«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
проект (старшая группа)
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы
у детей дошкольного возраста».
Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, постоянные перемены, огромный информационный поток которые приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей. Взрослые люди не всегда в состоянии совладать с возникающими жизненными трудностями, справиться с возникшими проблемами, сохранить целостность и уверенность. Все это является следствием эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия, что также подтверждается диагностическими данными. Среди них дети с эмоционально-волевыми проблемами в особенности с чувствами страхов, агрессивности, замкнутости и тревожных состояний, которые нуждаются в организации специализированной помощи.
Для коррекции эмоционально-волевой сферы, я искала метод позволяющий раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, помогающий ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, позитивно социализироваться, сформировать у детей уверенность в себе и своих силах, желания и стремления детей быть успешными и необходимыми.
Для коррекции и развития психологического здоровья детей в повседневной работе, я осуществляю различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, иглотерапию, сказкотерапию. Для того, чтобы, поддержать познавательный интерес к моим занятиям, я искала прием для развития эмоционального мира детей, такой который бы вызывал не только интерес, но и много положительных эмоций. Свой выбор я остановила на работе с песком в песочницах и на световых планшетах, что и реализовываю в своем опыте работы.
Песочная терапия получила широкое распространение в педагогике и психотерапии, с помощью которого можно решать проблемы эмоционально-волевой сферы детей.
Цель: коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, средствами песочной терапии с использованием световых планшетов.
Задачи:
- корректировать нарушения эмоционально-волевой сферы (страхов, тревожности, агрессивности);
- развивать речь и психические процессы;
- совершенствовать умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми;
- повышать личностный потенциал дошкольника (уверенность, самостоятельность, ответственность);
- формировать позитивное самоотношение.
Для реализации коррекционно-развивающей работы в своей деятельности использовала следующие принципы песочной терапии:
1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
В своей работе я использую множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, и песочного планшета, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Игры с песком я использую:
- в качестве ведущего метода коррекционного воздействия;
- в развивающих и обучающих занятиях;
- в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
- в качестве диагностики и психопрофилактики и др.
Методы и формы работы с песком: рассказ, беседа, коммуникативные, символические, ролевые игры, моделирование ситуации, пальчиковая гимнастика, конструирование из дидактического материала.
В качестве песочной терапии используется следующее оборудование: Световой стол, планшет для рисования на сухом песке; песочница для построения песочных картин из кинетического песка; чистый, просеянный цветной песок; кинетический песок; «коллекция» миниатюрных фигурок
В своей работе использую две формы работы с песком. Это работа в песочнице с использованием кинетического песка, и работа с сухим песком на световом столе.
Классический вариант в песочной терапии это построение песочной картины. Ребенку предлагается построить волшебный мир или сказочную историю на песке. Обязательный компонент для работы в песочнице — маленькие фигурки или их изображение.
Основная часть — это выполнение задание.
В заключительной части которая называется ритуалом прощания песочный персонаж объявляет об окончании путешествия или игры.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например, «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Преимущество песочной терапии выражаются в том, что она:
- помогает развить социальный и эмоциональный интеллект дошкольников;
- помогает развить речь, внимание, память, воображение, мышление;
- помогает развить навыки конструктивных выходов из неблагоприятных ситуаций;
- помогает развить мелкую моторику;
- помогает снять эмоциональное напряжение.
Приемы рисования на песке, которые я используемую на занятии; вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание из кулачка, просеивание песка между пальцами, через сито.
Способы рисования песком, используемые на занятиях; кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, щепотью, кистью для акварели, ситом, скребками, стеками.
Формы работы
В своей работе я использую, групповые и индивидуальные игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Индивидуальные игры — позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Анализ результативности.
Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволила создать предпосылки, способствующие гармонизации психологической сферы детей.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у дошкольников значительно возрастает интерес к занятиям;
- дошкольники чувствуют себя более успешными;
- у дошкольников снижается уровень тревожности, агрессивности;
- у дошкольников формируются умения видеть эмоции другого и собственный эмоциональный образ;
- развивается эмоциональная произвольность, дети учатся конструктивно управлять собственным поведением;
значительно увеличивается словарный запас и формируются средства коммуникации.
В результате занятий песочной терапией, по результатам диагностики, наблюдается следующая картина:
- развивается мелкая моторика и психические процессы;
- у дошкольников снижается уровень тревожности, агрессивности;
Песочная терапия не так давно получила распространение в психологии. Отмечается недостаточность подготовки для использования песочной терапии. Это создаёт, c одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии, c другой стороны, стимулирует творческий поиск и формирует собственный опыт в данном направлении, который мною представлен на разных площадках:
- Золотая медаль во Всероссийском конкурсе «Росточек, мир спасут дети» как член команды авторов-разработчиков комплекта материалов из опыта работы дошкольного учреждения «Я внедряю ФГОС» 2017г.
- Свидетельство об участии в городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Лучшие практики» г. Норильск, 2018г.
- Публикация в федеральном журнале для родителей и педагогов «Дошкольный мир», «Путешествие по дорожкам в песочную страну» 2019г. №4 (39\2019)
Источник
Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников
надежда олифер
Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников
Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников».
Актуальность темы: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях.
В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения.
Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста.
— Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
— Развивать фантазию и образное мышление
— Развивать творческие способности дошкольников.
— Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
— Развивать коммуникативные навыки.
— Повышать самооценку детей.
— Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
— Развивать мелкую моторику рук, воображение.
активное включение детей в занятия песочной терапией.
Методическая разработка серии конспектов занятий
Оборудование для песочной терапии: стол с подсветкой наполненный песком; лопатки, кисточки, мелкие игрушки (люди, животные, растения, насекомые); бусинки, пуговки, кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса);
камешки, веточки, шишки и т. д.)
Иллюстрации с изображением различных композиций.
Материалы для оформления результатов (фото работ, фломастеры)
Участники: Дети подготовительной группы
Основной механизм реализации: Проведение серии регулярных занятий. Предполагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, создавая особую атмосферу, которая позволяет ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов действий и проявлению творчества.
Список литературы:
1. Грабенко, Т. М. Как помочь «особому» ребенку / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство — Пресс, 1998.
2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
3. Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
4. Грабенко, Т. М.Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
6. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. — №5. – с. 39
7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. — №1. – с. 50
8. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. — №4. – с. 65
9. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. — №2. – с. 2
Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Песочная терапия для дошкольников Есть ли такая детская игра, которая может гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущения разнообразия.
Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях,.
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.
Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.
Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.
Источник