План как беречь органы чувств

Конспект занятия по ЗОЖ для старшего дошкольного возраста «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_zozh.docx 21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад «Газовичок» г. Надыма

Конспект занятия по ЗОЖ

для старшего дошкольного возраста

«Наши помощники – органы чувств»

Рагимова Кёнюль Джамаловна

Цель: закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Программное содержание: -закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание). — уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира. -развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. -воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, беречь свое здоровье и здоровье своих близких.

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга и органов чувств). Баночки с продуктами, различными на вкус, чудесный мешочек.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришел доктор Пилюлькин, он приглашает нас посетить место его работы «Институт здоровья». Доктор Пилюлькин расскажет, как работают наши органы чувств, и как важно беречь свое здоровье.

Д.П .: Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (ответы детей).

Д.П .: Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

— Хотите узнать что-нибудь о них?

Д.П.: Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (ответы детей)

Д.П.: — А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)

Д.П.: — Кто из вас знает, как его зовут?

Дети: Это головной мозг.

Д.П .: Правильно, самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Пилюлькин предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).

— Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть — это кора мозга.

— Вот на что он похож.

(Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками — бороздками» коры головного мозга).

— Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

— А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

Д.П.: У нашего «командира» — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?

(Предположительные ответы детей)

Д.П.: Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца

А с восходом солнца

— Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.

Д.П: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем

Сейчас мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Д.П.: Так зачем же человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть.

Д.П.: Правильно, ребята , благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Послушайте несколько правил по охране зрения.

Нельзя тереть глаза грязными руками

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов. Нельзя близко и долго смотреть телевизор Нельзя долго играть в компьютерные игры Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Д.П: А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.

(Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо — влево)

Гостя вкусно угощала:

— Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх — вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Д.П.: А сейчас слушайте внимательно вторую загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше:

Д.П.: Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

— Кто мне скажет правила по охране слуха?

Дети: Не кричать соседу в ухо, чистить уши, беречь от холода, не засовывать в уши различные мелкие предметы.

Д.П: Хорошо, а сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух. Поиграем в игру «Узнай по голосу» .

Все встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д. ),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Д.П .: Слушайте следующую загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Д.П .: Я смотрю все вы знаете! А для чего человеку нос?

Дети: Чтобы дышать.

Д.П.: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику .

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко — легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Д.П.: Ребята, под этими салфетками кое — что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра « Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон и др.)

Д.П .: Молодцы! Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Д.П .: Правильно, а определить продукты на вкус нам помогает?

Д.П .: Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?

Дети: Горькими, сладкими, кислыми, солеными.

Д.П.: Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Д.П.: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»-губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

«Бублик»- округлить губы, удерживать под счет до десяти.

«Покусывание кончика языка»

«Часы» — приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо.

«Лошадка» — поцокать языком.

«Подуть на кончик языка»

Д.П.: А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Д.П .: Наше путешествие продолжается, вот еще одна загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

Дети: Это пальцы.

Д.П.: Выполним пальчиковую гимнастику.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога,

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

(Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки).

Д.П. : Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

— Ребята, посмотрите у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?

(Доктор Пилюлькин вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке).

Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Скажите, что вам запомнилось из нашего путешествия больше всего. (Подведения итогов)

Д.П.: Я очень рад за вас, вы справились сегодня со всеми моими заданиями, хотя это было не легко.

Воспитатель : Спасибо вам доктор Пилюлькин, за вашу интересную экскурсию по «Институту здоровья», теперь мы с ребятами постараемся беречь свое здоровье, заботиться о нем. До свиданье!

Воспитатель : Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания!

Ребята желают друг другу самые лучшие пожелания от всего сердца и души.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники — органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы «Вербочка» Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна.

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя старшей группы Тема: «Наши помощники — органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»

Программное содержание.Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.Вызвать инте.

Конспект НОД во второй группе раннего возраста «Наши помощники» (органы чувств)

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека.

НОД для старшей группы.Тема «Наши помощники органы чувств»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств&raquo.

Конспект непрерывной образовательной деятельности По познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиПо познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение)в старшей группеТЕМА: «Наши помощники – органы чувств&raqu.

