- Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова
- Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника
- Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа «Смерть чиновника» (А.П. Чехов)
- История создания
- Жанр, направление
- Смысл названия
- Главные герои и их характеристика
- Темы и проблемы
- Главная мысль
- Чему учит?
- Критика
- Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова (сочинение)
- Параллели с Гоголем и Державиным. Унижение маленького человека
- «Мир «маленького» человека в маленьком рассказе «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство. Сюжет, жанр, хронотоп
- Хронотоп – время и пространство в художественном произведении.
- Задание (групповая работа)
- Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».
- Время
- Пространство
- “Смерть чиновника” Чехова
- История экзекутора Червякова
- Новый «маленький человек»
- Абсурдный реализм Антона Чехова
Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова
Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова
Тема так называемого «маленького человека» широко распространена в литературных кругах. Людей этого типа любили описывать все известные писатели, они показывали несчастных людей, которые живут очень плохо, потому что сверху на них давит «большой» человек, то есть тот, кто имеет чин выше. Эти бедные люди в произведениях постоянно угнетались обществом, они мучились, но не делали ничего, потому что уже привыкли так жить, как было, например, в «Шинели» Гоголя Николая Васильевича. Всё шло и текло спокойно, но однажды Чехов написал произведение «Смерть чиновника», которое вроде бы и описывало того же «маленького человека», но уже по-другому, по новому.
По сюжету, Червяков, пришедши однажды в театр, нечаянно чихнул на самого генерала. Извинившись один раз, он не успокоился, а начал есть себя изнутри. Сначала он долго-долго слёзно просил прощения, а потом, придя домой рассказал всё жене и решил всё-таки пойти ещё раз извиниться перед генералом. Когда тот рассердился на Червякова за чрезмерное внимание и однотипные фразу и крикнул на него, бедный несчастный человек побрёл домой, лёг на диван и тут же умер. Казалось бы, незначительная вещь, – ну с кем не бывает, несчастный случай – всего лишь чих, но Червяков сделал из этого настоящую трагедию. Он донимал этим не только себя, но и бедного Бризжалова, который, скорей всего, сразу же после инцидента забыл о случившимся и продолжил жить обычной жизнью. В этом-то и заключается отличие чеховского «маленького человека» от других. У Чехова он сам довёл себя до белого каления, он выдумал проблемы и пытался их разрешить, навязываясь ни в чём неповинному человеку, которому и так пришлось несладко – на него чихнул незнакомец.
Червяков не способен осознать, что то, что произошло – мелочь, поскольку он привык к тому, что перед вышестоящими людьми нужно чуть ли не стелиться. Рабское мышление погубило Червякова. Не мысли он так, генералу бы и в голову не пришло замучить бедного экзекутора. Но, к сожалению, перестать быть рабом очень сложно, потому что такие люби привыкли пресмыкаться, им сложно перестроиться и начать жить нормально, не пытаясь угодить подобным генералам.
Антон Павлович призывает читателей не быть такими же, как Червяков, а постоянно воспитывать в себе самоуважение и никогда не раболепствовать ни перед кем, потому что человеческое достоинство – это одна из самых главных ценностей нашей жизни.
2 вариант
О «маленьком человеке» в своих произведениях вспоминали многие русские писатели. Небогатый мелкий чиновник, ничем не выдающийся человек с почти рабской психологией почитания высоких чинов встречается у Гоголя, Достоевского и даже Пушкина. Не обошел этот типаж вниманием и Чехов.
Главный герой чеховского рассказа «Смерть чиновника» – самый что ни на есть маленький человек. У него даже типичная «говорящая» фамилия – Червяков. Она словно намекает, что ее обладатель мал, бесхребетен и так же жалок, как какой-нибудь червь. Червяков, и правда, совсем не тот герой, которому есть чем выделиться. Маленькая должность, маленькая жизнь, маленькие мысли. Столкнувшись в театре с генералом Бризжаловым, на которого главный герой нечаянно чихнул, Червяков уже не может ни о чем думать, кроме как о случившейся неприятности. И если для генерала это досадный пустяк, о котором он готов быстро забыть, то для маленького чиновника это событие огромного масштаба. Он несколько раз приносит извинения Бризжалову в театре, а затем навещает того на следующий день, чтобы объясниться. И хоть генерал не является начальством для Червякова, тот все равно переживает о том, какое впечатление произвел. Для Червякова недопустима мысль, чтобы Бризжалов понял его неверно или усмотрел в его поступке дерзость. Эта история заканчивается для героя печально – потерявший терпение генерал прогоняет Червякова, потрясение так велико для последнего, что он умирает, дойдя до дома. Показательно, что в названии рассказа Чехов определяет своего героя чиновником, словно сразу указывая на его суть. Червяков чиновник, и это стоит в его личности на первом месте.
Чеховский «маленький человек» не просто жалок. Он имеет свои четкие представления о том, как устроен этот мир. Система субординации и соподчинения для этого человека – основа общества и всего мироздания, именно поэтому Червяков так и впечатлен случившимся. Для него чихнуть на генерала – это не пустяк, а поступок, подрывающий устои. Он не замечает абсурдности и назойливости своих попыток объяснить и принести извинения, ведь он думает, что восстанавливает правильный порядок вещей. Потому и кричащий на него генерал становится для Червякова чем-то, что потрясает его собственный мир так сильно, что приводит к смерти.
