Первые радости 1977 где снимали

«Первые радости» и «Необыкновенное лето»

Имеет ли право человек жертвовать своими близкими ради того, чтобы спасти себя от тюрьмы? В чем заключаются «первые радости» юного революционера? Что важнее в этом мире, жизнь одного человека или мифическое светлое будущее других людей? Думаю, что эти и подобные вопросы возникают у зрителей сейчас, но они не могли возникнуть в 50-е годы прошлого века, когда фильм «Первые радости» вышел на экраны.

Сегодня впервые в моих обзорах фильм об Октябрьской революции. Снял эту картину известный советский кинорежиссер Владимир Басов, автор очень популярного некогда фильма «Щит и меч».
Сегодня предлагаю вам посмотреть его первый самостоятельный фильм в качестве режиссера.

Фильм снят по первой части трилогии советского писателя Константина Федина, которая называется «Первые радости».

Действие книги разворачивается в Саратове, хотя в фильме об этом напрямую не говорится. События происходят в 1910 году во время активной деятельности в городе революционных ячеек.
02.

Студент Кирилл Извеков, которого прекрасно сыграл Виктор Коршунов, решает посвятить свою жизнь революции, независимо то того, сколько бы не пришлось её ждать.
03.

В фильме прекрасно воссоздан быт начала прошлого века приволжского города. Показана жизнь тех, кто живет «на дне» и тех, кто вполне обеспечен и неплохо приспособлен к окружающей обстановке.
04.

В роли местного писателя Пастухова Михаил Названов (справа), в роли артиста Цветухина Владимир Дружников (слева)
05.

В городе действует подпольная типография, работу которой организует профессиональный революционер Рагозин (Владимир Емельянов).
06.

Однако полиция нападает на след подпольной типографии.
07.

Как это часто бывает в жизни, главарю удается скрыться, а полиция арестовывает и бросают в тюрьму студента Кирилла Извекова и беременную жену Рагозина.

В роли Ксаны Рагозиной Нина Меньшикова, известная советским зрителям по фильму «Доживем до понедельника».
08.

Основная цель следователя поймать главного преступника и они пытаются добыть эти сведения, как у арестованнх, так и у местной интеллигенции, но никто не может ничего сказать, потому что не знают, куда скрылся Рагозин.
09.

В то время как арестованных пытают в тюрьме, их предводитель спокойно живет в теплой квартире в этом же городе, а потом исчезает в неизвестном направлении, оставив свою жену умирать в тюрьме.
10.

Судя по тому, что других радостей у Кирилла Извекова по ходу сюжета не наблюдается, его «Первой радостью» в этой жизни будет каторга, потому что он всю вину за организацию работы нелегальной типографии берет на себя, выгораживая Рагозина.

В роли девушки Кирилла Извекова снялась известная актриса Татьяна Конюхова.
11

Я не читал оригинал романа, поэтому не могу сказать, насколько точно Владимир Басов передал мысли, которые закладывал в свой роман Константин Федин, но сам фильм получился замечательный и очень реалистичный.

Фильм вышел на экраны в 1956 году
Режиссер Владимир Басов
Автор сценария Алексей Каплер
Оператор Тимофей Лебешев
Композитор Михаил Зив
Киностудия «Мосфильм»

«Необыкновенное лето» царского офицера Василия Дибича и писателя Пастухова

Иногда бывает так, что главные герои фильма настолько предсказуемы, что зрителям быстро надоедает наблюдать за их действиями по ходу сюжета картины. На этот случай у хорошего режиссера припасены неординарные персонажи второго плана. Так случилось и с фильмом Владимира Басова «Необыкновенное лето».

Борис Новиков в роли Шубникова

Коммунисты Петр Рагозин и Кирилл Извеков настолько идеологически выдержаны, что у нас не остается сомнений, как они поступят в той или иной ситуации.
02.

В прошлое воскресенье мы разбирали с вами фильм «Первые радости», снятый по первой части трилогии советского писателя Константина Федина. Сегодня предлагаю вашему вниманию второй фильм, который называется «Необыкновенное лето». Фильм вышел на экраны в 1957 году.
03.

В первой серии действие разворачивалось в 1910 году, а во второй серии нашему вниманию предлагаются события, которые произошли десять лет спустя уже после Октябрьской революции.

