Роль переживаний субъектов в диагностике их состояний.
О психических состояниях человека в повседневной жизни, как правило, судят по сопутствующим им переживаниям усталости, скуки, страха, воодушевления и т. п. Эти переживания, несмотря на их субъективный характер, являются важными объективными диагностическими признаками, позволяющими отличать одно состояние от другого. И хотя состояние, по Левитову, нельзя сводить к переживаниям, исключить их из характеристики состояний тоже нельзя. Вообще, с моей точки зрения, переживания занимают ведущее место в диагностике состояний. Именно переживание чего-либо (скуки, страха, отвращения и т. д.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии.
Исключение переживаний из сферы научного исследования может привести к тому, что эти переживания, имеющие большое значение в жизни, могут быть интепретированы чисто субъективно, с идеалистических позиций (Левитов, 1963).
Однако вопрос о включении переживаний и ощущений в комплекс характеристик психофизиологических состояний для многих исследователей еще не решен. Как ни странно, но более решительную позицию занимают физиологи, а не психологи. Нагляднее всего противоречивость мнений о достоверности переживании и ощущении человека при развитии у него определенных состояний видна на примере ощущения усталости. Одни обращают внимание на то, что между показателями работоспособности и ощущением усталости могут быть расхождения (Кабанов, 1962; Borg, 1961) и что мы не имеем никакого права рассматривать усталость как объективно существующее проявление утомления (Леман, 1967). Другие (Гильбух, 1968; Шабунин, 1968; Mertens de Wilmars, 1965) отмечают, что ощущение усталости достаточно точно отражает тяжесть работы и между ним и объективными данными (частотой сердечных сокращений, частотой и глубиной дыхания, суммарной биоэлектрической активностью мышц) отмечается высокое соответствие.
Между тем еще в 1928 г. один из столпов отечественной физиологии академик Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъективными» проявлениями утомления и до тех пор не верить человеку, что он устал, пока он не даст доказательств в виде отрицательной плетизмограммы или в виде изменения дыхания и кровообращения. Так называемые «субъективные» показатели, подчеркивал он, столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать.
В ряде моих с сотрудниками исследований достоверность субъективных показателей (ощущений и переживаний) при развитии различных состояний (монотонии, пресыщения, утомления, страха) была доказана во многих исследованиях (Высотская и др., 1974; Ильина, 1974; Мызан. 1975; Скрябин, 1972, 1974; Фетискин, 1972, 1974; Фидаров, Болдин, 1975).
Однако для того, чтобы субъективные показатели стали надежным диагностическим признаком возникшего психофизиологического состояния, субъектам необходим некоторый опыт в их анализе. Например, М.Н.Ильиной удалось добиться отчета об усталости у младших школьников лишь после ряда пробных попыток, а Г.И. Мызан показал, что совпадение ощущения усталости с объективными показателями утомления чаще наблюдается в группе спортсменов, чем в группе студентов, не занимающихся спортом.
Кроме того, в ряде случаев возможно совмещение двух состояний и одно переживание может маскироваться другим, более сильным (например, воодушевление после победы маскирует ощущение усталости).
Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях в организме, о том, что происходит в различных физиологических системах, на разных мозговых уровнях управления поведением и деятельностью человека. Наряду с переживаниями в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом — ослабляется. Эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, т. е. увеличением или уменьшением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, газообмена и т. д. Изменяется и поведение человека, причем одному и тому же переживанию могут сопутствовать разные формы поведения. Однако все эти изменения происходят не хаотично, не независимо друг от друга, а развиваются по определенному сценарию, направленному на получение полезного для организма результата, т. е. сохранения его нормального, в пределах возможного, функционирования. В этом и проявляется системный характер психических состояний, которые включают в себя реагирование разных уровней: психического (переживание, изменение протекания психических процессов), физиологического (гуморальная регуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы) и поведенческого (психомоторное реагирование).
Качественное своеобразие изменений на этих уровнях создает специфическую качественную характеристику определенного состояния. Например, при состоянии монотонии скука (переживание) сопровождается снижением частоты сердечных сокращений (вегетатика) и подсознательным увеличением темпа работы (психомотрика). При утомлении же усталость сопровождается увеличением частоты сердечных сокращений и снижением темпа работы.
Таким образом, распознать то или иное психическое состояние можно лишь учитывая целый ряд показателей, отражающих направленность изменений в различных физиологических и психологических системах при том или ином состоянии. Речь, следовательно, идет о том, что каждому состоянию соответствует определенная качественная модель этих изменений.
При диагностике состояний человека на производстве важно учитывать то, в каком состоянии пришел человек на работу. Иначе можно получить парадоксальные результаты.
Основным фактором утомления и переутомления является сама трудовая деятельность. Однако утомление, возникающее на производстве, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые сами по себе также вызывают утомление. Это могут быть, например. чрезмерное увлечение спортом и т. д.
