План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Юлия
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Педагога-психолога Кафлиной Ю. В.
Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по вопросам формирования и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Задачи:
-изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников;
-выявить особенности эмоционального развития детей;
-изучить диагностику эмоционального неблагополучия детей;
-изучить влияние семьи на эмоциональное развитие детей;
-рассмотреть способы преодоления негативных эмоций;
-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
-формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства
Предполагаемый результат:
1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;
2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;
3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;
4. Закреплены способы и приемы преодоления негативных эмоций.
Форма отчёта: групповые и индивидуальные консультации, материал – презентация, картотека диагностического инструментария, информационные листы в уголках психолога, памятки, буклеты, материал с презентацией, публикации в интернет — ресурсах.
Литература:
1. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобыребенок рос счастливым». – Харьков. — «Книжный клуб», 2008г
2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г
3. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольниклв» — Тв. центр. : Москва,2010г.
4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».
5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.
7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Е. В. Доценко. — Волгоград: Учитель, 2010г.
8. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей1 старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.
9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013
10. Р. Р. Калинина «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003
11. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки и т. д)
1. Организационно – ознакомительный
Сентябрь
Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме
Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов.
Составление перспективного плана работы по самообразованию
Октябрь
Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций, презентаций по развитию эмоциональной сферы у детей
Создание, обновление и пополнение
пространственной среды в кабинете
Информационные листы на тему:
«Что такое эмоциональное неблагополучие и его причины»
Консультации, буклеты, памятки по теме
Подготовка информационных листов в папки- передвижки для средних, старших и подготовительных групп
2. Практический
Ноябрь «11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре»
«Уровни эмоционального самочувствия детей»
Игры и упражнения на снятие тревожности и агрессивности, устранение страхов, расслабление
Информация для родителей в папку-передвижку в уголке психолога
Подготовка картотеки игр и упражнений для проведения педагогами с детьми
Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников
Занятия с детьми старших групп по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, С. В. Слободняк
Декабрь
Диагностика эмоционального неблагополучия
1. Детский рисунок «Моя семья»
2. Методика «Лесенка»
3. Тест «Шкала тревожности»
Набор методик для диагностики эмоционального благополучия
Январь
«Преодоление эмоционального напряжения: борьба со страхами, методы профилактики стресса»
Подготовка инструкций для родителей по вопросам снятия эмоционального напряжения, его профилактики
Февраль
«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Подготовка для родителей памяток о влиянии семьи на эмоциональное развитие детей
Март
«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции. Как научить ребенка владеть собой» (презентация)
3. Заключительный
Апрель
«Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Подготовка и проведение семинара-практикума с педагогами
Май
Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте maam.ru материала с презентацией «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Итоги работы за год.
Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.
Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет – ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей» Введение Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.
План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность: Огромную роль в умственном.
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.
План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: — Развитие зрительных ощущений: учить.
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №15 «Ручеек»г. Ртищево Саратовской области План по самообразованию воспитателя.
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: » Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.
Источник
Перспективное планирование по эмоциональному воспитанию в подготовительной к школе группа
Ирина Черных
Перспективное планирование по эмоциональному воспитанию в подготовительной к школе группа
“Путешествие в страну эмоций” Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональное состояние в мимике.
Формировать равноправные и доброжелательные отношения между сверстниками.
Учимся понимать чувства других людей Познакомить детей с понятием “физическая и эмоциональная боль”.
Учить детей понимать чувства, переживаемые другими.
Беседа “Радость” Учить детей понимать и определять эмоциональное состояние людей.
Уметь объяснять, как выглядит жизнерадостный человек.
Уметь объяснять пословицу “Радость молодит”.
“Волшебный мир радости” Создавать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Развивать умение понимать эмоциональное состояние окружающих людей.
Беседа “Обида” Учить детей определять состояние обиженного человека.
Узнать, как выглядит обиженный человек.
