- Эффект первого впечатления
- Первое впечатление о человеке: что такое, какое может быть, примеры в психологии
- Что это такое
- Из чего состоит 1 впечатление о человеке
- Как формируется
- 8 быстрых суждений, из которых состоит впечатление
- Заслуживаете ли вы доверия
- Уверены ли вы в себе
- Обладаете ли вы высоким статусом
- Успешны ли вы
- Экстраверт ли вы
- Умны ли вы
- Доминируете ли вы
- Любите ли вы риск
- Первое впечатление – самое ли верное: почему оно бывает обманчивым
- Эффекты восприятия
- Еще немного о первом впечатлении
- Читайте также
- damienmilay
Эффект первого впечатления
Всем нам хорошо известна поговорка «встречают по одёжке, провожают по уму», также бытует фраза «первое впечатление всегда обманчиво». Есть ли истина в этих словах? Действительно ли мы, не в состоянии правильно оценить человека, которого видим впервые?
Значение эффекта первого впечатления
При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.
Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, обратные связи разного рода.
Психологическая сущность формирования первого впечатления
«Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.»
Психологической сущностью формирования первого впечатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предстоит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании которых будет выстраиваться образ другого человека. Этот образ во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.
Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осознается человеком, но они серьезно влияют и управляют процессом оценивания.
Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:
антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.
Антропологические стереотипы связаны с внешним обликом человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и родом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.
В формировании первого впечатления большую роль играет психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умного, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.
Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.
Сильное влияние на процесс восприятия собеседника оказывает его национальность. Для многих это существенно может либо дистанцировать партнера по общению, либо, наоборот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возникнет сближение позиций.
На процесс оценивания оказывает сильное влияние психологическое проецирование. Практика подтверждает, что при формировании первого впечатления всегда присутствует психологический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека наблюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впервые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружественных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.
Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.
Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают антропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:
1. Физическая привлекательность. Действительно, замечено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты способен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.
Оценивая привлекательность, особое внимание обращают на лицо.
Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установлении контактов с людьми.
2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистизма.
3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одежды обращают внимание на следующие особенности:
а) насколько одежда соответствует случаю.
б) насколько одежда опрятна.
в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стереотипу.
В восприятии стиля одежды имеются достаточно устойчивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (особенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консервативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и независимость.
4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психологическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.
Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции. К таким быстро проникаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.
Практические советы-рекомендации по формированию первого впечатления.
«Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим».
Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить — все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд контакта?
Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.
Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.
Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.
Ваша решительность и уверенное представление во многом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.
Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одежды.
Забота об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккуратно причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).
Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном — о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.
Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта.
Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:
— взгляд способствует внушению так же, как и слова;
— прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
— когда один партнер говорит, опытный слушающий не
допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.
Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно говорят, что глаза — зеркало человеческой души. Язык взгляда
способен сказать о многом, а точнее — об истинных чувствах вашего собеседника.
Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, если же более 2/3 — разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.
По своей специфике взгляд может быть:
деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринужденного общения;
интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении;
взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.
Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к собеседнику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.
Научитесь управлять своей мимикой. Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации о психологическом состоянии человека.
Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, “отвечает” за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные — ярче выражены на левой.
Таким образом, владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.
Умело управляйте языком своего тела. Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой — препятствуют, мешают говорить.
К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед при сидении на стуле, активное молчание, свободная, расслабленная поза, прикосновение (при полученном согласии на это), зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др.
К отрицательным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или “бегающий” взгляд, руки на затылке, вздохи, прищур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, остановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание ногой в позе “нога на ногу” и др.
Овладейте искусством жестовой коммуникации. Жестика, исследующая многообразную гамму движений тела, занимает особое место в невербальном общении, поскольку формирует алфавит жестов, без которого крайне трудно достигнуть взаимопонимания.
Научитесь определять реакцию своего собеседника. Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о партнерах. Эта реакция является ценным индикатором, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения.
