Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания

Почему к животным мы испытываем больше сострадания, чем к людям

Мы репостим фото потерянных собак и объявления о ярмарках «приютских» кошек, но спокойно скролим мимо объявлений, где разыскивают пропавших людей или собирают деньги на операции. Почему многие из нас готовы спасать животных, но игнорируют проблемы людей? Давайте разберемся в этом вопросе.

Потому что животные беззащитны, как дети

В мегаполисах и крупных городах прирученное животное уже давно не охранник и не пастух, а друг и член семьи. Людям нравится очеловечивать своих питомцев — наделять их манерами, мыслями и эмоциями, которые характерны для них самих. То, чем человек наделит своего питомца, к нему вернется самому. Осознавая это, человек хочет дарить тепло и ласку, чтобы получить их взамен.

В то же время домашние собаки и кошки, привязываются к хозяину и полностью зависят от него, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Ровно как дети. Только ребенок, вырастая, становится самостоятельным членом общества, а животное нуждается в заботе на протяжении всей жизни.

У человека от рождения есть потребность в заботе о ком-то. Животные помогают ее реализовать: мужчине или женщине проще найти собаку или кошку, которой нужна будет полноценная опека, чем человека, которому это будет нужно.

Когда «родители» бросают их на дачах, оставляют при переездах или «забывают» где-нибудь, они, не привыкшие к естественному отбору улицы, гибнут или пропадают без вести.

«Помочь беззащитному и одинокому существу — нормальное желание человека. Кошки и собаки менее всего защищены от нас, от людей, ведь все опасности для жизни бездомных и брошенных животных исходят от человека. Именно поэтому они вызывают сострадание и желание помочь, спасти», — объясняет Юлия Лындина, директор фонда «Собаки, которые любят» и волонтер в приюте для бездомных собак в подмосковной Щербинке.

Потому что беспомощные и больные животные не виноваты в своих бедах

В современном обществе индивидуализм стал нормой. Неосознанно признавая это, люди не жалеют бомжей и маргиналов, считая (отчасти справедливо), что жизнь на улице — их самостоятельный выбор, а лень и пороки — единственные причины, почему они остаются «на дне». Собаки и кошки не виноваты в своих недугах, равно как и в том, что у них нет дома. Это не их свободный выбор, а последствия действий жестоких людей или бессердечности экс-хозяев. Желание помочь искалеченной человеком собаке или подброшенному в подъезд выводку котят — это помощь тем, кому никто не поможет. И отчасти — попытка исправить то, что натворили тебе подобные.

«Человек устроен так, что помогает он только тогда, когда что-то вызывает яркие эмоции и при этом не важно, положительные или отрицательные, умиление это или ужас. Поэтому люди хотят помогать или щенкам, потому что все малыши беспомощны, и этим прекрасны, или болеющим животным, или животным с тяжелой судьбой и ужасной историей», — поясняет Юлия Лындина из фонда «Собаки, которые любят».

Потому что любить и сострадать животным проще, чем людям

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — известная цитата, авторство которой приписывают немецкому поэту Гейне. В обществе ею козыряют мизантропы и снобы, примеряют на себя владельцы собак и кошек — каждый на свой манер. Почему же людям иногда легче проявлять любовь и сострадание к животным, чем к представителям своего вида? Все просто — человек человеку далеко не всегда друг, товарищ и брат. А вот для питомца его хозяин всегда самый лучший.

«У многих из нас есть сложности в выражении чувств по отношению к другим людям. Есть страх быть отвергнутым, есть страх быть непонятным. К животным же проще проявлять свою любовь и привязанность. Животное тебя не отвергнет. Ведь они принимают нас такими, какие мы есть, невзирая на уровень образования, дохода или внешние данные, — рассказывает Ирина Прокопьева, практикующий психолог и преподаватель. — Так, забирая животное из приюта, многие закрывают зияющую пустоту в своей жизни, скрашивают одиночество. Многие не могут решиться — по разным обстоятельствам — на усыновление детей, но обретают счастье в жизни с „приютским“ животным».

