВО (83)
  • ТЕСТЫ (46)
  • ТОВАРЫ ПОЛЕЗНЫЕ (91)
  • ШАБЛОНЫ ДЛЯ ПИСЕМ (52)
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ (53)
  • ПРАЗДНИКИ (472)
  • CВЯТЫЕ (75)
  • БИБЛИЯ (155)
  • БЛАГОВЕЩЕНЬЕ (26)
  • ИКОНЫ (23)
  • СВЯТЫЕ МЕСТА (37)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ И О СТРАНАХ (2787)
  • Виртуальное путешествие (259)
  • ГРЕЦИЯ (111)
  • ИММИГРАЦИЯ (31)
  • КАМЧАТКА (31)
  • КРЫМ (298)
  • МЕЛИТОПОЛЬ (28)
  • ОТЕЛИ (91)
  • РАЙСКИЕ МЕСТЕЧКИ (57)
  • РОССИЯ (529)
  • СТРАНЫ (710)
  • ТУРИЗМ (110)
  • УКРАИНА (521)
  • РАСТЕНИЯ (833)
  • ДЕРЕВЬЯ (42)
  • КУСТЫ (70)
  • ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН (215)
  • ОВОЩИ (131)
  • ПРУД, ФОНТАН (35)
  • ЦВЕТЫ КОМНАТНЫЕ (229)
  • ЦВЕТЫ САДОВЫЕ (136)
  • РУКОДЕЛИЕ (23841)
  • АЛЮМИНИЕВЫЕ БАНКИ (27)
  • АРОМОТИЗАТОРЫ (67)
  • БАТИК (74)
  • БИЖУТЕРИЯ (351)
  • БИСЕР (748)
  • БУМАГА (1043)
  • БУТЫЛКИ ДЕКОР (392)
  • ВАЗЫ (155)
  • ВЕЕР (14)
  • ВИТРАЖ (231)
  • ВЫШИВКА (382)
  • ВЫШИВКЕ ЛЕНТАМИ (494)
  • Вязание (534)
  • Вязаные крючком (788)
  • ГАЛЬШИРОВАНИЕ (71)
  • ГОБЕЛЕН (4)
  • ДВЕРИ (11)
  • ДЕКУПАЖ (371)
  • ДОМИКИ (174)
  • ЗОНТ (17)
  • ИЗ БАНОК (1)
  • ИЗОНИТЬ (29)
  • ИМИТАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ (151)
  • интерьеры (82)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (314)
  • КАЗАНШИ (320)
  • КАМЕЯ (4)
  • КЛИВЛИНГ (10)
  • КОВЕР (5)
  • КОНФЕТЫ (46)
  • КОРЗИНОЧКИ (3)
  • КОРСЕТ (38)
  • КОСТЮМЫ (37)
  • КУКЛЫ (823)
  • КУКЛЫ ТЕКСТИЛЬНЫЕ (72)
  • ЛЕПКА ГИПС (193)
  • ЛЕПКА ИЗ ПЕСКА (8)
  • ЛЕПКА ИЗ САХАРНОЙ МАСТИКИ (50)
  • ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА (267)
  • ЛЭМПВОРК (35)
  • МАКАРОНЫ (4)
  • МАКРАМЕ (35)
  • МАНЕКЕН МИНИ (35)
  • МАСКИ (39)
  • МЕБЕЛЬ (386)
  • МЕХ (282)
  • МОЗАЙКА (113)
  • МЫЛО (180)
  • НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (58)
  • НОСКИ, ЧУЛКИ (46)
  • ОБУВЬ (272)
  • ОДЕЖДА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ (35)
  • ОДЕЖДА-ТРАНСФОРМЕР (1041)
  • ПАННО (140)
  • ПАПЬЕ МОШЕ (101)
  • Пергамано (89)
  • ПЕРЕДЕЛКИ (557)
  • ПЕРЧАТКИ (66)
  • ПЕЧЕВОК (30)
  • ПЛАСТИКОВАЯ ПОСУДА (34)
  • ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛКИ (264)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (643)
  • ПЛЕТЕНЬЕ ИЗ ЛОЗЫ (11)
  • ПОДУШКА (76)
  • ПОЛЕЗНОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (571)
  • ПОЯС (19)
  • ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (90)
  • ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (182)
  • ПРОВОЛОКА (678)
  • ПУГОВИЦЫ (43)
  • РАКУШКИ (49)
  • РАМКИ (47)
  • РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (242)
  • РИСОВАНИЕ (1947)
  • САЛФЕТКИ, ВОРОТНИКИ (523)
  • СВАДЬБА (183)
  • СВЕТИЛЬНИКИ (208)
  • СВЕЧИ (127)
  • СД ДИСКИ (42)
  • СИНЕЛЬ (1)
  • СОЛОМА (12)
  • СТЕКЛО (225)
  • СТЕНЫ (159)
  • СУМКИ (466)
  • СУТАЖ (65)
  • ТЕКСТИЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ (438)
  • ТКАНЬ ОКРАСКА, КАРТИНКИ (102)
  • ТОПИАРИЙ (4)
  • ТРАФАРЕТЫ, КАРТИНКИ (502)
  • ТУРЕЦКОЕ КРУЖЕВО (5)
  • ТЫКВА (23)
  • ФОМ, ФОМИАРАН (76)
  • ФРИВОЛИТЕ (95)
  • ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР (2264)
  • ЦВЕТОЧНЫЕ ГОРШКИ (57)
  • ЦВЕТЫ СУХИЕ (5)
  • ЦВЕТЫ ТКАНЕВЫЕ (642)
  • ЧАСЫ (13)
  • ШАРФ (163)
  • ШВЕЙНАЯ МАШИНА (40)
  • ШИБОРИ (12)
  • ШИТЬЕ (964)
  • ШКАТУЛКИ (244)
  • ШЛЯПА (673)
  • ШТОРЫ (53)
  • ЭБОКСИДНАЯ СМОЛА (10)
Читайте также:  Непосредственные чувственные восприятия это