Вдохновитесь и вдохновите своего партнера. Вдохновиться самому и на долгий срок — вот что создаст положительные отношения в общении с партнером. Если же дать возможность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает вас привлекательным, энергичным и целеустремленным; помогает преодолеть депрессию, страх перед изменениями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию. Наконец, вдохновение помогает вам показать собеседнику, что он вам симпатичен. Именно это ведет к успеху во взаимоотношениях.
Панкратоа В.П. Психотехнология управления людьми.
Чалдини Р. Психология влияния.
Источник
Первое впечатление о человеке: что такое, какое может быть, примеры в психологии
В этой статье я расскажу о том, насколько важно первое впечатление о человеке, и приведу несколько аргументированных примеров. Именно от такой оценки зависит, какие взаимоотношения сложатся у вас в дальнейшем. Если на этапе знакомства у вас возникли проблемы, устранить их в будущем будет крайне тяжело. Такие ситуации могут негативно сказаться как на установлении деловых связей, так и на личной жизни.
Что это такое
Это некий образ, эмоциональное отношение, которое формируется в тот момент, когда впервые встречаются двое. Полученные эмоции запоминаются и при каждом дальнейшем взаимодействии всплывают вновь, чем и оказывают воздействие.
Самое важное, что для формирования ощущения достаточно всего нескольких секунд, а в течение двух минут оно окончательно закрепится. При этом значение имеют несколько определяющих факторов:
- Тело собеседника, а именно его поза, мимика, жесты.
- Голос вместе с тембром и интонацией.
- Произнесенные слова.
- Личностные особенности тоже важны, но разглядеть их за такое короткое время практически невозможно.
Из чего состоит 1 впечатление о человеке
Наибольшее значение в этом процессе имеют:
- Внешний вид. Самое большое внимание обращается на одежду, прическу, состояние обуви, чистоту тела, рук и ногтей. Чем аккуратнее выглядит новый знакомый, тем больше положительных качеств ему приписывается.
- Поведение. Всем нравится общаться с уверенными в себе людьми, но при этом никому не симпатизируют самоуверенные личности. Найти ту самую тонкую грань между внутренней силой и эгоистичностью тяжело.
- Манера общения. Она напрямую связана с предыдущим фактором. Своими действиями мы показываем уровень воспитанности, сдержанности, а значит и доброжелательности к окружающим.
- Эмоциональное состояние. Чем более улыбчив человек, тем он приятнее окружающим. Речь не идет о том, что при встрече нужно смеяться без повода, но показать собственную дружелюбность легкой улыбкой – обязательно.
- Осанка. Правильная поза и прямая спина также сигнализируют о внутренней уверенности и чувстве собственного достоинства.
Как формируется
На то, чтобы о незнакомом человеке сформировалось особое мнение, достаточно нескольких минут, обычно не более 2-4. Главную роль при этом играет такой познавательный процесс, как восприятие. Это значит, что мы смотрим на незнакомца, воспринимаем его облик как нечто цельное, а затем передаем полученную информацию в мозг, где и происходит ее переработка.
В первую очередь речь идет не о словах, сказанных собеседником, а о поведенческих факторах. Мы запоминаем не более 20% от всего, что сказано в ходе беседы, но не менее 70% всего того, что увидено. Так происходит из-за особенностей работы мозга, которому проще опознать и обработать зрительную информацию, чем слуховую.
8 быстрых суждений, из которых состоит впечатление
Мы оцениваем каждого незнакомца по нескольким параметрам, затем анализируем результат и характеризуем его. На весь процесс уходит не более 7 секунд, а в итоге мы получаем четкое представление о том, какими качествами обладает собеседник, какие ценности для него важны и насколько он успешен. В процессе мы как бы задаем сами себе вопросы, на которые сразу же отвечаем. Эти суждения и позволяют нам составить психологический портрет.
Заслуживаете ли вы доверия
Еще на первой секунде встречи наш мозг рассматривает нового знакомого и ищет в нем такие личностные качества, как агрессивность, привлекательность, компетентность. Учитывая, что на «осмотр» человека уходит так мало времени, можно сказать, что все происходит автоматически.