Потому что животные лучше нас

Эта фраза не только красива, но и правдива. Дело в том, что иногда человек устает от общества, он видит только разные человеческие пороки. У животных по определению не может быть этих изъянов. Они не смогут навредить своему хозяину, как может навредить какой-то его знакомый. Животные не умеют предавать, завидовать, лгать или быть тщеславными. В человеческих глазах домашний любимец лучше, чем он сам, поэтому кошка или собака заслуживают лучшего отношения.

Читайте также:  Цитаты про ложные чувства

Источник

Почему к животным мы испытываем больше сострадания, чем к людям

Мы репостим фото потерянных собак и объявления о ярмарках «приютских» кошек, но спокойно скролим мимо объявлений, где разыскивают пропавших людей или собирают деньги на операции. Почему многие из нас готовы спасать животных, но игнорируют проблемы людей? Давайте разберемся в этом вопросе.

Потому что животные беззащитны, как дети

В мегаполисах и крупных городах прирученное животное уже давно не охранник и не пастух, а друг и член семьи. Людям нравится очеловечивать своих питомцев — наделять их манерами, мыслями и эмоциями, которые характерны для них самих. То, чем человек наделит своего питомца, к нему вернется самому. Осознавая это, человек хочет дарить тепло и ласку, чтобы получить их взамен.

В то же время домашние собаки и кошки, привязываются к хозяину и полностью зависят от него, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Ровно как дети. Только ребенок, вырастая, становится самостоятельным членом общества, а животное нуждается в заботе на протяжении всей жизни.

Когда «родители» бросают их на дачах, оставляют при переездах или «забывают» где-нибудь, они, не привыкшие к естественному отбору улицы, гибнут или пропадают без вести.

«Помочь беззащитному и одинокому существу — нормальное желание человека. Кошки и собаки менее всего защищены от нас, от людей, ведь все опасности для жизни бездомных и брошенных животных исходят от человека. Именно поэтому они вызывают сострадание и желание помочь, спасти», — объясняет Юлия Лындина, директор фонда «Собаки, которые любят» и волонтер в приюте для бездомных собак в подмосковной Щербинке.

Потому что беспомощные и больные животные не виноваты в своих бедах

В современном обществе индивидуализм стал нормой. Неосознанно признавая это, люди не жалеют бомжей и маргиналов, считая (отчасти справедливо), что жизнь на улице — их самостоятельный выбор, а лень и пороки — единственные причины, почему они остаются «на дне». Собаки и кошки не виноваты в своих недугах, равно как и в том, что у них нет дома. Это не их свободный выбор, а последствия действий жестоких людей или бессердечности экс-хозяев. Желание помочь искалеченной человеком собаке или подброшенному в подъезд выводку котят — это помощь тем, кому никто не поможет. И отчасти — попытка исправить то, что натворили тебе подобные.

«Человек устроен так, что помогает он только тогда, когда что-то вызывает яркие эмоции и при этом не важно, положительные или отрицательные, умиление это или ужас. Поэтому люди хотят помогать или щенкам, потому что все малыши беспомощны, и этим прекрасны, или болеющим животным, или животным с тяжелой судьбой и ужасной историей», — поясняет Юлия Лындина из фонда «Собаки, которые любят».

Потому что любить и сострадать животным проще, чем людям

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — известная цитата, авторство которой приписывают немецкому поэту Гейне. В обществе ею козыряют мизантропы и снобы, примеряют на себя владельцы собак и кошек — каждый на свой манер. Почему же людям иногда легче проявлять любовь и сострадание к животным, чем к представителям своего вида? Все просто — человек человеку далеко не всегда друг, товарищ и брат. А вот для питомца его хозяин всегда самый лучший.