Интересной особенностью изображения Чеховым «маленького человека» выступает то, что его червяковы не раболепствуют. Маленький чиновник не боится генерала, не ужасается возможности вызвать его неудовольствие, не опасается преследований и сведения счетов. Важнее всего для него порядок, при котором у низших и высших чинов не должно случаться историй, подобных конфузу в театре.
Чехов изображает «маленького человека», чтобы в несколько сатиричной форме показать пороки общества. Его Червяков не уникален. Таких людей можно было встретить в любом театре и в любой конторе, наполненной мелкими служащими. Сам феномен «маленького человека» кажется Чехову достаточно большим, чтобы говорить о нем громко и со страниц большой литературы.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника
Популярные сегодня темы
Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти
Это, вообще, одна из моих любимых сказок. Да, Алиса – умница, она часто учит этих всех странных обитателей волшебной страны тому, как правильно. Но и она сталкивается с волшебством… То вдруг растет, то становится очень маленькой.
Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на несметное количество любовных рассказов
Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.
Анализ рассказа «Смерть чиновника» (А.П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.08.2019 · Обновлено 15.08.2019
Рассказ «Смерть чиновника» А. П. Чехова — часть раннего творчества писателя. В произведении автор поднял важную общественную проблему, описав психологическую разницу между людьми из высшего и низшего сословий. Так, человек пресмыкается и раболепствует перед начальством добровольно, и в этом его поведении есть и комические, и трагические стороны. Автор раскрыл каждую грань в своем рассказе, а Многомудрый Литрекон предлагает Вам понаблюдать за тонкой игрой мастера в подробном разборе его творения.
История создания
Произведение написано в 1883 году. Писатель быстро закончил работу над рассказом, она заняла около 2-х дней. Впервые он был опубликован в журнале «Осколки» под псевдонимом Антона Павловича — А.Чехонте.
Существует несколько версий, откуда Чехов подчерпнул идею для произведения:
- Одна из них основана на реальных событиях: история произошла в Большом театре, и её Антону Павловичу поведал управляющий.
- Другая версия заключается в том, что в родном городе писателя — Таганроге — в 1882 году работник почты покончил жизнь самоубийством после конфликта на работе, где его объяснения не захотели слушать. Этот инцидент был оглашен в СМИ, и писатель вполне мог узнать о нем и применить.
Творческая история рассказа «Смерть чиновника» продолжилась в прессе, где критики высказали свои мнения о произведении. Подробнее об их прениях Многомудрый Литрекон написал в финале статьи.
Жанр, направление
Жанр произведения — юмористический рассказ. На это указывают многочисленные комические элементы:
- Нелепая и абсурдная ситуация в основе сюжета.
- Язык произведения: в диалогах и описаниях героев очевидна ирония. Свою роль в создании комического эффекта играют просторечия.
- Комически «сниженный» образ главного героя: классический «маленький человек», которого авторы традиционно изображали с сочувствием, предстал перед публикой жалким и мнительным человеком с набором предрассудков.
Чехов — мастер рассказов, он добивался неповторимой правдоподобности, его сюжеты буквально оживают в фантазиях читателей.
Направление всего творчества Чехова — реализм. Все герои и ситуации в произведении вполне реалистичны и обыденны, а проблемы, затронутые в тексте, характерны для реалистического направления. Другие признаки Вы найдете здесь.
Смысл названия
Почему рассказ назван «Смерть чиновника»? Произведение получило своё название в честь основного события, ведь именно через смерть Червякова читатели видят, какую значимость для маленького человека имела произошедшая с генералом ситуация. Вся жизнь Червякова стала крутиться вокруг бесконечных извинений перед генералом Бризжаловым. Ситуация легко могла закончится обыкновенно, но сам Червяков довёл её до такого масштаба, что все закончилось для него печально.
Комический смысл названия кроется в карьерных последствиях какой-то безделицы в карьере Червякова. Не угодить начальству — это крах надежд чиновника, смерть его амбиций. После конфликта с генералом обычный смертный уже не живет, ведь вся его жизнь — служба, а там всемогущий начальник может сделать все, что угодно.
Кроме того, смысл заглавия рассказа «Смерть чиновника» включает в себя духовную деградацию героя, которую автор ассоциирует со смертью. Умирает не человек, а именно чиновник, то есть в жизни Червякова не осталось ничего, кроме работы, и сам он — не мужчина, а бесполое и чисто формальное существо — обладатель чина, не более. Для обычного человека инцидент с генералом — не более, чем неприятное воспоминание о неловкости, но для того, кто живет только службой, чихнуть на начальника означает «умереть». Для чиновника тот, кто выше его, чуть ли не Бог, гневать которого строго запрещено и вообще смерти подобно.