. Нам при изучении динамики утомления и дееспособности дважды пришлось столкнуться с парадоксальными кривыми, свидетельствующими вначале о резком проявлении утомления, постепенно выравнивающемся в течение половины — двух третей рабочего времени. Первый раз (в 1933 г.) это были многосемейные работницы цеха малых прессов Горьковского автомобильного завода, пешком приходившие издалека на работу после утомительной домашней работы и отдыхавшие на нетяжелой сидячей работе. Второй раз (в 1946 г.) это были летчики, утомленные городским транспортом и железной дорогой и отдыхавшие в полете (Платонов, 1970).
Сложность диагностики состояний состоит в том, что в реальности часто наблюдается накладывание одного состояния на другое (например, воодушевления, эйфории на состояние утомления, при этом первое состояние маскирует, по крайней мере, субъективно, второе состояние).
Источник
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Острая реация утраты или горя
Жалобы и затруднения, возникающие у пациента:
· Острая реакция горя является нормальной и понятной реакцией на потерю близкого человека.
· Пациент при этом:
— угнетен из-за перенесенной утраты;
— фиксирован на потере близкого человека;
— выражены приступы слезливости;
— могут доминировать неприятные жалобы на физическое состояние.
· Горе может переживаться как при потере близкого человека, так и при других значимых потерях и изменениях (например, при увольнении с работы, изменениях привычного образа жизни, при разрыве отношений).
· Психологическая реакция может провоцировать или усиливать другие психопатологические нарушения, может быть осложненной, отставленной или неполной, приводить к длительным проблемам с психическим и соматическим здоровьем.
· Реакция горя может быть нормальной (естественной) или патологической (болезненной). Иногда нормальная реакция переходит в патологическую.
· Нормальное горе включает переживания, связанные с потерей, однако сопровождается симптомами, напоминающими депрессию, включая:
— потеря прежних интересов;
— чувство вины по отношению к умершему;
— желание присоединиться к умершему;
— ограничение контактов и социальной активности;
— трудности планирования будущего;
— нарушения сна (чаще в виде нарушения засыпания и ночные пробуждения);
— возможны обманы восприятия, чаще в просоночном состоянии, (напр. голос умершего).
· Патологическая реакция горя включает следующие признаки:
— чувство тоски по умершему;
— постоянные мысли о потере;
— неверие в смерть близкого;
— отсутствие признания потери.
· Переживание горя является естественным психологическим процессом, в результате которого человек разрешает следующие задачи:
— признание реальности потери;
— адаптацию к жизни без умершего человека;
· Необходимо рассмотреть диагноз депрессии, если:
— процесс горя не продвигается, а остановился на каком-либо из перечисленных выше элементов;
— в течение двух месяцев сохраняется картина депрессивного синдрома;
— при появлении признаков патологического горя (при выраженности и длительности горя, значимо влияющего на повседневную адаптацию).
· Высокий риск патологической реакции горя отмечается в следующих случаях:
· при наличии в прошлом депрессивных или тревожных расстройств, в следующих случаях:
— при социальной изоляции,
— при амбивалентности взаимоотношений с умершим,
— после гибели ребенка,
— при насильственном характере смерти.
Информация для пациента и членов его семьи:
· Переживание значимых потерь часто сопровождается выраженным угнетением, слезливостью, тревогой, чувством вины, раздражительностью, злобой, яростью, потерей надежды;
· Реакция на утрату обычно характеризуется поглощенностью переживаниями, которые связаны с потерей близкого человека (нередко при этом пациенты слышат или видят его);
· Горе сопровождается фиксацией мыслей и переживаний на умершем человеке или неблагоприятных обстоятельствах;
· Стремление постоянно обсуждать потерю является нормальным и его нельзя запрещать.
Советы пациенту и членам его семьи:
· Следует дать возможность пациенту говорить об умершем и обстоятельствах смерти;
· Следует поддерживать свободное выражение чувств, связанных с потерей (включая чувство вины и ярости);
· Целесообразно ограничить повседневные нагрузки;
· Необходимо объяснить, что реакция горя смягчится в течение нескольких месяцев, однако при напоминаниях возможно усиление грусти и чувства потери в течение более длительного времени;
· Важно принять во внимание культуральные (национальные, религиозные) аспекты потери.
· По возможности следует избегать назначения психофармакологических препаратов.
· При нарушениях сна могут назначаться успокаивающие и снотворные препараты на срок не более 2-х недель.
· При патологической реакции горя и диагнозе депрессивного расстройства назначают антидепрессанты.
· Детям, перенесшим утрату, может оказать помощь семейное психологическое консультирование.
