План самообразования педагога психолога доу эмоциональный интеллект

План по самообразованию
материал на тему

план по самообразованию

«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта» на 2017-2023 годы

Скачать:

Вложение Размер
moe_samoobrazovanie.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27 «Рябинушка» комбинированного вида

Елабужского муниципального района

план по самообразов анию

Ахуновой Анны Петровны

«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта»

на 2017-2023 годы

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Г.Орме, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

способностью сознательно влиять на свои эмоции;

умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Таким образом, актуальность работы данном направлении определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Цели, задачи, методы работы

Цель: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психологического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.

Создание условий эмоционального благополучия дошкольников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

Включение в рамки воспитательно-образовательного процесса обоснованной системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Практическая реализация технологии психолого-педагогического сопровождения.

При работе с детьми акцент делают на развитии следующих умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);

умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;

• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;

• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми:

научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;

формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;

научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;

заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;

научить дошкольников поддерживать сотрудничество;

обеспечить осознанное участие семьи.

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Цели:
— формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
— повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
— обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

— повышение собственного профессионального уровня

— изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

— овладение достижениями психолого-педагогической науки;

— повышение общекультурного уровня;

— применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса — обобщать и распространять собственный психолого-педагогическ ий опыт

Основные этапы и направления работы по самообразованию.

Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

В течение всего периода

Создание блоков коррекционных занятий для дошкольников, педагогов, родителей

В течение всего периода

Введение в практику коррекционной работы .

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

В течение всего периода

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

В течение всего периода

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. — Дошкольное воспитание №9, 1998. — с.91

2.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. — Речь, 2006. — 32 с.

3. Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех — К.: Знания, 2007. — 343 с.

4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». -М.: Просвещение, 1989.

5 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. — Москва — Белгород, 1995.

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

7.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. — К.: Вища шк., 1995. — 432 с.

8.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети — М.: Знание, 1991, №9.

9.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.

10 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. — 2004. — № 37. — С.24-

11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы «карнавальной культуры » в развитии ребенка дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 — 87.

12.Концепция национального воспитания // Родная школа. — 2003. — №6. — С.36.

13 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. — М.: Педагогика, 1994. — 144 с

14 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.

15 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. — К.: Академвидав, 2006. — 465 с.

16 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. — Выпуск 11. — К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. — С. 242 — 247;

17 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии — М., 1999.

Изготовление методического материала

Период изготовления
2017-2023 уч.г

Изготовление стенда в кабинете психолога

Организация просветительской работы

Сентябрь2017 – январь 2018

Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность»

Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями

Создание минут релаксации, психологических настроев

Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Для организационных моментов занятий

Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»

Развитие зрительного внимания обучающихся

Создание картотеки игр

Коррекция и развитие психических процессов обучающихся

Источник

Карта самообразования педагога — психолога по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.

Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособий, разработка подгрупповых занятий, публикация в интернете.

Скачать:

Вложение Размер
shablon_samoobrazovaniya_2020_-21.docx 21.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад №58»

Карта самообразования Емельяненко А . П.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

2) Повышение профессионального мастерства и компетентности

1) Просмотр мастер- классов по теме.

2) Оформление и создание дидактических пособий по теме «Эмоции человека».

3) Разработка подгрупповых занятий по развитию эмоционального интеллекта.

4) Публикация в интернете

Аналитическая справка по самообразованию

за 2020 -2021 уч. год Емельяненко А. П. ( Ф.И.О.)

Критерии анализа самообразования

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

1)Разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей старшего возраста.

2)Проведены подгрупповые занятия по развитию эмоционального интеллекта в группе № 5.

3) Разработан и оформлен коврограф «Солнышко и тучка».

6) Оформлена игра «эмо – мячики»

7) Оформлен кубик эмоций «Смайлики»

8) Разработан комплекс игр для развития эмоциональности детей.

2. Внешние уровни системы образования в помощь по самообразованию

■ Посещение проблемных семинаров, конференций по теме самообразования

  • Посещение курсов пов. квалификации (более72 ч), связанных с введением ФГОС ДО по теме самообразования

• Посещение модульных (8—36 часов) курсов повышения квалификации по теме самообразования

• Самостоятельное изучение вариативных программ, ФГОС ДО по теме самообразования

Изучение программы тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоционального интеллекта».

• Изучение публикаций в периодической печати по теме самообразования. ФГОС ДО

1)Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004.

2) Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Инновационные образовательные технологии, 2012, № 1 (29).

3)Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования, 2013, № 11.

4) Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007, №5.

5) Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии, 2006,№ 3.

Источник

Читайте также:  Приятного аппетита отличного настроения
Оцените статью