Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине — основа воспитания гражданина.
статья
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.
Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом
Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patrioticheskogo_soznaniya.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине –
основа восп и тания гражданина.
« Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные ценности.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях как составная часть процесса социальной адаптации и становления личности, требует новых подходов к её решению. События последнего времени подтверждают, что постепенная утрата духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков: получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству в целом.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.
Слово «патриотизм» означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется.
Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и её народу, принадлежности, причастности к ее прошлому, её культурному наследию. Задача воспитать в человеке любовь к Родине ставилась во все времена, и начинать работу над воспитанием патриотизма , как важнейшего духовного состояния личности, надо уже с дошкольного возраста и продолжать её в школе, учитывая возрастные особенности детей и характер изучаемого материала.
Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом
Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.
Процесс патриотического воспитания в специальной коррекционной школе не лёгкий, и его результат не так ощутим, как в массовой школе, так как осложняется рядом психофизических особенностей, присущих детям с ОВЗ. Таким детям нужно больше времени, чтобы усвоить нормы и правила поведения в обществе, усвоить такие понятия как любовь к родному дому, семье, школе, Родине.
Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.
- Духовно-нравственное , которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
- Историко-краеведческое , направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое . воздействующее через систему мероприятий на формирование правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Спортивно-патриотическое – направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужественности.
- Экологическое воспитание – направлено на формирование у воспитанников чувства гордости за родную природу, за чистоту и красоту родного края, а также нравственной оценки таких понятий как экологическая ответственность и экологическая культура.
Педагоги нашей школы используют эти направления в своей работе, успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования и т. д.
Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом: заниматься в различных секциях и кружках школы, дворцах детского творчества, в школьных творческих объединениях. Тем более, что в нашей школе для этого созданы все необходимые условия. Большую роль в работе нравственно-патриотической направленности играют уже сложившиеся в нашей школе многолетние традиции:
- проведение информационно-образовательных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и с участниками блокады Ленинграда, с сотрудниками Музея боевой и трудовой славы г. Саратова, которые представили вниманию наших воспитанников планшетную выставку «Достойны звания Героя», посвящённую героям – саратовцам, которые внесли свой вклад в общую победу в Великой Отечественной войне, а также информацию об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны;
- ежегодные поздравления и выступления наших воспитанников с концертами перед ветеранами войны и труда в Доме престарелых;
- сбор материалов о судьбе своих предков, родственников — участников ВОВ, знакомство с семейными реликвиями, составление генеалогического древа семьи (в рамках общешкольного проекта «Моя семья»);
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и презентаций в библиотеке и по классам; месячников «Я — гражданин России» ( были организованы циклы бесед, просмотры презентаций, выпуск стенгазет, где ребятам рассказывали о государственной символике России, о главном Законе РФ — Конституции, о правах и обязанностях граждан, а также о символике городов Саратова и Энгельса);
-проведение мероприятий и спортивных соревнований, посвящённых великим праздникам (школьные концерты и спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества);
- посещение краеведческих музеев, театров, храмов Энгельса и Саратова, где ребята знакомятся с историей нашего края, с его природными особенностями;
- экскурсии на различные предприятия города;
- знакомства с памятниками края, историческими названиями улиц нашего города:
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников народов Поволжья;
- работа школьного факультатива по патриотическому воспитанию «Мой дом — Россия;
— изучение обычаев, традиций, праздников своего народа (например, при проведении общешкольных праздников «Широкая Масленица», «Рождественские встречи»);
- уроки истории, литературы, обществознания, православия;
- часы речевого общения, где изучаются темы: «Наша Родина» и «Мой родной край»;
- проведение мероприятий и акций по экологическому воспитанию: «Береги планету Земля» (участие воспитанников в конкурсах рисунков «Портрет Волги», в фестивале «Экологический калейдоскоп», проходящем в рамках областного проекта «Тропа доброты», посвященного Международному Дню Земли , участие в экологических акциях «Сделаем наш мир чище»);
- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
- школьный лекторий в форме информационно-образовательных часов (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками) и т.д.
- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- проведение общешкольного конкурса «Лучший класс года»;
-встречи со студентами саратовских вузов, со слышащими сверстниками школ города, со знаменитыми спортсменами нашего города, с работниками Центральной библиотеки;
- выступления наших творческих коллективов на концертных площадках Энгельса, Саратова и других городов России.
Участие наших ребят в таких коллективных мероприятиях способствует формированию у них социального опыта общения с разными людьми, усвоению ими ценностей, установок и норм поведения, характерных для данного общества.
В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в школе проводится цикл мероприятий, посвящённых этой дате: марафоны знаний об истории Великой Отечественной войны, викторины и классные часы, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, членами общественных организаций «Боевое братство» и «Часовые Родины», с героями , пережившими блокаду и освобождавшим Ленинград. На встрече с ребятами председатель секции блокадников Ленинграда при областном и Энгельсском советах ветеранов Клеймёнова А.М. рассказала о жизни в блокадном городе.
В школе начала работу комната «Боевой славы», где представлены материалы об истории Великой Отечественной войны.
Воспитанники нашей школы посетили Краеведческий музей, где была представлена большая экспозиция «В небе фронтовом», посвящённая «Ночным ведьмам» — женским авиаполкам, которые базировались во времена Великой Отечественной войны в городе Энгельсе Саратовской области и наносили удары по немецким войскам. Многие лётчицы были отмечены орденами и медалями, а одной из них присвоено звание Героя Советского Союза.
Таким образом, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.
Процесс реализации школьной программы по патриотическому воспитанию должен превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить «культуру и исторические традиции» малой родины и при этом дать учащимся образование, позволяющее детям реализовать себя в жизни, способствовать формированию каждого ребенка в достойного человека – гражданина, семьянина , труженика .
Источник
РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
статья на тему
На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Резервы современного патриотического воспитания | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение.
В словаре С. И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. [3, c.510] Г. Н. Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений. [1, c.19] Для того чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. [4, с. 78]
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное.
Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.
Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.
Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.
Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.
Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.
Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.
Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.
Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях: По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону:
— словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);
— практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);
— наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).
По И. С. Марьенко:
— формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);
— информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);
— действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);
— синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);
— формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.
Так же при организации гражданско — патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:
— методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;
— методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);
— методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);
— методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего — это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. [5]
Согласно определению А. А. Аронова, система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга. [2, с.60]
Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главная направленность гражданского воспитания — формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов. Среди гражданских качеств личности выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.
Итак, выделим основные рекомендации, направленные на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе:
1) Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-патриотического воспитания.
2) Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создавать условия для его самопознания и самовоспитания.
3) Формировать чувство ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, толерантности, гражданского долга; любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
4) Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических качеств у учащихся.
5) Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно способствовать более успешному решению проблемы.
6) Подобрать адекватные возрасту формы и методы воспитательной работы при организации процесса гражданско-патриотического воспитания.
Таким образом: под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Формирование гражданско-патриотического воспитания у школьников будет зависеть от следующих условий, если:
— работа будет осуществляться во взаимодействии администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классными руководителями, педагогическим коллективом школы и внешкольными организациями;
— будут учитываться все компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся;
— будут соблюдены рекомендации по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.
Из опыта работы школьного музея, много интересного и полезного.
Становление исторического сознания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях.
Разработка классного часа по вопросам экономного подхода к организации домашнего хозяйства. рассматриваются варианты организации «резервной подушки» семьи.
Рассуждение о существующих проблемах современного образования.Рассмотрены сновные проблемы образования:1.Проблемы, исходящие от учеников 2. Проблемы, исходящие от си.
Обощён опыт работы по военно-патриотическому воспитанию в рамках создания военно-патриотического класса.
Источник