План мероприятий по профилактике эмоционального выгорания

Программа по профилактике профессионального выгорания «Гармония души»

Программа по профилактике профессионального выгорания

Скачать:

Вложение Размер
gaponyuk_programma_garmoniya_dushi_2.docx 283.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты – Мансийского округа — Югры

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Тип Программы: профилактическая

Категория клиентов : сотрудники БУ «Психоневрологический интернат»

Специфика условий: Программа реализуется на базе учреждения БУ «Психоневрологический интернат»

Составитель: Гапонюк Анна Петровна

психолог социально-реабилитационного отделения

Данные о Программе

Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психоневрологического интерната «Гармония души»

Гапонюк Анна Петровна — психолог БУ «Психоневрологический интернат»

Предупреждение возникновения и снижение уровня синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психоневрологического интерната

1.Провести исследование для определения уровня эмоционального выгорания среди сотрудников учреждения;

2.Проинформировать сотрудников учреждения о присутствии риска эмоционального выгорания, дать представление о его причинах, основных симптомах и способах профилактики;

3.Обучить персонал способам эффективной саморегуляции в эмоционально-напряженных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;

4.Повысить уровень психологических знаний, сформировать желание использовать их в работе над своими проблемами, сформировать потребность в саморазвитии;

5.Представить анализ результатов исследования по реализации программы «Гармония души».

сотрудники БУ «Психоневрологический интернат»

  • Тренинги
  • Сеансы релаксации
  • Семинары-практикумы
  • Индивидуальные и групповые занятия
  • Коррекционные и обучающие занятия
  • Психологическая диагностика сотрудников
  • Дискуссия
  • Психологическое просвещение
  • Игровые методы
  • Арттерапевтические
  • Релаксационные техники
  • Психогимнастические упражнения
  • Мозговой штурм

Сроки реализации Программы

Определить уровень риска «синдрома эмоционального выгорания» среди сотрудников учреждения с помощью диагностического исследования.

Сотрудники учреждения повысят свои знания о синдроме эмоционального выгорания, о его причинах, основных симптомах и способах профилактики.

Показать психологические техники и приемы в ходе мероприятий по профилактики эмоционального выгорания с сотрудниками учреждения, в результате чего они обучатся способам эффективной саморегуляции в эмоционально-напряженных ситуациях.

Повысится уровень психологических знаний и навыков у сотрудников учреждения, сформируется желание использовать их в работе над своими проблемами и потребность в саморазвитии.

Снизится риск эмоционального выгорания среди сотрудников учреждения.

Критерии эффективности Программы

Количество выполненных мероприятий, по отношению к общему числу запланированных мероприятий

Количество мероприятий, выполненных в срок (согласно плана) по отношению к общему числу запланированных мероприятий

Доля сотрудников, посетивших мероприятия программы от общего числа сотрудников учреждения.

Количество выполненных задач от общего числа поставленных задач

Бюджет Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

В зависимости от того, как человек относится к себе

и к своей жизни, он будет либо «звездой»,

либо «свечкой», чья участь –

гореть и плакать.

В последнее время в нашей стране все чаще звучит термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) применительно к профессиям, где взаимодействие с людьми является основой деятельности. Работа с людьми предполагает общение, а при общении необходимо проявлять эмоции. Работая в сфере социальных услуг, а именно в условиях психоневрологического интерната, испытывая постоянные стрессы, связанные с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь обслуживаемых граждан, высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействуют на труд и могут вызывать сильное напряжение и стресс и способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний, формированию защитного поведения, в результате чего сотрудники нашего учреждения подвергаются большому риску эмоционального выгорания.

«Эмоциональное выгорание» это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость.

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания:

  • Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);
  • Высокая самооценка и уверенность в себе и своих возможностях.
  • Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • Высокая мобильность;
  • Общительность, самостоятельность;
  • Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.

При проведении диагностического исследования 45 сотрудников БУ «Психоневрологический интернат», отделения милосердия, выявлено:

  • у 33% сотрудников определилось наличие эмоционального истощения , что может характеризоваться снижением эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемостью, утратой позитивных чувств к окружающим, неудовлетворенностью жизнью в целом.
  • у 31% сотрудников выявлена диперсонализация , которая может проявляться в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личной включенности и сопереживания.
  • у 11% сотрудников редукция личных достижений , которая может способствовать негативной оценке своей компетентности и продуктивности, и как следствие, — снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, изоляции от окружающих, отстраненность, неучастие.

