конспект занятия на тему «пейзаж настроеения»
Пейзаж-настроение — как отклик на переживания художника. Целью занятия является передача с помошью цвета и формы настроения и состояния автора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_konspekt.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему:
Автор: Грыдина Эльза Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Цель занятия: создать условия для развития у учащихся способности к эмоционально-ценностному восприятию природы.
Задачи: — учить передавать свое настроение с помощью цвета;
— совершенствовать технику работы различными художественными материалами;
— способствовать формированию знаний и навыков,
— развивать творческое воображение;
— воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Тип занятия: проблемное занятие-образ
Предполагаемый результат: осознание учащимися важности эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.
Оборудование: репродукции картин художников, карточки-настроения.
Словарь: колорит, импрессионизм, пейзаж-настроения, пленэр.
Материалы: краски, кисти, бумага
Проверка готовности класса к уроку. На доске размещены карточки-настроения.
Учитель предлагает учащимся взять карточку-настроение по своему ощущению настроения на данный момент.
— Почему каждый из вас выбрал именно эту карточку?
— Почему у вас такое настроение?
Примерные ответы детей:
Эта карточка лучше всего отображает моё настроение.
— Можно ли поделиться своим настроением со своими одноклассниками?
Примерные ответы детей:
2. Формулировка проблемы.
— Каким способом можно это сделать?
Примернве ответы детей:
— Какой рисунок лучше всего передаст настроение?
Примернве ответы детей:
Давайте посмотрим пейзажи художников и определим, какое настроение хотели передать художники на этих полотнах.
Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката – зыбкие и тонкие изменения в природе – приходят в искусство пейзажной живописи.
- Анализ способов решения проблемы.
В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось новое направление – импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать пейзажи прямо на воздухе. Он создавал целые живописные циклы – серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях, и в разное время суток. (К.Моне «Впечатление. Восход солнца». Масло. Франция. XIX в.; П.Синьяк «Жёлтый парусник». Масло. Франция XIX в.)
У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени смешивать краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов заботясь о правде общего впечатления. Именно в это время вошло в употребление выражение «пейзаж настроения». Это значит, что художник тонко чувствует цветовые отношения, вызванные в природе освещение, временем суток и состоянием воздуха, научился воссоздавать их на холсте.
— Какие чувства вызывают в вас эти полотна?
Примерные ответы детей:
— Печальное, меланхолическое, сонное, задумчивое, грустное.
— Радостное, веселое, оптимистичное
4. Формулировка задания.
Вам предстоит создать пейзаж – передать утреннее или вечернее состояние природы. В начале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления.
Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую среду – общее колористическое настроение.
И только потом надо вписать туда деревья(ближние и дальние), дорогу, облака в небе…Утром светло и прохладно, краски не яркие, нежные и холодные – розовые и голубые, ночные сумерки уходят вместе с молочно-белым, бежевым или серебряным туманом. А вечером наоборот: и земля, и облака освещены теплом, и наступают густые синие и фиолетовые тени. Освещенная зелень приобретает оранжевый и даже малиновый цвет. Солнце освещает кроны и стволы, дорогу. Облака в небе. Свет бывает ярким и мягким, его сила определяется контрастом тона (темное-светлое) и контрастом цвета (теплое-холодное). Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладете краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение пейзажа.
— Какие выразительные средства живописи вы будете использовать?
Примерные ответы детей:
— Колористическое построение композиции, перспектива, контраст цвета, контраст тона, характер мазков.
5. Самостоятельная работа.
Индивидуальные консультации учащихся при возможных затруднениях в процессе работы.
Выставка работ учащихся и их анализ по проблеме урока.
Учащиеся защищают свои работы, связывая их с проблематикой урока, и с тем, какую карточку-настроение они выбрали в начале урока.
— Получилось ли у вас передать своё настроение в рисунке?
— Какими выразительными средствами вы добились передачи настроения?
Примерные ответы детей:
— Да, разное настроение.
— С помощью цвета.
— С помощью различной техники.
— С помощью света, ритма, композиции.
7. Подведение итогов, домашнее задание.
- Изобразительное искусство . 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков/ авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-132 с.: ил.
- Художники пейзажисты. Энциклопедия живописи для детей. Белый город, Москва, 2008
- Шедевры Русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, Москва, 2006
Источник
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами
Наиля Насибуллина
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами.
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относят к числу приоритетных. Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В данном документе в содержании образовательной области «Речевое развитие» выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
СЛАЙД 2 (Щелчок, щелчок)
Тема моего выступления: «Развитие связной монологической речи у дошкольников в процессе обучения описанию пейзажных картин»
Как известно, монологическая речь — это речь одного лица, выражающего свои мысли, устанавливающая свою композицию и структуру.
В психолого-педагогических исследованиях под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, а именно ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная живопись. (Щелчок)
Для того, чтобы изучить данное средство развития речи, следует знать значение термина «пейзаж».
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось незамеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.
«В пейзаже должна быть история души.
Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам»
Пейзаж обычно изображает открытое пространство, в нём, как правило, представлено изображение водной или земной поверхности.
Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные, преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций, но вызывают у детей личные ассоциации, оживляют впечатления, помогают составить рассказ.
Пейзажные картины показывают детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях (ледоход, сенокос, отлет птиц и др.).
Виды живописного пейзажа:
• Первозданный природный пейзаж — леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской);
• Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;
• Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду — здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки — его иногда выделяют отдельно;
• Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, мостов и т. д. ;
• Космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.
• Исторический пейзаж — изображение местности в определенную эпоху.
По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанром литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
• Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы («Золотая осень» И. Остроухова, «Грачи прилетели» А. Саврасова).
• Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Это — клубящиеся облака, озаряющие закаты (И. Айвазовский «Волна»).
• Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы (И. Шишкин «Лесные дали», А. Васнецов «Родина»).
• Героический пейзаж — здесь природа предстает величественной, торжественной (высокие горы, могучие деревья, гладь океана. Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.
• Драматический — предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства (И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Болото»).
Рассматривая с детьми пейзажные картины, педагог,
во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла;
во-вторых, воспитатель пробуждает у детей интерес к пейзажной живописи, расширяя при этом их представления о природе в целом, и обогащая тем самым словарь детей.
В- третьих учит детей описывать картину, выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.
В- четвертых задает вопросы, которые, прежде всего, должны заставить детей «по-новому взглянуть на картину: не механически отмечать в ней все изображенное, а пытаться увидеть главное, интересное с точки зрения художника».
При рассматривании картины необходимо и поясняющее слово педагога. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углубляет восприятие. Однако постоянные объяснения затрудняют восприятие, смазывают впечатление от произведения. Педагог всегда должен помнить об этом.
Существует основная методика рассматривания и описания репродукций художественной живописи, разработанная Н. М. Зубаревой. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть изображенного, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей.
Рассмотрев и проанализировав различные подходы по использованию пейзажной живописи в развитии связной монологической речи, нами были определены основные требования к выбору соответствующего жанра произведений.
Картина обязательно должна быть
высокохудожественной, при этом доступной для детского взгляда по изображению и содержанию;
быть интересной, понятной и предполагающей воспитательное значение; проявляющей положительное, сочувственное отношение ко всему живому и неживому в окружающем мире;
немногоплановой, простой по композиции, яркой по цвету, без лишних деталей – это обеспечит доступность восприятия
В методике развития связной монологической речи прописывается большое количество методов и приемов по использованию пейзажных репродукций. Именно от того, какими методами и приемами будет пользоваться педагог, зависит действенность работы с пейзажной живописью.
Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о картине
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитиюмыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и так далее). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Восприятие художественной литературы, которая богата своим познавательным материалом, описывающая природу — служит речевым образцом.Например: рассказы В. Бианки, М. М. Пришвина, Е. Чарушина. Или стихотворение Листопад Ивана Бунина
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Он развивает умение детей как бы войти в картину, вспомнить о похожих предметах и явлениях, виденных в жизни, придумать, что бы они увидели, услышали, если бы «как будто пришли на эту полянку», «в этот лес», «к этой речке». Так дети приучаются использовать свой опыт, у них развивается творческое воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, то есть происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. В этом случае предполагается прослушивание не только высокохудожественных произведений, но и простых по содержанию мелодий. Например, различные звуки природы. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот прием называют введением в воображаемую ситуацию. Смотреть пейзажные картины лучше сразу после экскурсии, наблюдения. Например, в ходе беседы после прогулки в зимний лес или парк можно рассмотреть с детьми картину К. Ф. Юона «Русская зима». Пейзаж, написанный художником, соответствует тому, что ребята видели на прогулке, — заснеженные деревья, замерзшая река, крыши домов, покрытые снегом. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины.Дети вспоминают прогулку: «Как мы видели, только домики маленькие»; «Наш парк тоже был в снегу»; «Красиво, как в нашем парке».С помощью воспитателя уточняются и вводятся в активный словарь образные слова и выражения: иней, сверкать, блестеть на солнце, снег покрыл землю теплым одеялом и др.
Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.
Примерная последовательность таких занятий:
1) рассматривание картины с заключительным рассказом воспитателя по ней;
2) составление детьми описательного рассказа по картине;
3) сравнение разных по настроению пейзажных картин и составление рассказов по ним (например, сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники»);
4) составление описательных рассказов по небольшим пейзажным картинкам (занятие проводится по типу «Устроим выставку «Зима — лето», «Устроим выставку «Времена года»).
Еще одним действующим приемом является рассматривание не одной картины, а двух, причем разных художников, но на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает дошкольнику увидеть различные приемы выражения замысла разных авторов.
В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть использованы такие репродукции картин,как: «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Аленушка» В. Васнецов, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» Иван Иванович Шишкин, «Золотая осень», «Март» И. Левитан и многие другие интересные композиции.
Н. М. Зубарева отмечает, (ЩЕЛЧОК) что рассматривание пейзажей, (ЩЕЛЧОК) рисование пейзажей, (ЩЕЛЧОК) играя в дидактические игры на тему «Пейзаж» способствуют развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др., дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление.
Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная картина является эффективным средством развития связной монологической речи, так как живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок дошкольного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения.
Источник