Период непосредственно эмоционального общения характерен для детей

Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенчестве.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью

приводит к возникновению нового типа деятельности —

непосредственного эмоционального общения ре-

Потребность в общении у ребенка появляется рано,

примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™.

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого

близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы-

вает возникновение потребности в общении, которая

должна как можно более полно удовлетворяться. Непо-

средственно-эмоциональное общение со взрослым со-

здает у ребенка радостное настроение и повышает его

активность, что становится необходимой основой для

развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не

удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста-

ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени-

ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте-

реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли-

синой, специфическая особенность ведущего типа дея-

тельности состоит в том, что предмет этой деятельно-

сти — другой человек. Но если предмет деятельности —

другой человек, то эта деятельность и есть общение.

Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал

Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности стано-

вится другой человек. Общение этого типа в младенче-

ском возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрос-

лого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер-

вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го-

лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио-

нально активного призыва, хныкание превращается

в поведенческий акт, направленный на взрослого челове-

ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока

это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-

положительный характер. Тем самым у ребенка создается

эмоционально-положительный тонус, что служит призна-

ком физического и психического здоровья.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка

преобладает ситуативно-личностное общение со взрос-

лым, с развитием действий общение становится ситуа-

тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает

Кризис первого года

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним дет-

ством (1-3) существует переходный период, который на-

зывается «кризис первого года».

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио-

нальных контактов с окружающими, а также появление

собственных мотивов поведения изменяют социальную

ситуацию развития младенца, который переходит на но-

вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце

первого года жизни социальная ситуация полной слитно-

сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по-

являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи-

са первого года жизни. В этом возрасте ребенок

приобретает некоторую степень самостоятельности: по-

являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви-

ваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются

аффективные реакции, когда взрослый его не понимает

или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо-

койным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоре-

чия между потребностями в познании окружающего мира

и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Возможности являются еще недостаточными для удов-

Во-первых, речь носит автономный характер: слова си-

туативны, они лишь осколки наших слов, слова много-

значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной

речи содержится противоречие. Эта речь — средство об-

щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока

еще лишена постоянных значений.

Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок

осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут-

ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует

путем конструирования предметов, с которыми ребенок

манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука-

зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле-

ния, общественный способ употребления предмета ребенку

всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще

нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко-

торые своими физическими свойствами определяют спо-

соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен-

тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам

не может открыть общественно выработанных способов

употребления предметов. Это противоречие разрешается

в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого)

Источник

Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца

При характеристике механизма психического разви­тия ребенка в качестве ведущего фактора развития был

120 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмо­циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребе­нок максимально нуждается во взрослом, но у него нет спе­цифических средств воздействия на него. Поэтому соци­альная ситуация младенчества — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» — и приво­дит к возникновению нового вида деятельности — непос­редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психи­ческого развития младенца, доказывают факты отрица­тельного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в на­чале жизни вызывает значительные нарушения в психи­ческом развитии ребенка, вплоть до задержки в физичес­ком и психическом развитии’. А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружи­ла, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.

Читайте также:  Собаки чувствуют сладкий вкус

На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят резуль­таты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая соци­альная адаптированность будущего ребенка связаны с вы­сокой социально-психологической зрелостью родителей,

‘ Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,

проблемы.-М.: Тривола, 1995. 2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.

Глава 2. Психическое развитие младенца 121

глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- д телями роли семьи. ч

Низкий уровень психического развития и социаль­ной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попус­тительстве и проекции родителями нежелательных качеств.

В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере ус­тановления с нею определенных отношений, в рамках ко­торых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.

Нормальное непосредственно-эмоционального об­щение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голо­ден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его лю­бят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недо­верие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители дол­жны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хоро­ший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуман­ных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у кото­рых сформировано доверие к родителям, научаются пре­одолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.

122 АверинВ.А. Психология детей и подростков_______

Нормальное протекание непосредственно-эмоцио­нального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор­мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы’.

Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости прак­тически с любым человеком. С целью установления об­щения с взрослыми тони используют звукитолоса, покрях-тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу сле­дить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нра­вится или их заставляют делать то, что им не хочется.