Актуальность данной программы в том, что «синдром эмоционального выгорания» оказывает негативное влияние на самочувствие, эмоциональную устойчивость сотрудников учреждения психоневрологического интерната, их профессиональное общение и деятельность. Так же процесс распространения явления «синдрома эмоционального выгорания» может создавать условия для текучести квалифицированных кадров в учреждении.

Раздел 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целевая группа: сотрудники БУ «Психоневрологический интернат»

Цель Программы : Предупреждение возникновения и снижение уровня синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психоневрологического интерната.

  • Провести исследование для определения уровня эмоционального выгорания среди сотрудников учреждения;
  • Проинформировать сотрудников учреждения о присутствии риска эмоционального выгорания, дать представление о его причинах, основных симптомах и способах профилактики;
  • Обучить персонал способам эффективной саморегуляции в эмоционально-напряженных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.
  • Повысить уровень психологических знаний, сформировать желание использовать их в работе над своими проблемами, сформировать потребность в саморазвитии;
  • Представить анализ результатов исследования по реализации программы «Гармония души».

— тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, социальных установок. Так же тренинг является методом создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

— сеансы релаксации с целью достижения расслабления, снятия эмоционального напряжения сотрудников.

— семинары-практикумы с целью информирования и привлечения сотрудников к участию в реализации данной программы.

— индивидуальные консультации по запросу сотрудника

— коррекционные занятия по рекомендации психолога.

  • Психологическая диагностика сотрудников по опроснику на выгорание К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
  • Дискуссии — обсуждение спорного вопроса, проблемы.
  • Психологическое просвещение – расширение знаний о закономерностях и условий благоприятного психического развития человека.

— Мозговой штурм (мозговая атака— англ. brainstorming)— оперативный метод

решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором

участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество

  • вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
  • Игровые методы – методы психологической подготовки персонала, включающие деловые игры.
  • Арттерапевтические методы – воздействие средствами искусства (музыкотерапия, рисование) помогающие ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли, чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний.
  • Релаксационные техники , – которые помогают регулировать напряжение, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, желанию
  • Психогимнастические упражнения – в ходе которых участники приобретают опыт, позволяющий осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта.

Раздел 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в течение четырех лет. Продолжительность занятия от 30 до 40 минут каждое. Продолжительность сеанса релаксации от 15 до 20 минут каждое. Программа состоит из 4 встреч с каждой группой сотрудников учреждения.

Нестабильность состава сотрудников, частая его сменяемость, разный возраст, специфика режима работы учреждения обуславливают необходимость гибкости программы, темы которой не требуют строгой последовательности. Это позволяет сотрудникам на любом этапе реализации программы включиться в процесс.

Тематика занятий определена достаточно условно. Содержание деятельности может быть упрощено и усложнено в зависимости от конкретного опыта.

Реализация программы осуществляется в тесном взаимодействии со специалистами различных областей.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания активности и мотивации сотрудников учреждения.

Практическая значимость программы заключается в составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания.

Структура каждой встречи определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

Используемые методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием.

Оптимальное число участников группы 6-10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию, могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.

Один раз в год подготавливается информационная статья о ходе реализации программы с приложением фотографий мероприятий для размещения в СМИ, на Официальном сайте БУ «Психоневрологический интернат».

Этапы и сроки реализации программы

Организационный этап: январь 2016 года, январь 2017, январь 2018, январь 2019. Подбор дидактического материала, музыкального сопровождения, создание презентаций, памяток, буклетов, конспектов занятий.

Практический этап: январь 2016 года – ноябрь 2016 года, январь 2017 года – ноябрь 2017 года, январь 2018 года – ноябрь 2018 года, январь 2019 года – ноябрь 2019 года. На данном этапе проводится стандартизированная диагностика сотрудников учреждения, направленная на определение среднего значения эмоционального выгорания (Опросник на выгорание (авторы К.Маслач и С.Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой). Проведение занятий согласно плану.

Аналитический этап: декабрь 2016 года, декабрь 2017 года, декабрь 2018 года, декабрь 2019 года. Подведение итогов реализации мероприятий и программы в целом.

План основных мероприятий реализации Программы

Проведение диагностики сотрудников учреждения, направленной на определение среднего значения эмоционального выгорания (Опросник на выгорание (авторы К.Маслач и С.Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой). (Приложение 1).

Разработать памятки, рекомендации по тематике, информационных листов.

