- Научите ребенка управлять своими делами по методу SCRUM
- Стикеры с задачами
- SCRUM-доска
- Покажите пример
- Ежедневная планерка
- Еженедельная планерка
- Обязательные правила
- Свободное время – после всех остальных дел
- Тайм-менеджмент для детей. Как научить планировать время?
- 1. Научите ребенка планировать свою неделю
- 2. Составляйте план на день
- 3. Мотивируйте ребенка
- 4. Научите ребенка определять приоритеты
- 5. «Ешьте лягушек» вместе
- 6. Дробите сложные задачи
- 7. Кто хорошо работает, тот хорошо. Нет, не ест, а отдыхает!
- 8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни
- 9. Никакого навязывания
Научите ребенка управлять своими делами по методу SCRUM
Да, да… Это не бред и не опечатка. Казалось бы, не все опытные менеджеры с этим хорошо справляются, учитывая, что подход для наших компаний сравнительно новый. Однако дети все новшества воспринимают более открыто и инициативно.
Такая методика позволит вашему ребенку научиться самоорганизации и ответственности, планированию времени и контролю собственного дня (а значит и собственной жизни). Больше не придется по 10 раз за вечер напоминать об уборке в комнате или домашке по математике. Все члены семьи сохранят свое время и нервы.
Мы часто говорим, что мотивацией ребенка управляет процесс. Он должен быть интересным. Тут дело за вами. “Посади среди дворцов 40 розовых кустов, и, пока не подрастут, подметай дорожки тут”… Поставьте себя на место ребенка. Что он будет делать с большей охотой – слепо исполнять ваши “ценные указания” с ультимативным подтекстом или следовать своему плану? Пока ребенок воспринимает свои дела как ваши приказы, он будет лениться и умело саботировать свое участие. Кроме того, выбранная модель поведения скажется и в его будущей работе. А вам это надо?
Перейдем к самой системе SCRUM и ее базовым установкам.
Стикеры с задачами
Это гибкая и мобильная система, позволяющая в любое время дополнить, отменить, поменять местами задачи или исполнителя, чего не скажешь о списке. Для начала можно собрать все стикеры-задачи, а потом продумать, в каком порядке их выполнять. Дети оценят такой простор для движения и ваше доверие!
SCRUM-доска
Это тот пульт управления, который запускает всю систему. Задачи собраны и проранжированы здесь. Стикеры “путешествуют” по колонкам, в зависимости от состояния готовности. Это позволяет держать на виду и в голове только те дела, которые находятся в работе.
Вот как устроены колонки:
- “Бэклог”
Здесь находятся несрочные задачи – те, которые обязательно нужно сделать, когда будет позволять время. Сюда можно включать планы и идеи, например, сходить на премьеру нового фильма. Так будет проще спланировать выходные. - “Надо”
Это уже более конкретные дела, которые должны быть выполнены на этой неделе. Они возникают, когда задачи из бэклога дождались своего часа или напрямую (например, домашка). Стикеры клеятся сюда вечером воскресенья, а также в течение недели. - “Делать”
Тут все просто – это дела на сегодня. Задачи здесь оказываются напрямую либо перемещаются из колонки “Надо”, когда до них доходит очередь (обычно, накануне вечером). Дела по дому также относятся сюда. - “Проверка”
Это колонка, отделяющая ребенка от радости за результат, но без нее никак. Позвольте ему самому перемещать законченные дела. Потом, в зависимости от вашего подтверждения, стикеры попадают в “Готово” или возвращаются в работу (в колонку “Делать”). - “Готово”
Здесь оказываются сделанные задачи. Это финальная стадия “жизни” стикера. Старайтесь, чтобы ребенок не филонил, и дела, попадающие сюда, были действительно готовыми!
Если у вас есть постоянные задачи (например, пропылесосить ковер), то под них можно приспособить магнитные стикеры.
Покажите пример
Не пренебрегайте собственным примером – купите стикеры своего цвета для всех домочадцев. SCRUM-доска – удобный инструмент для планирования и отслеживания ваших дел (например, по дому). Так ребенок увидит, что правила одни для всех.
