Эмоции: модель Р. Плутчика
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений и переживаний.
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом.
«Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Список эмоции Пола Экмана
Оригинальный список эмоций, т.н. «Большая шестерка»:
В дальнейшем, Экман расширил свой список следующими эмоциями:
Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика
Психоэволюционная теория Р. Плутчика разработана в виде монографического исследования в 1962 г . Получив международное признание, она использовалась для раскрытия инфраструктуры групповых процессов и интеракций личности.
Шесть фундаментальных постулатов
- Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
Инкорпорация. Поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма.
Отвержение. Избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
Протекция. Поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
Разрушение. Поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
Воспроизводство. Репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
Реинтеграция. Поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
Ориентация. Поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
Исследование. Поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
2. Эмоции имеют генетическую основу.
3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в (таблице 1).
4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события когнитивно оцениваются, в результате оценки возникают переживания (эмоции) и физиологические изменения. В ответ на это организм осуществляет поведение призванное оказать эффект на стимул. (Таблица 1).
5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — производными или смешанными.
6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (Таблица 2).
Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели защиты. Теоретическая модель механизмов защиты была разработана Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Контом в 1979 году.
Пять постулатов модели защиты
Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.
Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.
Искажение реальности по средствам защит может происходить трояким образом. Нежелательная информация может:
игнорироваться или не восприниматься, будучи воспринятой, забываться, в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов, в целом они образуют шкалу примитивности-зрелости.
Первыми возникают механизмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен¬но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации, это рационализация.
Четыре группы психологических защит
– защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
– защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
– защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
– защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.
Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика» которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).
Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции (схема 3).
Согласно психодиагностической системы анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.
При взаимодействии со стимулом, возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации, срабатывает защитный механизм призванный погасить недопустимую эмоцию, индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.
Источник
Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика.
Теория эмоций разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:
1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
- Инкорпорация —поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма. Этот психологический механизм ещё известный как интроекция.
- Отвержение —избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
- Протекция —поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
- Разрушение —поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
- Воспроизводство —репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
- Реинтеграция —поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
- Ориентация —поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
- Исследование —поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
2. Эмоции имеют генетическую основу.
3. Эмоции—это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.
4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.
5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели (см. рис. в начале статьи). Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства эмоций, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.
6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (см. Колесо эмоций Роберта Плутчика.).
Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:
- игнорироваться или не восприниматься;
- будучи воспринятой, забываться;
- в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом, они образуют шкалу примитивности-зрелости .
- Первыми возникают механизмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
- Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
- По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации, это рационализация.
Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции.
Колесо эмоций Роберта Плутчика.
Опросник Плутчика-Келлермана-Конте
«Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI)
Методика предназначена для определения жизненного стиля человека на основе выявления особенностей функционирования его механизмов психологической защиты.
Устанавливает взаимосвязь защитных механизмов с различными аффективными состояниями.
Методика разработана в русле психоаналитической концепции. По мнению авторов, использование защитных механизмов, хотя они и от носятся к области бессознательного, не обязательно остается вне сознания человека, что и дает возможность их диагностики с помощью опросника.
Методика сконструирована на основе теоретических исследований Г.Калермана (H.Kellerman) и Р.Плутчика (R.Plutchik).
Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика и структурная теория личности Генри Калермана предлагают специфическую сеть взаимосвязей между различными уровнями личности: уровнем эмоций, защитой и диспозицией (наследственные предрасположенности к психическим заболеваниям). Определенные механизмы защиты gредназначены для регуляции определенных эмоций.
Существуют 8 основных механизмов защиты, которые взаимодействуют с 8 основными эмоциями. 8 основных механизмов защиты проявляют качества и полярности, и схожести. Существуют механизмы защиты другого типа, участвующие главным образом в формировании черт характера (т.н. идентификационные защиты). Основные диагностические типы образованы характерными для них стилями защиты, личность может пользоваться любой комбинацией механизмов защиты, все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально
возник для того, чтобы победить чувство страха.
Предмет диагностики: оценка степени использования индивидом (или группой) различных механизмов психологической защиты.
Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций и определяются как автоматизированные способы последовательного искажения когнитивной и аффективной составляющих образа стимульной ситуации.
В соответствии с теорией каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций, например, замещение — для совладания с выражением гнева, подавление — для совладания с тревогой, отрицание — с выражением доверия, проекция — с выражением недоверия или неприятия.
