Первые радости федин описание города
Жизнь и творчество Константина Александровича Федина тесно связаны с Саратовом и Саратовским краем.
24 февраля 1892 года в семье приказчика писчебумажного магазина в маленьком дворовом флигеле по улице Большой Сергиевской (ныне ул. Чернышевского) родился будущий писатель. На берегу Волги с ее пристанями, пароходами, лодками и плотами в большом городе с красивыми улицами, парками, театрами прошли ранние годы Константина Федина. Здесь формировался его характер, здесь произошло его первое знакомство с литературой и искусством.
«Все мое детство, от рождения в 1892 году, и ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове, который у нас в семье влюблено называли «столицей Поволжья» … Отсюда пошли мои первые представления о русской земле, как о Мире, о русском народе, как о Человеке. Здесь складывались начальные понятия о прекрасном…», – писал Федин в своей автобиографии.
Саратов для писателя – это учеба в Сретенском начальном училище («Я здесь учился два года, узнал первую грамоту»), учеба в Коммерческом училище, первые уроки жизни и первые юношеские переживания.
Несмотря на то, что с 1908 года Константин Федин в Саратове не живет, редко приезжает, связь с родным городом не прерывается. Он навещает родителей, а позже – в 20-е годы – сестру А.А. Рассохину. В 1939 приезжает на юбилейную годовщину Н.Г. Чернышевского, в 1949 читает отрывки из нового романа «Необыкновенное лето» в Саратовском государственном университете, бывает в родном городе в 1959, 1966 годах. А в 1967 году К.А. Федину было присвоено звание почетного гражданина города Саратова.
Саратов – это город, в котором ему «легче дышалось и лучше работалось». Сюда он приезжал, чтобы встретиться с родными, близкими, друзьями, отдохнуть и поработать, побродить по знакомым улицам, местам своего детства, вдохнуть неповторимый запах волжских просторов. «Волга – моя родина. Каждое новое свидание с ней волнует меня, точно, ступив на ее берега, я попадаю в отчий дом».
Для саратовцев произведения писателя-земляка имеют особую значимость и притягательность. В романах «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Братья», повести «Старик», рассказах «Сазаны» и «Встреча с прошлым» оживают картины старого Саратова: городской театр, парк Липки, набережная, сохранившиеся и давно исчезнувшие улицы и дома. Чтение этих произведений превращается для читателя в захватывающее путешествие по родному городу начала XX века, знакомит с бытом, культурой, живой историей Саратовского края.
Источник
Путешествие по Саратову с Константином Фединым
Я давно уже увлекаюсь историей моей семьи. И однажды в семейном архиве мне совершенно случайно попалась фотография, датированная 1930 годом. На обороте было написано: «Дорогим дяде Коле (мой прадедушка – Николай Иванович Кистенёв) и тёте Любочке (моя прабабушка–Любовь Ивановна Кистенёва) от племянницы Нины (Нина Николаевна Рассохина) на доброе воспоминание». Получается, что Нина Николаевна – жена Геннадия Васильевича Рассохина, племянника К.А.Федина – моя двоюродная бабушка, а известный саратовский писатель – мой родственник! Дальний, но родственник! Мне стало интересно побольше узнать о нём.
Константин Александрович Федин (1892 — 1977) — советский писатель, общественный деятель, автор книг «Города и годы», «Первые радости», «Необыкновенное лето» и других. В Саратове на пересечении улиц Чернышевского и Волжской расположен музей Федина.
Семья Фединых многократно меняла место жительства. Из всех домов, в которых жил писатель, сохранились всего два. Первый дом находится в Смурском переулке, сейчас это жилой дом №13. К сожалению, в настоящее время этот дом в весьма плачевном состоянии. Раньше на нем была памятная доска, но она таинственным образом исчезла. Не исключено, что через несколько лет исчезнет и сам дом.
Второй дом, выстроенный отцом писателя, находится на улице Кутякова, сейчас это жилой дом №56. На нём тоже нет никакого упоминания о том, что здесь жил К.А. Федин.
Места Саратова, которые описывает в своих произведениях писатель, исследовали многие учёные. И многим известно описание Липок, Сретенского училища, дом, где жили Федины в Смурском переулке. Я же поставил себе целью исследовать описания таких мест, о которых мало кто знает…
Берём в руки произведения К.А. Федина и отправляемся на прогулку по старому Саратову.
