План радость нашего дома

Как составить план повести «Радость нашего дома», главная мысль?

Повесть «Радость нашего дома» учит состраданию и милосердию, главная мысль повести «Радость нашего дома» — каждому человеку нужна семья и очень важно иметь свою семью.

План повести «Радость нашего дома» для пересказа

1 Бабушка и Ямиль остались одни в доме.

2 Мечты Ямиля о сестренке.

3 Рассказ бабушки о батыре Тимербеке

5 Как прочесть телеграмму.

6 Мама привезла дочку.

7 Ямиль и Оксана нашли общий язык.

8 Оксана испугалась

9 как Ямиль успокоил Оксану.

10 Пришла весна.

11 Драка с гусаком

12 Подготовка к встрече мая

13 как сажали яблони

14 Подарки бабушки.

15 Дети нарядились.

16 Прогулка на речке.

17 Как поймали башмак.

18 Праздник в клубе.

20 Дети ждут отца

21 Папа обязательно вернется

22 Возвращение отца

23 Радость в доме.

24 Отца зовут работать.

25 Дети хотят учиться.

26 Ожидание гостя

28 Рассказ папы Ямиля

30 Ямиль боится остаться без сестры

31 Оксана уезжает с отцом.

Любая история любви привлекает молодежь, в том числе и не родившаяся до конца.

С одной стороны, главный герой — мечтатель и одинокий человек. он робок и сентиментален. Его любовь тоже робка и наивна. Ему кажется, что Настенька — его родная душа, потому что одинока. А Настенька готова стать его любовью, потому что считает, что тот, кого она полюбила, не вернется к ней. А когда любимый возвращается, девушка рвет отношения с героем повести, а он продолжает ее любить.

В чем-то наивно и прекрасно описаны чувства одинокого по жизни человека, радостно-его робкое чувство любви.

Не забывайте, лучше Достоевского мало кто знал человеческую душу, потому вряд ли кто-то взялся бы описывать такую простую и немысловатую историю двоих, несчастных по-своему людей.

Сказ «Иванко Крылатко» относится к сказам, в которых отсутствует фантастический элемент. в этом плане данное произведение можно сравнить со сказом «Железковы покрышки». В основу сказа легла история развития позолотного мастерства на уральских заводах. Главная мысль этого произведения в том, что талант и упорство помогут человеку, либо целому народу преодолеть любые преграды.

Сюжет сказа незамысловат: в эпоху крепостного права на уральских заводах работали немецкие мастера по варке стали.

Немного позже немцы пригласили на завод мастера на позолоте Штофа, который на наградном оружие рисовал золотого коня с короной.

Уральским мастерам хотелось превзойти иноземного мастера и они обратились к местному умельцу-позолотчику Бушуеву, чтобы он отдал в учение к немцу своего внука Ивана. Бушуев поначалу был против этого, а после решил попробовать. Немцы неохотно взяли Иванку в ученики, т.к. не верили, что русский может научиться такому тонкому ремеслу.

В конце обучения Ивану было дано задание украсить наградную саблю. И Иван вместо одного коня изобразил двух крылатых скакунов на полном ходу, а над ними ленту с короной. Немцам работа не понравилась, но через несколько лет генерал из царской свиты увидел отделанную Иваном саблю и выбрал ее.

Позже немцы ушли, а позолотное дело продолжило жить на уральской земле. А Ивана после этой истории с крылатыми конями стали звать Крылатко.

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» план сказки

Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:

А теперь план для пересказа:

1). Помещик молится Богу, чтобы тот избавил его от мужика.

2). Помещик замучил крестьян штрафами.

3). Крестьяне взмолились от такого житья Богу.

4). Помещик дышит чистым воздухом и живет один.

5). Кто не приезжает к помещику, все считают его дураком.

6). Мечты и сны помещика.

7). Исправник требует налоги с помещика за мужика.

8). Помещик испугался, но стоит твердо на своей свободе.

9). Помещик одичал и завел дружбу с медведем.