На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнако­мые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.

На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается спо­собность отличать одного человека от другого, формиру­ется представление о постоянстве людей и предметов. По­этому их поведение становится избирательным в отноше­нии общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.

Появление этого чувства — своеобразный индика­тор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно

Флейк-Хобсон К. и др.Ук. соч.

Глава 2. Психическое развитие младенца 123

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка — его раннее детство.

Заключение

Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорож­денный ребенок. Именно эта беспомощность создает свое­образную социальную ситуацию развития, в которой реа­лизуется активность ребенка. Это своеобразие заключает­ся в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его дея­тельность и все поведение — все это может быть реализова­но с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исче­зает возможность передвижения, изменения положения, зах-ватывания желаемых предметов. Взрослый становится сре­доточием указанных потребностей, он центр всякой воспри­нимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрос­лого — единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.

Читайте также:  Как отдохнуть при депрессии

Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потреб­ностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,

124 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

повышает тонус, усиливает двигательную и познаватель­ную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмо­циональное общение.

В связи с этим эмоциональное развитие ребенка ста­новится одним из центральных моментов его психичес­кого развития, наряду с познавательным. Динамика эмо­циональной жизни окрашивает и познавательную актив­ность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.

Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является вос­приятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, фун­кционирует в форме узнавания, а мышление — в форме аффективно окрашенных впечатлений; даже эмоции мла­денца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.

В ходе анализа перцептивного и психомоторного раз­вития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца при­надлежит врожденным программам. Именно наличие зре­лых перцептивных и моторных механизмов составляет ос­нову для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.

Такое понимание хода сенсорного и моторного раз­вития младенца заставляет родителей, врачей и воспита­телей быть особо внимательным к перцептивному разви­тию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о зна­чении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятель­ности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка по­являются такие первые значимые дифференцировочные

Глава 2. Психическое развитие младенца 125

моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предметно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период мла­денчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца — эмоци­ональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опос-редуется через взрослого.

Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о мла­денце как о личности? В строгом смысле этого слова, ко­нечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмо­циональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.

В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно со­стоит в неясном чувствовании собственного существова­ния. Психоаналитики утверждают, что самосознание ре­бенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бех­терев, тесно связаны с так называемой схемой тела -субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление об­раза тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического дви­гательного аппарата. Таким образом, феномены самовы­деления организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, име­ет значение для будущего личностного становления.

126 АверинВ.А. Психология детей и подростков________

Становление самосознания младенца включает на­чало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики тре­бует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недав­ние исследования показали, что младенцы мальчики фи­зически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью:

они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.

Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего меж­ду разнополыми младенцами больше, чем различий.

В заключение сформулируем окончательные выводы:

1. Социальная ситуация развития ребенка первого года жизни состоит в том, что все поведение и деятель­ность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним.

2. В связи с этим ведущим типом деятельности в дан­ном возрасте является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым, посредством которого у младенца развивается чувство доверия или недоверия к окружающим его людям и миру в целом.

3. Перцептивное и моторное развитие осуществля­ется благодаря наличию врожденных программ развития.

4. Наличие врожденных программ перцептивного и моторного развития обеспечивает возможность их па­раллельного осуществления в ходе психического развития младенца

Читайте также:  Как получить эмоции женщине

5. Принцип дифференциации является ведущим в ме­ханизме перцептивного и моторного развития младенца.

6. В младенчестве в рамках доречевой стадии — на­чальном этапе речевого развития ребенка — закладываются

Глава 2. Психическое развитие младенца 127

надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль при этом принадлежит правому полушарию.

7. Формируются зачатки самосознания личности в виде осознания психической общности, схемы тела и са­моощущений, появлении эмоциональных отношений мла­денца к взрослым и предметам.

8. Основными психологическими новообразовани­ям младенчества являются:

— акты хватания и подражания, как важнейшие эле­менты формирующейся предметной деятельности;

— потребность в общении с другими людьми;

-зачатки формирующегося самосознания личности.

