Переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия предчувствием

ТРЕВОЖНАЯ ЖИЗНЬ

Тревожные и фобические расстройства — самая распространенная группа психических нарушений в популяции, превосходящая по частоте депрессивные расстройства и зависимости.

Пациенты с тревогой и фобиями — постоянный контингент врачей различных специальностей.

В рамках онлайн–семинара, организованного образовательным центром дистанционного обучения «Фармамед.РФ», Иван Мартынихин, доцент кафедры психиатрии и наркологии Первого Санкт–Петербургского медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, к.м.н., врач–психотерапевт, рассказал о причинах возникновения тревожных и фобических расстройств, их систематике, современных подходах к лечению.

Тревога — это неспецифическое явление. Она может быть адаптивной, патологической, частью характера, появляться как эмоциональная реакция на стресс, вплоть до аффективно-шоковых реакций, симптомом самых разных психических проблем, а также частью соматических заболеваний. Например, если у человека что-то болит, боль сигнализирует ему о том, что надо мобилизовать свои силы и найти источник неблагополучия. Тревога как раз позволяет ему это сделать.

Группа тревожных расстройств — самая распространенная группа психических расстройств. Если депрессия широко распространена в популяции и бремя ее больше, чем тревоги, потому что депрессии ведут к более тяжелым функциональным изменениям, а иногда заканчиваются суицидами, тем не менее распространенность депрессии ниже, чем тревожных расстройств. Согласно мировым данным, даже зависимости (3,8%), включая алкоголизм, распространены меньше, чем тревожные расстройства. 6,7% населения Земли страдают тревожными расстройствами, расстройствами настроения, включая депрессии, — 5,4%.

Тревожное расстройство в 15 раз чаще встречается в популяции, чем шизофрения, а в связи с тем, что шизофрения — это тяжелое заболевание с серьезными последствиями, получается, что в психиатрической службе преимущественно пациенты с шизофренией, тогда как тревожное расстройство, несмотря на его большую распространенность, мы видим у врачей различных специальностей, но не у психиатров. И обращаемость к врачам с такими фобиями, как например, клаустрофобия, низка, ведь человек может избегать пугающих ситуаций (не пользоваться лифтом), и это не очень сильно влияет на жизнь, тем не менее при проведении специальных структурированных интервью (диагностик) получилось, что среди тревожных фобических расстройств простые фобии занимают лидирующее положение.

Социальная фобия на втором месте, она вообще редко (особенно в нашей стране) считается поводом за обращением к врачу, чаще к психологу, и люди просто избегают ситуаций, вызывающих социальную фобию. А вот генерализованное тревожное и паническое расстройства — это те состояния, которые приводят пациентов не к психиатрам, а к врачам самых разных специальностей.

По данным ВОЗ, по количеству ожидаемых потерянных дней трудоспособной жизни депрессивные расстройства занимают первое место и могут приводить к сокращению жизни. Если говорить про тревожные расстройства, то они занимают шестое место среди всех медицинских состояний по бремени (потерям).

В России недостаточная диагностика как депрессивных, так и тревожных расстройств. По эпидемиологическим исследованиям, 6,7% мирового населения страдают тревожными расстройствами. Подобные исследования не проводились в нашей стране, но трудно ожидать, что их у нас меньше. По официальной статистике Минздрава России, 0,3% населения больны невротическими заболеваниями, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами. Получается, как и с депрессией, у нас в 30–40 раз (!) меньше диагнозов «тревожное расстройство», чем должно было быть по эпидемиологическим данным.

Почему пациенты с тревожными расстройствами не идут в психиатрическую службу, а чаще обращаются к врачам соматической сети? В первую очередь, в связи с низкой доступностью психиатрической помощи и стигматизации психиатрической службы. Во–вторых, с высокой коморбидностью тревожных расстройств и соматических заболеваний. В–третьих, с соматическими проявлениями тревоги. В–четвертых, с тем, что содержанием переживаний часто становятся соматические болезни.