10). Крестьян вернули, помещика отловили и вернули к прежней жизни.

Произведение Саши Черного про железное колечко по праву можно назвать сказкой, т.к. в нем происходят волшебные превращения. Есть говорящий скворец, волшебное кольцо и все взрослые чудесным образом становятся малышами. Один только Гриша, решивший проверить волшебные свойства полученного от скворца колечка, остается в том образе, что и в начале истории. Вспомнив кратко о чем была сказка, начинаем готовить ее план для устного пересказа на уроке литературы в школе.

  1. Жалобный крик скворца.
  2. Гриша спасает запутавшуюся в гамаке птицу.
  3. Что подарить спасителю?
  4. Колечко на неделю.
  5. Гриша обегает усадьбу.
  6. Мама стала «козявкой».
  7. Мама-девочка не узнает Гришу.
  8. Дядя Вова болтает пухлыми пятками.
  9. Тузик превратился в щенка.
  10. Папа — серьезный мальчишка.
  11. Дуняшка варит суп из герани.
  12. Агафья стирает кукольную одежду.
  13. Шум-гам, все сбегаются в кабинет.
  14. Кто тут самый старший?
  15. Уйма забот с малышами!
  16. Пора кушать.
  17. Гриша не умеет готовить обед.
  18. Все птицы и животные тоже стали детенышами.
  19. Скворушка, где ты? Выручай!
  20. Все приходит в порядок.
Читайте также:  Как настроение креативный ответ

В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.

Читать рассказ было интересно, но глупое положение Феди на уроке заставило меня серьезнее относиться к школе. Рассказ учит, что шутить можно и в школе на переменке, но шутка должна быть уместной. А вот баловаться на уроках, вызывая смех окружающих, не следует. Лучше показать себя с другой стороны — например, блестяще отвечать на занятиях.

Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Таня Масян

План по повести Радость нашего дома(очень срочно. )

Лучший ответ:

Таня Масян

АааМустай Карим рассказывает о жизни обычной детворы в небольшом ауле. Идёт война, и к повседневным заботам добавляется еще одна — чтение долгожданных писем. Одну такую весточку присылает мама главного героя произведения, маленького Ямиля, неожиданно уехавшая в город и оставившая сына на попечение бабушки.

Мама возвращается в родной аул не одна: она привозит Ямилю сестру, девочку по имени Оксана, к которой башкирский мальчишка привязывается всей душой. Девочка говорит только по-русски, и поначалу Ямилю очень трудно говорить с сестрой. Он по-детски защищает её, несмотря на то, что они ровесники, объясняет ей каждый непонятный шорох и терпеливо ждёт, когда сестричка привыкнет к новому дому.

Оксану принимают в детскую компанию, она осваивается и потихоньку начинает доверять окружающим. Ямиль на нее не нарадуется и, рассуждая сам с собой, постоянно сравнивает с соседскими детишками.

Неторопливое светлое повествование с огромным количеством чудесных детских диалогов и добрых моментов. На глазах читателя идёт обычная жизнь с её радостями и горестями. Ямиль изо всех сил старается помогать Оксане, самое страшное для него — это её слёзы. Он защищает её от гусака, вытаскивает из ручья её башмачок, в общем, ведёт себя, как настоящий мужчина.

Как-то Оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. Поначалу Ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права.

Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.

Источник

Урок литературы Мустай Карим «Радость нашего дома». Уроки жизни

Урок по литературе в 5 классе

Тема : Мустай Карим «Радость нашего дома». Уроки жизни

Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Литература.5 класс.Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений в 2-х частях/Автор-составитель: Б.А.Ланин, Л.Ю Устинова.-М: Вентана-Граф,2012 г.

Используемая методическая литература:

Литература: 5 класс: методические рекомендации/ под ред.Б.А.Ланина.-М.: Вентана-Граф , 2011г.