Главный герой фильма Кирилл Извеков вернулся с каторги и работает секретарем городского совета, по современным понятиям мэром, а Рагозин возглавляет финансовый отдел.
04

А вот Юрий Яковлев в роли царского офицера Василия Дибича, и Михаил Названов в роли писателя Пастухова сыграли персонажей, перед которыми стоит проблема выбора, причем выбора очень жесткого.
05.

Роль Василия Дибича была первой главной ролью Юрия Яковлева в кино.
06.

— Все сошли с ума!
— Ну почему я должен обязательно быть красным или белым?
— А что со мной делать, если я оливковый? Убить?
— Ультрамариновый? Тоже убить?
— Куда идти? Что делать?

Такой монолог произносит идеологически невыдержанный писатель Пастухов.

Суровое время диктовало однозначные решения. Либо «да», либо «нет».
07.

Женские образы в фильме важны, но они не являются определяющими. Ход истории зависел от мужчин.
Татьяна Конюхова сыграла бывшую девушку Кирилла Извекова.
08.

А Роза Макагонова (жена главного режиссера фильма Владимира Басова на момент выхода фильма) нынешнюю.
09.

Вторая серия фильма получилась не менее реалистичной, нежели первая. Это был еще один шаг режиссера Владимира Басова к вершине своего творчества, которой стал четырехсерийный фильм «Щит и меч».
10.

Читайте также:  Твой человек это тот с которым ты чувствуешь себя как с самим собой

Интересна судьба писателя Костантина Федина. Он написал первую часть трилогии в 1945 году, вторую часть в 1948 году, а третью, которая должна была называться «Костер», он начал писать, но так и не дописал.

Что-то сломалось в писателе Константине Федине.

Он не умер физически, а всего лишь творчески. Последующие 30 лет, а скончался он в 1977 году, он был литературным функционером в Союзе писателей. Дослужился в итоге до самой вершины. За эти 30 лет он вообще ничего не написал, за исключением сборника литературных очерков, который вышел из печати в 1957 году.

Создатели фильма
Фильм вышел на экраны в 1957 году
Режиссер Владимир Басов
Автор сценария Алексей Каплер
Оператор Тимофей Лебешев
Композитор Михаил Зив
Киностудия «Мосфильм»
виа vagant

Источник

«Первые радости» (1956), «Необыкновенное лето» (1957), «Случай на шахте восемь» (1958): три фильма Владимира Басова

Выдающийся актер и режиссер Владимир Басов (1923-1987) снял 19 фильмов, из которых 8 вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Сегодня мы вспомним три его известных фильма 1950-х.

Начнем с дилогии по романам Константина Федина (1892-1977) «Первые радости» и «Необыкновенное лето», действие которых происходит сначала в российской дореволюционной провинции, а затем в годы гражданской войны.

Первые радости. СССР, 1956. Режиссер Владимир Басов. Сценарист Алексей Каплер (по одноименному роману К. Федина). Актеры: Виктор Коршунов, Ольга Жизнева, Владимир Емельянов, Нина Меньшикова, Татьяна Конюхова, Владимир Соловьёв, Сергей Плотников, Лора Мурашева, Михаил Названов, Владимир Дружников, Даниил Ильченко, Иван Воронов, Борис Новиков и др.

Необыкновенное лето. СССР, 1957. Режиссер Владимир Басов. Сценарист Алексей Каплер (по одноименному роману К. Федина). Актеры: Виктор Коршунов, Роза Макагонова, Владимир Емельянов, Юрий Яковлев, Михаил Названов, Владимир Соловьёв, Борис Новиков, Владимир Дружников, Ольга Жизнева, Афанасий Кочетков, Глеб Стриженов, Георгий Георгиу, Татьяна Конюхова и др. 21,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Конечно, оба эти фильмы принадлежат своему времени, со всеми вытекающими из этого идеологическими позициями. Но сегодняшние зрители в большей степени обращают внимание на актерскую игру, чем на политические акценты:

«Без излишнего пафоса и патриотизма — все в меру! Фильм разноплановый, с глубоким смыслом! Очень понравился! Все актеры замечательны! И хоть чувствуется некоторая театральность действия кое-где, но она ничуть не лишняя, а, может быть, как раз подчеркивает глубину мысли и поэтому вызывает ответное восхищение!» (Пилка).

«Фильм отличный, великолепные артисты-люди, не современные безликие заводные куклы с фальшивыми эмоциями, не различимыми лицами» (Мирный).

Случай на шахте восемь. СССР, 1958 . Режиссер Владимир Басов. Сценаристы Валерий Фрид, Юлий Дунский. Актеры: Анатолий Кузнецов, Наталья Фатеева, Николай Боголюбов, Георгий Куликов, Юрий Саранцев, Афанасий Кочетков, Николай Граббе, Николай Парфёнов и др. 26,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Конфликт положительного героя с нечестным начальником шахты подан здесь сценаристами и режиссером в духе тогдашних оттепельных тенденций, когда многие, казалось бы, навечно застрявшие в своих начальственных креслах руководители подвергались критике…

Здесь, наверное, можно согласиться с мнением киноведа Ирина Гращенковой: «Случай на шахте восемь» «стал попыткой решить новый материал в старой эстетике», хотя «неожиданным и многозначным оказался выбор на роль консерватора, начальника, пораженного болезнью «культа личности», Николая Боголюбова – актера, в 30-е годы игравшего несгибаемых большевиков, в том числе Кирова и Ворошилова» (Гращенкова, 2010: 60). Гращенкова И. Басов Владимир Павлович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 60-62.

В целом можно сказать, что Владимир Басов уже в 1950-х годах отличался от многих своих коллег крепкой режиссерской рукой и умением работать с актерами, угадывать зрительские настроения. Пик зрительского успеха наступил для него в конце 1960-х, когда вышла на экраны его экранизация романа В. Кожевникова «Щит и меч» (первые серии этой ленты посмотрели 68,3 миллиона зрителей), но и в 1950-х он находился в хорошей творческой форме…

Источник

Дожила до понедельника

Мы выбрали для публикации несколько фрагментов, чуть изменив для удобства чтения в газете структуру книжных глав.

Эти фрагменты — о съемках одного из самых известных фильмов, где снималась Ирина Печерникова.

«Я не работала, а только радовалась»

Мне сказали: современный фильм, про школу. Я даже не заинтересовалась. Я любила классику. Но когда узнала, что Ростоцкий — режиссер фильма «Доживем до понедельника» — мне нравились его фильмы — и что Тихонов будет играть, я пошла. А прочитав сценарий, поняла, что про такую школу я хочу сыграть.

Сколько было претенденток на роль Натальи Сергеевны, я не знаю. Но потом мне рассказали на ушко, что когда Ростоцкий остановился на нескольких кандидатурах, он пригласил Вячеслава Васильевича, посадил в зале и сказал: «Давай вместе выбирать». Так что, возможно, я попала в фильм благодаря Тихонову.

. Вячеслав Тихонов. По-моему, невозможно писать об актере, которого любит вся страна, уж жен ская-то половина — точно. И я, хоть и школьницей была, к ней причислялась. После «ЧП» (фильм «Чрезвычайное происшествие», 1958 г. — Прим. ред.) мы все ходили, скрестив средний и указательный пальцы. В этом фильме наш корабль взяли в плен где-то в японо-тайваньском море. И команду принуждали в чем-то признаться, наверное, в том, что они шпионы. Вячеслав Васильевич играл разбитного остроумного моряка, который, ради того чтобы спасти команду, решил сделать вид, будто продался. И всем своим сказал, что если на допросах он скрещивает пальцы, значит, врет. И скрещенными пальцами он держал сигарету, а один моряк этого не увидел и остался за решеткой. Но остальных Вячеслав Васильевич освободил. Я столько раз смотрела фильм, что до сих пор при всем желании не врать, если вру, то скрещиваю пальцы.

Читайте также:  Очень эмоциональные люди это

. На съемках «Доживем до понедельника» мы как-то перевыполнили план, и на ноябрьские праздники часть группы поехала на Валдай в дом отдыха. Меня взяли, чтобы я привыкала, чувствовала себя своей. А там озеро, рыбалка. И как-то я постучала в номер к Тихонову, уж не помню что просить:

— Вячеслав Васильевич, к вам можно?

А он стоял на четвереньках, весь номер в удочках, лесках, поплавках, блеснах — все это разложено на столе, на стульях, на полу. И с совершенно детским выражением лица сказал:

— Ирочка, посмотрите, какая красота.

