Песочная терапия для развития эмоционально волевой сферы

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
проект (старшая группа)

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы

у детей дошкольного возраста».

Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, постоянные перемены, огромный информационный поток которые приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей. Взрослые люди не всегда в состоянии совладать с возникающими жизненными трудностями, справиться с возникшими проблемами, сохранить целостность и уверенность. Все это является следствием эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия, что также подтверждается диагностическими данными. Среди них дети с эмоционально-волевыми проблемами в особенности с чувствами страхов, агрессивности, замкнутости и тревожных состояний, которые нуждаются в организации специализированной помощи.

Для коррекции эмоционально-волевой сферы, я искала метод позволяющий раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, помогающий ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, позитивно социализироваться, сформировать у детей уверенность в себе и своих силах, желания и стремления детей быть успешными и необходимыми.

Для коррекции и развития психологического здоровья детей в повседневной работе, я осуществляю различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, иглотерапию, сказкотерапию. Для того, чтобы, поддержать познавательный интерес к моим занятиям, я искала прием для развития эмоционального мира детей, такой который бы вызывал не только интерес, но и много положительных эмоций. Свой выбор я остановила на работе с песком в песочницах и на световых планшетах, что и реализовываю в своем опыте работы.

Песочная терапия получила широкое распространение в педагогике и психотерапии, с помощью которого можно решать проблемы эмоционально-волевой сферы детей.

Цель: коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, средствами песочной терапии с использованием световых планшетов.

Задачи:

  • корректировать нарушения эмоционально-волевой сферы (страхов, тревожности, агрессивности);
  • развивать речь и психические процессы;
  • совершенствовать умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми;
  • повышать личностный потенциал дошкольника (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • формировать позитивное самоотношение.

Для реализации коррекционно-развивающей работы в своей деятельности использовала следующие принципы песочной терапии:

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

В своей работе я использую множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, и песочного планшета, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Игры с песком я использую:

  • в качестве ведущего метода коррекционного воздействия;
  • в развивающих и обучающих занятиях;
  • в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
  • в качестве диагностики и психопрофилактики и др.
Читайте также:  Можно ли доверять своим чувствам

Методы и формы работы с песком: рассказ, беседа, коммуникативные, символические, ролевые игры, моделирование ситуации, пальчиковая гимнастика, конструирование из дидактического материала.

В качестве песочной терапии используется следующее оборудование: Световой стол, планшет для рисования на сухом песке; песочница для построения песочных картин из кинетического песка; чистый, просеянный цветной песок; кинетический песок; «коллекция» миниатюрных фигурок

В своей работе использую две формы работы с песком. Это работа в песочнице с использованием кинетического песка, и работа с сухим песком на световом столе.

Классический вариант в песочной терапии это построение песочной картины. Ребенку предлагается построить волшебный мир или сказочную историю на песке. Обязательный компонент для работы в песочнице — маленькие фигурки или их изображение.

Основная часть — это выполнение задание.

В заключительной части которая называется ритуалом прощания песочный персонаж объявляет об окончании путешествия или игры.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например, «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

Преимущество песочной терапии выражаются в том, что она:

  • помогает развить социальный и эмоциональный интеллект дошкольников;
  • помогает развить речь, внимание, память, воображение, мышление;
  • помогает развить навыки конструктивных выходов из неблагоприятных ситуаций;
  • помогает развить мелкую моторику;
  • помогает снять эмоциональное напряжение.

Приемы рисования на песке, которые я используемую на занятии; вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание из кулачка, просеивание песка между пальцами, через сито.

Способы рисования песком, используемые на занятиях; кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, щепотью, кистью для акварели, ситом, скребками, стеками.

Формы работы

В своей работе я использую, групповые и индивидуальные игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Индивидуальные игры — позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Анализ результативности.

Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволила создать предпосылки, способствующие гармонизации психологической сферы детей.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у дошкольников значительно возрастает интерес к занятиям;
  • дошкольники чувствуют себя более успешными;
  • у дошкольников снижается уровень тревожности, агрессивности;
  • у дошкольников формируются умения видеть эмоции другого и собственный эмоциональный образ;
  • развивается эмоциональная произвольность, дети учатся конструктивно управлять собственным поведением;

значительно увеличивается словарный запас и формируются средства коммуникации.

В результате занятий песочной терапией, по результатам диагностики, наблюдается следующая картина:

  • развивается мелкая моторика и психические процессы;
  • у дошкольников снижается уровень тревожности, агрессивности;
Читайте также:  Бывает ли такое когда чувства возвращаются

Песочная терапия не так давно получила распространение в психологии. Отмечается недостаточность подготовки для использования песочной терапии. Это создаёт, c одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии, c другой стороны, стимулирует творческий поиск и формирует собственный опыт в данном направлении, который мною представлен на разных площадках:

  • Золотая медаль во Всероссийском конкурсе «Росточек, мир спасут дети» как член команды авторов-разработчиков комплекта материалов из опыта работы дошкольного учреждения «Я внедряю ФГОС» 2017г.
  • Свидетельство об участии в городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Лучшие практики» г. Норильск, 2018г.
  • Публикация в федеральном журнале для родителей и педагогов «Дошкольный мир», «Путешествие по дорожкам в песочную страну» 2019г. №4 (39\2019)

Источник

Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников

надежда олифер
Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников

Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников».

Актуальность темы: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях.

В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения.

Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста.

— Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

— Развивать фантазию и образное мышление

— Развивать творческие способности дошкольников.

— Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

— Развивать коммуникативные навыки.

— Повышать самооценку детей.

— Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

— Развивать мелкую моторику рук, воображение.

активное включение детей в занятия песочной терапией.

Методическая разработка серии конспектов занятий

Оборудование для песочной терапии: стол с подсветкой наполненный песком; лопатки, кисточки, мелкие игрушки (люди, животные, растения, насекомые); бусинки, пуговки, кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса);

камешки, веточки, шишки и т. д.)

Иллюстрации с изображением различных композиций.

Материалы для оформления результатов (фото работ, фломастеры)

Участники: Дети подготовительной группы

Основной механизм реализации: Проведение серии регулярных занятий. Предполагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, создавая особую атмосферу, которая позволяет ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов действий и проявлению творчества.

Список литературы:

1. Грабенко, Т. М. Как помочь «особому» ребенку / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство — Пресс, 1998.

Читайте также:  Область мозга отвечающая за эмоции название

2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

3. Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

4. Грабенко, Т. М.Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.

5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

6. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. — №5. – с. 39

7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. — №1. – с. 50

8. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. — №4. – с. 65

9. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. — №2. – с. 2

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.

Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Песочная терапия для дошкольников Есть ли такая детская игра, которая может гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущения разнообразия.

Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях,.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.

Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.

Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.

Источник

Оцените статью