Тревога является независимым фактором развития, к примеру, гипертонической и ишемической болезней, смерти от сердечно-сосудистых заболеваний.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ТРЕВОГИ И СТРАХА

Как выглядит пациент с тревогой? Если вспомнить оценку психического статуса человека, то она складывается из двух компонентов: беседы и наблюдения за пациентом. В ходе беседы можно выявить особенности человека, его жалобы. А наблюдение несет много полезной информации. Наблюдение любой врач начинает с момента, когда пациент переступает порог его кабинета.

Тревожного пациента отличают:

  • движения (суетливость, пациент перебирает руками вещи, документы, теребит волосы, не может спокойно усидеть на месте);
  • быстрая, сбивчивая, напористая, торопливая, с подробностями речь;
  • при физикальном осмотре у него наблюдается повышенная частота сердечных сокращений, давление, мышечное напряжение, тремор, потливость или озноб и др.
  • Одна из ведущих жалоб — нарушение сна, повышенная утомляемость, трудности концентрации внимания, повышенная чувствительность к раздражителям (гиперестезия).

Описывая свое психическое состояние, пациенты с тревожными расстройствами говорят о беспокойстве, внутреннем напряжении, волнении, тревоге, страхе. Но часть пациентов отрицает свое состояние, говоря, что у них все нормально.

Читайте также:  Сильные психотропные таблетки от депрессии

Тревога — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности — такое определение дано в «Большом психологическом словаре» 2002 г. Ощущения направлены в будущее. Их можно предотвратить, по мысли пациента. В связи с этим ускоряется мышление, усиливается двигательное возбуждение в попытке вырваться из угрожающей ему ситуации. Тревогу надо отличать от страха. Тревога — это переживание неопределенной угрозы, а страх — реакция на конкретную опасность.

Тревога и страх — это физиологический механизм, который может быть адаптивным, если он выражен не очень сильно и связан с объективной ситуацией угрозы. Он мобилизует ресурсы организма, повышает его готовность справляться с ситуацией. И дезадаптивным, когда тревога не связана с объективной ситуацией угрозы или вероятность и значимость угрозы существенно преувеличены, дезорганизуют поведение человека (функциональные нарушения) или вызывают значимый дискомфорт.

Проявления тревоги разбивают на разные группы:

  • физические (учащенное сердцебиение, одышка, напряжение мышц, тошнота, головные боли и др.);
  • поведенческие (неспособность усидеть на месте, необходимость двигаться, перебирание предметов, курение и пр.);
  • эмоциональные (чрезмерное чувство страха, разочарования, гнева, подавленности, беспомощности, никчемности, плач или смех и пр.);
  • когнитивные («пустота в голове» или «гонка мыслей», трудности с концентрацией внимания, негативные мысли, страх, сравнение себя с другими и пр.).

Тревожные состояния можно оценивать по очень разным параметрам. Это выраженность клинических проявлений, функциональные последствия, длительность, связь с конкретными «стрессорами», связь с другой симптоматикой.

Тревога может быть реакцией, состоянием и свойством.

В отличие от депрессии тревога может быть и эмоциональной реакцией, как ответ на какую–то ситуацию, эмоциональным состоянием, т.е. более устойчивым, не имеющим предметности, влияющим на весь нервно–психический тонус человека и его поведения, а также тревога может быть проявлением эмоционального свойства, устойчивой характеристикой эмоциональной сферы индивида, либо врожденной, либо приобретенной.

Тревога беспредметна, страх — предметен, однако в клинической практике есть проблема с правильной оценкой причин страха и переживаний, потому что тревога у пациента всегда преломляется через его конкретную жизненную ситуацию, в жалобах сначала звучат конкретные обстоятельства. Тревога заставляет видеть все жизненные обстоятельства в негативном (угрожающем) свете. Чтобы отделить тревогу от страха, нужно спросить у пациента, что его еще, помимо здоровья, беспокоит (семья, деньги, личные отношения)? Если выясняется, что в этих сферах полно негатива, то, скорее всего, это тревожное состояние.