8 основных механизмов защиты, регулирующих 8 базисных эмоций: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.
Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию.
Защитные механизмы являются адаптивными, если используются в пределах средне-статистических показателей по группе, если же они выходят за пределы нормы, они могут приводить к дезадаптации, т.к. в этом случае поведение индивида определяется иным образом реальности, чем у его релевантного окружения.
Область применения методики: психотерапия и клиническая психодиагностика, психологическое консультирование, фундаментальные и прикладные исследования.
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».
- Со мной ладить очень легко
- Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю
- В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим
- Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия
- Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется
- Я легко краснею
- Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой
- Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком
- Я легко выхожу из себя
- Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить
- Я редко запоминаю свои сны
- Меня раздражают люди, которые командуют другими
- Часто бываю не в своей тарелке
- Я считаю себя исключительно справедливым человеком
- Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее
- В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих
- Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды
- Мне говорят, что я хвастун
- Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве
- Почти все мною восхищаются
- Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью
- Меня очень раздражают люди, которые сплетничают
- Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни
- Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность
- Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир
- Я человек, у которого нет предрассудков
- Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным
- Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими
- Очень не люблю недоброжелательных людей
- Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть
- Я из тех, кто редко плачет
- Пожалуй, я много курю
- Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит
- Я плохо помню лица
- Я иногда занимаюсь онанизмом
- Я с трудом запоминаю новые фамилии
- Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому
- Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей
- Люди мне никогда не надоедают
- Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время
- Я мало что могу вспомнить из своего детства
- Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей
- Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать
- Другие считают меня излишне доверчивым
- Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства
- Плохое я стараюсь выбросить из головы
- Я не теряю никогда оптимизма
- Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей
- Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры
- Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным
- Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях
- Я легко принимаю брошенный другим вызов
- Меня выводят из равновесия непристойные фильмы
- Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания
- Другие считают, что я равнодушный человек
- Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь
- Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности
- Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль
- Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом
- Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
- От некоторых пищевых продуктов меня тошнит
- Я грызу ногти
- Другие говорят, что я избегаю проблем
- Я люблю выпить
- Непристойные шутки приводят меня в замешательство
- Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами
- Я не люблю карьеристов
- Я много говорю неправды
- Порнография вызывает у меня отвращение
- Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера
- Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей
- Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние
- Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения
- Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение
- Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок
- Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам
- Покойники меня не «трогают»
- Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания
- Многие люди вызывают у меня раздражение
- Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.
- Я с трудом произношу непристойные слова
- Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим
- Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным
- У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело
- Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным
- Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых
- В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники
- Люди, лишенные морали, меня отталкивают
- Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет
- Я часто влюбляюсь
- Другие считают, что я излишне объективен
- Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека
Обработка результатов
C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью ключа определяется напряженность защиты, которая равна n/N х 100%, где n – число положительных ответов по шкале данной защиты, N – число всех утверждений, относящихся к шкале. Тогда ОНЗ в целом равна Sn/92 х 100 %, где Sn – сумма всех положительных ответов по опроснику. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.
По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Ключ
№ | Название шкал | Номера утверждений | n |
Вытеснение | 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 | ||
Регрессия | 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 | ||
Замещение | 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 | ||
Отрицание | 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 | ||
Проекция | 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 | ||
Компенсация | 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 | ||
Гиперкомпенсация | 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 | ||
Рационализация | 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 |
Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности H. Kellerman, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8. Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.
Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-теста Стьюдента для выявления достоверности различий.
Шкалы методики
Отрицание
Личностная черта: доверяющий.
Расстройство личности: истероидный тип.
Механизм защиты: отрицание.
Отрицание — подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими пониманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия.
Отрицание — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты, который заключается в отсутствии осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.
Это бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний или ощущений, который бы причинили боль при их признании.
Оно проявляется в игнорировании неприятной информации. Человек как бы не воспринимает ее, не слышит, отказывается принять, а затем соответственно ничего из воспринимаемого не осознает. Таким образом, он избавляется от неприятных переживаний.
Отрицание может иметь и положительный эффект. Например, если человек не думает об опасности, отрицает ее, то он может совершить героический поступок.
Отказ принять истинную степень опасности позволяет сохранить присутствие духа, спокойствие и возможность адекватных действий.