128 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Развитие хватания и владения рукой»

Новорож­денный Рефлекторное хватание погремушки. Ладони преимущественно закрыты
Конец 1-гом. Подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны мизинца.
Конец 2-го м. На спине. На короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты.
Конец 3-го м. На спине. Поднимает кисти рук над головой и рассматривает их. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в pvkv погремушкой.
Конец 4-го м. Неуверенно приближается рукой к погремушкеи касается ее. И грает пальцами.
Конец 5-го м. Уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и вытянутым большим пальцем.
Конец 6-го м. Если подаются два кубика, хватает только один из них, но второй ку5ик может держать, если его дать в руку. Если хватает второй кубик, первый выпадает. Ощупывание рукой поверхности.
Конец 7-го м. Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушкумеждуладонями.
Конец 8-го м. Сидя за столом. Хватает «пупышку» 8 мм диаметром между вытянутым большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов.
Конец 9-го м. Сидя за столом. Касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашкупри питье двумя руками. Снимаете головы платок или иной посторонний предмет.
Конец 10-гом. Сидя за столом. Про тягиваетигрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием выпустить ее).
Конец 11-гом. Захватывает «пупышку» согнутым большим и указательным пальцами (завершенная оппозиция большого и указательного пальцев)
Конец 12-гом. При хватании ку5икарука открывается в зависимости от величины объекта. Хватает одной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягивает игрушку взрослому и выпускает ее.

‘ Из книги: Miinchner Funktionelle Entwicklungsdiagnostik (Erstes Lebensjahr)//Forschritte Sozialpadiatrie. Band 4. Herausgegeben von TheodorHellbriigge, Munchen Lubeck, 1994. P. 55-59.

Глава 2. Психическое развитие младенца 129

Приложение 2 Развитие органов чувств и поведения в игре

Новорож­денный Отрицательно реагирует на внешние световые или шу­мовые СТИМУЛЫ. морщит ЛОб. КРИЧИТ.
Конец 1-го м. Воспринимается источник света или перемешаемое кольцо, которые удерживаются в направлении его взгляда и глаза могут следить за предметом при отведе­нии его в сторон у до 45 град.
Конец 2-го м.: на спине Взгляд фиксирует источник света или кольцо и следит за ними при отведении в сторону до 90 град. Угол обзора -180 [рад. Тоже и вертикальном направлении. Прислу­шивается к колокольчику.
Конец 3-го м.: на спине Следит взглядом за кольцом, которое вы двигаете по кругу Ищет глазами место возникновения звука (колокольчика).
Конец 4-го м. Занимается игрушкой, которая висит перед ним на дос­тупном расстоянии (кольцо на шнуре) Трогает ее и при­водит вдвижении. Рассматривает игрушку в руке. ищет источник звука,поворачивая голову.
Конец 5-го м. Засовывает игрушкув роти перекладывает из руки в рук у. Лепечет или прекращает плакать, когда слышит музыку.
Конец 6-го м. Локализует звук (сидя) с уверенностью поворачивая головуили взгляд (звук колокольчика вне поля зоения)
Конец 7-го м. Бьет кубиком по столу. Засовывает его в рот, поворачи­вает его рукой и рассматривает его. Смотрит, как падает игрушка.
Конец 8-го м. Сидя у стол а Слушаетбеседу взрослых. Обводит кубиком в руке во­круг другого кубика на столе. Роняети снова поднимает кубик.
Конец 9-го м. Сидя за столом Бъет двумя кубиками друг о друга. Вытаскивает кубик из открытого пластикового пакета и снова туда засовы­вает не выпуская.
Конец 10-го м. Сидя за столом Подталкивает кубик к краю стола и репетирует сбрасы­вание кубика. Поднимает пластиковые коробки, если это показал взрослый. Качает кольцо на шнуре.
Конец! 1-гом. Сидя за столом. Находит игрушку под чашкой или взакрытой пластмас­совой кубе. Пытается вынуть игрушкуиз куоа. Наме­ренно и многократно сбрасывает игрушку со стола. Подтягивает машину за шнурок к себе(начинающее использование инструмента)
Конец 12-го м. Сидя за столом Засовывает шарик («пупышку») в бутылку и пытается его сбросить. Пытается поставить два кубика друг на друга. Кладет кубик в пластмассовую коробку и снова

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 3743 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью