План работы по развитию эмоционально волевой сферы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: А.В. Уханова
Представленная работа — один из лауреатов выставки-конкурса научно-практических разработок «Психологические ресурсы образования Ярославской области — 2007.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших школьников.
Программа состоит из трёх основных частей:
1. Саморегуляция психофизического развития и двигательной активности.
2. Саморегуляция эмоционального состояния.
3. Коммуникативные способности.
В них последовательно реализуются следующие ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
3. Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.
4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
5. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков у детей.
Четвёртая часть (индивидуальная работа с родителями и детьми) носит дополнительный, обслуживающий характер. Задача её — способствовать повышению эффективности работы по основной программе.
Источник
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Наталья Пряничникова
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы
Календарно – тематический план коррекционных занятий
по формированию эмоционально – волевой сферы
№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата
1 Обследовать эмоционально – волевую сферу детей с 1 по 4 класс Обследование эмоционально – волевую сферу 1 занятие
II. Формирование эмоционально – волевой сферы
2 Развивать чувство принадлежности к группе.
Формировать адекватные эмоциональные реакции в ходе совместного взаимодействия.
Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
Учить детей действовать согласованно.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать уважение друг к другу в процессе игровой деятельности.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Я + ТЫ = МЫ 1 занятие
3 Актуализировать знания учащихся об эмоциях;
Развивать эмоциональное восприятие учащихся;
Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир наших эмоций 1 занятие
4 Формировать навыки уверенного поведения, саморегуляции;
Формировать позитивное отношение к сверстникам.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Я учусь слушать и понимать других 1 занятие
5 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (робость).
Научить узнавать «робость» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир робости 1 занятие
6 Формировать представления учащихся о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых.
Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (радость).
Развивать умение радоваться вместе с друзьями, адекватно воспринимать и проявлять радость
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица Мы и мир радости 2 занятия
7 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (злость).
Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать эмоции злости.
Научить узнавать «злость» на различных изображениях
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир злости 1 занятие
8 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (страх).
Научить узнавать «страх» на различных изображениях.
Научить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимики, жестов)
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Воспитывать культуру поведения в ходе коллективной работы
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица. Мы и мир испуга и страха 2 занятия
9 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (удивление).
Научить узнавать «удивление» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Закрепление мимических навыков. Мы и мир удивления 1 занятие
10 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (самодовольство).
Научить узнавать «самодовольство» на различных изображениях.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога.
Закрепление мимических навыков. Мы и мир самодовольства 1 занятие
11 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (стыд).
Научить узнавать «стыд» на различных изображениях.
Познакомить учащихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Формировать умения выполнять задания по инструкции педагога. Мы и мир стыда 1 занятие
12 Расширять знания детей об основных эмоциях и экспрессивном выражении (отвращение, брезгливость).
Научить узнавать «отвращение» на различных изображениях.
Формировать умение соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица.
Формировать умение изображать эмоциональные состояния, подбирать слова, близкие по смыслу. Мы и мир отвращений 1 занятие
13 Закрепление полученных знаний, развитие умения различать эмоции и передавать их с помощью художественных средств. Мы и мир наших эмоций 1 занятие
Календарно – тематический план коррекционных занятий
по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки
№ п/п Задачи коррекционной работы Тема Количество часов Дата
1 Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
Ознакомить детей с понятием «настроение»;
Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения;
Развивать у детей умение управлять своим настроением;
Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
Развивать способность детей к рефлексии;
Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);
Тренировать умение выражать эмоции в мимике. Такие разные настроения… 3 занятия
2 Учить детей управлять своим настроением;
Учить детей искать выход из трудных ситуаций.
Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;
Ознакомить детей с «позитивным переформатированием» как способом изменения отношения к ситуации.
Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации. Как справиться с плохим настроением? 3 занятия
Дать представление о связи между мыслями и поведением. закрепить навыки работы с «позитивными мыслями»;
Закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками
Учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;
Учить детей способам саморегуляции. Как стать уверенным в себе? 3 занятия
Осознание понятия «доброта».
Ознакомить детей с понятием «выбор»;
Учить детей прогнозировать ситуацию.
Ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. Как делать выбор? 3 занятия
Закрепить знания о правилах осуществления выбора;
учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей.
Дать представление о понятии «успех»
Дать детям знание об условиях достижения успеха.
Дать наглядное представление о составляющих успеха
Закрепить представление о составляющих успеха;
Учить детей применять полученные знания. Как добиваться успеха? 3 занятия
Учить детей говорить «нет!»;
Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе.
Учить детей говорить «нет!», используя приобретенные знания о выборе и успехе. Трудное слова «НЕТ» 2 занятия
Закрепить полученные знания;
Развивать у детей уверенность в себе.
Выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.
Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;
Развивать коммуникативные навыки;
Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
Развивать положительную самооценку. Чем мы отличаемся друг от друга? 2 занятия
Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;
Ввести понятие «тайм-аут».
Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т. е. брать тайм-аут;
Развитие коммуникативных навыков Учимся говорить себе «СТОП» 2 занятия
Предупреждение и коррекция страхов. Как победить свой страх? 1 занятие
Обобщить и закрепить полученные знания и навыки;
Вручение сертификатов «Я умею владеть собой». Подведение итогов 1 занятие
Повторная диагностика эмоционально – волевой сферы Диагностика эмоционально – волевой сферы
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.
Календарно тематический план День недели Режим Образователь-ные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация.
Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.
Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.
Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.
Источник
Программа коррекции ЭВС
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекции ЭВС | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
на педагогическом совете
протокол от 31.08.18 № 17
приказом директора школы
по развитию эмоционально-волевой сферы
Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна
Рабочая программа развития эмоционально – волевой сферы младших школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №7».
Для решения основных задач образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития. Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоционально-волевое развитие младших школьников.
Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.
Волевое действие школьника развивается в том случае, если :
— цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
— эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
— деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
— ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;
— внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения — 1 час в неделю (34 часа).
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.
Основные задачи программы:
- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
- коррекция настроения и негативных черт характера;
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
- формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел — Самопознание «Какой «Я»? . Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.
Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции» — помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.
Третий раздел — Позитивное общение «Мой язык общения» — одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
При реализации программы используются следующие формы и методы работы:
- беседа,
- психогимнастика,
- упражнения на развитие мелкой моторики,
- ролевая игра,
- арт-терапевтические техники (Мозартика, мандала),
- сказкотерапия,
- дискуссия,
- релаксационные методы,
- когнитивные методы (упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).
Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.
Организационная структура занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 35 — 40 минут.
1.- Ритуал приветствия и разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. — Основная часть
Направлена на решение задач данной программы.
3.- Заключительная часть
Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии положительной оценки:
повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
улучшение социально-психологического климата класса;
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);
-рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Источник