Читать онлайн «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология»
Автор Лев Петражицкий
Кинополитика: Скрытые смыслы современных голливудских фильмов
Издается в авторской редакции
Руководитель проекта Л. Разживайкина
Корректоры М. Смирнова, Е. Аксёнова
Компьютерная верстка А. Абрамов
Дизайн макета и обложки Ю. Буга
Иллюстрация на обложке из фотобанка shutterstock. com
© ООО «Альпина Паблишер», 2017
Юсев А.
Кинополитика: Скрытые смыслы современных голливудских фильмов / Алексей Юсев. – М. : Альпина Паблишер, 2017.
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).
Писать о книге Алексея Юсева «Кинополитика: Скрытые смыслы современных голливудских фильмов» и легко, и сложно.
Легко потому, что книга – качественно выполненное, междисциплинарное академическое исследование, написанное популярным языком, которое будет интересно не только для специалистов. При этом в нем соблюдены основные академические стандарты. То есть вполне можно обойтись классическим «академическим» предисловием, в котором указать, что автор «раскрыл», «обозначил», «внес вклад», ну и напоследок – «верно подметил».
Сложно потому, что исследование поднимает столь объемный и интересный пласт вопросов, что трудно в коротком предисловии выбрать какой-то один вектор, который, как мне кажется, является основным. И предпослать этой книге некое введение – означает в том числе высказать и свое мнение «по сути» поднятых автором проблем. А это уже много сложнее, поскольку подразумевает не просто глубокое проникновение в авторский текст, но и наличие своей позиции по проблеме.
По-хорошему книгу Алексея Юсева стоит читать дважды. Первый раз, чтобы уловить основные идеи и мысли; второй – чтобы увидеть важные детали, неочевидные связи.
Конечно, некоторые вещи, подмеченные автором, как говорится, лежат на поверхности. Например, многократные намеки на то, что «грядущим» (не «следующим», именно «грядущим») президентом США будет женщина, похожая на Хиллари Клинтон. Но есть и то, что открывается, только если ухватил «нить» книги в целом. Например, при втором прочтении несколько по-иному начинаешь смотреть на смысл персонажей второго плана в «Стариках тут не место», на эту «обволакивающую», если хотите систему персонажей, за каждым из которых оказывается социальная реальность и социальная функция.
Вообще многослойность – одно из проявлений недосказанности – говорит о большой работе автора, о его раздумьях. И правда, тема стоит того, чтобы возвращаться к ней неоднократно. В конечном счете полноценную «фабрику грез», ставшую элементом «мягкой силы», смогли создать только в США. Остальные государства, не исключая даже ушедший Советский Союз и поднимающийся к высотам глобального лидерства Китай, только лишь примеривались к этой задаче. Но целостную систему удалось создать только в США.
Посему вполне справедлив вопрос: что же такое современная американская «фабрика грез», кинематограф эпохи заката американского глобального доминирования? Об этом читатель с интересом прочтет в книге А. Юсева, хотя окончательного ответа не найдет. Найдет лишь хороший повод для собственных размышлений.
Пожалуй, особо стоит остановиться только на явлении интернетизации американского кинематографа.
Немудрено, что на фоне резкого «компьютерного» стиля потерялись «последние из могикан», эксплуатировавшие стилистику комиксов, – умирающей коммуникационной платформы. «Джон Картер», «Трон 2», даже «бэтмены» в предпоследней, нолановской, реинкарнации смотрятся на фоне современных им аналогов (иногда, как во франшизе о «Бэтмене», – и содержательных) архаично.
Интернетизация кино, однако, имеет и другие последствия: усиление привязки кинематографа к социальной действительности современной Америки.
