План работы по развитию эмоционально волевой сферы

План работы по развитию эмоционально волевой сферы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: А.В. Уханова
Представленная работа — один из лауреатов выставки-конкурса научно-практических разработок «Психологические ресурсы образования Ярославской области — 2007.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших школьников.

Программа состоит из трёх основных частей:
1. Саморегуляция психофизического развития и двигательной активности.
2. Саморегуляция эмоционального состояния.
3. Коммуникативные способности.

В них последовательно реализуются следующие ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
3. Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.
4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
5. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков у детей.

Четвёртая часть (индивидуальная работа с родителями и детьми) носит дополнительный, обслуживающий характер. Задача её — способствовать повышению эффективности работы по основной программе.

Источник

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы

Наталья Пряничникова
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы

Календарно – тематический план коррекционных занятий

по формированию эмоционально – волевой сферы

№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата

1 Обследовать эмоционально – волевую сферу детей с 1 по 4 класс Обследование эмоционально – волевую сферу 1 занятие

II. Формирование эмоционально – волевой сферы

2 Развивать чувство принадлежности к группе.

Формировать адекватные эмоциональные реакции в ходе совместного взаимодействия.

Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.

Учить детей действовать согласованно.

Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать уважение друг к другу в процессе игровой деятельности.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Я + ТЫ = МЫ 1 занятие

3 Актуализировать знания учащихся об эмоциях;

Развивать эмоциональное восприятие учащихся;

Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).

Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир наших эмоций 1 занятие

4 Формировать навыки уверенного поведения, саморегуляции;

Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Я учусь слушать и понимать других 1 занятие

5 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (робость).

Научить узнавать «робость» на различных изображениях.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир робости 1 занятие

6 Формировать представления учащихся о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых.

Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (радость).

Развивать умение радоваться вместе с друзьями, адекватно воспринимать и проявлять радость

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица Мы и мир радости 2 занятия

7 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (злость).

Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать эмоции злости.

Научить узнавать «злость» на различных изображениях

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир злости 1 занятие

8 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (страх).

Научить узнавать «страх» на различных изображениях.

Научить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимики, жестов)

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Воспитывать культуру поведения в ходе коллективной работы

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир испуга и страха 2 занятия

9 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (удивление).

Научить узнавать «удивление» на различных изображениях.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Закрепление мимических навыков. Мы и мир удивления 1 занятие

10 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (самодовольство).

Научить узнавать «самодовольство» на различных изображениях.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.

Закрепление мимических навыков. Мы и мир самодовольства 1 занятие

Читайте также:  Орган чувств вкус у животных

11 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (стыд).

Научить узнавать «стыд» на различных изображениях.

Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).

Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.

Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Мы и мир стыда 1 занятие

12 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (отвращение, брезгливость).

Научить узнавать «отвращение» на различных изображениях.

Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица.

Формировать умение изображать эмоциональные состояния, подбирать слова, близкие по смыслу. Мы и мир отвращений 1 занятие

13 Закрепление полученных знаний, развитие умения различать эмоции и передавать их с помощью художественных средств. Мы и мир наших эмоций 1 занятие

Календарно – тематический план коррекционных занятий

по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки

№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата

1 Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;

Ознакомить детей с понятием «настроение»;

Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения;

Развивать у детей умение управлять своим настроением;

Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;

Развивать способность детей к рефлексии;

Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);

Тренировать умение выражать эмоции в мимике. Такие разные настроения… 3 занятия

2 Учить детей управлять своим настроением;

Учить детей искать выход из трудных ситуаций.

Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;

Ознакомить детей с «позитивным переформатированием» как способом изменения отношения к ситуации.

Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации. Как справиться с плохим настроением? 3 занятия

Дать представление о связи между мыслями и поведением. закрепить навыки работы с «позитивными мыслями»;

Закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками

Учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;

Учить детей способам саморегуляции. Как стать уверенным в себе? 3 занятия

Осознание понятия «доброта».

Ознакомить детей с понятием «выбор»;

Учить детей прогнозировать ситуацию.

Ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. Как делать выбор? 3 занятия

Закрепить знания о правилах осуществления выбора;

учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей.

Дать представление о понятии «успех»

Дать детям знание об условиях достижения успеха.

Дать наглядное представление о составляющих успеха

Закрепить представление о составляющих успеха;

Учить детей применять полученные знания. Как добиваться успеха? 3 занятия

Учить детей говорить «нет!»;

Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе.

Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе. Трудное слова «НЕТ» 2 занятия

Закрепить полученные знания;

Развивать у детей уверенность в себе.

Выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.

Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;

Развивать коммуникативные навыки;

Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

Развивать положительную самооценку. Чем мы отличаемся друг от друга? 2 занятия

Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;

Ввести понятие «тайм-аут».

Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т. е. брать тайм-аут;

Развитие коммуникативных навыков Учимся говорить себе «СТОП» 2 занятия

Предупреждение и коррекция страхов. Как победить свой страх? 1 занятие

Обобщить и закрепить полученные знания и навыки;

Вручение сертификатов «Я умею владеть собой». Подведение итогов 1 занятие

Повторная диагностика эмоционально – волевой сферы Диагностика эмоционально – волевой сферы

Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Календарно тематический план День недели Режим Образователь-ные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Читайте также:  Значение чувство неприязни нерасположение

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.

Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.

Источник

Программа коррекции ЭВС
рабочая программа

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
Программа коррекции ЭВС 148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

на педагогическом совете

протокол от 31.08.18 № 17

приказом директора школы

по развитию эмоционально-волевой сферы

Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

Рабочая программа развития эмоционально – волевой сферы младших школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №7».

Для решения основных задач образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития. Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоционально-волевое развитие младших школьников.

Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.

Волевое действие школьника развивается в том случае, если :

— цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;

— эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;

— деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;

— ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;

— внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения — 1 час в неделю (34 часа).

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.

Основные задачи программы:

  • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
  • коррекция настроения и негативных черт характера;
  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел — Самопознание «Какой «Я»? . Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.

Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции» — помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.

Третий раздел — Позитивное общение «Мой язык общения» — одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

При реализации программы используются следующие формы и методы работы:

  • беседа,
  • психогимнастика,
  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • ролевая игра,
  • арт-терапевтические техники (Мозартика, мандала),
  • сказкотерапия,
  • дискуссия,
  • релаксационные методы,
  • когнитивные методы (упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).

Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Организационная структура занятий

Материал каждого занятия рассчитан на 35 — 40 минут.

1.- Ритуал приветствия и разминка

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. — Основная часть

Направлена на решение задач данной программы.

3.- Заключительная часть

Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки:

повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

улучшение социально-психологического климата класса;

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);

-рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Источник

Читайте также:  Как самому избавиться от депрессии самостоятельно советы психолога
Оцените статью