Почему чувственное познание не позволяет раскрыть истину

Чувственное познание — что это такое в философии?

С рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми. Он пытается осмыслить увиденное и услышанное. Это содействует возможности жить в гармонии с природой и самим собой. Наука гносеология определяет восприятие как явление и выделяет две главных его формы: рациональное и чувственное познание.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:

Психология чувственного познания

С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.

Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.

Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание — плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.
Читайте также:  Важно проявлять свои чувства

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.

Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие, позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление. Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

Источник

Почему чувственное познание не позволяет раскрыть истину

Подробное решение параграф § 6 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

Существует множество понятий слова «знание». Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Близость данных значений заключается в том, что знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?

Читайте также:  Детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса

Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению. Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.

3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.

4. В чём особенности рационального познания?

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное.

5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

Действительно, не всякая истина является абсолютной и окончательной, т.к. абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте, а ведь содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

8. В чём состоят особенности научного познания?

Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.

Читайте также:  Как узнать свой эмоциональный мир

9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.

Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания.

1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.

2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.

3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь. » Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Общество — социальная организация страны, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Конечно сложно ограничится данным поучением в отношении общества, т.к. в разные исторические эпохи у общества свои цели и идеалы.

4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.

Источник

Оцените статью