По адлеру чувство развивающееся у ребенка

Чувство неполноценности по А.Адлеру

Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.

А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].

Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.

Чувство неполноценности & стремление к превосходству

Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

Комплекс неполноценности & комплекс превосходства

Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.

По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].

В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.

Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.

Подведение итогов

Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.

Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением. Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.

Литература:
  • 1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
  • 2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  • 3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Автор: Закирова Ляйсан, студентка

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

По адлеру чувство развивающееся у ребенка

Концепция Альфреда Адлера, оформившаяся как индивидуальная психология, базируется на его воззрениях о том, что самое раннее воспоминание клиента, как событие его жизни, закрепляется в психическом пространстве для того, чтобы связать прошлое с настоящим, выявить в раннем воспоминании нынешний стиль жизни индивида. Анализ ранних воспоминаний Альфреда Адлера – основной метод его индивидуальной психологии, с помощью которого можно наглядно вычленить жизненный стиль личности. В человеческой памяти бессознательно сохраняются и в дальнейшем могут вербализоваться именно те чувства и переживания, которые связаны с его настоящим состоянием и интерпретируют его подход к жизни. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности. А. Адлер указывает на то, что воспоминания никогда не вступают в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни индивида изменится под влиянием критических жизненных событий, то изменятся и его ранние воспоминания. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности.

Читайте также:  Азбука эмоций дошкольный возраст

Приведем наш пример.

Раннее воспоминание Марины М., 19 лет.

Однажды мама сообщила мне: «Сегодня мы идем в цирк!» «Цирк…а что это такое?» – спросила я. В тот момент я не знала, что это такое. Моя бабушка, глядя на меня, улыбнулась.

Наконец, мы в цирке! Все очень красиво, празднично, весело. Я смеюсь. Меня окружают взрывы смеха, улыбок и море огней. Я вижу разных артистов.

И теперь на вопрос, который я задала дома, сама отвечаю: «Цирк – это здорово!»

Шкала явного содержания раннего воспоминания

А. Персонажи, люди, упомянутые в РВ

3. Братья, сестры.

4. Другие родственники.

5. Люди, не являющиеся членами семьи.

7. Количество персонажей.

8. Отсутствие их.

9. Воображаемые или книжные персонажи

1. Рождение брата или сестры.

3. Болезнь, травма.

6. Вручение или передача чего-либо.

8. Получение внимания.

9. Ситуация страха или тревоги.

10. Открытая враждебность.

11. Возбуждение, вызванное новой ситуацией.

С. Внимание к деталям

6. Обонятельные ощущения

D. Обстановка (место действия)

2. За пределами дома.

7. Обстановка не ясна.

Е. Активность, пассивность субъекта

F. Внешний и внутренний локус контроля

1. Субъект принимает ответы на себя.

2. Субъект отстраняется от других субъектов, последствий, результатов

А) поведение субъекта

1. Совместное по отношению к среде

В) индивидуальные эмоциональные переживания

1. Угрожающее отвергающее

3. Утратил уверенность в себе

5. Плохо обращаюсь

3. Почувствовал уверенность в себе

5. Хорошо общаюсь

1.1. А) присутствие матери появляется в жизненном стиле избалованного ребенка.

1.1. В) мать может присутствовать в воспоминаниях у тех, кто нуждается в большом внимании с ее стороны.

1.1. С) мать может присутствовать в раннем воспоминании у хорошо адаптированных субъектов, которому она помогла адаптироваться в жизни.

1.3. Братья и сестры.

1.5. Остальные родственники

1.5а. Присутствие их может означать, что они баловали ребенка и «испортили» его.

1.6. Посторонние чужие люди

Присутствие посторонних людей свидетельствует о хорошей социальной адаптации исследуемого, об интересе по отношению к людям, на которых он распространяет свой интерес.

2.1. Новая жизненная ситуация

3. Способ восприятия ситуации объектом

3.1. Преобладающий вид чувствительности – зрительный:

«Все очень красиво».

3.2. Ощущение принадлежности

«Мы-ситуация» свидетельствует о высоком социальном интересе к окружающим.

3.3. Эмоции и чувства

«Меня окружают взрывы смеха»

Нахождение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания.

Темы, сюжеты, мотивы раннего воспоминания – все положительного характера, действие субъекта активное, сопровождается положительными эмоциями.

Жизнь для данного человека – это значит удивлять людей, общаться.

Таким образом, раннее воспоминание состоит из событий, поступков, обыденных действий, но индивид сам выбирает, что из этих событий важно для информации о нем, а что можно опустить. Можно предположить, что исповедь о себе, что называется, для себя будет включать множество ситуаций, касающихся только личности индивида. На наш взгляд, можно говорить об одновременном существовании в сознании индивида нескольких автобиографических элементов, о построении «биографии извне» (для внешних повествований о себе, ориентированных на социальную оценку) и «биографии изнутри» (как фиксации для самого себя своего жизненного пути).

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор педагогического факультета, ФБГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФБГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.

Источник

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.

Содержание

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Читайте также:  Исполни чистая веселия сердце мое твою нетленную дающие радость

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Читайте также:  Мужчина хочет чувствовать любимую женщину

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

В чем отличия теории А.Адлера от теории З. Фрейда?

1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Источник

Оцените статью