Беседа “Злость” Продолжать учить детей понимать и определять “положительные” и “отрицательные” эмоции.
Закрепить у детей понимание того, что злость – негативное чувство.
Уметь определять злого человека.
“Добрые и злые поступки” Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.
Знакомить со способами разрешения конфликта.
Чтение произведения С. Михалкова “Грипп”, “Модное платье” Формировать у детей представление об изменении настроения человека в зависимости от различных ситуаций.
“Путешествие на поляну веселого настроения” Тренировать радостные эмоции.
Развивать умение понимать свое внутреннее состояние.
“Настроение Бабы-Яги” Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.
Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний.
“Путешествие в страну сказок” Продолжать формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям.
“Знакомимся с эмоциями” Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Закрепить с детьми эмоции (радость, гнев, страх, грусть, используя пиктограммы.
Развлечение “Лекарство от плохого настроения” Формировать представление детей о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых.
Воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.
Перспективное планирование коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы СТАРШАЯ ГРУППА. I Правила этикета. Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики; привитие норм и правил этикета, умения.
Перспективное планирование направления «Художественно-эстетическое развитие» (подготовительная группа) Перспективное планирование по «Лепке» в подготовительной группе № Название Целевые ориентиры Материал Литература Сентябрь 1. Наш уголок.
Перспективное планирование. Направление «Познавательное развитие», раздел «Опыты, эксперименты». Подготовительная группа Перспективное планирование «Опыты, экспериментирование» в подготовительной группе. сентябрь тема: Запасливые стебли Программное содержание:.
Перспективное планирование по конструированию (подготовительная группа) тема Конструирование Примечание Мы будущие школьники «По замыслу (природный материал)» ПР. з Развивать самостоятельность мышления, творческий.
Перспективное планирование продуктивных видов деятельности на апрель-май (подготовительная группа) АПРЕЛЬ 1 неделя Рисование Группа предметов в беседке. Учить: — сравнивать предметы разной величины и формы; — располагать их на листе бумаги;.
Перспективное планирование продуктивных видов деятельности на февраль-март (подготовительная группа) Февраль 1 неделя Рисование Боярышни. Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки. Развивать: — умение составлять узор на юбке боярыни.
Перспективное планирование работы на январь 2016 по программе «От рождения до школы» (подготовительная группа) Подготовительная группа Физическое развитие Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности,.
Перспективное планирование работы с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей Сентябрь Оформление папки-передвижки «Как правильно общаться с детьми» (для создания эмоционального благополучия в семье). Негативные и.
Планирование воспитательно-образовательной работы Группа: подготовительная к школе ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (18– 22 января 2016г.) Группа: подготовительная к школе Тема: «Человек по имени Я» Цель:.
Примерное перспективное планирование (подготовительная группа) Перспективный план на сентябрь — 5 неделя, октябрь — 1 неделя ТЕМА: «Родная страна» Цель: закрепить знания детей о государственной символике;.
Источник
Перспективное планирование развивающей программы эмоционального развития детей
Анжелика Делова
Перспективное планирование развивающей программы эмоционального развития детей
Развитие ребенка взаимосвязано с его особенностями мира переживаний и чувств. Эмоции влияют на развитие познавательных процессов и поведение ребенка. От эмоционального состояния ребенка зависит его восприятие окружающего мира и логика суждений. Дети не всегда понимают даже простые эмоции, им трудно осознавать разнообразные переживания. Поэтому данная программа эмоционального благополучия направлена на работу с «предметными чувствами», основной целью которой является введение детей в мир эмоций человеческих,проживание определенного состояния эмоционального,тем самым ребенок сможет создать свой «эмоциональный фонд«, с помощью которого дети смогут ориентироваться в чувствах собственных и чувствах окружающих их людей. Развитие эмоциональной сферы детей помогает им легко адаптироваться к новым условиям жизни.