Теперь, собственно, про планирование. Оно бывает ежедневное (желательно, каждый вечер) и еженедельное (в воскресенье вечером). SCRUM-доска будет полезной только если работать с ней регулярно и по правилам. Иной вариант породит хаос. Чтобы его избежать, проводите небольшую “планерку” каждый вечер и в конце недели.
Ежедневная планерка
Это 5-10 минутная оценка продуктивности дня. Просмотрите все колонки вместе с ребенком. Если все задачи выполнены – есть, чем гордиться. Если нет – есть, к чему стремиться. Если ваш ребенок не справился, не спешите развешивать ярлыки – обсудите, что пошло не так, почему, и как это исправить завтра. Отдельное внимание уделите колонке “Надо” – пусть ребенок возьмет в работу новые дела на завтра.
Еженедельная планерка
Не бойтесь, на нее вы потратите минут 10-15.
Начните с колонки “Готово”. Подведите итоги и обязательно отметьте успехи ребенка. Потом очистите ее от всех стикеров. В колонке “Надо” должны появиться новые задачи (в идеале – из “Бэклога”, календарей, школьного расписания и любых других источников).
При планировании не берите на себя явно ведущую роль, вы ведь хотите научить ребенка расставлять приоритеты и строить график, а не управлять им, как куклой. Задавайте вопросы и находите решения сообща.
Обязательные правила
Есть так называемые универсальные правила, но, в любом случае, ориентируйтесь на конкретную обстановку в вашей семье.
Не через 5 минут и не “когда я доиграю/досмотрю”. Вы не должны постоянно отслеживать дела ребенка и без конца напоминать. Он научится сам – так помогите ему! Получив задание, ребенок распределяет его в соответствующую колонку. Срочные дела, например, положить ключи на место, выполнить сразу быстрее, чем планировать, поэтому тратить стикер не обязательно.
Создайте список повторяющихся обязанностей, которые ребенок будет контролировать
Например, те домашние поручения, которые даете ребенку каждый день (помыть лапы собаке, загрузить посудомоечную машину, сходить в магазин за продуктами и т.д.) Но не переусердствуйте! Помните, ребенок не Золушка, и делает все это ради того, чтобы его день стал лучше. Эти задачи не должны занимать половину вечера, полностью лишая его свободного времени. Если вам нужна помощь, то договоритесь о том, что, вернувшись из школы, он, например, выполняет 3 ваших “секретных поручения”. Такие внеплановые задачи не должны быть большими.
Свободное время – после всех остальных дел
Каждый ребенок хочет распоряжаться своим свободным временем, будь то футбол во дворе с друзьями или компьютерные игры. Эти дела также требуют уважения, поэтому есть смысл посвятить им отдельный стикер, но только после основного списка дел.
Помните, ваша цель, чтобы на это дело тоже хватало времени, ведь иначе – это бессмысленно. Так ребенок сам будет ответственен за планирование задач и принятие важных для него решений. Позволяйте ребенку самому ставить задачи – не “душите” инициативу.
Выполняя все эти нехитрые правила, вы не только научите ребенка самостоятельности, но и сэкономите много времени для совместного отдыха.
Источник
Тайм-менеджмент для детей. Как научить планировать время?
Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.
Фото — фотобанк Лори
Тайм-менеджмент полезен детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. А для приверженцев альтернативного образования эта система станет большим подспорьем. Домашнее обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово и эффективнее пройдут его школьные годы и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.
Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.
1. Научите ребенка планировать свою неделю
Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.
ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен. ».
2. Составляйте план на день
Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.
ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.
3. Мотивируйте ребенка
Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.
4. Научите ребенка определять приоритеты
Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял 😉
5. «Ешьте лягушек» вместе
В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв»*
Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.
6. Дробите сложные задачи
Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.
А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.
7. Кто хорошо работает, тот хорошо. Нет, не ест, а отдыхает!
Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.
Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».
8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни
Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.
Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).
9. Никакого навязывания
Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.
И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.
И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?
* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.
Автор статьи — Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу.
Источник