Пусть для начала это будет роман «Братья». И хотя в романе нет названия города, где происходят события, но его описание напоминает Саратов. Попробуем это доказать. Первое место, которое кажется нам знакомым –Смурский переулок, в Саратове он тоже есть. Вот как его описывает автор: «Переулок звался Смурским и был, правда, буровато-серым, смурым, смурыгим. На углу Староострожной улицы, посреди проезда, торчала водопроводная будка, к ней с утра до сумерек, погромыхивая вёдрами, ползли бабы. Отсюда дорога скатывалась к Нижней улице, потом – к оврагам, которые в городе назывались бараками. Дальше шли горы».
Со времен Федина Смурский переулок почти не изменился. Там всё такие же маленькие неказистые домики и почти нет зелени. Писатель полагал, что название этого переулка происходит от определений «буровато-серый, смурый, смурыгий». Вероятно, таким его сохранил К.А. Федин в своих детских воспоминаниях. Возможно, есть и другая версия происхождения этого названия. Чтобы проверить наше предположение, заглянем в книгу известного саратовского краеведа Е.Максимова. Изначально переулок назывался улицей Памятной, но «по обычаю и употреблению» жителей было ещё одно название – Смурский переулок. Со временем оно прижилось и стало официальным. Пошло это название от фамилии сестёр Смуровых, которые сдавали своё подворье. Люди, снимавшие у них жильё, на вопрос «Где вы живёте?» отвечали «У Смуровых, в переулке».
Водопроводная будка, о которой пишет К.А. Федин, всё также стоит на углу Староострожной улицы (ныне улица Гоголя) и часто можно увидеть местных жителей с вёдрами, идущих набирать воду из колонки перед будкой. А вот что пишет Е.К. Максимов про эту будку: «В Смурском переулке сохранился единственный в Саратове чрезвычайно интересный памятник истории водопроводного дела в городе – водобудка. В дореволюционном Саратове их насчитывалось 41; 40 исчезли в годы советской власти. Водоразборные будки, сначала деревянные, потом каменные, сооружались в кварталах, где недалеко проходили магистральные трубы, но не было домовых водопроводных ответвлений. Размер будки был примерно 5 на 4 аршина с сенями. Перед будкой стояла чугунная колонка с краном, а сидевший в будке смотритель за плату отпускал воду».
К.А.Федин описывает не только переулок, но и его жителей: угольщиков и шорников(ремесленники по изготовлению шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжке.), их занятия. «Угольщики и шорники в обычное время пользовались тротуарами, не задевая прохожих, по субботам парились в бане – на углу Смурского и Цыганской, в праздники отстаивали раннюю обедню у Петра и Павла, грызли калённые подсолнечные и тыквенные семечки – люди, как люди». Кстати, баня на углу Смурского и Цыганской (сейчас ул. Кутякова), про которую говорит писатель, сохранилась. Это баня №7 – самая старая баня нашего города, так называемая «царская баня», открытая в 1903 году.Интересный факт: в этой бане в 1911 году парились В.И. Чапаев и его отец. Да и без Василия Ивановича здесь, наверное, побывало половина жителей Саратова. В 2011 году баню отремонтировали и она переживает свою вторую молодость.
Церковь Петра и Павла, где угольщики и шорники стояли обедню в настоящее время уже не существует. Построена она была в 1818 г. при саратовском губернаторе Панчулидзеве. В народе церковь также называли Петропавловской или Сретенской. Церковь эта находилась на правой стороне Хлебной площади, близ торговых рядов на Верхнем базаре.
В середине 1930-х годов собор был закрыт и снесён в 1968 году. Сегодня на её месте находится памятник «Сердце губернии» перед зданием Правительства Саратовской области.
В романе «Братья» К.А.Федина есть персонаж – Варенька Шерстобитова, дочь купца, владельца мануфактурной лавки. Вот что пишет о купцах Шерстобитовых известные саратовские краеведы В.Н. и Н.Н.Семёновы: «Популярные в Саратове купцы Шерстобитовы вели свой торгово-коммерческий промысел на протяжении более ста лет. Были Шерстобитовы типичными российскими купцами: носили тяжёлые енотовые шубы, ходили с увесистыми тростями, засиживались в трактире за обильными трапезами, посещали по воскресеньям Петропавловскую церковь, традиционно щедро одаривая нищих на паперти. Торговали Шерстобитовы в Новом гостином дворе на Театральной площади». Здание Нового гостиного двора не сохранилось. 5 ноября 1918 года Гостиный двор сгорел «красным петухом» – так большевиками была отмечена первая годовщина Октябрьской Революции .
