Победа моих учеников это радость

Моим ученикам посвящается

Мои ученики, я Вас люблю!
Я счастлива, что мы творили вместе!
И я сто раз судьбу благодарю
За то, что вас учить дала мне чести.
Не все из вас пошли моим путём,
Но это и не важно, априори:
А важно то, что мы всегда живём
Воззреньями единых категорий.
Вы думаете, Я учила Вас?
Я лишь делилась тем, что Вы не знали…
А Вы – давали больше мне подчас:
Друг друга мы в процессе воспитали.
Вся жизнь моя в кругу из Ваших глаз:
Ни оступиться, ни расслабиться, ни скрыться.
И то, что представляю я сейчас –
Заслуга Ваша, стоило трудиться…
Чтоб воспитать в Вас прилежание и труд —
Немало и себя пришлось заставить.
И на себе и пряники, и кнут
И испытать, и вынесть, и прославить.
Чтоб веру Вам в победу укрепить –
Сама к победе я неслась отважно.
Не ради славы! Чтобы вдохновить
Учеников на выбор в жизни важный…
Я научилась видеть ради Вас
То, что без Вас мне было не доступно.
Возможно, мою душу как-то спас
Пример достойных ученических поступков.
И глядя на своих учеников,
Горжусь, что мне пришлось быть рядом с Вами.
Букет моих неведомых грехов
Растоптан нашими совместными шагами.

Да не бойтесь вы этого страшного слова – педагогика. Слово страшное и наука нелепая: как можно научить любить? Нет такой науки – педагогика. Есть наука – любовь.
Если Вы любите мир, который Вас окружает, Вы обязательно дождетесь взаимности! В мире есть что любить! В мире есть кого любить!

Педагогика — это такая скучная дисциплина в педагогических вузах, что студенты порой кривятся от её догм, постулатов, дидактики, целей, задач, содержания, ожидаемых результатов. Им, студентам, ещё вчерашним детям, всегда непонятно: зачем сравнивать педагогов Спарты и Афин с Кириллом и Мефодием, Дидро и Вольтера с Макаренко и Сухомлинским, Монтессори с Элькониным, Крупскую с Заньковым? Им, студентам, совершенно непонятны психолого-педагогические задачи, которые необходимо решить на контрольном срезе за 15 минут, потому что у них, вчерашних детей, совершенно ещё нет жизненного опыта. Они могут сделать это только по образцу (как делала мама или учительница в школе), но не у всех (далеко не у всех из них!) были идеальными педагогами родители или школьные учителя. Есть ли смысл учить их педагогике? На мой взгляд, гораздо больший результат и смысл — учить любви. Её так не хватает в современной школе. Да и настоящих педагогов — не хватает.
Настоящий педагог — это человек, который. прошёл жизненный путь. Падал, ошибался, раскаивался, разочаровывался, поднимался, снова шёл, и не уставал при этом любить. Воспитал (или не сумел воспитать) сотни душ, плакал над каждой, и смеялся вместе с ними. Умел прощать. Умел учиться у своих учеников. Умел воспитывать незаметно (не учил грамоте, счёту и письму, а учил любить учиться).

Не сделаю открытие: у педагога нет любимчиков, он одинаково любит и учит всех детей. Но почему-то проходит время, и кого-то из бывших учеников мы невольно забываем, о других говорим с сожалением, а про кого-то вспоминаем чаще других, и рассказываем о них последующим поколениям. И вовсе не обязательно этим самым памятным и незабываемым ученикам становиться во взрослой жизни выдающимися людьми. Они обычные, такие же, как и все, только чуточку добрее, отзывчивее, и смотрят на окружающий мир влюбленными глазами. За многие годы работы учитель видит очень разных учеников. Мимо проходят – тысячи. Шагают рядом – сотни. А в сердце остаются – только некоторые. Чаще всего это те ученики, личности которых «рождались» на ваших глазах.