Источник

МнениеПочему мы больше
сочувствуем животным,
чем людям

Что говорит о нас эмпатия к животным с точки зрения антрозоологии, психологии и социологии

Жестокое обращение с животными — проблема, о масштабах которой многие стараются не задумываться. В то же время отдельные случаи зверств в адрес зверей мощно освещаются медиа и вызывают бурный эмоциональный отклик, будь то история жирафа Мариуса, убитого в копенгагенском зоопарке, или льва Сесила, павшего жертвой охотника за трофеями. Все это наводит на мысль, что механизмы нашей эмпатии работают выборочно: мы по-разному реагируем на страдания котенка, коровы и бультерьера, а трагедия отдельно взятого человека или социальной группы может и вовсе оставить кого-то равнодушным. Элисон Настаси обратилась к специалистам в области социологии, психологии и антрозоологии и попросила их объяснить, как на наше восприятие страданий животных влияют представления об их функции в обществе, и как это связано с традицией обвинять жертву, если она человек.

Текст: Alison Nastasi, Hopes&Fears

профессор гендерной социологии
Университета Колорадо

Если вкратце, то всё зависит от того, какие животные, и какие люди. Уровень эмпатии, которую мы способны испытывать, зависит от наших представлений о невинности пострадавшего. Этому вопросу как раз посвящено исследование, которое мы провели с Арнольдом Арльюком и Джеком Левиным и которое было опубликовано в журнале Society & Animals. Мы исходили из предположения, что людей значительно сильнее трогают страдания животных, нежели страдания других людей. Арни и Джек провели эксперимент в Северо-Восточном Университете, предложив 240 студентам прочитать статью, якобы опубликованную в Boston Globe. На самом деле им раздали четыре разные версии текста об одном и том же происшествии: различались только детали, то есть пострадавшие. В первом случае это был взрослый человек, во втором — ребенок, в третьем — щенок, и в четвертом — взрослая собака. После чтения статьи участники эксперимента отметили уровень своего сочувствия по 15-балльной шкале. Выяснилось, что больше всего аудиторию тронула и опечалила история о ребенке, потом о щенке, потом о собаке и лишь в последнюю очередь о взрослом человеке.

Читайте также:  Отличного настроения тебе анимации

психолог, ассистент-профессор Университета
Де Поля, специалист в области антрозоологии
и предотвращения насилия над животными

Животные делают нас более человечными. Существуют исследования, подтверждающие, что некоторые люди способны испытывать большую эмпатию и более бурно реагировать на информацию о насилии над животными, чем над людьми. В частности, недавнее исследование социологов Арнольда Арльюка и Джека Левина предполагает, что мы становимся более бесчувственными к историям о человеческих мучений, в частности потому, что в новостях чаще делается упор на агрессоров и виновников преступления, а не на личные истории потерпевших. Это может быть одной из причин, почему люди гораздо более эмоционально реагируют на истории о насилии над животными — как, например, в случаях с убийством полугодовалого жирафа Мариуса в зоопарке Копенгагена или льва Сесила в Зимбабве. Вне зависимости от того, идет речь о животном или о человеке, люди всегда испытывают больше сочувствия к отдельной жертве, чем к целой пострадавшей группе.

Социальные конструкты являются ключами к пониманию всех типов насилия и реакций на него, будь то частная история издевательств одного человека над другим или социальное насилие в адрес социальной группы или животных. Восприятие уязвимости или невинности — важные факторы в формировании этих реакций. Из психологических и социологических исследований мы знаем, что чем больше мы идентифицируем себя с индивидуумом, у которого есть имя, лицо и судьба, тем большую мы будем испытывать эмпатию к нему и не позволять себе или попустительствовать насилию в его адрес.

В свою очередь, когда насилию подвергается целая группа «других» людей, мы предпочитаем психологически дистанцироваться и ограничиваем себя в эмпатии. Это называется «гомогенизация». То есть, когда агрессия направлена на «евреев» или «геев», слонов или морских котиков в целом — но не одного из них, — нам значительно сложнее переживать по этому поводу. По поводу того же льва Сесила в медиа звучали мнение, что если бы он был «просто еще одним львом», а не выдающейся особью, такой единогласной возмущенной реакции бы не было. Учитывая всё, что мы знаем об эмпатии и о важности восприятия жертвы как индивидуума, это похоже на правду. Более того, если бы убийца знал, что лев, на которого он нацелился, был «личностью», возможно, он бы не стал его убивать — если, конечно, у него не было психопатических отклонений, при которых неприменим среднестатистический образ мышления.