Музыка

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

НЕФЕРТИТИ – ВЛАДЫЧИЦА РАДОСТИ

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 18:52 + в цитатник

НЕФЕРТИТИ – ВЛАДЫЧИЦА РАДОСТИ

История Древнего Египта всегда привлекала последующие поколения людей своей изначальностью, удивительной мифологией, диковатой роскошью, историей, воплощенной в произведениях искусства. Одной из таинственных и притягивающих наше внимание страниц истории Древнего Египта стала история любви фараона Аменхотепа IV, правившего в середине IV века до н. э. (Новое царство), и его супруги Нефертити.

Аменхотеп IV (Эхнатон) произвел настоящую революцию в Египте. Вместо почитания многобожия он ввел поклонение одному богу — богу солнца Ра. Эти преобразования были направлены в первую очередь против фиванских жрецов, стремившихся к политической власти в государстве. В одну ночь были закрыты старые храмы, и подданным предписывалось почитать вместо старого бога солнца Амона нового бога солнца — Атона. Аменхотеп взял себе новое имя — Эхнатон (Угодный Атону) и приказал основать новую столицу в 500 км от древних Фив, назвав ее Ахетатон (Врата Атона).

Нефертити, омывающая сердце царя.
Имя любимой жены царя Нефертити означало «Прекрасная пришла», и это давало ученым повод считать ее иноземной царицей. Вскоре выяснилось, что Аменхотеп IV и Нефертити были близкими родственниками. В их внешности много сходных черт, хотя они не брат и сестра.

Современники не уставали восхвалять Нефертити, ее умение внушить любовь к себе. Она считалась владычицей приятности, все отмечали ее сладостный голос и музыкальность. Ее постоянно величают «Женою царевой великой», «Любимой владыки обеих земель», «Омывающей сердце царя в доме его», «Владычицей радости».

Читайте также:  Интуиция чувство пятой точки

Другим доказательством душевной близости, существовавшей между Аменхотепом IV и Нефертити, являются многочисленные памятники скульптуры и живописи. Очень часто встречаются изображения царской семьи. Вот царь с женой и старшей дочерью приносят жертву богу солнца Атону-Ра, солнце протягивает к ним свои лучи-ладошки. Вот царственная семья присутствует на торжестве в честь покорения восставших провинций, перед их балконом проходят вереницы плененных рабов. Вот удрученная горем царственная чета стоит перед смертным одром дочери, а вокруг причитают плакальщицы. Эти произведения искусства представляют собой явление совершенно уникальное в истории искусства Древнего Египта, оно отмечено реалистической полнотой и свежестью.

Прекрасная египтянка
Царица Нефертити — наиболее обаятельный персонаж египетской истории. Ее облик дошел до нас по известняковым скульптурным портретам, некоторые из них раскрашены. Наиболее известен портрет в синем головном уборе (сегодня считается, что это был парик). В портрете точно схвачены тонкие черты, передано выражение лица: сочетание приветливости и неприступности, что было подстать «Госпоже земли до края ее», когда она представала пред своими подданными. Незавершенная голова из песчаника природного цвета производит впечатление преображенной действительности — невозмутимое, нежное лицо с необыкновенной улыбкой, бесконечно тихой и сдержанной. Оба портрета были найдены в мастерской придворного скульптора Тутмоса неподалеку от дворца Аменхотепа IV. Известно и много других изображений Нефертити. Они были вырезаны на сооружениях и на отдельных. Они позволяют представить себе наружность царицы более ясно. Лицо царицы было худощавым и потому костистым, пологий лоб и прямой, нежно очерченный нос лежали в одной плоскости. Дуги бровей высоко изгибались над большими продолговатыми глазами, прикрытыми тяжелыми веками. Губы были полными, подбородок, хотя и волевой, не был тяжелым. Глаза были темными, брови черными, кожа смуглая. На бритую голову под парик надевался небольшой чепец.

