18.Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного образа. Соотношение чувственной основы и предметного содержания образа.
Образ- отражение целого предмета.
Перцептивный образ — субъективное отражение целостного предмета. Результат восприятия.
Двоичная природа – чувственная ткань и предметный смысл. Чувственная ткань- все то, что воспринимается с помощью органов чувств (полотно, краски и т.д.), она субъективна. Предметное содержание- мы знаем, что это не просто линий, а портрет, оно доминирует. Если изменять чувственную ткань, то предметное содержание может оставаться тем же. На основании одной чувственной ткани можно построить разные образы. (Куб Неккера)
Перцептивный образ – субъективное отражение целостного предмета
Образ памяти – Образ восприятия – Образ воображения
(Критерии: время /локализация в нем/ + наличие чувственной ткани)
Образы восприятия = Перцептивные образы
Свойства этого образа:
Полимодальность -образ складывается из нескольких модальностей
Целостность- образ нельзя составить из частей. Состояние, когда структуру нельзя разложить на части без потерь
Предметность- мир делим на предметы, которые составляют образ
Константность- сохранение образа не смотря на изменение условий
Эти феномены включают организацию периферических сенсорных событий. Оглядываясь вокруг, мы видим оформленные объекты в пространстве, а не простые конгломераты цветных пятен.
Они обнаруживают целостность, свойство «все или ни чего». Например, совокупность точек или линий воспринимается как полный образ квадрата или куба.
Они обладают ярко выраженной константностью — белый дом продолжает казаться таким же, несмотря на сильные различия в освещении в полдень и в сумерках.
Но они также характеризуются свойством транспозиции (переноса) — треугольник может проецироваться на многие различные участки сетчатки, не претерпевая при этом искажений.
Они обладают избирательностью — для голодного организма объекты, связанные с едой, обладают качеством фигуры.
Наконец, они являются очень изменчивыми процессами. Регулярное чередование черных и белых узоров на кафельном полу при продолжительном рассматривании организуется в постоянно меняющиеся структуры.
— Полимодальность – отражение свойств различных модальностей (вкус, запах, цвет и т.д)
— Предметность – воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик.
— Константность – относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия. Наиболее известными видами константности являются константность величины, формы и цвета.
— Целостность – обнаруживается, когда, например, неполнота или выпадение, искажение изображения объекта не мешают его узнаванию. Несводимость к сумме ощущений и невозможность разложения.Законы гештальта: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка этих частей в направлении максимальной простоты и близости, тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму (прегнантность).
Источник
Двойственная природа перцептивного образа
Главная особенность перцептивного образа заключается в его двойственности: с ОДНОЙ стороны, восприятие это чувственное отражение объективного мира, а с другой форма представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа.
Двуплановость наглядно видна при намеренном (искусственном) различении мира предметов и физического мира, слитых в процессе восприятия в единый предметный образ, это:
· различие между воспринимаемым и знаемым миром;
· различие между субъективным образом и объективными Свойствами реального объекта;
· известная ограниченность наших органов чувств и физическая Многомерность объекта;
· принципиальная несводимость свойств субъективного образа (его значения, личностного смысла), детерминированных культурно исторически и индивидуально ситуативно, к набору определенных физических характеристик или соответствующих им ощущений.
Двойственность природы перцептивного образа нашла свое терминологическое отражение в работах психологов самых разных школ и направлений: первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц), чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э. Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н. Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж. Гибсон). Как отмечал известный немецкий исследователь восприятия Курт Коффка, попытки вычленения в чувственном образе двух его планов можно обнаружить в трудах античных авторов Евклида и Птолемея.
Серьезное осмысление этого вопроса было сделано А.Н. Леонтьевым при разработке концепции образа мира . В структуре перцептивных образов в качестве Основного содержания сознания выделяется чувственная ткань, или чувственная основа, образа. Ее функция придание чувства реальности сознательной картине мира, переживание объективности, представленности объекта восприятия вовне. Другая составляющая перцептивного образа его предметное содержание, представленное в форме значения. В значениях дана свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, понять которую принципиально невозможно исходя лишь из одного чувственного опыта человека. Это сверхчувственное содержание перцептивного образа. Значения предметов, представленных в образах восприятия, лежат вне непосредственной чувственной реальности, они происходят из мира культуры, осваиваемого и присваиваемого человеком в ходе всей жизни, в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью. Этот процесс жизненного взаимодействия в отечественной психологической традиции называется предметной деятельностью (А. Н.Леонтьев, с. Р. Рубинштейн). Поэтому пространство значений образов восприятия Может расширяться в нашей жизни неограниченно. В этой связи еще раз обратимся к цитате, вынесенной в эпиграф нашего учебника: «Мир соткан не из света, цвета, вибраций, тепла, холода. ОН Выступает в этом качестве, в этих свойствах лишь в процессе познания мира, т. е. не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе на языке этих сенсорных модальностей» [68, 142].