Люди всегда испытывают больше сочувствия
к отдельной жертве, чем к целой пострадавшей группе

Более того, путь предвзятого отношения к определенной группе с позиций превосходства еще дальше уводит нас от эмпатии и в сторону дегуманизации. Финальный когнитивный шаг навстречу насилию — это демонизация. К примеру, в истории с убийством льва Сесила, медиа позиционировали его убийцу как «врага народа». Это опасно и чревато тем, что люди ополчаются на абстрактный символ и перестают рассматривать эту ситуацию как поступок отдельно взятого конкретного человека.

На беглый взгляд, у этой истории есть очевидная жертва и убийца и всё четко делится на черное и белое. Большинство людей согласится, что охота за трофеями — чудовищная и порочная практика, как и множество других вещей, которые практикуют люди, причиняя большие мучения другим людям, а также нашей планете. Однако при ближайшем рассмотрении из-под простой морали вылезает множество куда более комплексных вопросов, таких как расизм, нищета, классовое деление, разница в восприятии страданий людей и животных и множество других факторов.

Психологи и социологи постоянно расширяют область знаний об эмпатии и взаимоотношениях людей и животных. К примеру, мы знаем, что людям, испытывающим проблемы с привязанностью и построением отношений из-за травм, нанесенных им в прошлом другими людьми, способно помочь общение с животными и любовь к ним. Осознание факта, что животные — разумные существа и они тоже испытывают страдания, делает нас более человечными.

президент Института животных и общества, редактор журнала «Общество и животные»

Разумеется, предположение, что страдания животных вызывают у нас намного больше возмущения, в целом ошибочное — учитывая, насколько общество равнодушно к мучениям многих животных и даже не признаёт их мучениями. Я говорю и о животных, взращенных на фермах и фабриках, чтобы украсить наши тарелки, и о тестировании косметики и лекарств на лабораторных подопытных — обо всех животных, которым отказано в праве жить в естественной для них среде обитания. Так что наше внимание и отзывчивость к страданиям братьев наших меньших крайне избирательна и в основном сводится к питомцам и отдельным представителям мегафауны — выброшенному на берег киту или тигру, ставшему жертвой браконьеров.

Одна из причин избирательной эмпатии, когда людей куда больше трогают страдания зверей, — отсутствие амбивалентности в отношениях людей и животных: моя собака не может мне ответить, однако часто наглядно демонстрирует свои реакции и ожидания. У меня нет причин сомневаться в ее преданности, хотя она зачастую ведет себя так же с другими людьми. Еще одно объяснение заключается в том, что история избирательного размножения и выведения пород животных-компаньонов привела к неотении — сохранению инфантильных и детоподобных черт во взрослом возрасте, вроде больших глаз или лба. В итоге животные-компаньоны вызывают у нас такие же отеческие и материнские инстинкты, как дети.

ассистент-профессор кафедры социологии Калифорнийского университета

С социологической точки зрения эту проблему лучше всего рассматривать и изучать в контексте того, насколько комплексны и противоречивы наши взгляды и суждения в отношении животных. В нашем обществе некоторые животные завоевали определенный статус и признание. Мой любимый пример — собака. В большинстве стран собак не рассматривают как еду, однако не во всех. Мы привыкли к тому, что собаки живут в наших домах, порой даже спят в наших постелях, а мы их кормим. А где-то собак используют для защиты от хищников и воспринимают как грязных созданий, которых нельзя пускать на порог.

Читайте также:  Двойственное чувство что это

Те же львы пользуются в нашем обществе уважением: это животные, наделенные мифом, которых мы с детства видим в зоопарке или цирке. Мы — некое обобщенное коллективное «мы» — придерживаемся мнения, что они не могут быть едой и на них нельзя охотиться. Львы освящены нашей особой протекцией, хотя кто-то может возразить, что их эксплуатируют для развлечения публики. Америка, как и многие другие страны, не является их естественной средой обитания, а демонстрация этих животных призвана услаждать человеческий взор. Но сам факт того, что протесты против эксплуатации животных в цирке всё еще актуальны, говорит о том, что консенсуса по этому вопросу пока нет и далеко не все согласны, что животных не стоит выставлять на потеху обществу. Это всё еще серая зона, в которую попадают многие другие виды: дельфины, киты, слоны и так далее. Более того, запутанность нашего отношения к животным подтверждается тем, что нам свойственно ставить некоторых животных иерархически выше других. К примеру, лось или корова вызовут одну реакцию, а лев — несколько другую, потому что для кого-то первые попадают в категорию потенциальной еды.

