Письмо матери есенин тема настроение

«Письмо матери» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, идея, тема

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нем звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому. Предлагаем краткий анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку по литературе в 11 классе или написанию сочинения на заданную тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо матери.

История создания – Произведение написано в 1924 году.

Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.

Метафоры – «струится свет».

Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».

Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».

Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – селе Константиново.

Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и все поймет – матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвертой строфе назревает кульминация, когда лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. Последняя строфа служит завязкой, в которой автор подводит итог своей исповеди.

Произведение написано в жанре элегии. Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвертой строках.

Средства выразительности

В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).

Источник

Стихотворение и анализ «Письмо матери»

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Краткое содержание

Мама С. Есенина Татьяна Федоровна

В первом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом: жива ли его мать? На свой вопрос он не сможет услышать ответа, но эта строчка наполняет произведение особым эмоциональным смыслом. С первой строки автор демонстрирует восхищение терпением, стойкостью, любовью матери.

Затем мы видим, что поэт пытается успокоить свою маму, обещая ей: с ним всё будет хорошо. В финале первого четверостишия поэт желает матери всех благ. Во второй части стихотворения автор говорит о чувствах матери. Он понимает, что мама осведомлена о его нынешней разгульной жизни, и просит её не переживать. Ближе к финалу произведения поэт подчёркивает переживания своей души своеобразными эпитетами, в которых звучат размышления Есенина об отказе от вечных ценностей. В конце происходит сюжетная развязка: поэт вновь, с огромной нежностью, обращается к маме, желая успокоить её.

История создания

Есенин написал это произведение за год до смерти. Окончив школу в родном селе, он отправился в Москву, чтобы там учиться и работать. Но, невзирая на яркую городскую жизнь, Есенин так и сумел преодолеть в себе непреодолимую тягу к отчему дому.

В то время поэт был невероятно занятым человеком: ездил по командировкам, готовил газетные публикации, посещал литературные мероприятия. Живя бурной жизнью, он остро ощущал усталость и надломленность. Единственным человеком, ассоциировавшимся у него с родным домом, была мама.

Жанр, направление, размер

Стихотворение создано автором в жанре элегии. Использован стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строчках.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Для данной композиции характерно полное повторение фразы и в конце, и в начале. Такой композиционный приём усиливает смысловые акценты, придаёт произведению логическую завершённость:

  1. Первая строфа – вступление, которое продолжает развиваться в следующих строках. Неприкаянность лирического героя противопоставляется умиротворённости отчего дома, глубине материнской любви.
  2. Вторая и третья строфы – развитие темы, обозначенной во вступлении. Герой предполагает, что матери пишут о нём много плохого, и пытается успокоить её.
  3. Четвёртая строфа – кульминационная. В ней лирический герой делает признание маме в своих многочисленных грехах. Он уверен в её прощении.
  4. Последующие строфы демонстрируют нежные чувства поэта к матери, передают нам его детские воспоминания.
  5. Девятая (последняя) строфа является развязкой. В ней поэт подводит итог всей своей исповеди.
Читайте также:  Реферат стресс эмоциональное выгорание профилактика синдрома эмоционального выгорания

Образы и символы

В произведении представлено несколько ключевых для понимания его смысла образов:

  • образ лирического героя – это преданный сын своей матери и своей родине. Героя измотала жизнь на чужбине. Для него дом является чем-то возвышенным, святым. Герой с трепетом рассказывает о родном селе, мечтая вернуться в свой «низенький дом». Судьбы самого Есенина и его героя совпадают, существуя в едином мире;
  • образ матери аналогичен образу дома: влечёт поэта к себе своей невероятной притягательностью. Мама, словно добрая волшебница, охраняет самые светлые стороны души поэта. Она способна помочь сыну даже на расстоянии. Мысли о маме оживляют душу поэта, настраивая на ностальгические эмоции. Образ матери ассоциируется с образом Родины, которую поэт бережёт и любит;
  • образ дороги является символичным: по дороге должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением домой блудного сына;
  • образ дома – символ безмятежности и безопасности. В родном доме поэт может отключиться от городской суеты, выспаться;
  • образ «пропойцы» опровергается поэтом, как свой собственный. Герой хочет оправдаться перед матерью, желающей видеть своего сына достойным человеком;
  • образ шушуна символизирует одиночество и заброшенность. Поэт описывает его невероятно старым и ветхим. В этом образе передан трагизм положения матери.

