- План работы по самообразованию «Развитие сферы эмоций дошкольников». материал (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
- Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
- Ход занятия:
План работы по самообразованию «Развитие сферы эмоций дошкольников».
материал (средняя группа) на тему
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
— изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;
— выявить особенности эмоционального развития у средних дошкольников;
— рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у средних дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_saprykinoy_si.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие сферы эмоций дошкольников»
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
— изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;
— выявить особенности эмоционального развития у средних дошкольников;
— рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у средних дошкольников.
Содержание деятельности по самообразованию
Форма представления самообразования
Изучение литературы по проблеме
- Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» – М.: «АРКТИ», 1999 г.
- «Психология эмоций». Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса,
Ю.Б. Гиппенрейтер, – М.: 1993 г.
- Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, Шаграева О.А.;
Источник
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Юлия
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Педагога-психолога Кафлиной Ю. В.
Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по вопросам формирования и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Задачи:
-изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников;
-выявить особенности эмоционального развития детей;
-изучить диагностику эмоционального неблагополучия детей;
-изучить влияние семьи на эмоциональное развитие детей;
-рассмотреть способы преодоления негативных эмоций;
-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
-формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства
Предполагаемый результат:
1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;
2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;
3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;
4. Закреплены способы и приемы преодоления негативных эмоций.
Форма отчёта: групповые и индивидуальные консультации, материал – презентация, картотека диагностического инструментария, информационные листы в уголках психолога, памятки, буклеты, материал с презентацией, публикации в интернет — ресурсах.
Литература:
1. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобыребенок рос счастливым». – Харьков. — «Книжный клуб», 2008г
2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г
3. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольниклв» — Тв. центр. : Москва,2010г.
4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».
5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.
7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Е. В. Доценко. — Волгоград: Учитель, 2010г.
8. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей1 старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.
9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013
10. Р. Р. Калинина «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003
11. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки и т. д)
1. Организационно – ознакомительный
Сентябрь
Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме
Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов.
Составление перспективного плана работы по самообразованию
Октябрь
Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций, презентаций по развитию эмоциональной сферы у детей
Создание, обновление и пополнение
пространственной среды в кабинете
Информационные листы на тему:
«Что такое эмоциональное неблагополучие и его причины»
Консультации, буклеты, памятки по теме
Подготовка информационных листов в папки- передвижки для средних, старших и подготовительных групп
2. Практический
Ноябрь «11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре»
«Уровни эмоционального самочувствия детей»
Игры и упражнения на снятие тревожности и агрессивности, устранение страхов, расслабление
Информация для родителей в папку-передвижку в уголке психолога
Подготовка картотеки игр и упражнений для проведения педагогами с детьми
Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников
Занятия с детьми старших групп по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, С. В. Слободняк
Декабрь
Диагностика эмоционального неблагополучия
1. Детский рисунок «Моя семья»
2. Методика «Лесенка»
3. Тест «Шкала тревожности»
Набор методик для диагностики эмоционального благополучия
Январь
«Преодоление эмоционального напряжения: борьба со страхами, методы профилактики стресса»
Подготовка инструкций для родителей по вопросам снятия эмоционального напряжения, его профилактики
Февраль
«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Подготовка для родителей памяток о влиянии семьи на эмоциональное развитие детей
Март
«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции. Как научить ребенка владеть собой» (презентация)
3. Заключительный
Апрель
«Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Подготовка и проведение семинара-практикума с педагогами
Май
Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте maam.ru материала с презентацией «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Итоги работы за год.
Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.
Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет – ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей» Введение Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.
План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность: Огромную роль в умственном.
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.
План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: — Развитие зрительных ощущений: учить.
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №15 «Ручеек»г. Ртищево Саратовской области План по самообразованию воспитателя.
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: » Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.
Источник
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Оксана Давыдова
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Проект
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Описание проекта:
Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)
Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека», анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи», наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.
Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.
Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С. В.Крюковой:
1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».
Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.
В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.
В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.
Ниже приводится одно из занятий.
Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников
«Закрепление знаний о чувствах»
— закрепление умения различать чувства;
— закрепление мимических навыков;
— повышение у детей уверенности в себе;
— формировать навыки саморегуляции.
— игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)
1. Давайте поздороваемся друг с другом.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).
А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).
2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».
Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).
3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.
Упражнение «Зеркало».Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала»играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)
4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)
Воспитатель: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».
5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).
Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение)Отлично! Молодцы!
6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».
Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
Воспитатель: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).
Хорошо. Садитесь на стульчики.
И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)
Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.
Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детейи в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др.,а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения, терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.
И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитиии воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.
Формы работы с семьёй:
— анкетирование «Какие мы родители?»,
— индивидуальные беседы по текущим проблемам,
— консультации «в мире детских эмоций»
— проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»
— дни открытых дверей,
— оформление групповых фотовыставок.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%, с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.
Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
1. Программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»
2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко.— М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.
Источник