Первые экспериментальные исследования эмоций

Содержание
  1. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека
  2. Особенности и виды эмоциональных состояний
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Методы исследования эмоциональных состояний
  5. 46 НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ
  6. Читайте также
  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2]
  8. Методика изучения эмоций
  9. Условия проведения экспериментального исследования и особенности выборки
  10. Методика изучения застенчивости[14]
  11. Методика изучения совестливости
  12. Методика изучения застенчивости
  13. 85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ
  14. ГИПНОТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ; ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ, ИЗУЧАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ГИПНОЗА
  15. О методе изучения установки
  16. 7. Методики изучения решительности
  17. Предмет изучения
  18. Пути изучения
  19. Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
  20. Экспериментальное изучение эмоций (Джемс, Дарвин, Ланге, Моссо, Фере, Тарханов и др.).

Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональное состояние — это непосредственное переживание определенного чувства. В соответствии с удовлетворением потребностей состояния, которые переживает человек, могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Особенности и виды эмоциональных состояний

Если учитывать характер воздействия на деятельность человека, то эмоции можно классифицировать на:

  1. стенические (побуждающие к активной деятельности, мобилизующие силы, например, вдохновение),
  2. астенические (расслабляющие человека, парализующие его силы, например, грусть).

Есть эмоциональные состояния, которые могут быть и стеническими, и астеническими в одно время. Разное воздействие одного и того же чувства на действия разных лиц обусловлено их личными особенностями и волевыми качествами. Так, чувство страха способно дезорганизовать трусливого человека, при этом мобилизует смелых людей.

В соответствии с динамикой протекания эмоциональные состояния делятся на длительные и кратковременные, в зависимости от интенсивности они могут быть интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости — устойчивыми и изменчивыми. Если рассматривать форму протекания, то эмоциональные состояния делят на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшая форма эмоционального переживания представлена эмоциональным тоном, то есть эмоциональной окраской в виде своеобразного качественного оттенка психического процесса, который побуждает людей сохранять или устранять их. Эмоциональный тон способен накапливать в себе отражение самых общих и часто встречающихся признаков, присущих для полезных и вредных факторов окружающей действительности, позволяя принять быстрые решения о роли нового раздражителя (например, красивые пейзажи, неприятный собеседник).

В рамках эмоциональных состояний эмоциональный тон объясняется личностными особенностями человека или процессами осуществления его деятельности. Целенаправленное использование эмоционального тона дает возможность влиять на настрой коллектива, включая продуктивность его деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы исследования эмоциональных состояний

Методы исследования эмоциональных состояний весьма разнообразны. В состав самых достоверных и надежных критериев определения эмоциональных состояний сегодня можно включить соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КГР и др.).

Ученые занимались исследованием эмоциональных состояний с помощью метода сверхмедленных колебаний потенциалов. Изменения эмоциональных состояний связаны в динамике со сверхмедленной биоэлектрической активностью, при этом не вполне известно, каким образом отразиться качественная сторона эмоциональных состояний в параметрах сверхмедленной биоэлектрической активности.

Исследователями были обнаружены различия в изменениях сверхмедленных колебаний постоянного потенциала при эмоциональных состояниях, которые возникают в ситуации решения задач, при рассмотрении фотографий или возникновении эмоциональных состояний разного знака. Они отражают связь между индивидуальными особенностями изменения сверхмедленных колебаний постоянного потенциала и аспектами эмоциональной личностной сферы и самоконтроля.

Для данных методов присущи существенные недостатки. Во-первых, они весьма трудоемки в исполнении, так как для них необходима дорогая техника и работа высококвалифицированных экспертов. Эти факторы значительно затрудняют использование методик для некоторых целей (например, как экспресс-диагностические методики).

Много лет назад начались и по сегодняшний день ведутся исследования, предназначенные для создания адекватных, простых и надежных методов диагностики эмоциональных состояний. Еще Е. А. Зинченко разрабатывал методики экспертного визуального выявления эмоциональных состояний персонала на производственных предприятиях.