Читайте также:  Лечение запоров при депрессии

В общем, перелопатив за свою жизнь тонны педагогических трудов, ненавидя педагогику как науку, бросая её, и вновь к ней возвращаясь, мы, сами того не замечая, становимся хорошими педагогами, только тогда, когда у нас появляются внуки (не важно — родные ли, или дети Ваших учеников, пришедшие снова к Вам).
Не претендуя на уникальность, замечу, что наибольшее влияние на педагогическую практику моего окружения (семьи, друзей, коллег и меня лично) оказали такие великие педагоги, как:
— Иоганн Генрих Песталоцци, с его принципом природосообразности (с ним мы познакомились ещё в студенчестве, на лекциях по педагогике, и смело воплощали его идеи в педагогической практике студентов);
— Борис и Елена Никитины со своей методикой закаливания и физического развития (это когда у нас или наших друзей и коллег появлялись собственные дети в 80-х);
— Владимир Иванович Вернадский, с его принципом культуросообразности и учением о ноосфере (о нём широко заговорили в педагогике 90-х);
— Шалва Александрович Амонашвили с его принципами гуманной педагогики (личное знакомство в 2000 г. оставило незабываемое впечатление и колоссальнейшее влияние на многих моих единомышленников, и на меня в том числе).
Как видите, Макаренко среди них нет 🙂 Не потому, что его педагогика хуже или лучше. Пантелеевская «Республика ШКИД» была прочитана ещё в школе, примерно классе в шестом-седьмом. (Я это к тому пишу, что многие, услышав слово «педагогика» немедленно ассоциируют его со словом «Макаренко», как будто бы других педагогов и не существует вовсе). Но поколение нынче — совсем другое. И чтобы воспитывать учеников, хорошо бы запастись всем арсеналом методик, рекомендаций, советов, и не в виде научных статей, а в виде простых рассказов из жизни. Кому-то — подойдёт спартанский стиль воспитания, а кто-то требует к себе индивидуального подхода. Менять методики и стили, переворачивать с ног на голову все свои и не свои педагогические приёмчики, меняться самому — то становиться непримиримым, требовательным и грозным, то докучливым занудой, то бесшабашным и беспечным вожаком-сорвиголовой, то старшим приятелем, заговорщиком с секретами и тайнами, то.
Как и многие выпускники педагогических вузов, получая диплом, мы, конечно же, не собиралась быть ни учителями, ни педагогами. Ну, как минимум, композиторами или учёными :-).
Но кем бы Вы не стали по жизни, педагогом Вам всё равно придётся стать, как ни крути, особенно, после рождения собственных детей.
За много лет путешествий выработалась стойкая привычка — писать походные дневники. Перелистав их, спустя десятилетия, мне стало ясно, что эти записки могут быть интересны всем, кто воспитывает детей. Иногда — глупые ошибки, иногда — везение, иногда — бесполезный, казалось бы, труд, иногда — беспомощность, иногда — непонимание и боль, иногда — радость сотворчества, иногда. Да много разных иногда. Но чаще — дети воспитывают нас, а не мы их.
Стоп. Многие из молодого поколения сейчас спросят: а причём тут педагогика? Ведь в последнее десятилетие в школе происходит всё больше заметный «крен»: теперь на первом месте стоит образование, а воспитывать школе стало некогда. «Вести ребёнка по жизни» (а ведь именно это означает слово «педагог») стало некому. Все заняты «вдалбливанием» знаний в головы детей. А воспитание — теперь удел только родителей. А если родители не могут? Не хотят, не умеют, не считают нужным, или им самим требуется воспитание? А если родителей нет? Бедное поколение. Остаётся только уповать на систему дополнительного образования (кружки, секции, клубы по интересам), там ещё пока не существует ЕГЭ, нет гонки образовательных программ и подгонки мозгов детей под общий стандарт. Там ещё пока педагоги могут позволить себе уделить внимание душам детей.

Эту книгу я посвящаю всем своим младшим друзьям, с которыми мы вместе ходили в походы. Даже не туристам. Даже не музыкантам. Даже не школьникам, и даже не студентам. Даже тем, кто не считает себя моим учеником. Пусть она станет пособием по приобретению педагогического опыта на чужих ошибках, а не на своих, а если найдёте здесь что-то удачное — используйте и повторяйте (или не повторяйте!)

Читайте также:  Эмоциональное благополучие ребенка 3 4 лет

Источник

«Мой личный успех — в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.
статья (3 класс) по теме

Учитель! Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!

Скачать:

Вложение Размер
moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой личный успех — в успехе моих учеников».

Учитель! Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на многие жизненные вопросы.

Что значит быть учителем? Педагогом?

Когда звучит этот вопрос, то большинство людей выдают огромный список качеств идеального человека. Но разве бывают идеальные люди? Учителя так же, как и все, люди неоднозначные, имеющие свои сильные и слабые стороны, таланты, недостатки, достоинства. Но есть, на мой взгляд, несколько качеств, характеризующих настоящего учителя.

Прежде всего, это стремление к самосовершенствованию. Учитель постоянно испытывает внутреннюю потребность работать над собой.

Ещё одно важное качество — это -искренность. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Каждый человек иногда бывает излишне раздражительным и в результате может допустить несправедливость в отношении к ребенку.

