Переживание различных чувств является важным диагностическим признаком при распознавании состояний

Роль переживаний субъектов в диагностике их состояний.

О психических состояниях человека в повседневной жизни, как пра­вило, судят по сопутствующим им переживаниям усталости, скуки, страха, воодушевления и т. п. Эти переживания, несмотря на их субъективный характер, являются важными объективными диагнос­тическими признаками, позволяющими отличать одно состояние от другого. И хотя состояние, по Левитову, нельзя сводить к пережива­ниям, исключить их из характеристики состояний тоже нельзя. Вооб­ще, с моей точки зрения, переживания занимают ведущее место в ди­агностике состояний. Именно переживание чего-либо (скуки, страха, отвращения и т. д.) позволяет достоверно судить о возникшем у чело­века психофизиологическом состоянии.

Исключение переживаний из сферы научного исследования может приве­сти к тому, что эти переживания, имеющие большое значение в жизни, могут быть интепретированы чисто субъективно, с идеалистических пози­ций (Левитов, 1963).

Однако вопрос о включении переживаний и ощущений в комплекс характеристик психофизиологических состояний для многих иссле­дователей еще не решен. Как ни странно, но более решительную пози­цию занимают физиологи, а не психологи. Нагляднее всего противоречивость мнений о достоверности переживании и ощущении чело­века при развитии у него определенных состояний видна на примере ощущения усталости. Одни обращают внимание на то, что между по­казателями работоспособности и ощущением усталости могут быть расхождения (Кабанов, 1962; Borg, 1961) и что мы не имеем никакого права рассматривать усталость как объективно существующее прояв­ление утомления (Леман, 1967). Другие (Гильбух, 1968; Шабунин, 1968; Mertens de Wilmars, 1965) отмечают, что ощущение усталости достаточно точно отражает тяжесть работы и между ним и объектив­ными данными (частотой сердечных сокращений, частотой и глуби­ной дыхания, суммарной биоэлектрической активностью мышц) от­мечается высокое соответствие.

Между тем еще в 1928 г. один из столпов отечественной физиоло­гии академик Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъек­тивными» проявлениями утомления и до тех пор не верить человеку, что он устал, пока он не даст доказательств в виде отрицательной плетизмограммы или в виде изменения дыхания и кровообращения. Так называемые «субъективные» показатели, подчеркивал он, столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать.

В ряде моих с сотрудниками исследований достоверность субъек­тивных показателей (ощущений и переживаний) при развитии раз­личных состояний (монотонии, пресыщения, утомления, страха) была доказана во многих исследованиях (Высотская и др., 1974; Ильина, 1974; Мызан. 1975; Скрябин, 1972, 1974; Фетискин, 1972, 1974; Фидаров, Болдин, 1975).

Однако для того, чтобы субъективные показатели стали надежным диагностическим признаком возникшего психофизиологического со­стояния, субъектам необходим некоторый опыт в их анализе. Напри­мер, М.Н.Ильиной удалось добиться отчета об усталости у младших школьников лишь после ряда пробных попыток, а Г.И. Мызан пока­зал, что совпадение ощущения усталости с объективными показате­лями утомления чаще наблюдается в группе спортсменов, чем в груп­пе студентов, не занимающихся спортом.

Кроме того, в ряде случаев возможно совмещение двух состояний и одно переживание может маскироваться другим, более сильным (на­пример, воодушевление после победы маскирует ощущение уста­лости).

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состо­яний, мало говорящий о «глубинных» изменениях в организме, о том, что происходит в различных физиологических системах, на разных мозговых уровнях управления поведением и деятельностью челове­ка. Наряду с переживаниями в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом — ослабляется. Эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, т. е. уве­личением или уменьшением частоты сердечных сокращений, часто­ты дыхания, газообмена и т. д. Изменяется и поведение человека, при­чем одному и тому же переживанию могут сопутствовать разные фор­мы поведения. Однако все эти изменения происходят не хаотично, не независимо друг от друга, а развиваются по определенному сценарию, направленному на получение полезного для организма результата, т. е. сохранения его нормального, в пределах возможного, функцио­нирования. В этом и проявляется системный характер психических состояний, которые включают в себя реагирование разных уровней: психического (переживание, изменение протекания психических про­цессов), физиологического (гуморальная регуляция со стороны эн­докринной и вегетативной нервной системы) и поведенческого (пси­хомоторное реагирование).