Американский кинематограф всегда был рефлекцией идей, фантазий и страхов американцев, а не только того, что называется мейнстрим. Современный американский кинематограф демонстрирует нам странный сплав мифов прошлого («Старикам тут не место», в какой-то мере «Хранители») и страхов перед будущим («Люди в черном 3» – там поразителен образ Романа Звездочета, фактически убеждающий нас, что человечество живо лишь по случайности и надо быть крайне наивным, чтобы не увидеть аналогий между «людьми в черном» и Министерством внутренней безопасности США и АНБ, втайне оберегающими обывателей от неведомых угроз) и некомфортности настоящего (достаточно вспомнить жутковатого в своей обыденности «Соучастника» с Томом Крузом). Вот, собственно, это и есть образ Америки, в который погружается «средний американец», покупая билет в кино.
Но даже и в таком случае будущее представляется вполне мрачным, что явно контрастирует с той атмосферой геополитической вседозволенности и всемогущества, которая характерна для последних полутора десятилетий Америки. Поразителен и показателен в этом плане персонаж Хавьера Бардема в «Стариках тут не место», своего рода квинтэссенция американского понимания зла, бессмысленного, внезапного, беспощадного и неизбирательного. Равно как и становящийся все более страшноватым «Бэтмэн», в особенности – в «Темном рыцаре», о чем прямо пишет А. Юсев, когда не всегда понятно, «добро» – это именно добро или уже чуточку «зло».
Именно поэтому книга А. Юсева достойна не просто прочтения, но неоднократного прочтения и самостоятельного размышления о том, насколько экранные (и только ли экранные) образы являются отражением наших мыслей и окружающей действительности, а насколько – эту действительность формируют.
Дмитрий Евстафьев, кандидат политических наук,
профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Когда эта книга готовилась к печати, меня пригласили на премьеру одного нашумевшего летнего блокбастера. На показ я пришел вместе с редактором издательства, которая за несколько месяцев до этого начала работать с моими текстами. Выключился свет, пошел сеанс, и я стал комментировать трейлеры будущих картин, обращая внимание на политическую конъюнктуру и особенности ее воплощения на экране перед грядущими выборами президента США. Вот фильм про подрядчиков Пентагона – поэтому там должна быть затронута тема распространения оружия. Далее анонс картины с политически значимой персоной в Голливуде Беном Аффлеком (см. Введение и «Операция «Арго»») – и на экране возникает Белый дом. Даже в фильме по книге Джоан Роулинг отыскалось нечто злободневное – признаться, я уже смотрел этот ролик раньше на YouTube, и комментарии в зале не были экспромтом. В одной из сцен «Фантастических тварей и где они обитают» показана встреча сторонников сенатора по фамилии Shaw, внешне похожая на предвыборное мероприятие (громадный портрет политика со слоганом «Будущее Америки» (America’s Future) висит на стене). Роль Шоу-старшего исполнил Джон Войт – один из немногих республиканцев в Голливуде. В трейлере чудовище устраивало в зале погром, и это смахивало на метафору неблагоприятных для демократов последствий президентских выборов. В книге Роулинг никакого Шоу не было, но сценарий писала сама создательница цикла про Гарри Поттера, отличающаяся жесткой позицией в отношении кандидата от республиканцев Дональда Трампа.
Но куда интереснее, чем анализ трейлеров на экране, мне было увидеть, как преобразилась редактор и ее восприимчивость к социально-политическим контекстам американских фильмов. Ранее это происходило с несколькими десятками читателей моих текстов, но я не имел возможности лично наблюдать эти метаморфозы, тем более в столь сжатый срок. Поэтому если я скажу, что книга, которая у вас в руках, способна изменить восприятие, то это не будет сильным преувеличением. Отныне множество моментов из кинематографа могут заиграть новыми красками и обрести причинно-следственные связи с действительностью. В результате сознание станет более устойчивым к элементам пропаганды, в том числе к ее эстетической составляющей.