Темы и настроение

Ключевая тема стихотворения – разочарование в себе, в своей жизни. Это сильное желание очиститься душой перед самым близким человеком на земле – матерью. Ведь только она одна сможет всё понять и простить своему ребёнку, каким бы он ни был. Произведение проникнуто нотами грусти по матери, отчему дому и сожалением о неправильной городской жизни.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас поэт – необходимость заботы и памяти о родителях, их чувствах. Человек не имеет права забывать о матери: она постоянно тревожится за своих детей. Автор умоляет свою маму не переживать за него и не рисовать в голове страшных картин. Есенин желает вселить надежду не только в мать, но и себя, что всё будет хорошо.

Средства выразительности

Есенин виртуозно использует разнообразные средства выразительности:

  • метафоры – «струится свет»;
  • эпитеты – «тягостная», «горький», «несказанный»;
  • инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной»;
  • просторечия – «шибко», «саданул».

Источник

Анализ стихотворения «Письмо к матери» (С. Есенин)

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нем звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому. Предлагаем краткий анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку по литературе в 11 классе или написанию сочинения на заданную тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо матери.
История создания – Произведение написано в 1924 году.

Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.

Метафоры – «струится свет».

Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».

Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».

Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

Средства выразительности

Тропы Есенина с первых строк позволяют определить его авторство, ведь они весьма индивидуальны.

  • Эпитеты (несказанный, родная), как и всегда, придают образность и наглядность. Они оживляют общую картину стихотворения. Метафоричность «тоски мятежной» словно вселяет душу в стихотворение.
  • Среди синтаксических средств можно выделить диалектизмы (шибко) и индивидуально авторские слова (бредь), которые помогают определить героя как одного из выходцев из сельской среды.
  • Сравнения («будто кто-то мне в кабацкой драке») позволяют создавать дополнительные яркие картины.

Автор: Татьяна Стекольникова

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – селе Константиново.

Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма — своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха — пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, — философская лирика. «Письмо матери» — это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития — когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и все поймет – матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Образы и символы

  1. Лирический герой Есенина – это преданный семье и родине сын, которого измотала жизнь на чужбине. Дом для него – нечто освещенное и возвышенное. Недаром над ним читатель видит «несказанный свет». Герой с большой любовью говорит о родных местах. Он мечтает вернуться в свой «низенький дом». Важно отражение так называемого alter-ego поэта в лирическом герое: судьба Есенина и его героя фактически совпадают и существуют в едином мире.
  2. Образ матери, как и образ дома, влечет своей неизведанной притягательной силой. Это добрая волшебница, которая охраняет чистые и светлые стороны души рассказчика. «Ты одна мне помощь и отрада», — говорит поэт матери. Она для Есенина, любящего сына, способна помогать на расстоянии, простые мысли и воспоминания о матери пробуждают чувства и душу поэта, заставляют ностальгировать. Более того, даже читатель заражается ностальгией лирического героя – настолько живой язык и манера передачи мысли – и переносится вместе с ним в деревенский домик, смотрит на старушку «в старомодном ветхом шушуне» и жаждет приезда ее сына. Пожилая женщина ассоциируется с образом родины, крестьянской России, которую поэт берег и любил, как мог. Только в ней он чувствовал себя родным и нужным.
  3. Образ дороги символичен: по ней, откуда-то издалека, должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением блудного сына домой, с надеждой, которая связывает мать и сына: она ждет и верит в то, что мальчик сожмет ее объятиях, а он надеется найти приют и спасение в этой долгожданной встрече.
  4. Дом для лирического героя – это территория безмятежности, где можно отдохнуть от суеты. Здесь хорошо забыться и спать долго-долго, чтобы никто не будил. Сам поэт жил в столице, и, возможно, поэтому из столичного движения ему хотелось снова окунуться в сельское умиротворение и покой.
  5. Лирический герой опровергает образ «пропойцы» как свой собственный. Он хочет оправдаться в глазах матери, которая всегда желала видеть в сыне достойного человека.
Читайте также:  Исследование особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвертой строфе назревает кульминация, когда лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. Последняя строфа служит завязкой, в которой автор подводит итог своей исповеди.

