Перцептивно эмоциональное развитие это

Перцептивно эмоциональное развитие это

Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности [3; 10; 12].

Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие; все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего [9; 10; 13].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции рассматриваются рядом исследователей как внутренний регулятор деятельности. Выполняя мобилизационную, интегративно-защитную функцию, эмоции производят практически моментальную интеграцию всех функций организма, выступают абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности [9; 10; 13].

Многими авторами описано влияние эмоций на поведение в условиях эмоциональной патологии. Исследователи отмечают, что в структуре неэффективного поведения личности занимают большое место действия, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний. В качестве таких состояний авторы указывают эмоциональную неустойчивость, гипертимность, агрессивность, повышенную ригидность, личностную и реактивную тревожность, фрустрацию, страхи различного генеза, депрессию, повышенное психоэмоциональное возбуждение, аффективную насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения [4; 11; 22; 24; 26].

Отклоняющееся, дезадаптивное поведение характеризуется различной степенью расстройств адаптации к среде, способности управлять своими действиями и корригировать их, выраженностью и спецификой психических изменений. Важнейшими и наиболее значимыми из них являются эмоциональные расстройства [2; 4; 9; 15; 19; 24; 26].

В связи с вышесказанным, нами проанализированы представления исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблема адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявления эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении.

Изучение подходов к исследованию роли эмоциональной сферы в психической адаптации человека показало неоднозначность разрешения этого вопроса в работах исследователей разных лет и разных направлений. Одни исследователи рассматривают функцию эмоций как разрушающую и дезорганизующую поведение человека, другие приписывают эмоциям позитивную роль в организации мотивации и подкреплении поведения. Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Ряд отечественных и зарубежных, представляя различные точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Многие авторы являются сторонниками теории дифференциальных эмоций, которая признает за эмоциями функцию детерминант поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. С позиции данной теории эмоции рассматриваются не только как основная мотивационная система организма, но и в качестве фундаментальных личностных процессов, придающих смысл и значение человеческому существованию. Им отводится важная роль как в поведении человека, так и в его внутреннем мире [3; 10; 13; 16; 18].

Согласно теории дифференциальных эмоций, личность — это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая из систем до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными. Гомеостатическая и побудительная системы неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведении [10].

Для организации личности, для ее социального взаимодействия принципиально важны четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Их взаимодействие формирует основу истинно человеческого поведения. Результатом гармонии во взаимоотношениях систем становится эффективное поведение. И наоборот, неэффективное поведение, дезадаптация — прямое следствие нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.

Сторонники теории дифференциальных эмоций заявляют, что каждая из фундаментальных эмоций имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая эмоция, по их мнению, работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация — тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом, заявляет К. Изард, эмоция все же несет в себе конструктивное начало [10].

В исследованиях Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, Б.С. Братуся, С.Н. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Сухарева и др. адаптация человека рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды в соответствии с позитивной ролью субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствии с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов, способов поведения применительно к своим целям и задачам [1; 6; 20; 21].

В ряде исследований подчеркивается системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Исследователи рассматривают психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [1; 6].

Читайте также:  Как всегда быть эмоционально устойчивым

В целом адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация — это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации характеризуется целостностью его сторон — когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность, «разрывность» различных сторон процесса психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении психических, поведенческих расстройств [16; 21].

По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность. В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних исследованиях дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных форм поведения, в других исследованиях этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений, в ряде исследований — придают ему статус клинических понятий [4; 7; 8; 11; 12; 17; 19; 22; 23; 26].

Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» [1; 14].

Анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представ­ляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом — адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Нарушения в эмоциональной сфере у личности с отклоняющимся, неэффективным поведением по своим проявлениям неоднородны. Наиболее частыми и значимыми в плане неадаптивного поведения, считают авторы, являются три основных клинико-психологических варианта нарушений аффективной сферы: с преобладанием явлений психической неустойчивости; с преобладанием явлений аффективной возбудимости; с преобладанием расторможенности влечений [12; 15].

Характерным показателем эмоциональных нарушений в структуре дезадаптивного поведения, возникающих в процессе формирования личности, выступает своеобразная «эмоциональная дезорганизация» — потеря избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональной регуляции [7].

Начиная с подросткового возраста, характерными являются такие специфические эмоциональные проявления, как импульсивность, устойчивый «аффект неадекватности». Появляясь еще в младшем школьном возрасте, «аффект неадекватности» становится в подростковом возрасте одним из средств защиты «Я-образа». У подростков эмоциональный дефект может быть представлен и неспецифическими эмоциональными нарушениями: пассивность, вялость, различные депрессивные состояния [7; 19].

Г.М. Бреслав подчеркивает, что отклонения в эмоциональной сфере представлены, прежде всего, искажением предметности, ситуативности, избирательности и других свойств эмоциональной регуляции. При этом эмоциональное состояние распредмечивается и теряет свою связь с реальной жизненной ситуацией. Исследователи отмечают необходимость учета эмоционального дефекта при изучении особенностей проявления неэффективного, неадаптивного поведения [7; 20; 25].

Таким образом, основные критерии эмоционального дефекта в структуре состояния дезадаптации таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность фона настроения, немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Изучение роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации.

Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности.

Эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.

В структуре дезадаптивного поведения личности большое место занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная ригидность, личностная и реактивная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения.

Читайте также:  Что чувствуешь при пониженном давлении

Проявления эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности занимают одно из ведущих мест, выступая и в качестве одной из возможных причин дезадаптивного состояния и в качестве критериев дезорганизации психической деятельности, усугубляющих данное состояние.

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.

Источник

Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)

Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.

В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Читайте также:  Как заставить мужчину чувствовать себя мужчиной

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Сложность оценить собственные силы:
Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу , когда рисует.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

Источник

Оцените статью