Переживания стресс у подростка

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Источник

Как подростку избавиться от стресса?

Anna Ivanova

Не каждый человек сегодня назовет себя стрессоустойчивым. Но если взрослые могут распознать у себя симптомы тревожности и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что с ним происходит, и не знает, как избавиться от плохого настроения.

В чем разница между стрессом взрослого и стрессом ребенка, как проявляется стрессовая ситуация и, главное, как родители могут помочь подростку справиться со сложностями — расскажем в статье.

Стресс детский и стресс взрослый — в чем разница?

Детские психологи признают: стресс у подростков — явление распространенное. Но не каждый родитель воспринимает это всерьез. Взрослые считают, что детям живется легче взрослых. Поэтому искренне не понимают, почему проблемы больших и маленьких кладут на одну чашу весов.

В чем разница между стрессом взрослого и ребенка? Она состоит в реакции организма на стрессовую ситуацию. Если взрослые знают, как распознать и справиться с тревогой, то дети начинают теряться и впадать в панику.

Детский стресс — это реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет справляться. Что может стать причиной стресса у подростка?

  • Семейные ситуации — развод родителей, ссоры между членами семьи, рождение нового ребенка, переезд.
  • Проблемы в школе — снижение успеваемости, конфликт с учителем или с одноклассниками.
  • Личные ситуации — смерть домашнего любимца, ссора с близкими друзьями.

Как проявляется стресс у подростка? 5 признаков

Как родителям понять, что ребенок находится в стрессовом состоянии? Поможем распознать тревожные сигналы.

1. Ребенок испытывает страх

Подросток неожиданно начал чего-то бояться. И дело не в боязни темноты и «кроватных» монстров как в детстве. Что-то его всерьез беспокоит — он везде закрывает двери и постоянно проверяет замки. Страх ребенка говорит о стрессе.

2. Ребенок стал агрессивным

Подросток, прежде доброжелательный и отзывчивый, стал грубияном. Ни с того ни с сего. Швыряет вещи, хлопает дверьми, замахивается на окружающих и даже дерется. Взрослые должны знать, что агрессия — один из признаков стресса.

3. У ребенка часто меняется настроение

То обижается без причины, то веселится, то становится агрессивным. А иногда разговор со взрослыми доводит до истерики. Депрессия, подавленное состояние у подростков могут тянуться неделями. И это должно насторожить родителей.

4. Ребенок стал хуже учиться

О плохом психоэмоциональном состоянии подростка могут сказать и оценки в школьном журнале. Не всегда снижение успеваемости — это лень. Если ребенок начал плохо усваивать материал, забывать о домашнем задании, терять интерес и уставать на уроках — он находится в стрессе.

5. Ребенок одинок

Стресс у подростка может проявляться и в стремлении к одиночеству. Ребенок становится замкнутым, боится заводить новые контакты, избегает компаний и просто не хочет общаться.

5 способов помочь подростку избавиться от стресса

Когда ваш ребенок хорошо справляется со сложными ситуациями, укрепляется его вера в себя. Его организм становится более устойчивым и выносливым. Как родители могут помочь подростку избавиться от стресса? Даем пять советов.

Совет № 1. Выражаем эмоции

Научите подростка распознавать свои эмоции и не бояться их проявлять. Ребенок не должен стесняться признаваться в любви, говорить об обиде, боли или страхе. Посмотрите вместе фильм или откройте книгу, развивайте с их помощью эмоциональный интеллект школьника.

Совет № 2. Переключаем внимание

Что именно способно успокоить вашего ребенка в стрессовой ситуации? Это нужно знать, чтобы научить подростка отвлекаться. Спортивные секции или творческие кружки, туристический поход, киносеанс, семейный ужин — все это может снять стресс. Главное — понять, что именно.

Совет № 3. Просим о помощи

Объясните сыну или дочери, что просить о помощи — не значит проявлять слабость. Если вам удалось завести откровенный разговор, и ребенок решил поделиться своими переживаниями — поддержите его. И не упрекайте его этими минутами слабости в будущем.

Совет № 4. Готовим к стрессовым ситуациям

Каждому человеку когда-нибудь придется столкнуться со стрессом. И вашему ребенку тоже. Помогите ему подготовиться. Это может быть игра в прятки, для детей постарше подойдут квесты, участие в школьных конкурсах, выставках, спортивных состязаниях. Подросткам предложите настольные или полезные компьютерные игры. Они развивают логическое мышление, интуицию и учат детей общаться.

В книгах герои часто попадают в стрессовые ситуации и находят из них выход. Попробуйте придумывать такие вместе с ребенком и обсуждайте возможный выход из сложных обстоятельств.

Совет № 5. Правильно питаемся и соблюдаем режим дня

Все просто: чтобы бороться со стрессом, организму нужен запас энергии. А откуда ей взяться, если ваш ребенок пачками ест чипсы, запивая газировкой, а по ночам играет в компьютерные игры? Все необходимые витамины и микроэлементы приходят в организм с полезной пищей, а энергия накапливается, когда мы вовремя отдыхаем.

Не забывайте следить за питанием ребенка и собственным питанием: с возрастом привычка есть полезную еду становится только важнее. И со сном происходит тоже самое.

В подростковом возрасте тяжело сохранять спокойствие и без стресса. Поэтому так важно научить ребенка справляться со сложными ситуациями и сохранять душевное равновесие. Тем более, что стрессоустойчивость пригодится и во взрослой жизни.

Попробуйте вместе учиться избавляться от стресса. Это поможет и вам, и вашему ребенку. А еще общение поможет вам понять подростка и стать ближе.

Источник

Читайте также:  Как называется эмоциональное состояние при котором человек не знает чего боится
Оцените статью