Используемое оборудование: компьютер,проектор,локальная сеть (интернет-ресурс) , портрет Мустая Карима, выставка книг Мустая Карима, презентация

2. Литературные имена:

3. Сайт жизни и творчества Мустая Карима mustaykarim.jimdo.com

Организационный момент. Приветствие.

Читают ученики наизусть (предварительная подготовка)

1.Я иду цветущею долиной

В свой аул из дальнего похода.

Землянику рву и пью горстями

Родников родных живую воду.

2.Говорят цветы мне:

Легкие головки наклоняя…

Нет цветов таких на всей планете-

Я прошел по ней, я это знаю!

Читайте также:  Горят щеки от стресса

— Это отрывок из стихотворения «Здравствуй!» -говорят цветы, автором которого является прекрасный поэт и писатель Мустай Карим. Вслушиваясь в строчки этого стихотворения, понимаешь, что поэт горячо любит свою родину и восхищается красотой.

Вам знакомо это имя и что вы о нем знаете? (ответы учеников)

Знакомство с биографией (Презентация)

— Мустай Карим- народный поэт Башкортостана.

Настоящее имя –Каримов Мустафа Сафич

-В тридцати километрах от Уфы, неподалеку от воспетой С.Т.Аксаковым речки Дёмы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. При въезде на главную улицу стоит общественный колодец, который украшает металлический флажок, а на флажке вырезаны слова: Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!

— Отец был крестьянином-середняком, татарином по национальности. В семье было 12 детей. Детство поэта прошло в годы коллективизации. В народном сознании жителей аула взяли верх надежды на лучшее будущее, хотя были тревоги и сомнения.

Россия. Мустафа Каримов окончил школу и поступил в Башкирский педагогический институт, который окончил в 1941. Он учился на факультете башкирского языка и литературы.

-Мустафа Каримов в 1941 году продолжил учёбу в училище связи, будучи призванным в Красную Армию. Окончив училище, он получил младшее офицерское звание и был назначен начальником связи в мотострелковую бригаду, попал на фронт. Так писал Мустай Карим 23 июня 1941 года. Стихотворение называлось «Отомстим!». Тогда же он пишет стихотворение «Я на фронт ухожу, друзья!». Он жаждет отомстить врагу за поруганную честь священной для него земли. Вскоре он был тяжело ранен. Через полгода он снова вернулся на передовую, но уже в качестве корреспондента. Мустай Карим работал во время войны в нескольких газетах, выходивших на башкирском языке. Получив несколько боевых наград, Мустай Карим стал кандидатом в члены партии. Его наградили орденом Отечественной войны.

Фронтовые стихи поэта составляют особую страницу в творческой биографии. Лучшим комфортом для письма был короткий отдых между боями – на дне окопа или в тиши блиндажа. Сама история, пропахшая порохом и дымом, развертывалась перед глазами поэта-воина, переполняя двумя всесильными чувствами – любовью к родине и ненавистью к врагу. Ими продиктованы все его поступки и написанные в те годы стихи.

В 1941 году женился на Раузе Саубановой

-Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов — Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Мустай Карим был великим гражданином своей страны.

В детстве будущий поэт много слышал произведений устного народного творчества от своей Старшей Матери. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые рассказывали его сверстники у костра во время выездов в ночное.

Поэт начал печататься в детстве в газете «Юный строитель». В школе будущий писатель вступил в комсомол. Он стал работать в журнале «Пионер» в 1938 году, был консультантом республиканского башкирского Союза писателей.В 1938-м был издан его первый сборник стихов «Отряд тронулся». Самобытное творчество поэта привлекло внимание читателей и критиков. Творчество Мустая Карима многогранно. Его перу принадлежат замечательные стихи, повести, притчи, пьесы и трагедии… Он написал не только произведения для взрослых, но и детские повести: «Таганок», «Долгое – долгое детство».

— Правительство Республики Башкортостан утвердило план мероприятий по увековечению памяти народного поэта Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима)

11 октября в 2013 году, в Уфе, рядом с Домом профсоюзов, по улице Мустая Карима пополнились еще одной композицией – был торжественно открыт памятник народному писателю и поэту Башкортостана Мустаю Кариму.
Монумент, отлитый из бронзы, имеет внушительные размеры: высота его составляет шесть, а длина около 15 м. На первый план скульптор вынес идущего Мустая Карима, твёрдо и уверенно смотрящего вперед вдаль

Учитель в руках держит книгу и читает первые строки из главы «Куда уехала мама?»:

«Есть ли у вас на душе что-нибудь такое, о чем вы обязательно хотели бы рассказать всем хорошим людям? Наверно, есть! И у меня есть. Сейчас я начну рассказывать» -так начинается повесть Радость нашего дома. Сегодня на уроке мы поговорим о глубине человеческих душ, которые создает писатель в произведении Повествование ведется от первого лица, потому что автор передает личные переживания.

Читайте также:  Если у меня депрессия апатия что делать

Беседа по отдельным главам. (ученики заранее прочитали главы)

Работа с учебником.

— Найдите в тексте приметы, которые готовят нас к появлению в семье маленькой Оксаны.

— Как происходит встреча с маленькой Оксаной? (глава «Вот она, моя сестричка!»)

— Что сближает Оксану и Ямиля?

— Как вы понимаете эти строки:

Когда я был один, она(мама) никогда не говорила мне: «голубь мой», а сейчас говорит: «голубки». Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, один никогда не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше нашего сарая!

— Дружные птицы: никогда не ссорятся, живут и воркуют, — говорит про них дедушка Мансур.

— Расскажите об интересных эпизодах из жизни детей:

главы «Оксана пугается», «Страшный гусак», «Яблоньки в честь победы», «Взял да уплыл один башмак…», «Во сне и наяву».

— Какие слова передают настроение героев в заключительной главе «Проводы»?

-Почему это солнечное утро, «тёплое-претеплое» нашим героям запомнится навсегда.

Основные мотивы в повести.

— Для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Тема дома в повести звучит постоянно. Подтвердите это своими ответами.

-Найдите слова маленькой девочки Оксаны (эпизод с птицей, глава «Проводы») Чем они любопытны?

— Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?

В словах Оксаны мы слышим сострадание, боль за других.

— А какая ещё мысль звучит в словах маленькой девочки?

— Действительно, рассматривается тема семьи. Мы понимаем, что никто и никогда не должен быть одиноким: у каждого должны быть любящие родные. Мальчик Ямиль, его семья стали для Оксаны самыми близкими. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.

Наверное, поэтому Ямиль и его родные так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с Оксаной.

— Как вы думаете, что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?

-Отец Ямиля сказал очень важные слова: «Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем»

Прокомментируйте, как вы их поняли.

— Прочитайте финальные строки повести:

Я всё ещё смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встаёт большой новый дом, возле него — такой же, как у нас, сад, там растёт одна берёзка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной.
Вдали гудит паровоз.

Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома.

Презентация. Блиц-турнир. 21 слайд

— Понравилась вам эта повесть

— Как вы думаете, в чём смысл названия повести «Радость нашего дома»?

— Почему писатель делает главными героями повести детей?

— Какие черты главного героя, Ямиля, вы назвали бы самыми важными??

— А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом, в своё сердце другого человека? Легко ли это сделать?

— Чему научили вас герои повести?

Работа в тетрадях Творческая работа

Давайте составим и запишем формулу человечности по этому произведению.

-Почему в трудное военное время мама, бабушка и отец Ямиля нашли в своем доме и в своих сердцах место для чужого ребёнка?

-Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей язык, национальность?

-Мы убедились на примере повести Мустая Карима в том, что, если ты человек, всегда придешь на помощь, потому что только человек умеет любить, сострадать и быть милосердным.

— Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть «Радость нашего дома»? Каким жизненным ценностям он учит читателя?

6.Оценки за урок.

— Подготовить викторину по повести «Радость нашего дома»

Источник

Оцените статью