Мелкий чиновник (экзекутор) Червяков сидел в театре и случайно чихнул на лысину генерала Бризжалова из соседнего ведомства. Генерал сделал вид, что не заметил инцидента, и протер лысину. Но Червяков очень испугался и начал просить прощения прямо в театре, получив в ответ просьбу замолчать и смотреть спектакль. В антракте он повторил попытку, но и следующий ответ генерала его не удовлетворил.
Дома Червяков рассказал о своем невезении супруге, но та успокоилась, когда узнала, что генерал не является начальником мужа. Они решили, что он пойдет и еще раз извинится. Но на этот раз генерал подумал, что над ним издеваются, и довольно грубо отреагировал на приход просителя. Червяков же подумал, что генерал нарочно кривляется, так как не хочет его прощать. он твердо решает написать ему письмо, но на следующий день, так ничего и не придумав, снова приходит в контору на прием к Бризжалову. Генерал кричит на него и выгоняет вон. Червяков приходит домой и умирает.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Смерть чиновника» соответствует лаконичной форме произведения. В произведении есть два основных персонажа: маленький человек Червяков и генерал Бризжалов. Между героями и происходит незначительный конфликт, который выводит из равновесия обоих персонажей. Многомудрый Литрекон описал героев в таблице:
герои | характеристика |
иван дмитриевич червяков | мелкий чиновник, служба которого протекает в постоянном почитании вышестоящих лиц, вся его жизнь после конфуза теряет смысл, все крутится вокруг желания червякова угодить и загладить вину перед генералом, который даже не подозревает о душевных терзаниях мелкого чиновника. говорящая фамилия червякова происходит от слова «червь», что указывает на ничтожество героя и его стремление пресмыкаться. так и есть: он не ценит себя и свою личность, зато из генерала делает сверхъестественное существо, мотивы которого непостижимы для обычных смертных. видя генерала, он приписывает ему то, что он даже не думал показать. самое комичное в его образе, это то, что он действительно мучается и теряет покой после того злополучного спектакля. это очень робкий, трусливый и мнительный человек. |
генерал бризжалов | это человек высокопоставленный. он случаю с червяковым значения не придал, но при постоянном повторении ситуации, решил, что над ним просто смеются и издеваются. ему непонятны переживания червякова, он его не понимает, поэтому теряет терпение и кричит на него, чтобы он оставил его в покое. говорящая фамилия бризжалова происходит от слова «брюзжать», то есть означает ворчливость и вечное недовольство героя. после того, как его обрызгали, он недовольно бормотал что-то под нос, а его последующие реплики сливались в одну нечленораздельную фразу: «милостисдарь!». то есть он не говорит, а брюзжит. это указывает на его неуважение к собеседнику. |
Темы и проблемы
Тематика рассказа «Смерть чиновника» богата и многогранна:
- Основная тема произведения — маленький человек и его жизнь. Чехов новаторски подошел к развитию этой темы, ставшей традиционной для русской литературы. Его образ маленького человека лишен жертвенности и благородства. Он не вызывает сострадания у читателя, потому что его судьба зависит только от него самого, и он сам виноват в своем ничтожестве. Червяков имеет рабскую зависимость от начальства по собственной инициативе, и сам генерал не унижает и не винит его.
- Еще одна тема рассказа — это чувство стыда, навязанное обществом. Червяков чихнул случайно, и ему незачем было винить себя. Он же, повинуясь стереотипам и страхам, преувеличил масштаб проблемы и раскаивался несколько дней подряд, причем совершенно искренне. Общество навязало ему это чувство, оно не было естественным, поэтому, как и любая масштабная аномалия, раздутый стыд привел к смерти героя.
Проблематика рассказа «Смерть чиновника» тоже достойна внимания:
- Основная проблема рассказа — чинопочитание. Герой настолько сильно был зависим от мнения генерала, что не мог представить себе дальнейшей жизни без его прощения. Преувеличенный страх неодобрения привел его к ранней смерти от нервного перенапряжения.
- Духовное рабство личности тоже является проблемой, поставленной Чеховым. Червяков — раб условностей и ритуалов, принятых в его среде. Он совершенно перестал быть личностью, быть человеком. Автор в названии произведения подчеркнул, что перед нами только чиновник, а не что-то большее.
Главная мысль
Основная идея произведения «Смерть чиновника» — показать, что чинопочитание в обществе переходит все границы разумного, и человек из-за чувства собственной неполноценности считает себя и свои действия заведомо недостойными. Строгая иерархия и собственные фобии доводят Червякова до того, что он перестает ценить себя и полностью погружается в деловую среду, где важны лишь титулы и суммы годового дохода. Вместо личности читатель видит раба, но его порабощение — не происки злобного деспота, а его собственная ошибка. Червяков унижается не под действием грубой силы, а ради сохранения своего статуса в обществе, ради материального преуспеяния. Это его выбор, а не жизненная необходимость, что безмерно возмущает автора.
Конфликт произведения — это конфликт главного героя с самим собой. Ситуация, которая была недостойна внимания, вдруг встала на первый план в жизни Червякова. В финале он делает попытку взбунтоваться и оставить генерала в покое. Внутренне он негодует на него. Но потом сдается и вновь плетется просить никому не нужного прощения. Рабство по собственной инициативе — вот смысл рассказа «Смерть чиновника». И от этого добровольного порабощения Чехов пытается нас предостеречь.