Подобрать упражнения для сеансов релаксации

Основной (практический) этап

Проведение диагностического исследования сотрудников учреждения, с целью определения среднего значения эмоционального выгорания (Опросник на выгорание — авторы К.Маслач и С.Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой);

В течение реализации программы

с февраля по ноябрь

Проведение тренингов, дискуссий, семинаров-практикумов по тематикам «Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. Источники напряжения в профессиональной деятельности сотрудников психоневрологического интерната», «Самооценка и уровень притязаний», «Приглашение в хорошее самочувствие» (Приложение 2).

В течение реализации программы

с февраля по ноябрь

Проведение сеансов релаксации, направленных на снятие психоэмоционального напряжения, расслабление.

В течение реализации программы

с февраля по ноябрь

Распространение буклетов, памяток, информационных листов, направленных на закрепление приобретенных навыков позитивного мышления, снятия напряжения, восстановления гармоничного состояния.

В течение реализации программы

с февраля по ноябрь

Фиксирование проведенной работы в письменной форме.

В течение реализации программы

с февраля по ноябрь

Контрольный опрос сотрудников.

Раздел 3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Кадровые ресурсы

Кол-во штатных единиц

Координирует организацию специально-оборудованной среды. Координирует деятельность психолога в течение всего периода реализации программы. Осуществляет предварительный и текущий контроль над качеством выполнения программы.

Обеспечивает методическое сопровождение программы.

Обеспечивает техническое сопровождение проводимых занятий.

Осуществляет подготовку материалов, организует и проводит мероприятия согласно годового плана. Разрабатывает конспекты занятий. Осуществляет самоконтроль. Ведет необходимую документацию.

2. Материально- технические ресурсы

— Помещение не менее 18 м 2.

— Столы и стулья из расчета на группу.

— Ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений и медитации).

— Магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер.

— Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного человека.

3. Информационно — методические ресурсы

Библиотечный фонд БУ «Психоневрологический интернат», сеть интернет, Официальный сайт БУ «Психоневрологический интернат».

После занятий сотрудники учреждения получают памятки с рекомендациями по данной тематике. Материалом для занятий служат пособия по практической психологии, используются психологические карты с аффирмациями.

4. Наглядные материалы:

  • наборы психологических карт с аффирмациями;
  • вырезки из журналов с изображениями ситуаций, эмоций, настроения.

Раздел 4. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Функционирование программы обусловлено четко выстроенной системой управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль за реализацией программных мероприятий:

Контроль проводится на всех этапах реализации Программы.

— Предварительный контроль — осуществляется на подготовительном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.

-Текущий контроль – проводится ежеквартально весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий.

— Итоговый контроль — проводится на контрольном этапе после завершения реализации программных мероприятий с целью оценки качества реализации программы и ее эффективности.

Критерии оценки эффективности реализации Программы

Определить уровень риска «синдрома эмоционального выгорания» среди сотрудников учреждения с помощью диагностического исследования.

Проведение диагностического обследования методом тестирования, анкетирования, интервью.

Провести диагностическое обследование 1/3 доли сотрудников от общего количества.

Сотрудники учреждения повысят свои знания о синдроме эмоционального выгорания, о его причинах, основных симптомах и способах профилактики.

Разработка и распространение буклетов, памяток, информационных листов о синдроме эмоционального выгорания.

Количество выпущенных буклетов, памяток и информационных листов.

Показать психологические техники и приемы в ходе мероприятий по профилактики эмоционального выгорания с сотрудниками учреждения, в результате чего они обучатся способам эффективной саморегуляции в эмоционально-напряженных ситуациях.

Проведение семинаров, тренингов, тематических бесед о синдроме эмоционального выгорания.

Количество проведенных мероприятий по отношению к запланированным.

Повысится уровень психологических знаний и навыков у сотрудников учреждения, сформируется желание использовать их в работе над своими проблемами и потребность в саморазвитии.

Проведение семинаров, тренингов, тематических бесед о синдроме эмоционального выгорания.

Количество проведенных мероприятий по отношению к запланированным.

Снизится риск эмоционального выгорания среди сотрудников учреждения.

Проведения мониторинга, анализа проведенных мероприятий.

Риск эмоционального выгорания среди сотрудников психоневрологического интерната снизится на 15%.

Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета:

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006.

3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект,2001.

4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

6. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания

7. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие

8. Оксинойд К.Э.Управление социальным развитием организации/ Учеб.пособие. – М: Флинта: МПСИ, 2007.

9. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998.№8.С. 84-89.