Я убеждена — миром правит Любовь! Я часто слышу фразу: «Педагог должен любить детей!» И дети чувствуют твою радость их успехам, твоё огорчение их неудачам. Но ведь дети все разные и способности у них тоже разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться — высокая миссия учителя.

Мои педагогические заповеди:

Принимать ребёнка таким, каков он есть.

Природа человека сильнее, чем воспитание. Природа — это корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. И, поэтому, исходная позиция педагога в этом вопросе — доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних духовных сил, чтобы на этом фундаменте они смогли заняться самосовершенствованием.

Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении.

Справедливость для педагога — критерий профессионализма. Для ребёнка справедливость — условие защищённости, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым — это, значит увидеть победу, самую маленькую, даже простое старание каждого ребёнка. Если победу не над другими, то над самим собой — вчерашним. Педагогу очень важно уметь удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.

Я – учитель, учитель начальных классов. Сложна и многогранна работа учителя. Сколько надо знать и уметь, чтобы найти подход к каждому ученику, ведь ребёнок – это личность! Вот этой сложной работе я посвятила всю свою жизнь. Мой выбор не случаен. Ещё в детстве любила изображать учителей. Все мои игры были связаны со школой: проверка тетрадей, заполнение журнала, попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам, а затем и подругам).

Первые шаги к постижению педагогического мастерства были нелегки: пришлось столкнуться с массой трудностей.

Каждое утро, подходя к школе, чувствую, как внутренне преображаюсь, уходят прочь личные проблемы, отодвигаются заботы, готовлюсь к встрече с детьми, и настроение поднимается.

А дети есть дети, хотят всё знать, задают много вопросов. Отвечая на них ребятам, обучая их, я учусь у них сама, ведь в совместном творчестве рождается истина.

Тридцать лет назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Часто сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе?» Это ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Каждый ребёнок талантлив по – своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть. «Молодец!», «Умница! «Я тобой горжусь!» — эти высказывания укрепляют доверительное отношение ученика к учителю. И самой большой наградой является благодарность моих учеников.

Я горжусь тем, что мой труд не пропадает даром, т.к. мои ученики идут по моим стопам. Моя гордость – моя ученица, а ныне моя коллега Ася Анатольевна — учитель английского языка.

Воспитание начинается в семье. Ещё В.Сухомлинский сказал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Считаю, что школа и семья должны быть взаимосвязаны. Совместную работа с родителями начинаю на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе или только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

Работа с родителями предполагает определённые трудности. Но эта работа дают свои результаты: родители начинают прислушиваться, понимать, что у каждого ребёнка свои способности. У кого — к математике, у кого — к языкам, кто-то великолепно поет, танцует. Заставляю родителей задуматься: почему во многих семьях эти способности не получают дальнейшее развитие? Вместе приходим к выводу, что причина в том, что, взрослые недостаточно уделяют времени, внимания и любви малышам. Порой вслух обсуждают темы, вовсе не предназначенные для детских ушей.

В моём арсенале много форм совместной работы с родителями: праздники, конкурсы, походы, общешкольные мероприятия, в которых принимают участие родители и дети.

Пять лет назад заболела компьютером. Поняла, что необходимо познать самой и приобщить своих ребят к миру информационных технологий. Началась серьёзная работа по самообразованию, учёба на курсах по освоению компьютера и применения его в учебной деятельности. Сегодня любимые уроки для меня и моих воспитанников в расписании – уроки информатики. Так же применяю информационные компьютерные технологии на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, истории. Широко использую компьютер при проведении внеклассных мероприятий, родительских собраний.

Применение компьютера на уроках в начальной школе открывает много возможностей.

Благодаря новым информационным технологиям усвоение учебного материала проходит на достаточно высоком уровне. Мои учащиеся являются постоянными участниками международных конкурсов «Медвежонок» и «Кенгурёнок».

Мне повезло. Моими наставниками были опытные педагоги – мастера своего дела: Кипкеева Фатима Зекерьяевна,Джерештиев Асланбек Османович, Байрамкулова Айшат Манафовна. И сейчас на моём пути умные, неравнодушные, творческие люди. Общение с ними помогает мне становиться мудрее и опытнее.

Я считаю, что самое важное в моей профессии – глубокое уважение к личности каждого ребёнка.

Давайте будем доставлять

Детям радость общения с нами.

Учить писать, стихи читать,

Жить беспокойно и правдиво.

И непременно каждый день

Встречать как радостное диво.

И если можно выразить мою педагогическую философию

одной формулой, то эта формула такова: «Мой личный успех — в успехе моих учеников».

Источник

Читайте также:  Что такое томное настроение
Оцените статью