Источник

Конспект урока: » Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
urok_Chto_nado_znat_chtoby_sohranitt_organy_chuvstv_zdorovymi.doc 55.5 КБ
test_organy_chuvstv.doc 26.5 КБ
urok_Chto_nado_znat_chtoby_sohranitt_organy_chuvstv_zdorovymi.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрушенко Нина Анатольевна

Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой. Провести исследование взаимосвязной работы органов чувств. Разработать памятки сохранения органов чувств здоровыми.

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам

Тип урока – урок – исследование.

Методы – беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.
Форма работы – в группе и фронтальная.

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему урока (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, вы будете работать в группах и исследовать работу органов чувств, выяснять, что необходимо для того, чтобы органы чувств оставались здоровыми.

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: С помощью теста вспомним как человек воспринимает окружающий мир.

Тест по теме: «Как человек воспринимает окружающий мир»

1.Отметьте, как называются органы зрения?

2.Органом какого чувства являются уши?

3.Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?

4.Органом обоняния является.

5.Что воспринимает человек с помощью языка?

В)Внешний вид предмета.

Г)Признаки предмета на ощупь.

6.Что помогает человеку осязать мир?

7.Что помогают человеку воспринять органы чувств?

Учитель: Молодцы, справились!

4. Изучение нового материала (15 мин.)

1. Учитель: Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”. Каких?

(на доске Мозг – зрение – слух – обоняние – осязание – вкус)

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

2. Учитель: Каждая группа сегодня активно проводит своё исследование , выявит предмет в коробке с помощью органов чувств и докажет почему так считает, а не иначе.

1-я группа — слух; 2-я — обоняние; 3-я — осязание; 4-я — вкус.

Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле.

«Слуху» — послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается;

«Осязанию» — на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке;

«Вкусу» — попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой.

Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов ):

Что может рассказать о своём исследовании группа «слух», «обоняние», «осязание», «вкус».

1. Как звучит предмет? (Без звука.) На что похоже?
2. Какой у него запах? На что похоже?
3. Какое оно на ощупь? На что похоже?
4. Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”».

А теперь послушаем представителей каждой группы, что интересного они исследовали

об осязании:
Учитель подводит итог :

«Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Как нужно относиться к таким людям.

Учитель: наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

5. Разработка памятки «Как сохранить органы чувств здоровыми». Работа детей в группах (10мин)

Учитель: Посмотрите на картинки на доске. Какое можете предложить задание?

— Составить памятки, как сохранить органы чувств здоровыми.

– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?

  • Читать и писать при хорошем освещении
  • Свет должен падать слева
  • Читать и писать на расстоянии 30-35 см
  • Нельзя читать лёжа и в транспорте
  • Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров
  • Не сидеть долго за компьютером
  • Нельзя тереть глаза руками
  • Делать зарядку для глаз
  • Глазам нужен отдых
  • Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо

Физминутка для глаз

– Как нужно беречь свой слух?

  • Содержать уши в чистоте
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
  • Сильный шум портит слух
  • Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине

– Как надо беречь свой орган вкуса?

  • После приёма пищи прополоскать рот
  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм

– Как сохранить обоняние?

  • Нужно беречь себя от простуды
  • Содержать нос в чистоте
  • Если есть насморк, то необходимо его лечить
  • Закаляться
  • Не засовывать в нос мелкие предметы
  • Пользоваться личным носовым платком

Как ухаживать за кожей?

  • Кожу надо содержать в чистоте
  • Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой
  • Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины
  • Умываться то холодной, то горячей водой
  • Носить чистое бельё
  • Содержать в чистоте и подстригать ногти
  • Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу

– Какие пословицы о здоровье человека вы помните?

  • Здоров будешь – всё добудешь.
  • Здоровье не купишь – его разум дарит.
  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Здоровье – дороже богатства…

6. Подведение итогов (2 мин.)

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.

7. Рефлексия (1мин)

— О чём было интересно узнать?

— Что понравилось больше всего?

— Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

Источник

Читайте также:  Как чувствовать себя уверенно при общении с мужчиной
Оцените статью