Перспективное планирование развивающей программы эмоционального развития детей МБДОУ №16 «Дюймовочка»
На основе программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Педагог-психолог Делова Анжелика Викторовна
№ Тема Цели Содержание
1. Робость — повышение у детей уверенности в себе;
-знакомство с чувством робости;
— сплочение группы. 1. Передача клубочка. Цель – сплочение детей.
2. Моя история. Цель-знакомство с эмоцией «робость» и ее внешними проявлениями. 3. Игра «Я -лев». Цель-повышение у детей уверенности в себе. 4.Сказать о себе:»Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Цель-создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности.
2. Радость-1 -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 1. Приветствие друг другу. Цель-создание положительного эмоционального фона. 2. Игра «Солнечный зайчик».Цель -снятие напряжения мышц лица. 3. Этюд «Встреча с другом». Цель-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений. 4. Рисование картины «Радость». Цель-развитие чувства единства. 5. Игра в «Доброе животное». Цель-развитие чувства единства.
3. Радость-2 -продолжение знакомства с чувством радости. 1. Произнести имя и при этом выполнить движения или действия. 2. Игра в «Солнечный зайчик». Цель-снятие напряжения мышц лица. 3. Мимическая гимнастика. Цель-изучение мимики, выражение мимики,выражение в мимике эмоциональных состояний. 4. Разыгрывание истории «Хорошее настроение» и «Умка». Цель-развитие выразительных движений,способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное. 5. Приклеивание частей лица, чтобы получились радостные лица. Цель -научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств.
4. Радость-3 -продолжение знакомства с чувством радости; -развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого. 1. Пропеть свое имя. Цель-создание положительного эмоционального фона. 2.»Игра с платком». Цель -снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой. 3. Игра «Азбука настроений». Цель -развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого. 4. Игра в «Доброе животное».
5. Радость-4 -закрепление и обобщение знаний о чувстве радости. 1. Прошептать имя так,как это сделал бы ветерок. Цель- создание атмосферы единства. 2. Игра «Изобрази. «. Цель -закрепить у детей полученные знания о чувстве радости. 3. Коробка с неизвестным. Цель-развитие эмпатии.
6. Страх-1 -знакомство с чувством страха. -изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. 1. Передаем по кругу свечу, здороваемся. Цель-снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу. 2. Изображаем чувство страха на лице. 3. Рассказ истории про девочку Галю,которая испугалась гуся. Цель -научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации. 4. Рассказ о котенке, который потерялся. 5. Играем в доброе животное (см. занятие №1).
7. Страх-2 -продолжение знакомства с чувством страха; -поиск путей преодоления страха; -развитие эмпатии, умения сопереживать другим. 1. Здороваемся, поворачиваясь друг к другу по кругу. Цель- создание положительного настроения. 2. Показываем ребятам карточки из игры «Азбука настроений». Герои карточек испытывают чувство страха. Показываем кого-нибудь из героев, рассказывая о том, чего боится ваш герой и что надо сделать, чтобы страх пропал. Цель- научить детей находить конструктивный выход из ситуации и ощущать эмоциональное состояние своего персонажа. 3. История,которая называется «Ваза». Цель-развитие эмпатии, способности к сопереживанию, выработка умения узнавать эмоции по их проявлениям.
8. Страх-3 -учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям;
-развивать умение справляться с чувством страха;
-учить детей выражать чувство страха в рисунке; 1. Игра в паровозик (хлопая в ладоши, повторяем свое имя). Цель -настроить детей на работу в группе. 2. Остановка паровозика на станции «Художественная». Рисуем иллюстрации к «Книге страхов»,придумываем свои картинки. Рассказываем о том, что получилось, придумываем, что добавить в рисунок, чтобы страх пропал. Цель- развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.
Стах-4 -продолжение знакомства с чувством страха. 1. Пропоем свое имя. Цель- создание позитивного настроения.
2. Рассказ истории про зверей, как из злых и страшных они превратились в добрых и улыбчивых. Беремся за руки и улыбаемся друг другу.
