План по самообразованию
материал на тему
план по самообразованию
«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта» на 2017-2023 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samoobrazovanie.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Рябинушка» комбинированного вида
Елабужского муниципального района
план по самообразов анию
Ахуновой Анны Петровны
«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта»
на 2017-2023 годы
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Г.Орме, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Таким образом, актуальность работы данном направлении определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Цели, задачи, методы работы
Цель: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психологического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.
Создание условий эмоционального благополучия дошкольников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
Включение в рамки воспитательно-образовательного процесса обоснованной системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Практическая реализация технологии психолого-педагогического сопровождения.
При работе с детьми акцент делают на развитии следующих умений:
умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);
умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;
• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;
• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)
Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми:
научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;
формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;
заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
обеспечить осознанное участие семьи.
Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.
Цели:
— формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
— повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
— обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
— повышение собственного профессионального уровня
— изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
— овладение достижениями психолого-педагогической науки;
— повышение общекультурного уровня;
— применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса — обобщать и распространять собственный психолого-педагогическ ий опыт
Основные этапы и направления работы по самообразованию.
Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).
Изучение психолого – педагогической,
методической литературы по теме самообразования.
В течение всего периода
Создание блоков коррекционных занятий для дошкольников, педагогов, родителей
В течение всего периода
Введение в практику коррекционной работы .
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта психологической деятельности.
В течение всего периода
Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.
В течение всего периода
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.
1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. — Дошкольное воспитание №9, 1998. — с.91
2.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. — Речь, 2006. — 32 с.
3. Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех — К.: Знания, 2007. — 343 с.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». -М.: Просвещение, 1989.
5 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. — Москва — Белгород, 1995.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
7.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. — К.: Вища шк., 1995. — 432 с.
8.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети — М.: Знание, 1991, №9.
9.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.
10 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. — 2004. — № 37. — С.24-
11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы «карнавальной культуры » в развитии ребенка дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 — 87.
12.Концепция национального воспитания // Родная школа. — 2003. — №6. — С.36.
13 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. — М.: Педагогика, 1994. — 144 с
14 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.
15 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. — К.: Академвидав, 2006. — 465 с.
16 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. — Выпуск 11. — К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. — С. 242 — 247;
17 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии — М., 1999.
Изготовление методического материала
Период изготовления
2017-2023 уч.г
Изготовление стенда в кабинете психолога
Организация просветительской работы
Сентябрь2017 – январь 2018
Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность»
Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями
Создание минут релаксации, психологических настроев
Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса
Создание героев для коррекционно-развивающих занятий
Для организационных моментов занятий
Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»
Развитие зрительного внимания обучающихся
Создание картотеки игр
Коррекция и развитие психических процессов обучающихся
Источник
Карта самообразования педагога — психолога по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
методическая разработка
Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.
Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособий, разработка подгрупповых занятий, публикация в интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_samoobrazovaniya_2020_-21.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад №58»
Карта самообразования Емельяненко А . П.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
2) Повышение профессионального мастерства и компетентности
1) Просмотр мастер- классов по теме.
2) Оформление и создание дидактических пособий по теме «Эмоции человека».
3) Разработка подгрупповых занятий по развитию эмоционального интеллекта.
4) Публикация в интернете
Аналитическая справка по самообразованию
за 2020 -2021 уч. год Емельяненко А. П. ( Ф.И.О.)
Критерии анализа самообразования
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
1)Разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей старшего возраста.
2)Проведены подгрупповые занятия по развитию эмоционального интеллекта в группе № 5.
3) Разработан и оформлен коврограф «Солнышко и тучка».
6) Оформлена игра «эмо – мячики»
7) Оформлен кубик эмоций «Смайлики»
8) Разработан комплекс игр для развития эмоциональности детей.
2. Внешние уровни системы образования в помощь по самообразованию
■ Посещение проблемных семинаров, конференций по теме самообразования
- Посещение курсов пов. квалификации (более72 ч), связанных с введением ФГОС ДО по теме самообразования
• Посещение модульных (8—36 часов) курсов повышения квалификации по теме самообразования
• Самостоятельное изучение вариативных программ, ФГОС ДО по теме самообразования
Изучение программы тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоционального интеллекта».
• Изучение публикаций в периодической печати по теме самообразования. ФГОС ДО
1)Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004.
2) Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Инновационные образовательные технологии, 2012, № 1 (29).
3)Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования, 2013, № 11.
4) Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007, №5.
5) Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии, 2006,№ 3.
Источник