Качественное своеобразие изменений на этих уровнях создает спе­цифическую качественную характеристику определенного состояния. Например, при состоянии монотонии скука (переживание) сопровож­дается снижением частоты сердечных сокращений (вегетатика) и под­сознательным увеличением темпа работы (психомотрика). При утом­лении же усталость сопровождается увеличением частоты сердечных сокращений и снижением темпа работы.

Таким образом, распознать то или иное психическое состояние можно лишь учитывая целый ряд показателей, отражающих направ­ленность изменений в различных физиологических и психологиче­ских системах при том или ином состоянии. Речь, следовательно, идет о том, что каждому состоянию соответствует определенная качествен­ная модель этих изменений.

При диагностике состояний человека на производстве важно учи­тывать то, в каком состоянии пришел человек на работу. Иначе можно получить парадоксальные результаты.

Основным фактором утомления и переутомления является сама трудовая деятельность. Однако утомление, возникающее на производстве, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые сами по себе также вызывают утомление. Это могут быть, например. чрезмер­ное увлечение спортом и т. д.

. Нам при изучении динамики утомления и дееспособности дважды при­шлось столкнуться с парадоксальными кривыми, свидетельствующими вна­чале о резком проявлении утомления, постепенно выравнивающемся в те­чение половины — двух третей рабочего времени. Первый раз (в 1933 г.) это были многосемейные работницы цеха малых прессов Горьковского автомобильного завода, пешком приходившие издалека на работу после утомительной домашней работы и отдыхавшие на нетяжелой сидячей ра­боте. Второй раз (в 1946 г.) это были летчики, утомленные городским транспортом и железной дорогой и отдыхавшие в полете (Платонов, 1970).

Читайте также:  Как выражаться с мужчиной чувствами

Сложность диагностики состояний состоит в том, что в реально­сти часто наблюдается накладывание одного состояния на другое (на­пример, воодушевления, эйфории на состояние утомления, при этом первое состояние маскирует, по крайней мере, субъективно, второе состояние).

Источник

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Острая реация утраты или горя

Жалобы и затруднения, возникающие у пациента:

· Острая реакция горя является нормальной и понятной реакцией на потерю близкого человека.

· Пациент при этом:

— угнетен из-за перенесенной утраты;

— фиксирован на потере близкого человека;

— выражены приступы слезливости;

— могут доминировать неприятные жалобы на физическое состояние.

· Горе может переживаться как при потере близкого человека, так и при других значимых потерях и изменениях (например, при увольнении с работы, изменениях привычного образа жизни, при разрыве отношений).

· Психологическая реакция может провоцировать или усиливать другие психопатологические нарушения, может быть осложненной, отставленной или неполной, приводить к длительным проблемам с психическим и соматическим здоровьем.

· Реакция горя может быть нормальной (естественной) или патологической (болезненной). Иногда нормальная реакция переходит в патологическую.

· Нормальное горе включает переживания, связанные с потерей, однако сопровождается симптомами, напоминающими депрессию, включая:

— потеря прежних интересов;

— чувство вины по отношению к умершему;

— желание присоединиться к умершему;

— ограничение контактов и социальной активности;

— трудности планирования будущего;

— нарушения сна (чаще в виде нарушения засыпания и ночные пробуждения);

— возможны обманы восприятия, чаще в просоночном состоянии, (напр. голос умершего).

· Патологическая реакция горя включает следующие признаки:

— чувство тоски по умершему;

— постоянные мысли о потере;

— неверие в смерть близкого;

— отсутствие признания потери.