В ходе сложнейшей многоэтапной работы этот ученый выявил показатели, для которых характерны максимальные коэффициенты весомости:

На их основе была выстроена таблица экспертной оценки, где внешние эмоциональные показатели обобщили с помощью интегративной оценки в целостную картину, учитывая индивидуальные особенности субъекта оценки.

Еще одну методику самооценки базисных эмоциональных состояний предложил К. Изард. Она представляет собой шкалу дифференцированных эмоций и включает перечень эмоциональных состояний. Последние подвергнуты стандартизации и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в некоторые категории эмоций.

Ряд исследователей изучали динамику эмоций с помощью метода хронологической регистрации Для того чтобы получить некоторые количественные характеристики эмоциональной динамики, испытуемым было предложено вести своего рода эмоциональный дневник. Они должны были отметить там длительность, знак и интенсивность (от — 5 до + 5) испытываемых эмоциональных переживаний, включая вид деятельности, где они проявляются.

Н. В. Витт и Л. Б. Ермолаева-Томина вели разработку методики выявления эмоциональности в рамках мнемических процессов. Они брали за основу анализ актуализации по памяти пережитых ранее эмоций четырех модальностей (страха, радости, гнева и неприятных переживаний). Были получены существенные отличия в зависимости от скорости репродуцирования эмоционально-значимых ситуаций, частоты репродуцирования эмоциональных ситуаций некоторой модальности, степени интенсивности повторных переживаний эмоций.

Э. Л. Носенко исследовал возможности провести оценку эмоциональной напряженности человека, являющегося оператором, по характеристикам его речи. Данная методика имеет в основе положение о возникновении существенных затруднений в речи говорящего в оперативном выборе языковых единиц для адекватного выражения мыслей в состоянии эмоциональной напряженности. Они способствуют росту числа и продолжительности поисковых пауз в высказываниях, что, естественно, отражается на темпоральных характеристиках речи.

Читайте также:  Тест как вы справляетесь со стрессом

Источник

46 НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

46 НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Толчком к опытному исследованию чувств явилась теория эмоций Джемса—Ланге. В соответствии с этой теорией эмоции выступают в роли постижения физических органических трансформаций, порожденных восприятием обстоятельств. Ценность теории Джемса—Ланге состояла в том, что она обнаруживала широкий простор для введения физических способов изучения. Приемы, с которыми было связано опытное исследование чувств по их физическим и органическим особенностям, названы общим именем – «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную фиксацию многообразных моторных и вегетативных видоизменений, сопутствующих эмоциональные волнения.

В качестве объективных показателей чувств применялись сбои в дыхании (плотность, глубина, форма дыхания, продолжительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма), другие вегетативные показатели: уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны, температура кожи. Из технических средств для фиксации дыхания использовались пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Общим результатом большинства начальных опытных изучений (А. Моссо, Ш. Фере и др.) было заключение о том, что при ощущении наслаждения все физические признаки увеличиваются, усиливаются, а при ощущении неудовольствия – уменьшаются и ослабляются.

Наряду со способом формулирования немалую роль в исследовании чувств сыграл «метод впечатления». Глубокую методическую разработку реализовал Г. Фехнер. Значительным для этого способа является прием индивидуального сопоставления и оценки нескольких синхронно или постепенно предъявляемых раздражений, на базе которых индивид осуществляет выбор избираемого или отклоняемого внешнего объекта. Эксперименты Г. Фехнера были объединены в основном с эстетической оценкой многообразных геометрических конфигураций (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). В дальнейшем все эти методы применялись в лаборатории В. Вундта. Результатом аналогичных изучений было структурирование для каждого из испытуемых аффективных кривых наслаждения и неудовольствия. Кроме двух главных методов, использовали всякого рода опросники, фото– и киносъемку для фиксирования мимики лица, положений тела и других выразительных движений, сопутствующих чувствам субъекта.