Возьмём другое произведение К.А. Федина и отправимся дальше. Следующий пункт нашего маршрута – Дом купца Корнилова. Вот что пишет о нём К.А. Федин в предисловии к повести «Старик»: «Меня поразило недавно, что Чернышевского в детстве страшно тянуло посмотреть таинственный дом купца Корнилова – на углу Московской и Большой Сергиевской. В одном рассказе он писал: «Угол дома был закруглён и поднят куполом, выкрашенным зелёною краскою, между тем как остальная, тоже железная, кровля была красная». Слова эти наполнены ужасом. Угол дома действительно, был закруглён и поднят куполом! И как же не знать мне этого дома (в моё время – братьев Шмидтов), если я пугался не только пройти мимо него, но даже представить себе его подвальные окна, забранные кованым железом? Этот дом на самом деле страшен. На протяжении века он излучает своими окнами, своим закруглённым углом непонятное представление о таинственном».
Мне стало интересно узнать поподробнее, почему же этого дома так боялись Н.Г.Чернышевский и К.А.Федин. В книге внучки Н.Г. Чернышевского Нины Михайловны Чернышевской читаем следующие строки: «Маленькому Чернышевскому пришлось стать свидетелем зверской расправы старухи жены над стариком Корниловым. Она избила и заперла подвыпившего мужа в чулан, когда гость стал указывать ей на жестокость обращения с мужем, старуха в ответ показала им свои уши: они были изуродованы и представляли собой сплошные клочья. Это были следы издевательства пьяного мужа, который в продолжение многих десятков лет бил её, вырывая из ушей серьги вместе с мясом. Теперь старуха мстила ему за все надругательства». Дом этот до сих пор стоит на углу улиц Московской и Чернышевского. Он светло-зелёного цвета, с тем же тёмно-зелёным куполом и ржавой крышей. А вот от полуподвальных окон остались только следы на асфальте у стены, их полностью скрыл новый культурный слой. И дом этот уже не кажется страшным, а абсолютно обычным стареньким купеческим домом, каких ещё осталось много в Саратове .
Но прощаемся с домом Корнилова и идём дальше. В той же повести «Старик» находим следующие строки: «Денисенко держал извозный и ямской двор, почти весь перевоз через Волгу был у него в руках, лошади его славились, с легкою доводилось ему бывать и в Пензе и в Тамбове, ямщиком он был отменным. Двор стоял на краю оврага, за Казанской церковью». На месте извозного двора сейчас стоит жилой дом, а от Казанской церкви сохранилось лишь одно здание из церковного ансамбля, дом причта, которое сейчас используется как жилой дом.
(Продолжение следует)
Егор Кругляк, 14 лет
Источник
«Саратов и саратовцы в произведениях Константина Федина»
Целью моей работы является выявление темы Саратова в произведениях этого писателя, также возможность проследить, как меняется со временем его отношение к этому городу, какую роль сыграл Саратов для Константина Федина, и какое влияние на культурную жизнь оказал сам писатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saratov_i_saratovcy_v_proizv_fedina.docx | 32.19 КБ |
fedin_i_saratov.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик
Саратовского района Саратовской области»
Творческая работа по теме:
«Саратов и саратовцы в произведения Константина Федина»
Выполнила: Храмова Анастасия
Руководитель: Комарова Л. А.
Саратов в произведениях Федина………………………………………………4
Отношение писателя к родному городу………………………………………..5
Федин – почетный гражданин Саратова……………………………………….7
Воспоминания о Волге и Липках………………………………………………8
Музей Федина в наши дни………………………………………………………9
Однажды, посетив музей К. Федина, я заинтересовалась его творчеством. Оказалось, что жизнь и творчество Константина Александровича Федина тесно связаны с Саратовом и Саратовским краем.
24 февраля 1892 года в семье служащего писчебумажного магазина в маленьком дворовом флигеле по улице Большой Сергиевской / ныне улица Чернышевского / родился будущий писатель. На берегу Волги с ее пристанями, пароходами, плотами и лодками, конторами пароходных обществ в большом городе с красивыми улицами, парками, театрами прошли ранние годы Константина Федина. Здесь формировался его характер, здесь произошло его первое знакомство с литературой и искусством.