· Переживание горя является естественным психологическим процессом, в результате которого человек разрешает следующие задачи:

— признание реальности потери;

— адаптацию к жизни без умершего человека;

· Необходимо рассмотреть диагноз депрессии, если:

— процесс горя не продвигается, а остановился на каком-либо из перечисленных выше элементов;

— в течение двух месяцев сохраняется картина депрессивного синдрома;

— при появлении признаков патологического горя (при выраженности и длительности горя, значимо влияющего на повседневную адаптацию).

· Высокий риск патологической реакции горя отмечается в следующих случаях:

· при наличии в прошлом депрессивных или тревожных расстройств, в следующих случаях:

— при социальной изоляции,

— при амбивалентности взаимоотношений с умершим,

— после гибели ребенка,

— при насильственном характере смерти.

Информация для пациента и членов его семьи:

· Переживание значимых потерь часто сопровождается выраженным угнетением, слезливостью, тревогой, чувством вины, раздражительностью, злобой, яростью, потерей надежды;

· Реакция на утрату обычно характеризуется поглощенностью переживаниями, которые связаны с потерей близкого человека (нередко при этом пациенты слышат или видят его);

· Горе сопровождается фиксацией мыслей и переживаний на умершем человеке или неблагоприятных обстоятельствах;

· Стремление постоянно обсуждать потерю является нормальным и его нельзя запрещать.

Советы пациенту и членам его семьи:

· Следует дать возможность пациенту говорить об умершем и обстоятельствах смерти;

· Следует поддерживать свободное выражение чувств, связанных с потерей (включая чувство вины и ярости);

· Целесообразно ограничить повседневные нагрузки;

· Необходимо объяснить, что реакция горя смягчится в течение нескольких месяцев, однако при напоминаниях возможно усиление грусти и чувства потери в течение более длительного времени;

· Важно принять во внимание культуральные (национальные, религиозные) аспекты потери.

· По возможности следует избегать назначения психофармакологических препаратов.

· При нарушениях сна могут назначаться успокаивающие и снотворные препараты на срок не более 2-х недель.

· При патологической реакции горя и диагнозе депрессивного расстройства назначают антидепрессанты.

· Детям, перенесшим утрату, может оказать помощь семейное психологическое консультирование.

Источник

Глава 6. Психические состояния как реакция человека на изменения внешней и внутренней среды

Деятельность человека сопровождается работой большин­ства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состоя­ние всех участвующих систем и человека в целом. Проблему состояний в отечественной психологии выдвинул Н. Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и ме­ханизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановим­ся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе человеческой деятельности.

В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин. В другом случае останав­ливаются па «состоянии дел в данный момент», т. е. констати­руют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее осо­бенности работы функциональных систем и организма человека в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким.

Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о со­стоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабо­чем состоянии функциональных систем и организма, психоло­ги — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в свя­зи с переживаниями (эмоциями) человека.

Итак, что же следует понимать под состояниями человека?

Состояние в самом широком смысле — это реакция функцио­нальных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организ­ма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.

Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмот­рением в основном психофизиологических состояний человека, под которыми понимаются целостные реакции личности на внеш­ние и внутренние стимулы, направленные на достижение полез­ного результата.

Причины возникновения состояний человека

Причины, приводящие к возникновению и развитию состоя­ний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния воз­никают как следствие физической или умственной работы (на­пример, утомление), другие в результате оценки ситуации и воз­можных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т. п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей).

Читайте также:  Могут ли чувства обманывать самого себя

Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний — более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдви­гов — зависит как от физиологических, в значительной мере при­рожденных факторов (например, от типологических особенно­стей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кисло­род, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобре­тенных факторов (уровня тренированности).

Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (напри­мер, монотонная деятельность) может вызвать различные со­стояния, подчас противоположные.

Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — актив­ная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (монотонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психиче­скому пресыщению, связанному с большим психическим воз­буждением.

Различные реакции людей на один и тот же фактор обус­ловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и лич­ности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скря­бин, Н. П. Фетискин и др.).

Помимо личностных особенностей, определенную роль в воз­никновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это бы­ло показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и то­го же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент.