Вопросами взаимоотношений Голливуда с политикой США я занимаюсь с 2008 г. Тогда я публиковался в «Русском журнале» и впервые пристально наблюдал за избирательной кампанией, в результате которой президентом стал Обама. Со временем накопился определенный набор примеров предвыборной пропаганды или, другими словами, политических метафор, и решено было сделать на этом материале книгу. Поэтому нужно предупредить, что это издание не является сборником рецензий на хорошее кино – хотя здесь присутствуют три обладателя главного «Оскара». Как кинокритик, я бы не рекомендовал читателям, или широкому зрителю, пару-тройку картин, присутствующих здесь. Фильмы, собранные под одной обложкой, в основном представляют собой образцы массового кинематографа, но произошло это из-за специфики материала – создатели стараются донести свои установки до как можно большего числа людей, и авторское кино плохо подходит для этой цели (например, ленту Нолана «Темный рыцарь» (2008) посмотрело 74 млн зрителей, и ее политический месседж, очевидно, повлиял на взгляды людей перед выборами президента США, на которых проголосовал 131 млн граждан). .
Источник
Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 2
Данная работа Л.И. Петражицкого представляет большой интерес в теоретико-методологически вопросах осмысления места, роли и взаимосвязи права и нравственности в современной оценке правосознания россиян, формирования их высокой нравственно-правовой позиции, нетерпимого отношения к коррупции, экстремизму, преступности как главной угрозе национальной безопасности.В разработке и реализации государственно-правовой политики важно использовать не стареющие идеи гражданского участия в различных процессах общественной жизни и особенно в формировании «мотивов социального поведения».
Данная работа Л.И. Петражицкого представляет большой интерес в теоретико-методологически вопросах осмысления места, роли и взаимосвязи права и нравственности в современной оценке правосознания россиян, формирования их высокой нравственно-правовой позиции, нетерпимого отношения к коррупции, экстремизму, преступности как главной угрозе национальной безопасности.В разработке и реализации государственно-правовой политики важно использовать не стареющие идеи гражданского участия в различных процессах общественной жизни и особенно в формировании «мотивов социального поведения».
Хорошо, что переиздали эту книгу. Нравственно-правовая проблематика актуальна всегда. С одной стороны приоритет права определяет наше поведение и поступки, а с другой иногда, достаточно редко, встречаются ситуации когда возникает конфликт между правом и правильностью поступтоков, которые определены отнюдь не правовыми, а морально-этическими, нравственными нормами и эта альтернатива ставит человека перед выбором как поступить, по закону или правильно, нарушив закон. Мне кажется, что следовало бы уделить больше внимания рассмотрению этих вопросов и, именно, в этих ситуациях аргументировать свой ПРАВИЛЬНЫЙ выбор, отстоять свою правоту и защитить себя и своих близких законным путем при нарушении закона. В любом случае, книга заслуживает внимания и изучения.
Хорошо, что переиздали эту книгу. Нравственно-правовая проблематика актуальна всегда. С одной стороны приоритет права определяет наше поведение и поступки, а с другой иногда, достаточно редко, встречаются ситуации когда возникает конфликт между правом и правильностью поступтоков, которые определены отнюдь не правовыми, а морально-этическими, нравственными нормами и эта альтернатива ставит человека перед выбором как поступить, по закону или правильно, нарушив закон. Мне кажется, что следовало бы уделить больше внимания рассмотрению этих вопросов и, именно, в этих ситуациях аргументировать свой ПРАВИЛЬНЫЙ выбор, отстоять свою правоту и защитить себя и своих близких законным путем при нарушении закона. В любом случае, книга заслуживает внимания и изучения.
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 25 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Источник
Психологическая теория права Л. И. Петражицкого
Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931 гг., «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмоциональной психологии» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности») закончил юридический факультет Киевского университета, преподавал в Петербургском университете, после октябрьских событий 1917 г. эмигрировал в Польшу.