Особенности защитного поведения в норме:
эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, легкая переносимость критики и отсутствие самокритики, а также нередко выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.
Возможные девиации поведения:
лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.
Личностная черта: робкий.
Расстройство личности: пассивно-агрессивный, пассивный тип.
Механизм защиты: вытеснение.
Подавление — неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.
Подавление — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
Происходит исключение из сознания какой-либо идеи или личного опыта и связанных с ними эмоций.
Эта защита сходна с отрицанием, личность воспринимает неприятное событие, однако «загоняет» его в подсознание.
Человек не хочет вспоминать травмирующие обстоятельства, вызывающие неприятные эмоции. Поэтому у него нередко со временем наступают провалы в памяти, когда он не может вспомнить какие-то эпизоды своей жизни, связанные с тяжелыми воспоминаниями.
Особенности защитного поведения в норме:
тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.
Возможные девиации поведения:
ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.
Личностная черта: бесконтрольный.
Расстройство личности: психопатический тип.
Механизм защиты: регрессия.
Регрессия — возвращение в эксквизивной ситуации к более онтогенетически незрелым паттернам поведения и удовлетворения.
Регрессия — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Регрессия является формой психологической защиты, состоящей в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. Это возвращение в условиях стресса к онтогенетически более ранним или менее зрелым типам поведения.
Особенности защитного поведения в норме:
слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в стрессогенной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.
Возможные девиации поведения:
инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Компенсация
Личностная черта: унылый.
Расстройство личности: депрессивный тип.
Механизм защиты: компенсация.
Компенсация — попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
Компенсация — онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.
Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.
Особенности защитного поведения в норме:
поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.
Возможные девиации поведения:
агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Личностная черта: подозрительный.
Расстройство личности: параноидный тип.
Механизм защиты: проекция.
Проекция — приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
Проекция — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувстванеприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.
Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
Человек склонен искать виновников или причины своих проблем во внешнем мире. Причем он искренне уверен в своей правоте.
Этот механизм типичен для детей. Однако многие взрослые также активно используют эту защиту. Очень часто объектом проекции являются близкие люди: дети, родители, супруги.
Наиболее типичный тезис для проекции «я хороший, а вот другие. «.
Проекция встраивается в структуру личности, формируя определенные жизненные принципы.
Различают:
— атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим);
— рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»);
— комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств);
— симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель — ребенок).
Особенности защитного поведения в норме:
гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Возможные девиации поведения: поведение, детерминируемое сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности.
На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств.
Личностная черта: агрессивный.
Расстройство личности: пассивно-агрессивный, агрессивный тип.
Механизм защиты: замещение.
Замещение — снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.
Замещение — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Это высвобождение скрытых эмоций на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.
Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.
Нередко этот механизм работает для спасения личности от нервного срыва в результате давления мощных неудовлетворенных чувств.
Механизм замещения включается в ситуации, когда от человека требуются модели поведения, которые он не может осуществить, исходя из личных принципов или социально одобряемых норм. Тогда человек пытается заменить запрещенную форму поведения или же невозможную — доступной, разрешенной.
Особенности защитного поведения в норме:
импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта, предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.); приверженность к любой деятельности, связанной с риском; выраженная тенденция к доминированию, иногда сочетается с сентиментальностью; склонность к занятию физическим трудом.
Возможные девиации поведения:
агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.
Личностная черта: контролирующий.
Расстройство личности: обсессивно-компульсивный тип.
Механизм защиты: интеллектуализация.
Рационализация (интеллектуализация) — предполагает произвольную схематизацию
и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
Рационализация — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование.
Данная форма психологической защиты заключается в бессознательном контроле над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий.
В данном случае человек признает травмирующий факт, подвергает его интеллектуальному анализу, но отказывается от переживания отрицательных эмоций.
Особенности защитного поведения в норме:
старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, индивидуализм.
Возможные девиации поведения:
неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм; поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.
Личностная черта: общительный.
Расстройство личности: маниакальный тип.
Механизм защиты: реактивные образования.
Реактивное образование — выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высших социальных ценностях».
Реактивные образования — защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом высших социальных ценностей.
Он заключается в предупреждении выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.
Особенности защитного поведения в норме:
неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью; избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе; сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте); подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение, а также осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для других.
Возможные девиации поведения:
выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.
Источник