Источник
Глава 6. Психические состояния как реакция человека на изменения внешней и внутренней среды
Деятельность человека сопровождается работой большинства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состояние всех участвующих систем и человека в целом. Проблему состояний в отечественной психологии выдвинул Н. Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и механизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановимся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе человеческой деятельности.
В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин. В другом случае останавливаются па «состоянии дел в данный момент», т. е. констатируют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее особенности работы функциональных систем и организма человека в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким.
Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о состоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабочем состоянии функциональных систем и организма, психологи — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в связи с переживаниями (эмоциями) человека.
Итак, что же следует понимать под состояниями человека?
Состояние в самом широком смысле — это реакция функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.
Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмотрением в основном психофизиологических состояний человека, под которыми понимаются целостные реакции личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата.
Причины возникновения состояний человека
Причины, приводящие к возникновению и развитию состояний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния возникают как следствие физической или умственной работы (например, утомление), другие в результате оценки ситуации и возможных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т. п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей).
Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний — более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдвигов — зависит как от физиологических, в значительной мере прирожденных факторов (например, от типологических особенностей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кислород, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобретенных факторов (уровня тренированности).
Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (например, монотонная деятельность) может вызвать различные состояния, подчас противоположные.
Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — активная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (монотонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психическому пресыщению, связанному с большим психическим возбуждением.
Различные реакции людей на один и тот же фактор обусловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и личности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скрябин, Н. П. Фетискин и др.).
Помимо личностных особенностей, определенную роль в возникновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это было показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и того же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент.
Специфика состояния зависит также от длительности воздействия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотонного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психического пресыщения.
Психофизиологические состояния как системные реакции личности
Психофизиологическое состояние — это причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганизации, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изменению внешней и внутренней среды, то и состояние человека следует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным психофизиологическим состояниям человека.
Состояния как системные реакции включают в свою структуру различные функциональные системы и уровни регулирования, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т. п.
О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: усталости, скуки, страха и т. п. Переживание различных чувств является важным объективным диагностическим признаком при распознавании состояний. Так называемые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать.
Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятельностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.
Наряду с переживаниями человека, связанными с психофизиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и отмечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и поведение человека, причем одному и тому же переживанию могут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные люди могут находиться в различных формах одного и того же состояния и вести себя по-разному.
Итак, психофизиологическое состояние как целостная реакция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной ситуации функциональной системы (по П. К. Анохину), включающей психические (переживание), вегетативные (гуморальная регуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы) и двигательные уровни.
Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глубину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчивость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т. п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состояний сопровождаются чувством усталости, апатии и т. п.
Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоянием (воодушевления и т. п.), одно чувство, например подъема, может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них
Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с учетом ряда показателей, отражающих уровень активности основных функциональных систем (психических, вегетативных, двигательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.
Состояния могут характеризоваться по длительности протекания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития.
Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по временной характеристике ученые пытаются отдифференцировать состояния от процессов: первые более длительны, вторые быстротечны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деление самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные. В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хронических. В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов и И. А. Тер-Ова-несян эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократном воздействии, текущие — при нескольких воздействиях и перманентные, длящиеся недели и месяцы. Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при определенных условиях может быть оперативным, текущим и перманентным.
Возможность перехода состояний из текущих в перманентные имеет как положительные стороны (например, при развитии состояния тренированности), так и отрицательные (при развитии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулировать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без острого состояния, поэтому можно не уследить за их течением.
Степень активированности функциональных систем. Это качество характеризует уровень функционирования систем. В отношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз.
Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать классификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процессов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема классификации состояний должна быть многомерной.
Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, положительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушее) могут снижать настойчивость в достижении цели, а отрицательные эмоциональные состояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность.
Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций.
Активная природа развития состояний
Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состояние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в процессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. Помимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состояний — саморегуляция через самовнушение и т. д.
В настоящее время установлено, что даже сон является определенным образом организованной активностью мозга, а не пассивным состоянием.
Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной стороны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувствительности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обеспечивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по отношению к развивающемуся состоянию.
Например, при длительном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора. Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора.
С другой стороны, при возникновении и стабилизации состояний включаются механизмы не только пассивного, но и активного противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (импульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения.
Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопротивления воздействующему фактору небеспредельно. В какой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для организма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении.
Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменившимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состояние стадией торможения противодействующих механизмов, если действие раздражителя не прекращается.
Латентный период развития состояний
Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в своем проявлении — латентный, период. Это же относится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в развитии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяцами), связана с несколькими причинами:
с преодолением инертности предыдущего состояния;
с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении которого организм начинает включать защитные, или компенсаторные, механизмы;
со временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т. п.
Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при развитии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний требует недель и месяцев.
Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. Нужна определенная, пороговая длительность действия какого-либо фактора, чтобы возникло определенное состояние. Величина этого порога определяет устойчивость человека к развитию неблагоприятных состояний.
Источник