Останки Нефертити пока не найдены, но если судить по останкам других представителей рода, она была высокого роста и очень стройной. Непритязательный наряд дополнял ее облик. Она носила общепринятое платье из прозрачного белого полотна, все в частых складках с просторными короткими рукавами и широким подолом до земли. Сверху накидывала длинный плащ, такой же прозрачный и складчатый. Костюм дополнял широкий прозрачный пояс с длинными концами. На ногах царица носила легкую обувь, напоминающую босоножки с длинными узкими ремешками. Постоянным украшением Нефертити было широкое золотое ожерелье. Она редко носила серьги и браслеты, но часто меняла головные уборы: длинные накладные волосы, высокие перья, сложные венцы. Во цвете лет царица была прекрасна, и казалось, что одна красота ее могла навсегда очаровать фараона.

Под сенью Ра
Аменхотеп IV (Эхнатон) воздвиг для Нефертити собственное место почитания солнца, так называемую «сень Ра». У Нефертити было великолепное личное судно, качавшееся у дворцового причала рядом с кораблем фараона. Подобно своим старшим дочерям и матери царя, Нефертити имела свое собственное хозяйство, тогда это называли «дом». В составе его имелись виноградники, расположенные в низовье по западному рукаву реки. Хозяйство царицы должно было быть значительным. Его возглавлял распорядитель, видный вельможа Ми Рэ, сотворивший для себя внушительную гробницу, расположенную в недрах скал за Ахетатоном. Он же распоряжался её «домом белым» (хранилищем разного рода ценностей) и «женским домом жены царевой, большой Нефертити». Так что у царицы был свой особый дворец. Об этом говорит и обет царя, данный при основании новой столицы: «Сотворю я жилище жене царевой в Ахетатоне на этом месте». До нас дошли развалины величественного дворца, воздвигнутого посреди столицы Аменхотепа IV. Бок о бок с основной частью дворца лежала его кирпичная часть, отделенная улицей и висячим переходом. Это было обширное сооружение, хотя не такое огромное, как главная часть дворца. С лицевой стороны был разбит сад, пересеченный оросительными желобками, полный цветов и деревьев. В сад вели ворота с башнями по сторонам. Внутри сооружение представляло сплетение дворов, переходов, больших и малых помещений со столбами и без них. В заднем конце сооружения было найдено 6 спален, расположенных в два ряда и принадлежавших скорее всего дочерям Нефертити и Аменхотепа IV. В стенах спален были устроены ниши для кроватей. Рядом со спальнями находилось помещение, пол и стены которого были измазаны разноцветными красками, здесь же были найдены краски, палитра (дощечка из слоновой кости с 6 углублениями для красок) и кисти-тростинки. Во многих комнатах находилась превосходная стенопись, изображавшая царя, царицу, их шестерых дочерей.

Ни в одном из найденных текстов времен Эхнатона не встречается даже намека на то, что царица Нефертити влияла на государственные дела. Ни разу она не названа и в сохранившейся части переписки, ведшейся клинописью на глиняных пластинках, между египетским царем и иноземными властителями. Подобно другим египетским царицам, Нефертити величалась «Госпожой Верхнего и Нижнего Египта», «Владычицей обеих земель». Ее почитали как «Госпожу земли до края ее», как «Госпожу женщин всех», звали «Большою во дворце». О ней говорили: «Скажет она вещь всякую, и сотворяется она». Однако это лишь общие слова, которые не означают особого влияния царицы на ход государственных дел.

Аменхотеп IV (Эхнатон) не был благодушным мечтателем, он был грозным властителем. Аменхотеп бывало «губил рыком своим врагов своих», «уничтожал плоть их, как огонь поедает дерево». Известно, что, подавляя восстание одной из подвластных областей, наместник Эфиопии часть восставших перебил, других — мужчин и женщин забрал в плен, прихватив, разумеется, и их скот. В египетскую неволю шли толпами мужчины, женщины и дети порабощенных южных и северных стран.

Читайте также:  Как себя чувствуют люди под грибами

Своим необыкновенным положением при столь грозном супруге Нефертити была обязана не рождению и не государственным способностям, а обаянию, женственности, исходившим от нее, власти над сердцем самодержца. Никогда ни одна чета на престоле фараонов не прославляла так свою счастливую семейную жизнь и переполнявшую их любовь.

Царицы тоже плачут.
Однако неожиданные находки археологов, сделанные в Долине царей, опровергли крепость любви Аменхотепа IV к Нефертити. Оказалось, царица разделила участь многих близких царю людей, стала жертвой его гнева.