При нормальном восприятии, т. е. восприятии здорового человека в обычных условиях, эти две составляющие перцептивного образа неразрывно слиты. И лишь в особых экспериментальных условиях, а также при патологических нарушениях органов чувств или психических расстройствах чувственная ткань и значение образа Могут быть в определенной степени разделены.
Еще раз вернемся к примеру А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца о специфике отражения действительности у раненых минеров, потерявших на войне не только кисти рук, но и зрение: лишенные чувственной основы, эти люди теряли чувство реальности происходящего. Знание о предметном мире, полученное в прошлой жизни, не могло компенсировать им полноценного восприятия даже вполне знакомых предметов. И другой пример, показывающий, что хотя в процессе восприятия чувственная ткань прямо не осознается, а переживается, как правило, предметное содержание образа, она может стать при определенных условиях предметом нашей рефлексии. У больных с катарактой и вновь прозревших после операции наблюдается дефицит знания о значении воспринимаемых предметов: они видят, используя термин Дж. Гибсона, видимое поле, наполненное приобретенной вновь чувственной основой, но не Могут адекватно воспринимать видимый мир В его предметной означености. Аналогичные примеры будут приведены ниже при обсуждении экспериментов с искажениями восприятия в условиях инвертированного и псевдоскопического зрения l .
В таких условиях в пространстве перцептивного образа происходит своеобразное разъединение чувственной ткани образа от его предметного содержания, и испытуемые в начале исследования реально осознают, что чувственные впечатления не имеют привычного предметного содержания, это приводит к появлению чувства иллюзорности и нереальности воспринимаемого мира.
Дж. Стрэттон, впервые проводивший опыты в 1896 г. с ношением инвертирующих линз на самом себе, писал, что окружавшие его предметы осмысливались совершенно иначе, чем воспринимались.
Таким образом, имеющиеся в психологии эмпирические факты подтверждают правомерность Такого рода научных абстракций, как чувственная ткань и предметное содержание образов восприятия, характеризующих их фундаментальную особенность представленность в сознании субъекта двойственно, двупланово.
Источник
Двойственная природа образов восприятия
Главная особенность перцептивного образа заключается в его двойственности: с одной стороны, восприятие — это чувственное отражение объективного мира, а с другой — форма представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа. Двуплановость наглядно видна при намеренном (искусственном) различении мира предметов и физического мира, слитых в процессе восприятия в единый предметный образ, это:
— различие между воспринимаемым и знаемым миром;
— различие между субъективным образом и объективными свойствами реального объекта;
— известная ограниченность наших органов чувств и физическая многомерность объекта;
— принципиальная несводимость свойств субъективного образа (его значения, личностного смысла), детерминированных культурно-исторически и индивидуально-ситуативно, к набору определенных физических характеристик или соответствующих им ощущений.
Двойственность природы перцептивного образа нашла свое терминологическое отражение в работах психологов самых разных школ и направлений: первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц), чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э.Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н.Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж.Гибсон). Как отмечал известный немецкий исследователь восприятия Курт Коффка(К.Кс$ка, 1886— 1941), попытки вычленения в чувственном образе двух его планов можно обнаружить в трудах античных авторов Евклида и Птолемея.
Серьезное осмысление этого вопроса было сделано А. Н.Леонтьевым при разработке концепции образа мира (см. гл. 8).
В структуре перцептивных образов в качестве основного содержания сознания выделяется чувственная ткань, или чувственная
основа, образа. Ее функция — придание чувства реальности сознательной картине мира, переживание объективности, представленности объекта восприятия вовне. Другая составляющая перцептивного образа — его предметное содержание, представленное в форме значения. В значениях дана свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, понять которую принципиально невозможно исходя лишь из одного чувственного опыта человека. Это сверхчувственное содержание перцептивного образа. Значения предметов, представленных в образах восприятия, лежат вне непосредственной чувственной реальности, они происходят из мира культуры, осваиваемого и присваиваемого человеком в ходе всей жизни, в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью. Этот процесс жизненного взаимодействия в отечественной психологической традиции называется предметной деятельностью (А. Н.Леонтьев, С. Р. Рубинштейн). Поэтому пространство значений образов восприятия может расширяться в нашей жизни неограниченно. В этой связи еще раз обратимся к цитате, вынесенной в эпиграф нашего учебника: «Мир соткан не из света, цвета, вибраций, тепла, холода. Он выступает в этом качестве, в этих свойствах лишь в процессе познания мира, т.е. не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе на языке этих сенсорных модальностей» [68, 142].