В Саратове Федин учился в Сретенском начальном училище с 1899 до 1901 года, в Коммерческом училище в 1901-1908 годах, затем уехал в Козлов, ныне Мичуринск, в Москву, но Саратов навсегда остался для писателя родным городом. Сюда он приезжал к родителям, позже – в 20-е годы – к сестре А. А. Рассохиной. В 1939 году выступал на открытии памятника на могиле Н. Г. Чернышевского. В годы войны, когда в Саратове находился Московский Художественный театр, Федин по приглашению администрации знакомил актеров со своей новой пьесой «Испытание чувств». После войны приезжал в родной город в 1949, 1959, 1966 годах.
Целью моей работы является выявление темы Саратова в произведениях этого писателя, также возможность проследить, как меняется со временем его отношение к этому городу, какую роль сыграл Саратов для Константина Федина, и какое влияние на культурную жизнь оказал сам писатель.
Саратов в произведениях Федина
Саратов для писателя – это учеба в Сретенском начальном училище (« Я здесь учился два года, узнал первую грамоту»), учеба в Коммерческом училище, первые уроки жизни и первые юношеские переживания.
Саратов – это город, в котором ему «легче дышалось и лучше работалось». Сюда он приезжал, чтобы встретиться с родными, близкими, друзьями, отдохнуть и поработать, побродить по знакомым улицам, местам своего детства, вдохнуть неповторимый запах волжских просторов. «Волга – моя родина. Каждое новое свидание с ней волнует меня, точно, ступив на ее берега, я попадаю в отчий дом».
Во многих произведениях Константина Федина используются его знания именно саратовского быта, деталей и подробностей.
В романах «Первые радости» и «Необыкновенное лето» вообще все действие происходит в Саратове, в том числе и в городском саду Липки, Городском театре, народной аудитории (областная библиотека), Ильинской площади, консерватории, Радищевском музее, Театральной площади, Саратовском императорском университете, железнодорожном вокзале и так далее.
Действие затрагивает и такие местечки как Затон, Кумысная поляна, Соколовая гора, Увек, а также городки и области: Ртищево, Хвалынск, Аткарск. Удивительно точны их описания… Но ив тех случаях, когда адреса точно не названы Фединым, еще и сейчас на саратовских улицах можно найти дома, очень напоминающие по описаниям и месту расположения и «мешковский», и «драгомиловский», и следы старых лабазов и ночлежек.
Настолько подробное представление Саратов навряд ли где-либо еще имел. Потому Константин Федин – особый писатель для Саратова.
Важно отметить и тот факт, что Федин может по праву считаться «певцом» Саратова. В своих произведениях Константин Александрович ярко и художественно неповторимо рисует облик старого город. Но писатель также обращается к разным уголкам Саратова. Из рассказа «Встречи с прошлым»: «…Я исходил много знакомых улиц и однажды очутился перед зданием школы, мигом напомнившей мне первые годы учения. Я зашел во двор. Земля была гладко утопана и чуть запорошена слоем пыли, тонко растертой, как пудра. Я узнал эту землю и, словно вылетев после урока на перемену, оглядел двор из края в край – куда бежать.
Обернувшись, я увидел большие старинные окна школьного коридора, необыкновенные по форме – полуовальные, с частым переплетом рам, в виде трапеций. Мне захотелось посмотреть коридор, и, когда я открыл дверь, даже воздух показался мне ничуть не изменившимся с давних пор моего детства…».
Тут представлено только два отрывка, но ряд можно было бы продолжить.
Нужно отметить, что в своих произведениях Федин не просто рисует хорошо знакомые с детства места, но и рассказывает о тех, кто населял в те годы разные уголки Саратова. Если вернуться к возможной карте-схеме города, то можно было бы говорить о социальном аспекте, и о том, чему писатель отдает предпочтение. При подобном подходе может по-новому открыться место, занимаемое «столицей Поволжья» в социокультурном пространстве России.
Отношение писателя к родному городу
Саратов для Федина был провинцией. Но очень интересно пронаблюдать, как меняется его отношение к родному городу с течением времени. В юности – это провинция, откуда хочется сбежать. В письмах к Зелениной К. в 1911 году читаем: «Саратов…город.. Гнило…Скушно…Гулять несподручно: потому дождик…Смотрю на гвоздик…» (в это время он был уже студентом Московского коммерческого института).