Чему учит?
Чехов показал актуальную проблему общества — лизоблюдство нижестоящих перед вышестоящими. Его вывод прост: надо выдавливать из себя раба, иначе жизнь будет ничтожной попыткой преуспеть, а сам человек — заложником общественной иерархии и своих собственных страхов. Лишиться места, в конце концов, не так страшно, как лишиться времени и сил на ту жизнь, которую Вы для себя избрали. Нельзя терять и предавать себя, что бы ни случилось.
Автор намеренно преувеличивает детали, так ситуация выглядит абсурднее, зато мораль в рассказе «Смерть чиновника» понятна каждому. Произведение учит всегда оставаться личностью, уважать себя, несмотря ни на что, ведь все мы — достойные уважения люди, независимо от чина, титула и общественного мнения.
Критика
Произведения А. П. Чехова трогают до глубины души. Он отлично передаёт общественный настрой того времени. Это отметили и современники автора. О рассказе «Смерть чиновника» писали многие известные люди:
«Чехов посвятил свой талант изображению общественного настроения своего времени. Его рассказы открывают нам тайные стороны души современного общества, ее недуги, ее безнадежность, ее апатию Прежде всего средний современный человек отличается болезненным, чисто нервным, беспокойством» (П. Н. Краснов, статья «Осенние беллетристы», «Труд», 1895 г., № 1, стр. 205—206)
Н. Лейкин: «Получил от Вас «Осколки московской жизни», получил рассказ «Смерть чиновника». И то и другое — прелестно.» (Н.Лейкин — А.П.Чехову, 29 июня 1883 г.)
Н. Ладожский (В. К. Петерсен): «…невольно заставляет улыбаться…» (Н. Ладожский (В. К. Петерсен), «Критические наброски», «Санкт-Петербургские ведомости», 1886 г., № 167, 20 июня)
С. А. Венгеров: «…психологическая и жизненная правда… Не умрет в действительности чиновник от того, что начальник в ответ на его чрезмерно угодливые и надоедливые извинения в конце концов крикнул ему „пошел вон“. Но забитость мелкого чиновника, для которого сановник в полном смысле слова какое-то высшее существо, опять-таки схвачена в этом шарже в самой своей основе. Во всяком случае, веселого в „юмористических“ шаржах Чехонте весьма мало. Общий тон мрачный и безнадежный…» (С. А. Венгеров, «Вестник и библиотека для самообразования», 1903, № 32, стлб. 1329)
Сам А.П. Чехов выразил основную мысль свое рассказа так:
Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. (А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу)
Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова (сочинение)
Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.
Так, в рассказе “Смерть чиновника” мы видим переосмысленный образ, и новаторство писателя состоит здесь в том, что этот маленький человек и генерал как бы меняются местами – теперь не начальник издевается над подопечным, а маленький чиновник докучает высокопоставленной особе. Да и сам генерал предстает перед читателем не в образе злого угнетателя, не дающего спокойно жить подчиненному, а, напротив, его образ дан Чеховым нейтрально. Писатель намерено делает такую перемену ролей, чтобы как можно ярче и выразительнее изобразить маленького человека. Червяков из “твари дрожащей” (пользуясь терминологией героя Достоевского) превращается в настойчивого человека, способного несколько раз обеспокоить генерала с просьбой извинить его за то, что “обрызгал вашество”. Он считает себя виноватым и требует от него наказания или упрека за свою оплошность. Червяков пять раз приходит извиняться и каждый раз удивляется и даже пугается тому, что генерал реагирует на его появление не так, как он ожидает. Маленький человек, следуя так называемым порядкам, которые, в его понимании, всегда должны существовать между лицом высокого чина и его подопечными, не может принять факт своей “безнаказанности”. Из-за такого стереотипного мышления Червяков не может перебороть в себе внутреннюю необходимость пресмыкания перед высокопоставленным лицом.
Но также как и Беликов, герой рассказа “Человек в футляре”, он в каком-то смысле даже доволен положением маленького человека. Эти герои живут той жизнью, которую сами себе создали и которая вполне соответствует их характеру и внутреннему миру. В этом и заключается маленькое счастье этих маленьких людей. Они следуют лишь своим личным убеждениям и не заботятся о том, как тот или иной их поступок отразится на судьбе окружающих их людей. Так, например, Беликов всю свою жизнь проводит как в футляре: носит темные очки, фуфайку, уши закладывает ватой, а когда садится на извозчика, приказывает поднимать верх. Также и зонтик, и часы, и перочинный нож находятся у него в футлярчиках. Дом Беликова символизирует собой идеал, который он всегда стремился воплотить в жизнь и создать вокруг себя: “халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло!”. Он не понимает, что в силу своих странностей держит в страхе весь город. Также и Червяков своим поведением сильно докучает генералу. Но просит он прощения не из-за угрызений совести и не из-за того, что посчитал свой поступок действительно дерзким по отношению к такому высокому чину. Червяков извиняется перед Бризжаловым из-за стереотипов, засевших в его сознании. Он, как и Беликов, опасается “как бы чего не вышло”, если эти стереотипы не будут повторены. В своих рассказах Чехов изобразил маленьких людей, не понимающих, что именно их характер и поведение, которыми они довольствуются и не стремятся развить от худшего к лучшему, делают их жизнь “маленькой” и (хотя и не по их специальному стремлению) нарушают спокойствие окружающих их людей.