Я рассказала об этом Нине Евгеньевне Меньшиковой, жене Станислава Иосифовича Ростоцкого, а она воскликнула:

— Господи, их же вдвоем за границу нельзя отпускать, они привозят какой-нибудь сувенир, а все остальное — для рыбной ловли.

Они часами рыбачили. Мы видели на берегу даже не их, а два плаща с капюшонами. Зато вечером ели разваристую картошку с рыбой и пили водку. В первый раз я, помню, зажалась, но Нина Меньшикова объяснила, что у них такой ритуал.

Вообще съемки в «Доживем до понедельника» работой никак не назовешь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо, И когда сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только радовалась.

Сначала снимали осеннюю натуру и нашу прогулку с Вячеславом Васильевичем. Мы тогда знакомились, притирались. Он молчаливый, серьезный, сам в себе, но иногда вдруг удивительно шутил, как шампанское. И этим напоминал мне своего героя из «ЧП». А дружиться — значит надо как-то разговаривать. Я, по-моему, кучу глупых вопросов ему задавала. И он очень вежливо, тактично отвечал.

А однажды, перед ноябрьскими праздниками, мы с Тихоновым ехали домой на «Волге», так как студийная машина сломалась, а нам ехать в одну сторону. Он сказал: «Хочешь, я покажу тебе особенную, праздничную Москву?» И показал. Ленинские горы, мы там долго стояли. Набережную Кремля. Он знал такие точки, с которых Москва выглядела, как самая нарядная новогодняя елка в детстве.

Снимались в основном реальные школьники, кроме Оли Остроумовой, Игоря Старыгина и Сыромятникова, то есть Юры Чернова, который учился в цирковом училище.

Когда был перерыв, нас с Вячеславом Васильевичем отправляли в актерскую комнату отдыхать. А во время уличных проходов мы грелись в машине. Но между дублями я, конечно, с классом общалась.

Сыромятников до сих пор мне звонит, раньше сообщал, сколько у него детей, теперь — сколько внуков. Общалась с Валерой Зубаревым, который играл Шестовала.

И был почему-то присоединившийся к ним Кавалеров из «Республики Шкид».

А потом фильм закрыли. Оказывается, про советскую школу такие картины делать нельзя. Но те, кто закрывал, не знали Ростоцкого. Он ничего не вырезал и не пошел ни на какие компромиссы.

Фильм полгода продержали «на полке». Ростоцкому сказали: это вырезать, это вырезать. А потом вдруг на международный кинофестиваль и Гран-при. Но Станислав Иосифович — крепкий орешек, на компромиссы не пошел.

Только один эпизод переозвучили. Сначала было: «Все напишут, что счастье в труде», — говорил Тихонов про сочинение. Ростоцкому заявили, что с этой фразой фильм просто сотрут. Ну, стало так: «Все напишут, как полагается».

Когда я после сцены с вороной говорю: «А я никого не держу», класс встает и уходит. Была претензия, что это неуважение к учителю и в советской школе такое недопустимо. Но Ростоцкий — мудрый человек. Он сделал так, что один мальчик поднимается, хлопает партой и встает, то есть понятно, что они уходят. И в этот момент звенит звонок. Конец урока. Не подкопаешься. А понятно, что класс взбунтовался.

Когда «Доживем до понедельника» все-таки выпустили на экран, я распечатывала письма, сотни писем. Из них я узнала, что народ нас с Тихоновым поженил. Несмотря на то, что у Вячеслава Васильевича была семья, у него родилась чудесная дочка Аня, а я вскоре уехала из Советского Союза в свою личную жизнь, все равно я несколько лет оставалась «женой Тихонова». Хотя он для меня всегда был просто очень любимым артистом.

. Свою славу после «Доживем до понедельника» я никак не восприняла. Потому что спустя короткое время после выхода фильма на экран сломала обе ноги. Это случилось в Польше на съемках польско-советской картины о войне. Уже на второй день съемок меня запустили в какие-то развалины, и я сверху прыгнула в сугроб. А под ним оказался огромный пень. Я влетела ногами прямо в него. Никто не проверил — не хотели нарушать белизну снега.

Читайте также:  Гадание были ли у него чувства ко мне

Меня отвезли в военный госпиталь. Я помню только боль. Потом узнала, что правую ногу собирали из осколков. Сильнее всего пострадали ступни. И меня очень быст ро на машине перевезли в Варшаву, посадили в самолет и выпихнули из страны: кому нужна безногая? Вместо меня взяли другую актрису. И фильм стал просто польским, договор недействителен, а застрахована я не была.

Так что всенародную славу я ощутила в одном — мне привозили с «Мосфильма» почему-то обувные коробки с письмами. От учителей, школьников, от целого корабля получила — вся команда расписала, как они фильм смотрят полгода в море справа налево и слева направо, как они его наизусть уже знают, у космонавтов — «Белое солнце пустыни», а у них — «Доживем до понедельника». И в итоге они смонтировали все мои сцены.

Один человек присылал замечательные сказки. Ему я ответила благодарностью.

Много зековских писем получала, но они вряд ли видели фильм, скорее интерес возник после журнальных обложек. Потому что перед тем, как ноги переломала, меня успели поснимать. Кто-то из заключенных объяснялся в любви, кто-то писал про себя, жаловался, завязывал переписку, были и злые письма: «Ты что там о себе воображаешь. » А были и такие: «Никогда не собирался жениться и вообще к бабам относился так себе, а вот тебя увидел и решился — сидеть мне осталось немного, восемь лет, но ты уж меня жди, правда, костюмчик будет не по моде, когда выйду, но ты что-нибудь придумаешь. «.

А некоторые авторы делились: вот мы, мол, разошлись, а теперь посмотрели «Доживем до понедельника» и, не сговариваясь, поняли, что надо быть вместе, как вы считаете? Я только читать успевала.

Так как лежала в гипсе дома, то у родителей была одна забота, чтобы я не голодала и не тосковала из-за того, что все время одна — они же на работе. Тем более врачи им сказали, что, возможно, я не вернусь в профессию, потому что буду хромать на правую ногу. И они сильно переживали. А я же еще наверняка стонала. И долго думала: «Господи, за что?» Я тогда не знала, верю я, не верю, но вопрос задавала: за что? У меня самый пик биографии — я вся в любви, в письмах, в предложениях. И вдруг вот так. Можно было споткнуться, вывихнуть что-то, но сломать сразу обе ноги! Полная изоляция на пять месяцев.

А потом то ли меня кто-то развернул по-другому, то ли я что-то прочитала, потому что перестала задавать вопрос «За что?» и спросила: «Для чего?»

Наверное, я не готова была к шумихе вокруг себя. Поэтому, вместо того чтобы мотаться, как сейчас говорят, по тусовкам, слушать объяснения в любви, думать, что я очень большая актриса, я получила гипс, книжки и музыку. И большой вопросительный знак: буду хромать или не буду? Может, я и не выдержала бы испытания медными трубами.

Молодая была. А потом я так и прошла по жизни мимо ощущения славы, известности. И это хорошо. Я ценю то, что мне трудно дается, а все, что легко, я легко и теряю.

Первый раз я посмотрела фильм 20 лет спустя, в 1988 году, и то случайно, потому что не могла видеть себя на экране. Мне все хотелось исправить, сделать по-другому. Я ведь театральная актриса, и в театре это возможно, а тут сфальшивила или переиграла — уже не исправишь. И вообще мне мое лицо на экране не нравилось. Телевизора у меня не было, а зачем? Я все время в театре.

И вот случай. В течение недели показывали «Доживем до понедельника», «Первую любовь», «Два капитана», «Мартин Иден», «Первые радости» и даже какой-то спектакль. А я как раз свободна. Пошла в магазин и купила черно-белый телевизор. Правда, хотела «Рекорд», но в кредит продавали только махину под названием «Каскад». Как я ни уговаривала до слез, мне вручили это чудовище. Нужную мне неделю он отработал, а все остальное время я его чинила, пока не выбросила. Но, главное, я увидела фильм, к которому у меня к тому времени было очень сложное отношение. С одной стороны, обида — ведь снялась, наверное, в двадцати с лишним картинах и столько же сыграла в театре, а все: «Печерникова из «Доживем до понедельника». А с другой стороны, я чувствовала любовь зрителей именно из-за «Доживем до понедельника».

И, увидев фильм, я многое поняла. И за что его любят, и что он для меня судьбоносный. И что он добрый, глубокий, смелый для того времени (и не только для того). Так что Ростоцкий с его безумной энергией, синими искрящимися глазами, волей и талантом оказался для меня тоже судьбоносным.

Автор литературной записи книги «Дожила до понедельника» — Алла Перевалова.

Источник

Оцените статью