В более зрелом возрасте Саратов для Федина остается провинцией, но это уже и «глубина» России, это место, где продолжает жить прошлое, которое необходимо помнить и знать. Необыкновенно дорогим, в этом смысле является письмо Федина, написанное в 1932 году своей десятилетней дочери Нине. Адресовано оно уже взрослой Нине Константиновне. Федин, по-видимому, боялся, что не доживет до зрелости дочери (он был серьезно болен в это время): «Мне было лет десять, когда я с родителями жил в большом русском городе, на людном перекрестке. Около наших ворот, притулившись к ступенькам часовой мастерской, сидела старуха, — не помню, как ее звали, скажем – Петровна. Это очень важно, так как тогда я величал старуху по отчеству (отчество, как известно, служит старухам именем), и величал вот по какой причине. Петровна торговала семечками, кто не грыз каленых тыквенных семечек, тот не так-то легко представит себе перекресток большого русского города, с конкой, калачными заведениями, парикмахерской и городовыми.
Я в этом убежден до сих пор. Слащаво-масляная жвачка из этих непритязательных зерен как нельзя полно выражает все убожество потребностей, желаний, вкусов былого всероссийского населения, но – странно – в то же время какую-то независимость, сторонность его от этого перекрестка, на котором оно молчаливо и не очень старательно круговращалось. Поистине – птицы в небе! Поплюют, пожуют, да и спать.
Научившись у взрослых, я тоже с любовью жевал семена. Но мне слишком редко удавалось выпросить у матери копейку, а Петровна владычествовала не только над корзиной с семенами, а еще и над ящиком со стекольчатой крышкой, в котором хранились самые драгоценные товары: мармелад в виде лимонных и апельсиновых долек в сахаре; шоколадные розово-сахарные бутылочки с ромом; халва (честное слово!); маковые плитки в цветной бумаге с бахромой; или, например, — шоколадные раки со сливочной начинкой, завернутые в серебро, — неприступная вещь! – или нечто такое – неизвестно – растет или из чего-нибудь делается? – и называется рожками. Да что говорить. Все это лежало для обозрения под стеклом».
Перед нами описание тихой провинциальной жизни, эта жизнь имеет свою прелесть, свой запах, свой вкус. И Федину важно, чтобы дочь знала и помнила об этом: «В прошлом необыкновенная сила власти, и настоящее понимаешь только тогда, когда знаешь прошлое. Если хочешь разгадать происхождение своих вкусов, пристрастий – подумай над своим детством. Детство твоего отца иной раз объяснит тебе какую-нибудь особенность твоего характера, которую ты безуспешно стараешься изжить».
Федин – почетный гражданин Саратова
Писатель никогда не забывал, откуда он родом. Во всех своих автобиографиях он пишет о Саратове. Из автобиографии 1952 года и дополнения в 1957: «Все мое детство, от рождения в 1892 году, и ранняя юность, до 1908, протекали в Саратове, который у нас в семье влюбленно называли «столицей Поволжья»… Отсюда пошли мои первые представления о русской земле – как о Мире, о русском народе – как о Человеке. Здесь складывались начальные понятия о прекрасном – из картинной галереи Радищевского музея, где было много отличных русских мастеров и западных художников…; из школьных спектаклей, в которых участвовал и я; из драматических и оперных театров; из уроков на скрипке, которые мучили меня и одно время совсем охладили к музыке.»
Несмотря на то, что с 1908 года Константин Федин в Саратове не живет, редко приезжает, связь с родным городом не прерывается. Он навещает родителей, а позже – в 20-е годы – сестру А.А. Рассохину. В 1939 приезжает на юбилейную годовщину Н.Г. Чернышевского, в 1949 читает отрывки из нового романа «Необыкновенное лето» в Саратовском государственном университете, бывает в родном городе в 1959, 1966 годах.
Каждый приезд писателя в Саратов становился событием в культурной жизни города, сопровождался многочисленными встречами с саратовцами. Несмотря на нечастые посещения, Федин всегда был в курсе дел и перемен, проявляя к ним постоянный интерес. В одном из писем саратовскому писателю Г. Ф. Боровикову Федин сообщал: «Часто испытываю приливы совершенно особого удовольствия, когда вижу и слышу бурление культурной жизни в Саратове, а главное – представляю себе, как эта жизнь может расшириться, разлиться по всему нашему краю, если ее к этому больше побуждать».