Наш мозг, получив некий зрительный стимул, картинку, сравнивает ее с уже имеющимся опытом и выдает конкретный ответ на суждение. Мы ощущаем его в виде эмоции, которую сразу начинаем испытывать: спокойствие или недоверие, волнение или уверенность. При этом доказано, что, даже если предоставить нам возможность оценивать знакомого несколько дольше, этот процесс все равно пойдет по привычному плану.
Уверены ли вы в себе
На формирование оценки уверенности уходит немного больше. Так происходит, потому что в данном случае мы анализируем не внешнюю картинку, а поведение и самое главное – язык тела, который никогда не обманывает. Это похоже на детектор лжи, но основанием для суждения становится не голосовой ответ, а определенные жесты, сопутствующие ему.
Прямое положение тела, твердая целенаправленная походка обычно говорят о человеке, как об уверенном в себе и сильном. Помещенные в карман руки наталкивают на мысль о внутренней неуверенности. Научиться различать такие особенности целенаправленно довольно трудно, хотя и возможно. Именно на этом основана психология лжи. Однако наш мозг уникален, он использует весь свой опыт, полученный до встречи с незнакомцем, и оценивает его поведение автоматически, хоть и не всегда точно.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Обладаете ли вы высоким статусом
Это суждение имеет большое значение, потому что на нем основана наша собственная реакция на собеседника. Примером первого мнения о человеке с учетом этого параметра может стать наша реакция на одежду. Если новый знакомый надел вещи известных брендов, он автоматически покажется нам значимым в своем окружении, а следовательно, нам будет приятно завести такое знакомство.
Но при этом важно учесть, что даже дорогая одежда не повлияет на наше суждение о личностных качествах, то есть мы не станем воспринимать его более добрым или привлекательным. Просто присвоим ему высокое социальное положение, посчитаем богатым и успешным. Окончательная же реакция на незнакомца будет зависеть от всех прочих характеристик.
Успешны ли вы
Показатель очень похож на предыдущий и суждение здесь строится по такому же принципу – важен внешний вид. Если мы видим человека в дорогой красивой одежде, то без труда проанализируем, насколько он уверен в себе в этом виде, ходит ли он в ней всегда или этот случай уникален. Естественно, что ответит на эти вопросы поведение собеседника.
Если мы надели вещи известных брендов, но при этом чувствуем себя не в своей тарелке, окончательное суждение, скорее всего, будет отрицательным. Этим пользуются менеджеры по персоналу во время собеседования. Если вам предстоит встреча с потенциальным работодателем, и вы планируете надеть на нее хороший костюм, который до этого одевали всего однажды, рекомендую вам «привыкнуть» к нему за несколько дней до беседы.
Экстраверт ли вы
В этом суждении главным снова оказывается язык тела. Вычислить, насколько открыт собеседник к миру или закрыт в себе, позволяет простое рукопожатие, а именно, насколько сильный или слабый захват предпочитает человек. В первом случае знакомому присваиваются экстраверсивные качества: общительность, уверенность в себе, во втором – типичные характеристики интроверта: тревожность, неуверенность.
По большому счету в личных знакомствах это может быть не слишком важно. В нашем окружении вполне встречаются друзья-экстраверты, интроверты и даже амбиверты. С каждым из них мы можем чувствовать себя достаточно комфортно в разных ситуациях. Но для деловой встречи этот параметр крайне важен. Дело в том, что некоторым профессиям просто противопоказана интровертивность, например, в области продаж.
Умны ли вы
В анализе этого параметра важное значение имеет зрительный контакт. Более умным мы считаем такого собеседника, который не боится смотреть прямо в глаза. Кроме этого, незнакомцу присваивается еще одно важное качество – остроумие.
Дополнительную помощь в формировании впечатления оказывает способность четко и выразительно говорить, правильно строить фразы. Естественно, обмануть этот параметр несложно. Чтобы действительно точно измерить IQ, недостаточно одного взгляда, так что манипулировать этим параметром может каждый.Только дальнейшее знакомство расставит все точки и покажет истинную картину.
Доминируете ли вы
Этот параметр особенно важен для сильной половины человечества. Мало кто оценивает женщину, как доминанта, хотя в некоторых случаях возможно и это. Чтобы понять, что вы столкнулись с доминирующей личностью, обратите внимание на ее поведение, жесты, манеры – они должны быть достаточно жесткими и мужественными.
Любите ли вы риск
В данном случае оцениваются движения, а именно их плавность или жесткость, выразительность или вялость. В результате человеку присваиваются такие личностные качества, как свобода духа, любовь к риску, экстраверсия, или, наоборот – тревожность, невротические черты, неуверенность в себе.
Все мы ищем людей, похожих на себя или тех, на кого хотели бы быть похожи. А значит, интроверт, предпочитающий тихий и спокойный образ жизни, вполне может положительно оценить такого же собеседника и выразить негативное отношение к персоне с противоположными характеристиками.
Если вы знаете, что вам предстоит знакомство с лицом, которое любит риск, и хотите произвести на него хорошее впечатление, вполне можно воспользоваться некоторой хитростью и во время разговора рассказать о самых рискованных своих поступках. Собеседник примет вас за своего и сформирует правильное мнение, правда, при дальнейшем общении его придется чем-то подкреплять.
Первое впечатление – самое ли верное: почему оно бывает обманчивым
Заблуждения случаются нередко, особенно если новый знакомый всеми силами готовился к встрече. Можно выделить 3 основные группы неточностей:
- Отношение. Оно может оказаться неправильным по довольно простой причине. Каждый из нас считает самого себя значимым, уважаемым, в некоторых моментах восхитительным, и подсознательно также мы относимся ко всем вокруг при первом знакомстве. Естественно, что при этом очень легко переоценить личностные качества собеседника. Разочарование будет очень неприятным.
- Привлекательная внешность. Симпатичные люди воспринимаются как доброжелательные, дружелюбные, отзывчивые и умные. По-другому подсознание работать не умеет. Чтобы избежать ошибок, достаточно продолжить общение, и довольно скоро станет ясно истинное положение вещей.
- Преобладание над собеседником. Оценивая одежду, аксессуары и другие внешние атрибуты мы можем отнести его к своему социальному классу или поставить выше/ниже себя. В действительности многие успешные люди избегают траты денег на дорогие бренды, в то время как не слишком богатые влезают в кредиты, чтобы обзавестись телефоном, одеждой, машиной, которые им не по карману.
Никто из нас не застрахован от ошибок. То, какое может быть первое впечатление о человеке – правильное или неправильное, выяснить удастся позднее, иногда для этого нужно много времени. Поэтому не старайтесь сразу оборвать связи, если незнакомец оказался категорически несимпатичен вам – дайте ему второй шанс.
Эффекты восприятия
Существуют такие уникальные особенности, формирующие первое мнение как:
- Бумеранг – мы стремимся противостоять давлению другого, если чувствуем его. Именно из-за этого часто возникают споры, которые портят весь образ собеседника.
- Эффект первичности – касается новой информации о знакомом, мы стремимся узнать последние новости, даже если они кардинально расходятся с общим мнением.
- Стереотипность – возникает, если еще до знакомства мы слышали о человеке от других его знакомых.
Есть и иные особенности, такие как: проецирование или навешивание ярлыков. С ними необходимо бороться в любом случае.
Еще немного о первом впечатлении
Психология давно изучает эту особенность построения взаимоотношений между людьми. И сегодня можно с твердостью сказать, что на формирование мнения оказывают влияние как сами люди, так и ситуация, в которой они встретились, информация, полученная еще до знакомства, социальный статус и многие другие вещи. Именно поэтому им можно научиться управлять.
В этой статье я подробно рассказала про первое впечатление о человеке, дала детальное объяснение, что это такое в психологии и какое оно бывает. Если хотите выявлять истинные качества окружающих людей, записывайтесь на мою консультацию. Здесь вы научитесь разбираться в себе и других.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Читайте также
damienmilay
ДАРЬЯ МИЛАЙ 🐝
Я твой личный психолог🤝
Эффективно консультирую с 2012
Печатаюсь в Cosmo, Marie Claire
Мой сайт читают 96000👫
Источник