Специфика состояния зависит также от длительности воз­действия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотон­ного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психиче­ского пресыщения.

Психофизиологические состояния как системные реакции личности

Психофизиологическое состояние — это причинно обуслов­ленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганиза­ции, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изме­нению внешней и внутренней среды, то и состояние человека сле­дует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным пси­хофизиологическим состояниям человека.

Состояния как системные реакции включают в свою струк­туру различные функциональные системы и уровни регулирова­ния, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т. п.

О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: устало­сти, скуки, страха и т. п. Переживание различных чувств явля­ется важным объективным диагностическим признаком при рас­познавании состояний. Так называе­мые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровы­вать.

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятель­ностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психи­ческое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Наряду с переживаниями человека, связанными с психо­физиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и от­мечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов веге­тативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и пове­дение человека, причем одному и тому же переживанию мо­гут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные люди могут на­ходиться в различных формах одного и того же состояния и ве­сти себя по-разному.

Итак, психофизиологическое состояние как целостная реак­ция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной си­туации функциональной системы (по П. К. Анохину), включаю­щей психические (переживание), вегетативные (гуморальная ре­гуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной систе­мы) и двигательные уровни.

Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глу­бину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчи­вость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т. п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состоя­ний сопровождаются чувством усталости, апатии и т. п.

Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоя­нием (воодушевления и т. п.), одно чувство, например подъема, может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них

Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с уче­том ряда показателей, отражающих уровень активности основ­ных функциональных систем (психических, вегетативных, дви­гательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.

Состояния могут характеризоваться по длительности проте­кания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития.

Читайте также:  То чувство когда вы только начали встречаться

Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по времен­ной характеристике ученые пытаются отдифференцировать со­стояния от процессов: первые более длительны, вторые быстро­течны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деле­ние самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные. В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хрони­ческих. В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов и И. А. Тер-Ова-несян эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократ­ном воздействии, текущие — при нескольких воздействиях и перманентные, длящиеся недели и месяцы. Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при опре­деленных условиях может быть оперативным, текущим и перма­нентным.

Возможность перехода состояний из текущих в перманент­ные имеет как положительные стороны (например, при разви­тии состояния тренированности), так и отрицательные (при раз­витии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулиро­вать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без ост­рого состояния, поэтому можно не уследить за их течением.

Степень активированности функциональных систем. Это ка­чество характеризует уровень функционирования систем. В от­ношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз.

Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать клас­сификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процес­сов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема клас­сификации состояний должна быть многомерной.

Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, поло­жительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушее) могут снижать настой­чивость в достижении цели, а отрицательные эмоциональные со­стояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность.

Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций.

Активная природа развития состояний

Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состоя­ние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в про­цессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. По­мимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состоя­ний — саморегуляция через самовнушение и т. д.

В настоящее время установлено, что даже сон является опре­деленным образом организованной активностью мозга, а не пас­сивным состоянием.

Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной сто­роны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувстви­тельности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обес­печивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по от­ношению к развивающемуся состоянию.

Например, при длитель­ном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора. Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора.

С другой стороны, при возникновении и стабилизации состоя­ний включаются механизмы не только пассивного, но и активно­го противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (им­пульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения.

Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопро­тивления воздействующему фактору небеспредельно. В ка­кой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для ор­ганизма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении.

Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состоя­ние стадией торможения противодействующих механизмов, ес­ли действие раздражителя не прекращается.

Латентный период развития состояний

Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в сво­ем проявлении — латентный, период. Это же отно­сится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в раз­витии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяца­ми), связана с несколькими причинами:

с преодолением инертности предыдущего состояния;

с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении кото­рого организм начинает включать защитные, или компенсатор­ные, механизмы;

со временем, необходимым для формирова­ния функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т. п.

Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при разви­тии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний тре­бует недель и месяцев.

Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. Нужна определенная, пороговая длитель­ность действия какого-либо фактора, чтобы возникло опреде­ленное состояние. Величина этого порога определяет устойчи­вость человека к развитию неблагоприятных состояний.

Источник

Оцените статью