Принято считать, что животные по своей природе невинны, но нам не свойственно наделять подобной невинностью людей

Тут важно прояснить, что я имею в виду, говоря о «нас». Во всех обществах существуют негласные правила. Ряд этих правил кристально понятен всем, но некоторые куда более туманны и оставляют пространство для интерпретаций. Например, на каком расстоянии друг от друга нужно стоять в очереди? Или стоит ли сбрасывать человека со счетов после одного свидания? Ответы на эти вопросы у нас есть благодаря годам социализации через семью, друзей и медиа. И хотя порой мы даже не способны артикулировать эти правила, мы точно чувствуем, когда кто-то нарушает. Некоторые наши взгляды в отношении животных предельно просты: мы не едим своих питомцев, а также не занимаемся с ними сексом (хотя это, желательно, касается всех животных). Но некоторые куда менее прямолинейны. Должны ли мы использовать животных для развлечения? Должны ли мы есть животных? И если да, то каких и как надо их убивать? Нужно ли запретить охоту? На каких животных дозволено охотиться и почему охотиться на одних зверей — это нормально, а на других — нет? Все эти вопросы и взгляды вступают в бесконечное противоречие друг с другом.

Так почему же изображение страданий животных вызывает куда более бурный отклик и гнев, чем такие же изображения людей? Принято считать, что определенные животные по своей природе невинны и должны находиться под нашей защитой. Но нам не свойственно наделять подобной невинностью людей. «Мы» до сих пор привыкли винить жертву в ее злоключениях и страданиях. Мы признаём, что животные не «нарываются» на убийство, но почему-то отказываем в этом людям. И наши реакции на страдания людей напрямую вызваны нашими взглядами на понятие «жертвы» в целом, а также ее расы, пола, гендера или классовой принадлежности.

руководитель программы исследования коммуникации людей и животных
Института животных и общества

Несмотря на то, что отдельные случаи зверства в адрес животных (вроде застреленного льва Сесила, питбуля Кейтлин, найденной с заклеенной скотчем пастью, безымянных котят, которых швыряли об стену, кролика Аллана, убитого в прямом эфире датской радиостанции, и так далее) привлекают внимание медиа и вызывают единогласной ужас, это вовсе не означает, что люди в целом куда больше переживают за животных, чем за людей. Да, нам заметно проще возмущаться отдельными случаями жестокости, чем бесчисленным количеством животных, которые каждый год становятся жертвами человеческой жадности, тщеславия или бессердечности. Психологи доказали, что чем больше цифра погибших или пострадавших (неважно, людей или животных), тем меньше наше сочувствие. Мы обращаем внимание на отдельных жертв, потому что нам проще осмыслить такой масштаб бедствия. Но дело не только в цифрах.

Фокусируясь на частных историях жестокого обращения с животными (или, наоборот, духоподъемных историях их спасения и исцеления), мы «искупаем» собственное равнодушие к более масштабным бедствиям и позволяем себе не думать о систематических кошмарах, подстерегающих животных в нашем обществе. Более того, осмелюсь сказать, что медийное освещение каждого отдельного яркого случая на самом деле маскирует институализированную жестокость по отношению к животным, которая не просто творится каждый день, но в которой мы пассивно виновны своим безучастием. Мы любим есть мясо, хотим думать, что товары, которые мы потребляем, безопасны для человека (хотя даже тесты и медицинские эксперименты неспособны в полной мере это гарантировать), мы покупаем, разводим и продаем животных без малейшего волнения об их будущем. А часть из нас просто убивает животных из спортивного интереса. И наше возмущение или ярость по поводу одного отдельно убитого зверя никак не поможет.

Источник

Оцените статью