В 1967 году К. А. Федину было присвоено звание почетного гражданина города Саратова. Для саратовского читателя произведения писателя-земляка имеют особую значимость и притягательность. Старый Саратов в них «оживает»: городской театр, парк Липки, набережная, сохранившиеся и давно исчезнувшие улицы и дома. Для саратовцев знакомство с произведениями Константина Федина – еще и путешествие по родному городу начала ХХ века, открытие его прошлого: быта, культуры, живой истории Саратовского края.
Воспоминания о Волге и Липках
«Липки тянули к себе всегда… Когда я уже в позднейшее время, едва ли не старым человеком, приезжал в Саратов, я, конечно, ходил в Липки. И вот после моего посещения Липок (это был последний приезд в Саратов), помню, был хороший вечер, я прошелся по знакомым улицам. Многое вспомнил и пришел в Липки тогда, когда уже меркли огни… Я пришел туда и посидел в уединении, вспоминал очень много прошедшего. Теперь эти воспоминания странным образом связываются и перекликаются с тем, что я сделал в книгах, описывая картины, прообразом которых был Саратов… И, может быть, даже какие-то факты из биографии мои героев кажутся мне иногда фактами моей биографии» — вспоминал Константин Федин об одном из саратовских парков, ему же принадлежат такие слова: «Волга – моя родина. Каждое новое свидание с ней волнует меня, точно, ступив на ее берега, я попадаю в отчий дом… Волга в русской жизни – как небо и воздух. Мы дышим Волгой, мы любуемся ею. Мы поем о ней самые сердечные песни. Мы учим детей на ее преданиях. Волга – родина удали, смелости, народной славы.
Волга – родина русских гениев и талантов. С детства волжанин мечтает о своей реке, как о самом прекрасном из всего, что ему дано на земле».
Музей Федина в наши дни
Государственный музей К. А. Федина располагается в красивейшем месте Саратова на углу улицы Октябрьской и Чернышевского, откуда открывается вид на Волгу и Набережную. Здание музея – это памятник архитектуры, построенный в 18 веке. Сам музей, посвященный творчеству Константина Федина, был открыт в июне 1981 года в Саратове, на родине писателя, в старинном здании бывшего сретенского начального училища, где Федин учился в 1899-1901 годах. Толстые стены, сводчатые потолки, кованые решетки. Когда-то здесь даже содержали пересыльных каторжан.
В музее работает постоянная экспозиция «Дом русской литературы 20 века». Сейчас это единственная экспозиция в России, которая полностью и объективно отражает литературный процесс прошлого века вообще и творчество К. Федина в частности.
К сожалению, не все жители города знают, какой замечательный этот музей.
Когда заходит речь о романах Константина Федина, саратовцы обычно говорят; «Это книги о нас»- И действительно, чуть ли не в каждой странице его произведений встречаются описания знакомых горожанам мест — Увек, Поливановка, Курдюм, сад «Липки».
Знаменитые романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето» можно назвать своеобразной галереей города: консерватория, Затон. Соколовая гора, Театральная площадь. Роман «Необыкновенное лето» впервые был издан на родине Федина — в Саратове. В последние годы жизни писатель часто навещал родные места. И роман «Костер» он дописывал у себя на даче в Октябрьском ущелье.
Стоит говорить о том, что творчество Константина Александровича является полной энциклопедией Саратова, знания из которой можно получать и сейчас, что приносит неоценимый вклад в развитие современной культуры. Как говорил сам К. Федин: «В прошлом есть необыкновенная сила власти, и настоящее понимаешь только тогда, когда знаешь прошлое».
Мне кажется, что я выполнила поставленные перед собой цели, и от себя хочу сказать, что, выполняя эту работу, я прониклась еще большим уважением и признанием к этому писателю. Только человек, который любит свою родину может так хорошо ее знать и так страстно ее любить!
«Федин и Саратов». — Составитель В. П. Крючков. Редактор В.Б.Герасимов. Художник А.К.Ершов. Тех.ред. Л.Г.Феклистова. Корректор Е.Л. Гертельман.
«К. А. Федин, основные даты жизни и творчества 1892-1977» Издательство Саратовского Университета
«Годы и люди». – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.
Источник