В южной части Ахетатона был найден великолепный дворцовый комплекс. Он занимал обширную территорию и состоял из двух четырехугольных дворов: северного и южного. Они были обнесены высокими стенами, которые скрывали от посторонних глаз разнообразные небольшие жилые дворцовые и хозяйственные постройки, молельни, винодельческие мастерские, коровники, искусственные озера и пруды, сады и цветники.

Сначала ученые предположили, что весь комплекс принадлежал Нефертити, однако расшифровка старых иероглифов в надвратных надписях указала на старшую дочь Аменхотепа IV — Ми-Йот. А вскоре в груде строительного мусора за оградой комплекса археологи нашли фрагменты надписей, существовавших до надписей с именем Ми-Йот. Они свидетельствовали об истинной хозяйке дворцовых комплексов. Ею была «жена-любимица большая царя и государя», — Кийа.

Итак, новые факты, предоставленные археологами, приоткрыли завесу тайны, которую в свое время сторонники семьи фараона старательно набросили на внутрисемейные события.

Первоначально комплекс действительно строился для Нефертити, но вскоре у царя появилась новая возлюбленная, а Нефертити оказалась в опале. Для новой побочной жены Кийа фараон перестраивает и значительно расширяет дворцовый комплекс, на воротах появляются надписи, прославляющие новую хозяйку. Впоследствии Аменхотеп IV подарил весь комплекс старшей дочери Ми-Йот, а надписи-посвящения Кийа были сбиты и выброшены за пределы ограды дворцового комплекса, что свидетельствовало об удалении последней от трона.

Несмотря на то, что положение Кийа при дворе поначалу несколько унижено, оно быстро упрочивается. Известно, что Аменхотеп IV правил 17 лет. Так вот на 11 году его правления уже существует Кийа, и ее изображения в рельефах встречаются наряду с изображениями Нефертити.

На 16-м году правления фараона значение Кийа возрастает, в то время как образ Нефертити уходит в тень. Теперь рядом с фараоном на рельефах изображается Кийа, но что интересно, не в образе супруги фараона, а в образе сотоварища по власти, в образе мужском. В костюме Кийа сочетались элементы мужской и женской одежды, так, например, она носила мужской передник и полупрозрачную верхнюю одежду, характерную для женщин, но более короткую. Кийа занимала важное место в личной жизни фараона и, будучи властной женщиной, требовала подобных почестей и на государственном уровне. Для нее строится гробница, изготавливается великолепный гроб, обитый золотом, украшенный многоцветными вставками и магическими текстами. Именно его нашел Дэвис в 1907 г. в Долине царей. Но в гроб после переделок надписей на нем было положено тело Аменхотепа IV, а после реставрации культа бога Амона, его тело было вынуто из гробницы и спрятано, а гроб перешел зятю Аменхотепа, мужу его старшей дочери Ми-Йот, Семнех-ке-рэбу. Поэтому на гробе было уничтожено имя Кийа, имя Аменхотепа, частично изглажено.

Как же сложилась судьба Нефертити? Возможны три варианта развития событий: смерть, изгнание или примирение с возвышением соперницы и присутствие рядом с супругом.

Особое отношение Аменхотепа IV к Нефертити понятно из его клятвы, которую он как фараон приносил богу солнца. Он клялся своим отцом-солнцем и любовью к жене и детям: «Как живет отец мой Ра, ликующий на небосклоне под именем своим, который есть как солнце, кому дано жить вечно вековечно, как услаждается сердце мое женою царевою да детьми ее, да дастся состариться жене царевой великой Нефертити, жива она вечно вековечно! И дастся состариться дочери царевой Ми-Йот, дочери царевой Мек-Йот, ее детям, тем временем, как были бы они под рукой жены царевой, их матери вечно вековечно. Вот моя клятва по правде, которую сердце мое желает сказать, которую не скажу я ложно, вековечно вечно».

Древнеегипетский сад выглядел необычно: египтяне зачастую дома строили на пустынной неплодородной почве, отводя наиболее плодородные земли под посевы, а для садовых деревьев и цветников выкапывались специальные ямы, заполнявшиеся жирной землей. Для того чтобы не потерять ни капли драгоценной влаги, каждое дерево обносилось каменной оградой, цветники разделялись глиняными лепными перегородками. Искусственное озеро в южном дворе было внушительных размеров — 60х120 м, но глубиной всего 1 м, по нему можно было плавать на плоскодонных египетских лодках. По многим признакам ясно, что весь комплекс был построен для развлечений и удовольствий. Кому же он принадлежал? Чтобы ответить на этот вопрос пришлось потрудиться нескольким поколениям археологов и знатокам древнеегипетских текстов.

Остатки дворца Нефертити в северной части города Akhetaten.

Источник

Оцените статью