Интернет-ресурсы. Режим доступа:

1. ariom.ru/litera/osho/osho-37.htm — 29k

2. www.psystatus.ru/article.php?id=82 — 73k

3. health.mpei.ac.ru/sindrom.htm — 37k

4. psylist.net/praktikum/19.htm — 28k

5. magazine.mospsy.ru/nomer5/s16.shtml — 37k

6. www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2 — 52k

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник на выгорание MBI

К. Маслач и С. Джексон.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний:

«никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

  1. 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным
  2. 2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
  3. 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
  4. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела
  5. 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним
  6. 6. После работы мне на некоторое время хочется уединиться
  7. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами
  8. 8. Я чувствую угнетенность и апатию
  9. 9. Я уверена, что моя работа нужна людям
  10. 10. В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю
  11. 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
  12. 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
  13. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает
  14. 14. Мне кажется, что я слишком много работаю
  15. 15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам
  16. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех
  17. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
  18. 18. Во время работы я чувствую приятное оживление
  19. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
  20. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе
  21. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам
  22. 22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов и интерпретация

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». Для определения уровня выраженности используются среднестатистические нормы.

Среднестатистические нормы для шкал профессионального выгорания (см. Таблица 1)

Редукция личных достижений

Тема: «Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. Источники напряжения в профессиональной деятельности сотрудников психоневрологического интерната и их эффективное преодоление».

Цель: Знакомство с понятием «Эмоциональное выгорание». Выявление уровня СЭВ у сотрудников психоневрологического интерната. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

  1. Упражнение «Знакомство». Каждый участник передает по кругу мяч или клубок, называя при этом свое имя и по два качества положительные и отрицательные.
  2. Дискуссия. «Эмоциональное выгорание у сотрудников психоневрологического интерната: причины, симптомы». Основные понятия: Понятие «Эмоциональное выгорание». Причины эмоционального выгорания у сотрудников психоневрологического интерната, и способы его преодоления. Дискуссия.
  3. Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание – это…». Решение проблемных ситуаций возникающих в течении рабочего дня.
  4. Диагностика проявления СЭВ у всех участников группы (опросник на выгорание МВI К. Маслач и С.Джексон).
  5. Упражнение «Ассоциации». Каждый участник группы фломастерами или карандашами изображает на листе любой предмет быта, с которым себя ассоциирует на рабочем месте. Затем происходит обсуждение рисунков.
  6. Сеанс релаксации «Семь свечей» направленный на тренировку расслабляющего дыхания.
  7. Заключительная часть. Рефлексия.

Тема: «Самооценка и уровень притязаний»

Цель: Знакомство с понятием «самооценки», «уровня притязаний» и их влияния на успешность профессиональной деятельности сотрудников психоневрологического интерната. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

  1. Разминка. Упражнение «Снеговик». Каждый участник стоя пытается изобразить замершего снеговика, при этом сжимая все мышцы тела. Психолог может подходить к участникам и дотрагиваться, проверяя, хорошо ли он замерз. Затем представляем, что наступила весна, стало пригревать солнышко и снеговик начал таять. После чего происходит расслабление мышц, и участники изображают растаявшего снеговика.
  2. Упражнение «Кто я?». Каждый участник должен ответить на вопрос «Кто я?» десятью разными словами или словосочетаниями. Это задание участники выполняют на отдельных карточках. Затем каждый участник зачитывает свои варианты.

3. Упражнение «Личный герб и девиз». Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его и отображалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело.

Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию. Левая часть – мои главные достижения в жизни. Средняя – то, как я себя воспринимаю.

Правая часть – моя главная цель в жизни. Нижняя часть мой главный девиз в жизни.

На эту работу нужно выделить не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы участники группы представляют свои гербы и девизы. После самопрезентации своего герба и девиза происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.

4. Упражнение «Сосредоточение на ощущениях». Сосредоточтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги. Почувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкасания с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувсвуйте ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; почувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же почувствуйте левую руку. Почувствуйте поясницу, спину. Сосредоточьте свое внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица. Почувствуйте свое дыхание. Побудьте в этом состоянии несколько минут

5. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями

Тема: « Приглашение в хорошее самочувствие »

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления, снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (Сотрудники объясняют свой выбор.)

2. Упражнение «Откровенно говоря».

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

3.Упражнение «Моя аффирмация»

Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями.

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.

4.Упражнение-медитация «Сад моей души» .

1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации. Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

Текст к упражнению

  • Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
  • Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
  • Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней с вободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
  • А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

5. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями

Источник

Читайте также:  Депрессия перед родами что делать
Оцените статью