Основная идея

Главная мысль, которую хочет донести поэт, — это необходимость заботы и памяти о родителях, об их чувствах. Нельзя забывать о матери, сердце которой всегда тревожится за детей, поэтому герой успокаивает «свою старушку», просит не волноваться и не рисовать себе страшных картин. Поэт напоминает читателям: если вы можете жить спокойно, забывшись собственными делами и проблемами, то родители живут только заботами своих детей. Сергей Есенин, обращаясь к матери, использует только нежные слова и выражения, просит ее отбросить пустые переживания, которые лишь тревожат ее. Поэт обещает приехать, а его слову надо верить, ведь он «не такой уж горький пропойца». Смысл его обращения – вселить надежду, но не только в пожилую женщину, но и в себя, ведь именно себя он убеждает в том, что все хорошо.

В образе матери интересна деталь – шушун, с его старостью и ветхостью. Эта деталь рисует картину одиночества и покинутости — частых «друзей» пожилых людей. Поэт ощущает трагизм ее положения и спешит утешить ее, убедить, что она – не одна на свете, даже если дорога пока пустует.

Анализ Стиха №1

«Письмо к матери» — очень нежное, лиричное и спокойное стихотворение, каких не так много в творчестве Сергея Есенина. В нем лирический герой обращается к живущей в деревне (вдалеке от него) своей старушке-матери и беседует с ней о прошлом, настоящем и будущем.
Стихотворение имеет зеркальную композицию, причем в финале отражается не только первая, но и вторая строфы – буквально повторяются слова, но поэтическая мысль получает развитие и претерпевает изменение.

Лирический герой не похож на героя-хулигана Есенина, это та часть личности лирического героя, которая обращена не просто к детству, к прошлому, а как бы внутрь самого себя – поэтому стихотворение наполнено воспоминаниями, образами, связанными с мыслью о матери и о себе «по-прежнему таком же нежном», а не о «горьком пропойце».

Мир воспоминания лирического героя с одной стороны – «вечерний несказанный свет», «вечерний синий мрак» (связанный скорее с одиночеством), с другой – «по-весеннему белый сад», «рассвет» (момент возвращения). Рассуждая о своем возвращении, лирический герой тут же говорит: «К старому возврата больше нет». Есть путь домой, к матери — но нет пути вспять к своему прошлому. Совсем не тем стал герой, изменились его взгляды, верования («И молиться не учи меня…Ты одна мне несказанный свет»). Письмо к матери – попытка «высказать душу», и успокоить не только родного человека, но и самого себя, унять и свою тревогу. Отражение и единение образов лирического героя и его матери подчеркивается не только кольцевой композицией, но и обращение в начальных строках: «Ты жива еще, моя старушка?//Жив и я…»

«Баллада о матери» (будете плакать)декламация Любава


декабрь 201920 декабря 2020 В продолжение темы о матери..вот еще одно произведение..я плакала..честное слово плакала..это вы поймете слушая мое прочтение.. Оленька спасибо вам… есть маленькая помарка..перезаписывать не стану..просто извините..
«Баллада о матери»

Сорок первый – год потерь и страха Заревом кровавым пламенел… Двух парней в растерзанных рубахах Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый, Всё при нём: и силушка, и стать, А за ним второй – пацан безусый, Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая, Семенила старенькая мать, О пощаде немца умоляя. «Найн,- твердил он важно,-растреляйт!»

«Нет! – она просила,- пожалейте, Отмените казнь моих детей, А взамен меня, меня убейте, Но в живых оставьте сыновей!»