При нормальном восприятии, т.е. восприятии здорового человека в обычных условиях, эти две составляющие перцептивного образа неразрывно слиты. И лишь в особых экспериментальных условиях, а также при патологических нарушениях органов чувств или психических расстройствах чувственная ткань и значение образа могут быть в определенной степени разделены. Еще раз вернемся к примеру А. Н.Леонтьева и А. В. Запорожца о специфике отражения действительности у раненых минеров, потерявших на войне не только кисти рук, но и зрение: лишенные чувственной основы, эти люди теряли чувство реальности происходящего. Знание о предметном мире, полученное в прошлой жизни, не могло компенсировать им полноценного восприятия даже вполне знакомых предметов. И другой пример, показывающий, что хотя в процессе восприятия чувственная ткань прямо не осознается, а переживается, как правило, предметное содержание образа, она может стать при определенных условиях предметом нашей рефлексии. У больных с катарактой и вновь прозревших после операции наблюдается дефицит знания о значении воспринимаемых предметов: они видят, используя термин Дж. Гибсона, видимое поле, наполненное приобретенной вновь чувственной основой, но не могут адекватно воспринимать видимый мир в его предметной означенности. Аналогичные примеры будут приведены ниже при обсуждении экспериментов с
искажениями восприятия в условиях инвертированного и псев-доскопического зрения 1 .
В таких условиях в пространстве перцептивного образа происходит своеобразное разъединение чувственной ткани образа от его предметного содержания, и испытуемые в начале исследования реально осознают, что чувственные впечатления не имеют привычного предметного содержания, это приводит к появлению чувства иллюзорности и нереальности воспринимаемого мира. Дж.Стрэттон, впервые проводивший опыты в 1896 г. с ношением инвертирующих линз на самом себе, писал, что окружавшие его предметы осмысливались совершенно иначе, чем воспринимались.
Таким образом, имеющиеся в психологии эмпирические факты подтверждают правомерность такого рода научных абстракций, как чувственная ткань и предметное содержание образов восприятия, характеризующих их фундаментальную особенность — представленность в сознании субъекта двойственно, двупланово.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Обоснуйте возможность и необходимость разведения понятий «ощущение» и «восприятие».
2. Проиллюстрируйте свойства ощущений на примере осязания.
3. Приведите примеры эффектов сенсорной адаптации во вкусовой и проприоцептивной модальностях.
4. Проведите опыт с восприятием куба Неккера на одном испытуемом. Оцените частоты появления двух типов образов, сменяющих друг друга за 5 мин.
5. Приведите примеры других «фигур-перевертышей». Оцените частоту смены «фигуры» и «фона» при нейтральной инструкции и при инструкции обращать особое внимание испытуемого на одну из альтернатив.
6. Проведите с одним испытуемым опыт на восприятие ритма ударов метронома, задав частоту следования ударов, равной два раза в секунду. Какие группировки ударов метронома воспринимает ваш испытуемый? Можно ли повлиять на характер воспринимаемых группировок?
7. Приведите примеры влияния установки на слуховое восприятие.
8. Приведите примеры влияния эмоционального состояния человека на яркость и содержание перцептивного образа.
9. Опишите перцептивный феномен константности восприятия цвета. Попробуйте дать ему общепсихологическое определение.
10. Что означает «сверхчувственный» характер образа восприятия?
1 Парадигма инвертированного зрения заключается в исследовании зрительного восприятия в условиях ношения испытуемым линз, переворачивающих изображение сверху-вниз и слева-направо — так называемая двойная инверсия. При псевдоскопическом восприятии все объекты, появляющиеся в поле зрения, инвертированы по глубине.
11. На примере телевизионной рекламы приведите примеры образов восприятия, наполненных разными личностными смыслами.
12. Каким образом можно разделить две составляющие образа восприятия — его сенсорную основу и предметное содержание?
Темы для эссе и рефератов
Сенсорные и перцептивные феномены цветового зрения. Ощущение и восприятие боли.
Эмпирическое исследование гаптического восприятия. Иллюзии восприятия. Роль установки в восприятии. Феноменология активности восприятия. Виды образных явлений.
Эксперименты школы А.Н.Леонтьева по формированию сенсорной чу вствител ьности.
Исследование фиксированной установки в школе Д.Н.Узнадзе. Вклад школы А.Н.Леонтьева в исследование восприятия. Вклад школы Б.Г.Ананьева в исследование восприятия.
Рекомендуемая литература
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава VII. Ощущение и восприятие. — М, 1989 (и др. издания).
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. — С. 12-20, 47-116; 217-228; 340-343; 444-446; 490-494.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М.; СПб., 2003.
Дополнительная литература
Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного развития. — М.; Воронеж, 2000. — С. 53-82.
Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. — М., 2006. — С. 15 — 24.
Веккер Л.М. Психика и реальность / под общей ред. А.В.Либина. — М., 1998. — С. 76-79, 106-121, 139-166.
Величковский Б. М., Зинченко В. Я., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1972.-С. 5-11; 40-58.
Грегори Р. Разумный глаз. — М, 1972. — С. 180— 193.
Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987. — С. 3— 16.
Остер Г. Фосфены // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. — Душанбе, 1973. — Ч. 3. — С. 80-96.
Психология XXI века/ред. В.Н.Дружинин. — М., 2003. — С. 169—173.
ГЛАВА 2
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник