Первичный чувственный образ предмета или явления называется
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 536
- КНИГИ 654 805
- СЕРИИ 25 058
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 842
§ 1. Наука и философия
И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ
На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.
Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.
Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
исторические науки(отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);
экономические науки(экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
философские науки(история философии, логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки(литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
юридические науки(теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);
педагогические науки(общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);
психологические науки(общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);
социологические науки(теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);
политические науки(теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
культурология(теория и история культуры, музееведение и др.).
В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.
СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В наиболее широком значении социология —это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.
Современная социологическая энциклопедия определяет социологиюкак науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.
Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровеньпредставляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследованийиспользуются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня(социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.
Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
Политическая наука (политология)является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.
Источник
Понятие научного знания
Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Эти знания проверялись практикой и закреплялись в сознании человека, а затем передавались другим людям. Следовательно, знание – это идеальное воспроизведение в языковой форме обобщённых представлений о закономерных связях объективного мира. Оно является продуктом общественной деятельности людей и направлено на преобразование действительности.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знаниюназываютпознанием. Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас. Человек познаёт законы природы (овладевает знаниями), чтобы применить их в своей производственной, общественной и научной деятельности, именуемой практикой. Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью.
От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Человек познаёт законы общества, чтобы в соответствии с ними воздействовать на ход исторических событий.
Познание разделяют на чувственное(обыденное) и рациональное(научное). Первое обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Элементами чувственного познания, его ступенями, являются ощущение, восприятие, представление, воображение.
Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на органы чувств. Ощущения являются источником всех знаний, однако они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с совокупностью свойств. Более высокой формой чувственного познания является восприятие.
Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира в целом, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Это чувственный первичный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного свойства. Оно дает знание предметов, вещей, а не какого-то свойства. Но восприятие дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Деятельность человека нуждается в знании и о тех предметах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспринятыми (повториться) в будущем.
Высшими формами чувственного познания являются представление и воображение. Именно они необходимы и важны для творческой деятельности. Представление – это вторичный образ предмета или явления, который в данный момент не действует на органы чувств человека, но обязательно действовал ранее. Это есть воспроизведение образов в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Воображение – преобразование различных представлений в целую картину новых образов, в том числе и фантастических. Благодаря творческому воображению, исследователи, ученые, конструкторы разрабатывают новые изделия, процессы, способы.
Рациональное (научное) познание – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности их развития. Научное познание – это сознательно осуществляемая познавательная деятельность, это целенаправленный процесс.
Научное познание отличается от чувственного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, уже имеющегося знания. Оно характеризуется последовательностью, которая выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдельными его элементами. Научному познанию присущи специфические методы построения, систематизации и обоснования знания. Формой рационального познания является абстрактное мышление.
Целью познания является изучение определенных объектов. Объектом познания являются определенные существующие независимо от нашего сознания явления материальной действительности. Это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, это та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с исследователем.
Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, являясь частью более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изучаемый) предмет находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследовании выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная или идеальная, природная или искусственная система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри системы, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т. д. (Например: объект познания – процесс получения соединения двух деталей лазерной сваркой, предмет исследования – прочность сварного соединения, структура шва, деформация сварного соединения и т. д.).
Развитие науки идёт путём сбора фактов, их изучения и систематизации. Систематизируют и обобщают факты с помощью понятий.
Понятие– это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.
Понятия могут быть:
– общими – связаны с множеством предметов или явлений; наиболее широкие понятия называются категориями (товар, стоимость);
– единичными – относятся всегда только к одному определённому предмету (электрод, горелка);
– собирательными – обозначают целые группы однородных предметов, представляющих собой известное единство (сварочное оборудование);
– абстрактными – относятся к отдельно взятым признакам предметов (яркая дуга, целеустремлённые студенты);
– конкретными – относятся к конкретным предметам (штуцер, реостат);
– относительными – всегда представляются попарно (левый – правый, дальний – ближний);
– абсолютными – которые не имеют парных отношений (маска, присадка).
По признаку отношений между понятиями их делят на следующие:
– тождественные – имеют одинаковое содержание, но выражены в различной словесной форме (товар – изделие для реализации, присадка – проволока для формирования сварного шва);
– равнозначные – имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию (студент 4-го курса – автор изобретения, понятия хотя и относятся к одному лицу, но указывают на различные его признаки; присадочная проволока диаметром 1,2 мм – проволока марки св.Х18Н10Т);
– подчинённые – по содержанию входят в понятия более высокого ранга или более общие (сварочный трансформатор – сварочное оборудование);
– соподчинённые – понятия, связанные по объёму, входят в объем высшего понятия (сварочный трансформатор и выпрямитель – сварочное оборудование, понятия «треугольник» и «окружность» являются подчиненными понятию «геометрическая фигура» и соподчиненными между собой);
– частично согласные – понятия, в которых отдельные части объёма понятий оказываются совпадающими, общими (студент и спортсмен – к одному человеку);
– противоречащие – отрицают положительное понятие (нечеловек – отрицает понятие человек, не допускает ничего промежуточного, начисто исключает другое);
– противоположные – указывают не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицательного утверждается, имеются средние, промежуточные понятия (белый – чёрный, среднее – серый).
Раскрытие содержания понятия называют определением. Оно должно указывать на ближайшее родовое понятие и на то, чем оно отличается от других понятий. Так, определяя понятие «выпрямитель», нужно указать на то, что выпрямитель относится к источникам электрического питания и выделяется среди источников получением на его выходе постоянного тока.
Мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением. Суждение выражается в виде предложения. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными и т. д.
Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего. Структура процесса познания представлена на рис. 1.
Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение – выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению.
Более высокая степень научного знания находит свое выражение в локально-логических формах. При этом процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию.
Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которых делается вывод. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.
Гипотеза – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне развития науки и техники не может быть подтверждена. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке её называют теорией или законом. В закон гипотеза превращается по мере уточнения и исправления.
|
|
Элементы чувственного познания Формы мышления
|
|
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Рис. 1. Структурная схема процесса познания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закон – это устойчивая, существенная, повторяющаяся связь явлений в природе и обществе, обусловливающая их логическое развитие. Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества. Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых можно вывести доказываемое суждение.
Теория – система обобщённого знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, суждения, положения, понятия, категории, факты.
Принцип – самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний). Это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей (расплавленный металл электрода заполняет зазор между деталями).
Аксиома (постулат) – положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства.
Категории –наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные связи действительности
Факты –знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана.
Теория слагается из относительно жесткого ядра, куда входят основные принципы и постулаты, и окружающей его защитной оболочки. Эта оболочка содержит вспомогательные гипотезы, подтверждающие и объясняющие ядро, она выявляет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и пытается объяснить их в рамках теории. Таким образом, теория является наиболее развитой формой обобщения научного знания. Она заключает в себе не только основные законы, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать направление и этапы развития объекта исследования.
Эффективному приобретению новых знаний способствует методология– учение о методах научного познания и преобразования действительности, применения мировоззренческих принципов к процессу познания, духовному творчеству и практике. Методология представляет собой совокупность системных методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке и направленных на решение сложных научных проблем. Кроме этого, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания.
Методология реализует три функции:
– получение и создание нового знания;
– преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, гипотез, идей, законов, теорий;
– организация использования новых знаний в практической деятельности.
Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем.
Источник