К началу XX в. была выведена на опытную базу еще одна сфера психологии. Образованная опытная основа для разработки вопроса чувств позволила психологии вместе с другими науками (физиологией и нейрофизиологией, психофизиологией и нейропсихологией) в течение всего последующего периода выстроить иные своеобразные методы, позволившие раскрыть многие тайны и продвинуть вперед познания природы и устройства эмоций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2]

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2] …Как отмечалось выше, при обучении в массовой школе доминирующее значение нередко приобретает эмпирическое мышление школьников; поэтому случаи

Методика изучения эмоций

Методика изучения эмоций Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная

Условия проведения экспериментального исследования и особенности выборки

Условия проведения экспериментального исследования и особенности выборки Добровольное участие испытуемых в исследовании и гарантированная анонимность результатов обеспечили наиболее оптимальную форму проведения психодиагностического эксперимента, исключающую

Методика изучения застенчивости[14]

Методика изучения застенчивости[14] ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый имеет свое мнение по поводу одного и того же.

Методика изучения совестливости

Методика изучения совестливости Методика разработана Е. П. Ильиным и направлена на выявление склонности человека испытывать чувство вины. При составлении опросника некоторые из утверждений взяты из Методики Басса-Дарки (шкала вины). Для маскировки цели опроса в

Методика изучения застенчивости

Методика изучения застенчивости Источник: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997.Отобраны только положения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мною модифицированы. — Е. И.Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

ГИПНОТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ; ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ, ИЗУЧАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ГИПНОЗА

ГИПНОТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ; ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ, ИЗУЧАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ГИПНОЗА «Journal of psychosomatic medicine», 1943, No 5, pp. 51-58. Данная работа представляет собой описание различных психосоматических взаимосвязей, часто

О методе изучения установки

О методе изучения установки Мы убедились, что в основе изложенных выше явле­ний иллюзий лежит некоторое специфическое состояние, ко­торое нужно характеризовать как установку активно дей­ствующего субъекта; все они — эти иллюзии — представля­ют собой иллюзии

7. Методики изучения решительности

7. Методики изучения решительности Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии — знак «—».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором

Читайте также:  Сердце когда оно болит что чувствует человек

Предмет изучения

Предмет изучения Не многие области человеческой культуры обладают такой глубиной, силой и продолжительностью воздействия, как искусство. Статуи Фидия, картины Рафаэля, трагедии Шекспира, симфонии Бетховена, лирика Пушкина пережили и еще переживут века. Трудно измерить

Пути изучения

Пути изучения О труде, каким бы он ни был, можно судить двояко — по его результатам и по его процессу. Первый путь приводит к единственно надежной оценке результатов этого труда. Как бы, однако, ни были значительны эти результаты, их одних недостаточно для понимания пути

Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ Поведение как психологическая категория и как свойство индивида Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение» • Определение понятияПоведение как психологическая категория и как свойство индивидаОсновной задачей данного раздела

Источник

Экспериментальное изучение эмоций (Джемс, Дарвин, Ланге, Моссо, Фере, Тарханов и др.).

Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джемсом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.

Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восходят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Авиценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р.Декарт во всей полноте показал неразрывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и философ Ж.Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, подчеркивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с.86].

В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.

В генетическом плане сходное положение было обстоятельно раскрыто в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч.Дарвин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три основные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно которому выразительные движения при эмоциях являются рудиментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослабленная форма подлинного плача младенца. Самим Ч.Дарвиным был введен один из методов, который станет в психологии типичным приемом для изучения эмоций по выражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.

Все сказанное выше и явилось исторической предпосылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, получившей первоначально широкое распространение. Оставляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значение с точки зрения возможности использования экспериментальных методов при изучении эмоций. Ценность теории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она открывала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Положение о том, что эмоциональные состояния сопровождаются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. Приемы, с которыми было связано экспериментальное изучение эмоций по их телесным и органическим проявлениям, были названы немецким психологом О.Кюльпе общим именем — «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождающих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психологией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т.п.

Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.

Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.

Читайте также:  Государство чувств ориентирование во внутреннем мире

В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш.Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях.

Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.

Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека.

Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впечатления». Начало этому методу было положено И.Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную методическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эстетики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций.

Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха — это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений — пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.

Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раздражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетической оценкой различных геометрических форм (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). Определение эстетической оценки проводилось тремя способам, или их комбинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, предполагал самостоятельное изготовление таких геометрических форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «метод применения,» заключался в выяснении того, как часто в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвертов, плиток шоколада и т.п.).

Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).

Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.

Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.

Источник

Оцените статью