10. Удивление -знакомство с чувством удивления;
-закрепление мимических навыков: 1. Взяться за руки,громко сказать друг другу:»Доброе утро!». Изобразить чувство радости и чувство страха, чувство удивления. Цель — создание чувства группового единства.
2. История «Живая шляпа». Цель- закрепление мимических навыков.
3. Вспомнить,что происходит с лицом, когда удивляемся (нарисовать удивленное лицо). Сесть в круг и рассказать о своих человечках нарисованных.
11. Самодовольство -знакомство с чувством самодовольства. 1. Игра с именами..Обсуждение пиктограмм:»радость»,»страх»,»удивление Цель-сплочение группы «. 2. Пиктограмма «Самодовольство». Разыгрывание сказки по ролям «Мышка-хвастунья». Цель-закрепление полученных знаний.
12. Закрепление знаний о чувствах. -закрепление умения различать чувства. 1. Игра «Паровозик с именами»(см. занятие 8). 2. Игра с картинками с изображением различных чувств (изобразить своего персонажа и его эмоции).
3.Прочитать потешку с разными чувствами: радости,страха, удивления, хвастовства. Цель-тренировка узнавания эмоций.
13. Злость -знакомство с чувством злости;
-тренировка умения различать эмоции. 1. Здороваемся. Цель-формирование сплоченности.
2. История про мальчика Петю «Сердитый дедушка». Цель- тренировка умения различать эмоции.
3. Упражнение » Битва с шарфами». Цель-снятие напряжения.
4. Игра в доброе животное (см. занятие 1).
Стыд, вина. -знакомство с чувством вины. 1. Здороваемся на фоне мелодии «Играют маленькие волны» (под звук шума моря). Цель -создание позитивного эмоционального фона.
Пиктограмма «вина». Обсуждение истории «Про косточку».
2. Игра «Подарки» (дарим друг другу подарки). Цель-создание положительного эмоционального фона.
Отвращение, брезгливость. -знакомство с чувством отвращения. 1. Здороваемся, выполняя какие- нибудь движения (хлопать в ладоши, топать). Цель-создание условий для самовыражения.
2. Пиктограмма «Брезгливость».Какое чувство испытывает этот человек? Цель- отработка мимических навыков.
2. Сделать из листка бумаги мусор (испачкать, помять). Цель-развитие выразительных движений.
3. Мусор собран, прогулка под дождем (на дорожке грязно и скользко, надо, не запачкав ботинок, дойти до сада). Выразительные движения- походка медленная,на носочках.
Творческая мастерская 1 «Взлохмаченные человечки»Материалы:- лист бумаги,
гуашь, клей, кисточки,ножницы карандаши, фломастеры, предметы с круглым дном (стакан). 1. Обвести предметы с круглым дном на листочках, вырезать круги. На них нарисовать лица с разными эмоциями.
2. На большом листе бумаги обвести предметы с круглым дном карандашом, оставляя между ними места.
3. Нарисовать от центра к краю волосы.
4. Приклеять кружочки с веселыми и грустными лицами на большой лист бумаги. Получились человечки со смешными взлохмаченными волосами.
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ в рамках программы «Профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Тело, эмоции, разум: принципы взаимодействия» Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.
Конспект семинара-практикума для сотрудников ДОУ в рамках программы «профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Обучение техникам и способам саморегуляции» • Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.
Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является.
Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.
Перспективное планирование кружка игрового стретчинга «Дюймовочка» (первый год обучения) Старший воспитатель Морозова Оксана Владимировна Воспитатель Телегина Анна Владимировна Музыкальный руководитель Русских Наталия Вадимовна.
Перспективное планирование скоординированной коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни 1 раздел: Сенсомоторное развитие 1. Формирование представлений детей о форме: — изучается 6 объемных форм: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр,.
Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития Развитие высших психических функций. 1. Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски.
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов,.
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) Понятие «Эмоциональный интеллект» введено.
Источник