Также в образах Беликова и Червякова присутствуют комические и трагические черты. Комичны настойчивость и пафос Червякова, с которыми он обращается с извинениями к Бризжалову. Трагичен образ Беликова – смерть воспринимается им не как возможность предстать перед богом, а как способ абсолютного воплощения его идеала. Поэтому в гробу у него было “кроткое, приятное, даже веселое” выражение лица, так как он все же оказался в “футляре”.
Чеховский образ маленького человека мы видим и в рассказе “Хамелеон”. Здесь новаторство заключается в изображении конфликта, или, скорее, в его фактическом отсутствии. Таким образом, предметом изображения оказывается сам маленький человек как личность. Необычным оказывается выбор основной детали, характеризующей главного героя Очумелова. Для его раскрытия Чехов использует большое количество повторений. Несколько раз меняется реакция Очумелова на происшествие, свидетелем которого он оказывается, в зависимости от ответа на вопрос: “Чья это собака?”. Таким образом, полицейский надзиратель представлен здесь как человек, с одной стороны, неподдающийся чужому влиянию, с другой – также обладающий стереотипом мышления. Для него все генеральское лучше “негенеральского”. На примере образа полицейского Чехов обыгрывает русскую поговорку: “Бросает то в жар, то в холод”. Очумелов постоянно просит своего подчиненного то снять, то надеть на него пальто, так как явно чувствует внутренний дискомфорт из-за неопределенности сложившейся ситуации.
Чехов переосмысливает образ маленького человека; к чертам, вызывающим жалость и сочувствие, он добавляет отрицательные качества, которые сам не приемлет. Это чинопочитание, ограниченность мышления. Такое новое освещение этого образа делает его более выразительным и заставляет еще раз задуматься над его сущностью.
Параллели с Гоголем и Державиным. Унижение маленького человека
Преодоление и развитие традиции, или Диалог с Державиным, Гоголем, Пушкиным. Фамилия Червякова здесь включается в контекст «большой» литературы — русской классики и перекликается с хрестоматийными строками Г.Р. Державина, который рассуждает о ничтожестве и вместе с тем величии человека:
Как видим, слово «червь» у Державина стоит в середине строки, и потому акцентируется не оно, а слово Бог (с мужским, твердым ударением), завершающее перечень свойств человека решительно и «окончательно» не только по смыслу, но и по интонационной невозможности опровержения заключительного слова.
Державин утверждает в итоге богоподобие человека, возможность и нравственную неизбежность преодоления пресмыкательства. Чехов акцентирует другое слово, вызывая у читателя неприятие героя рассказа “Смерть чиновника”, и тем самым — по принципу от обратного — так же, как и Державин, утверждает высокое начало в человеке. И после этого некоторые современные Чехову критики говорили об «отсутствии» у писателя нравственных идеалов?
Чехов здесь нарушает литературную традицию (начатую гоголевской «Шинелью») и по-новому трактует уже известную коллизию: “маленький” человек в столкновении с важным должностным лицом. Генерал в рассказе является второстепенным персонажем, он лишь реагирует на действия героя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны. О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Ясно одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них различные логика и понимание — диалог между ними невозможен.
Объект насмешки здесь — тот самый маленький человек, над которым столько слез пролила русская литература XIX века. Литература, тем более классическая, неизбежно порождает традиции, догмы. Одной из таких традиций было сочувствие маленькому человеку именно потому, что он «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный». Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп. Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа “Смерть чиновника”) о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чиноши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, человеческого достоинства.
Постоянное унижение входит в плоть и кровь «унижаемого», появляется потребность самоунижения. Чеховский чиновник даже страшится, что его могут заподозрить в нежелании унижаться: «Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам. не будет. »
Червяков страшен потому, что на нем, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система чиновничьего низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения:
«Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с. а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам. не будет.
— Пошел вон. — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон. — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и. помер».
Однако чеховский Червяков является не только принципиальным переосмыслением образа маленького человека, мелкого чиновника в гоголевском воплощении. Между ними есть и родство. У Н.В. Гоголя Акакий Акакиевич страдает не только, так сказать, «объективно», то есть не только потому, что является обладателем мелкого чина, но и (как и Червяков) в силу личностных, индивидуально-психологических причин: он сам отвел себе ту роль, которую играл (переписывал все положенные ему на стол бумаги, «не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право»). С Башмачкиным вместе служили и другие, занимающие такие же незначительные должности, но и они издевались над бедным чиновником, будучи развязнее и наглее его. Чехов доводит до абсурда акакиевскую безответность, переходящую в самоунижение. Башмачкин у Гоголя менее выпрямлен, ему свойственна объемность, у Чехова же Червяков взят с одной стороны, как сатирически обобщенный до высочайшей степени концентрации образ-модель, говоря чеховскими словами, «чиноша».
► Читать рассказ «Смерть чиновника»
«Мир «маленького» человека в маленьком рассказе «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство. Сюжет, жанр, хронотоп
«Мир «маленького» человека в маленьком рассказе «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство.
Сюжет, жанр, хронотоп.
Цель: развитие читательской культуры и понимание авторской позиции.
Результаты изучения предмета:
Личностные результаты:
– побудить учащихся задуматься о человеческом достоинстве.
Метапредметные результаты:
– умение слушать, рассуждать, комментировать, делать выводы;
– работать с текстом, находить в нём нужную информацию, перерабатывать её; владеть речью (монологической, диалогической);
Предметные результаты:
в познавательно сфере – умение анализировать рассказ, дать характеристику Червякову, понимать и формулировать тему, идею;
в ценностно-ориентационной сфере – дать оценку авторской задумки, высказать своё мнение;
в коммуникативной сфере – воспринимать на слух чтение рассказа, отвечать на вопросы по тексту, строить монологический текст;
в эстетической сфере – понимать, какую роль играет художественная деталь в создании образа.
Мультимедийная презентация, портрет Чехова.
Текст рассказа «Смерть чиновника».
Приложение 1. Рабочая карта учащегося (на каждого).
Приложение 2. Дополнительный материал (на парту).
Антон Павлович Чехов
Мир «маленького человека» в маленьком рассказе Чехова . Право на пресмыкательство
Иллюстрации к рассказу.
. Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?
Сюжет, жанр, хронотоп. Эпиграф к уроку.
Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом,
пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед
людьми. Среди людей нужно сознавать своё
А. Чехов – брату Михаилу
Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном писателе Антоне Павловиче Чехове. Мы вспомнили его биографию, анализировали рассказ «Тоска», были на экскурсии в Доме-музее . Таким образом, хоть на немного, но окунулись в мир писателя. Вы уже убедились, я надеюсь, что недаром говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно, где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…
Обратимся к его рассказу «Смерть чиновника».
На доске записаны ДВЕ ТЕМЫ УРОКА. Необычно…Я бы хотела, чтобы вы для себя в конце урока определили, какая тема для вас оказалась важнее.
Сегодня будем анализировать рассказ Чехова «Смерть чиновника».
. Что бы вы предложили для рассмотрения на уроке?(ответы учащихся)
ЦЕЛИ: На сегодняшнем уроке
· проанализируем рассказ, поговорим о сюжете его, жанре, хронотопе;
· дадим характеристику главному персонажу;
· отследим, как развивается тема «маленького человека» в произведении Чехова;
· ответим на вопрос: Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?
По мере работы на уроке вы заполняете карты, которые находятся перед вами.
Сегодня нам понадобится словарь к рассказу и дополнительный материал.
1. Какова же история создания рассказа «Смерть чиновника»?
(учащиеся рассказывают, пользуясь дополнительным материалом)
По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев (бывший директор московских театров). Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году в журнале «Осколки» с подзаголовком — «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».
II. Мотивация познавательной активности
. О чём это произведение? Название – «Смерть чиновника». Ваш прогноз: о чём пойдёт речь?
III. Формирование умений и навыков
1. Анализ эпиграфа к уроку.
(Учитель зачитывает строки)
Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
. Так писал Антон Павлович своему брату Михаилу. Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?
2. Переходим непосредственно к анализу произведения. Сюжет.
Ход событий в художественном тексте.
. Назовите сюжетные элементы?
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, развязка, эпилог.
Задание: Найдите и запишите сюжетные элементы в рассказе (запись в рабочих картах)
1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.
Задание: Составьте цитатный план рассказа (запись в рабочих картах)
1. «…Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и…чувствовал себя на верху блаженства».
2. «…нагнулся и…апчхи. »
3. «…старичок…старательно вытирал свою лысину…»
4. «Извиниться надо».
5. «Я извинялся, да он как-то странно…»
6. «Какие пустяки…»
7. «Генерал, а не может понять!»
8. «Пошёл вон. »
9. «…он лёг на диван и…помер».
ВЫВОД: Что нам дает такой расклад событий? Как всегда, у Чехова за простотой сюжета скрывается глубокий смысл. А познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею
3. Следующий этап: Хронотоп.
Хронотоп – время и пространство в художественном произведении.
Задание (групповая работа)
Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».
Время
Пространство
Один прекрасный вечер
. Какие особенности хронотопа вы заметили?
Всего три дня, чередование мест пребывания чиновника.
ВЫВОД: Что дал нам анализ времени и пространства в произведении.
· Происходит, как бы нанизывание сюжета.
· Мы видим так называемые страдания героя.
· Можно определить жанр произведения.
4. Жанр «Смерти чиновника»
. Каков жанр произведения? Дайте определение рассказа.
Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.
. Докажите, что это рассказ (ответы учащихся)
В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три героя, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.
Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.
Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.
(Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение)
5. Очень часто писатели используют в своих произведениях так называемые Говорящие имена.
. Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?
. Вспомните говорящие имена в произведениях русской литературы?
. Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (для Чехова генерал второстепенная фигура. Для него важен Червяков. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны)
Посмотрите на значения имён.
Иван (др. евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др. греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать
Иван. Бог даровал жизнь герою.
Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.
Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.
ВЫВОД: Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.
6. Ключевые слова
Задание. Выпишите ключевые слова(глаголы), создающие образ чиновника.
Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза.
Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз.
Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз. Понять – 1 раз
. Как они характеризуют Червякова?
По мере работы над образом Червякова на доске записываем характеристику.
· скромный чиновник, «маленький человек»
· чиновник не по роду службы, а по натуре
· отрекся от своего человеческого достоинства и т. д.
7. Творческое задание. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Составьте монолог генерала после смерти чиновника.
8. Интерпретация рассказа. «Маленький человек» Чехова
обращается к традиционной теме «маленького человека»
. Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»? Приведите примеры.
1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
2. Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.
. Червяков – «маленький человек»?
Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».
Чехов совершенно по-другому преподносит нам тему «маленького человека».
. Кто может сказать: в чем проявилось новаторство Чехова?
За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс. Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.
. О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?
Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.
Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам».
. Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой: «Это рассказ о СТРАХЕ. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер» (ответы учащихся)
Не в страхе дело. Червяков не понимает, почему генерал не обругал его. Ведь так ПОЛОЖЕНО. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.
. Зачем Червяков преследует генерала?
В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. Герой вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.
Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» умер оттого, что не был понят и удовлетворён в ПРАВЕ НА ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО.
. Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?
Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст, в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»). Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения.
. Как Чехов относится к своему герою?
В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности, резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника». В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.
. Какую тему вы запишете в свою рабочую карту? Почему?
. О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?
О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.
. Что делать, чтобы не стать таким, как чиновник Червяков?
“Смерть чиновника” Чехова
Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.
Поразительно, но эти ранние пробы пера ничуть не уступают зрелым произведениям уже состоявшегося литератора. Чехов вообще ценил лаконизм и неукоснительно следовал правилу «писать талантливо – то есть коротко». Он никогда не писал по-толстовски длинно, скрупулезно не подбирал слова, как Гоголь, пространно не философствовал, как Достоевский.
Чеховские произведения просты и понятны, «его Муза, – говорил Набоков, – одета в будничное». Но в этой гениальной будничности и заключается творческий метод прозаика. Именно так пишут по-чеховски.
Одним из примеров ранней прозы Антона Павловича является юмористический сборник «Пестрые рассказы». Он неоднократно редактировался самим автором. Большинство произведений стали хрестоматийными, а их сюжеты мифологизировались. Это рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Смерть чиновника» и другие.
История экзекутора Червякова
В 80-е годы Чехов активно сотрудничал с московскими и петербургскими печатными изданиями («Будильник», «Стрекоза», «Осколки» и другие). Талантливый молодой литератор, подписывавшийся именем Антоша Чехонте, выдавал десятки коротких смешных историй, которые пользовались большой популярностью у читательской аудитории. Свои истории автор никогда не выдумывал, а подсматривал, подслушивал в жизни. Любой анекдот он умел превратить в остроумный рассказ.
Однажды хороший приятель семьи Чеховых Владимир Петрович Бегичев (писатель, управляющий московских театров) рассказал занятную историю о том, как один человек случайно чихнул на другого в театре. Он так разволновался, что на следующий день пришел просить прощения за произошедший конфуз.
Над случаем, рассказанным Бегичевым, все посмеялись и забыли. Все, кроме Чехова. Тогда его воображение уже рисовало образы экзекутора Ивана Дмитриевича Червякова в наглухо застегнутом вицмундире и статского генерала Бризжалова из ведомства путей сообщения. А в 1883 году на страницах журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Смерть чиновника» с подзаголовком «Случай».
По сюжету блестящий экзекутор Иван Дмитриевич Червяков отправляется в театр, чтобы посмотреть «Корневильские колокола». В приподнятом настроении он усаживается в ложу и наслаждается действом на сцене. На минуту оторвавшись от бинокля, он окидывает блаженным взглядом зрительный зал и совершенно случайно чихает. Такой конфуз может произойти с каждым человеком и, прекрасный экзекутор Червяков не исключение. Но вот незадача – он обрызгал лысину впереди сидящего человека. К ужасу Червякова им оказывается статский генерал Бризжалов, что ведает путями сообщения.
Червяков деликатно просит прощения, но Бризжалов лишь махает рукой – пустяки! До самого антракта экзекутор сидит как на иголках, «Корневильские колокола» больше не занимают его. В перерыве он отыскивает генерала Бризжалова и рассыпается в извинениях. Генерал небрежно отмахивается: «Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же!».
Посоветовавшись с женой, на следующий день Червяков появляется в приемной Бризжалова. Он собирается пояснить высокопоставленному лицу, что чихнул не нарочно, без всякого злого умысла. Но генерал слишком занят, в спешке он несколько раз бросает, что это, право, смешно извиняться за такое.
Целый вечер бедный чиновник бьется над текстом письма для Бризжалова, однако изложить слова на бумаге не удается. Так что Червяков вновь отправляется в генеральскую приемную для личной беседы. Увидев надоедливого посетителя, Бризжалов затрясся и гаркнул «Пошел вон. ».