Петражицкий понимает право как психический феномен, субъективное явление, коренящееся в психике индивидов, а не «где-то в пространстве, над или между людьми». Петражицкий подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и действие), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы как чувства, так и воли (эмоции). Жизнь управляется не сознательной волей, а незримыми пружинами — эмоциями, которые в подсознательной сфере руководят поведением человека. Все эмоции подразделяются на первичные (эмоции голода, сна, страха, которые активны, носят специально направленный характер, автономны от социальной среды) и бланкетные (связаны с поведением человека в обществе и направлены на других людей или само общество, они пассивны, бледны, на их основе человек начинает действовать только в том случае, если он общается, если к нему обращаются с просьбами, приказами, запретами). Бланкетные эмоции, которые вызывают переживания, ведущие к осознанию нравственных и правовых обязанностей, являются этическими. Этические эмоции Петражицкий подразделяет на нравственные и правовые. Нравственные эмоции — это переживания только нашего долга по отношению к другим без признания за другими права требовать исполнения этого долга (например, нищий не имеет права требовать от нас милостыни). Правовые эмоции — переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты труда). По определению Петражицкого, «наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица». Право неотделимо от обязанности.
Этим двум видам эмоций соответствуют два вида социальных норм. Нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение, — нравственные (чисто императивные). Те нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими права притязания, являются правовыми (императивно-атрибутивными). Основным отличительным признаком правовых норм-эмоций является их атрибутивный характер.
Право существовало задолго до появления объективного права (так называемое «интуитивное право»), это первейший и древнейший вид права, очень удачная приспособительная реакция, которая позволила человеческому обществу выжить. Интуитивное право — такой регулятор человеческого поведения, который приводит- к реальному исполнению прав и обязанностей без каких- либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм. Это право есть во всех сферах жизни людей, где возникают императивно-атрибутивные переживания, определяется условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением и т.д. Каждый класс, социальная группа может иметь свое право. Петражицкий признает существование особого «детского» права, складывающегося в психике детей, «разбойного» права, образующегося в психике разбойников и т.п. Обилие существующих интуитивных прав, чревато конфликтами между людьми и социальными группами, отстаивающими свое право. Отсюда возникает тенденция к позитива- ции интуитивного права, когда оно определяется «по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам». Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, возникающих под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев. К позитивному праву относятся писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе: и нормы, установленные государством; и нормы, действующие в социальных группах; и различные правила игр, этикета.
В соответствии с разнообразными нормами Петражицкий классифицировал виды позитивного права: прецедентное право (правовые и неправовые обычаи); игорное право (правила игр), «позитивное научное право» (правила, содержащиеся в научных сочинениях), «право преступного мира», право юридических поговорок, пословиц; договорное право; право юридической экспертизы и др. (всего 15 видов).
Особо значимым из видов положительного права и самым эффективным являлось официальное право, возникающее под действием норм, созданных государством: «законное право» (нормативно-правовые акты) и «преюдициальное право» (судебные решения). Чтобы способствовать развитию и процветанию общества, позитивное (официальное) право, по мнению Петражицкого, должно вобрать в себя ценные и прогрессивные положения интуитивного (неофициального) права, прежде всего аксиомы справедливости. Справедливость как интуитивное право характеризуется индивидуальной изменчивостью, она неодинакова у разных классов и народов, приспособлена к конкретным обстоятельствам, «развивается постепенно и незаметно». Позитивное (официальное) право, нарушающее положения интуитивного (неофициального) права, утрачивает справедливый и действенный характер, подлежит отмене, не применяется.
Для смягчения социальной несправедливости и предотвращения конфликтов Петражицкий хотел теснее увязать нормы права с их реализацией, создать новую юридическую дисциплину — политику права. Русский философ отстаивал концепцию правового государства, либеральные ценности.
Петражицкий содействовал обновлению правовой теории, выступив с обоснованной критикой юридического позитивизма. Несомненной заслугой Петражицкого является исследование правосознания и его влияния на правовую теорию и практику.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Источник