И ответил офицер ей чинно: «Ладно, матка, одного спасайт. А другого расстреляем сына. Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти Ей сберечь кого–нибудь суметь? Если первенца спасёт от смерти, То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала, Вглядываясь в лица сыновей, Будто бы и вправду выбирала, Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила… О, не пожелаешь и врагу Мук таких! Сынов перекрестила. И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем, С наслажденьем нюхая цветы: «Помни, одного – мы убиваем, А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь, Младшего к груди своей прижал: «Брат, спасайся, ну, а я останусь,- Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка, Ты спасайся. Что тут выбирать? У тебя – жена и ребятишки. Я не жил, — не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,- Отодвинул плачущую мать, Отошёл подальше деловито И махнул перчаткой,- расстреляйт!»

Ахнули два выстрела, и птицы Разлетелись дробно в небеса. Мать разжала мокрые ресницы, На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде, Спят свинцовым беспробудным сном,- Две кровинки, две её надежды, Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет: Уж не жить сыночкам, не цвести… «Дура-матка, – поучает немец, — Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо, Вытирала с губ сыновних кровь… Вот такой,– убийственно великой,- Может быть у Матери любовь.

автор Ольга Киевская на фото мать-героиня и ее сыновья Епистини́я Фёдоровна Степа́нова (1874—1969) — русская женщина, кавалер Ордена «Мать-героиня», девять сыновей которой погибли в различных войнах. Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей:

«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени». Последние годы Епистиния Фёдоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове-на-Дону, в семье единственной дочери — учительницы Валентины Михайловны Коржовой. Там же и умерла 7 февраля 1969 года[3]. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашёвского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями.

Епистиния Фёдоровна Степанова среди первых советских матерей была награждена орденом «Мать-героиня» В 1977 году награждена (посмертно) орденом Отечественной войны I степени.

музыкальное сопровождение- музыка Новикова

Мелодекламация Любава- Любовь Градинар

Главные герои произведения

Основные герои романа:

  • Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
  • Власов Павел Михайлович (Павел) — сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
  • Андрей Онисимович Находка (Андрей — «хохол») — революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.
Читайте также:  Всем позитивного настроения гифки

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Горький М. «Мать», краткий анализ 460 руб.
  • Реферат Горький М. «Мать», краткий анализ 230 руб.
  • Контрольная работа Горький М. «Мать», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Анализ стихотворения Письмо матери Есенина

Это стихотворение, которое поэт написал после посещения своей родной деревни, написано в форме обращения, так как поэт обращается к своей родной матери, которую он очень сильно любил, но постоянные дела, не позволяли ему посещать свои родные места.

Все строчки пронизаны настоящей любовью к своей Родине и своим близким людям, которым он мог доверять самое святое, что у него есть. Наш главный герой, как бы уговаривает свою родную мать, что бы та не скучала и не думала о нем плохо, но это только обман, так как поэт, как известно, иногда попадал в очень неприятные переделки, но при помощи своих влиятельных покровителей и поклонников, выходил из воды совершенно сухим и невредимым.

Однако, сердце матери, постоянно чует неладное, так как она любит свое родное дитя. Это стихотворение очень сильно похоже на доверительную беседу двух родных людей, которые знают друг, друга давно.

Что тревожит мать? Как она желает уберечь своего сына от разных бед и напастей? Все эти вопросы очень мучают старушку, но сын ее обязательно успокоит и пообещает скоро вернутся в родной дом.

Герой этого стихотворения, склонен к лирике, но еще больше в ем прослеживается чувство верности и нежности, что на первый взгляд не было присуще самому Есенину, но именно в беседе со своей матерью, проявляется вся эта нежность и сыновья теплота, которой так не хватает его матери.

Все это не успокаивает мать, так как она постоянно выходит на дорогу и ожидает, что скоро покажется ее родной сын. Она живет этой надежной и только она, позволяет ей держатся, так как эта надежда теплит ее материнское сердце, которое всегда будет волноваться.

Прекрасное произведение, которое по праву заслуживает внимания, так как в нем, раскрыта вся душа великого русского писателя, который всей душой и сердцем болел за свою Родину.

Краткое содержание по плану

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.

Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет…

Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной, Воротиться в старенький наш дом.

В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, — Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.

Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).

«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.

Источник

Оцените статью