Тогда в животе у несчастного Червякова что-то оборвалось. В беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».
Новый «маленький человек»
В печатном варианте рассказ «Смерть чиновника» занимает всего две страницы. Но вместе с тем является частью масштабной панорамы пестрой человеческой жизни, которую рисует Чехов. В частности, произведение затрагивает проблему «маленького человека», которой очень интересовался писатель.
На тот момент эта тема в литературе была не нова. Она разрабатывалась Пушкиным в «Станционном смотрителе», Достоевским в «Бедных людях», Гоголем в «Шинели». Чехову так же, как и литературным предшественникам, были противны подавление человеческой личности, деление на чины и неоправданные привилегии, которыми пользуются сильные мира. Однако автор «Смерти чиновника» смотрит на «маленького человека» под новым углом. Его герой больше не вызывает жалости, он противен, потому что добровольно лебезит, заискивает и рабски пресмыкается.
Холодок в отношении к чеховскому чиновнику возникает с первых же строк рассказа. Добиться этого автору удается при помощи говорящей фамилии Червяков. Чтобы усилить комический эффект, писатель использует эпитет «прекрасный». Итак, в шикарной театральной ложе в застегнутом на все пуговицы и тщательно выглаженном вицмундире с изящным биноклем в руке сидит прекрасный экзекутор Иван Дмитриевич… и вдруг – Червяков! Совершенно неожиданный поворот событий.
Дальнейшие действия Ивана Дмитриевича, его комическая докучливость, мерзкое пресмыкание, чинопочитание и рабский страх только подтверждают его неблагозвучную фамилию. В свою очередь генерал Бризжалов негативных эмоций не вызывает. Он выставляет Червякова вон только после того, как тот в конец замучил его своими визитами.
Можно подумать, что Червяков умер от испытанного страха. Но нет! Чехов «умертвляет» своего героя по другой причине. Иван Дмитриевич просил прощения не из-за того, что боялся расправы со стороны генерала. На самом деле Бризжалов никакого отношения к его ведомству не имел. Экзекутор Червяков просто не мог действовать по-другому. Такую модель поведения диктовало его рабское сознание.
Если бы генерал наорал на Червякова в театре, высокомерно пристыдил или осыпал угрозами, наш экзекутор был бы спокоен. Но Бризжалов, вопреки своему высокому чину, отнесся к Червякову, как к равному. Привычная схема, по которой все эти годы жил Червяков, больше не работала. Его мир рухнул. Идея оказалась осмеянной. Жизнь для прекрасного экзекутора потеряла смысл. Именно поэтому он лег на диван и умер, не снимая вицмундира, который был для него главной человеческой характеристикой.
Чехов раньше своих современников решил расширить тему «маленького человека». Спустя несколько лет после выхода «Смерти чиновника» Антон Павлович писал своему старшему брату Александру (также литератору), чтобы тот прекратил описывать униженных и угнетенных коллежских регистраторов. По мнению Чехова-младшего, эта тема утратила актуальность и явно отдавала нафталином. Куда интереснее показать регистратора, который превращает жизнь «его превосходительства» в сущий ад.
Смерть главного героя
Больше всего писателю претила рабская философия, что на корню уничтожает зачатки человеческой личности. Именно поэтому Чехов без тени жалости «убивает» своего Червякова.
Главный герой для автора не человек, а машина с несколькими простейшими установками, а потому его смерть не воспринимается всерьез. Чтобы подчеркнуть комичную абсурдность происходящего вместо конечного «умер», «скончался» или «погиб» автор использует просторечный глагол «помер».
Абсурдный реализм Антона Чехова
После того, как рассказ «Смерть чиновника», появился в «Осколках», многие критики обвиняли Чехова, что он сочинил какую-то нелепицу. Ведь не может же человек лечь на диван и просто так умереть от огорчения! Антон Павлович лишь со свойственной ему добродушной насмешливостью разводил руками – рассказ не менее абсурдный, чем сама жизнь.
Еще один поучительный юмористический рассказ Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы. Как всегда, Чехов умело высмеивает людей, которые всегда знают, как и что нужно делать, стараясь выставить других – глупцами.
Рекомендуем прочитать краткое содержание рассказа Чехова “Размазня”, в котором изучается важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»
Позже биографы писателя нашли среди его личных бумаг письмо от приятеля из родного Таганрога. В письме говорилось, что городской почтмейстер пригрозил провинившемуся чиновнику отдать его под суд. Тот пытался попросить прощения, а после неудачи пошел в городской сад и повесился.
Несмотря на критические выпады современников, Чехов был не меньше реалист, чем Толстой и Достоевский, просто для описания действительности он использовал другие художественные инструменты – юмор, сатиру, иронию. Работая в малом прозаическом жанре, он не мог позволить себе роскошь пространных описаний и внутренних монологов. Поэтому в «Смерти чиновника», как и в большинстве других рассказов, образ автора отсутствует. Чехов не дает оценку поступкам своих героев, он лишь их описывает. Право делать выводы остается за читателем.
Источник