Другое дело — навязчивый страх (фобия) — это интенсивный, неодолимый, необоснованный страх. Фобии относятся к навязчивым явлениям, для которых характерны: непроизвольность возникновения (помимо воли и желания); при этом у пациента есть критическое отношение (понимание болезненности), что отличает фобии от бредовых идей, которые фиксированы, и переубеждать человека бесполезно; есть безуспешные попытки борьбы с фобиями. Например, аэрофобия, когда человек боится летать на самолетах. Мы все переживаем, садясь в самолет, небо не очень обычная среда для человека, но большинство из тех, кто не испытывает аэрофобии, может контролировать свои ощущения (вспомнить статистику и пр.). Переживание волнения перед полетом нормальны, это не патологическое состояние. Другое дело, когда страх человека настолько интенсивен, что человек неправильно оценивает вероятность катастрофы, он себя накручивает, уверен, что с ним сейчас произойдет несчастье. Страх настолько выражен, что человек отказывается от полетов.

Фобий выделяют более 300. В международной классификации болезней выделяют 4 группы фобий:

  • нозофобии (страх заболеть тяжелой болезнью), они формируют ипохондрическое расстройство;
  • агорафобия (страх открытых пространств, скопления людей, остаться без помощи), связана с паническими атаками, когда случаются непродолжительные приступы выраженной тревоги с вегетативными расстройствами и страхом смерти, приводит к избегающему поведению, агорафобия страшнее клаустрофобии, последней легче избежать;
  • социофобия (страх совершать какие-либо действия в присутствии других людей, выступать, покраснеть и пр.); социофобы чувствительны ко многим аспектам общения с врачом, часто доктора критикуют пациентов, чтобы мотивировать, а социофоб думает, что его осуждают, поэтому и закрывается;
  • простые (изолированные) фобии — все остальные (клаустрофобия, гипсофобия и пр.). Следует здесь выделить страх глотания (фагофобия), это важно для врачей. Одно из соматических (телесных) переживаний тревоги — это спазм (комок) в горле, трудности с глотанием. Нужно выяснять этот момент перед назначением «крупных» лекарств. Некоторые в кофемолке размалывают таблетки и принимают ложкой, но в таком случае ответ на терапию будет неправильным.

Это необоснованные или преувеличенные опасения пациента за свое здоровье, поиск у себя какого–либо заболевания при отсутствии его объективных признаков.

Читайте также:  От уроков обж чувство несравненное

Ипохондрические переживания могут быть:

  • навязчивые (нозофобии), пациенты ходят к врачам «провериться», ненадолго успокаиваются;
  • бредовые, когда у человека есть фиксированная идея, уверенность в наличии болезни, диагностика его не интересует;
  • сверхценные (чрезмерное увлечение (доведенным до абсурда) определенным известным методом лечения или оздоровления, что наносит вред его здоровью). Пример — уринотерапия, различные диеты.

ТРЕВОЖНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ СО СТРАХОМ РАССТРОЙСТВА (ЗАБОЛЕВАНИЯ)

Причинами тревоги могут быть нормальная ситуативная реакция, реакция на стресс, один из симптомов разнообразных неврологических и психических расстройств, один из симптомов соматического заболевания и тревожные и фобические расстройства в собственном смысле слова.

В Международной классификации болезней (МКБ) 1992 г. термин «невроз» был заменен термином «расстройство». Невроз — устаревший и по-разному понимаемый термин.

В проекте МКБ–11, который должен быть утвержден в этом году, выделена самостоятельная глава «Тревожные и фобические расстройства», в самостоятельные главы выделены «расстройства, непосредственно связанные со стрессом» и «расстройства обсессивно–компульсивного спектра».

Современное понимание генеза тревожно-фобических расстройств рассматривается как концепция «уязвимость — стресс», где уязвимость может быть биологической (важную роль играет наследственность), психологической и социальной, а стресс как неблагоприятные жизненные факторы. Все психические расстройства часто манифестируют под воздействием стресса. Стресс — триггерный механизм и для тревожного расстройства.

В МКБ паническое расстройство имеет код F41.0. Паническая атака — это приступ тяжелой тревоги (паники), который возникает внезапно, кратковременен, достигает пика в течение нескольких минут, проявляется яркими вегетативными расстройствами (сердцебиение, головокружение, нехватка воздуха и др.).

F41.1 — генерализованное тревожное расстройство, когда тревога носит стойкий характер.

В лечении фобических и тревожных состояний применяется био-психо-социальный подход, где био — это антидепрессанты, анксиолитики, психо — это психотерапия, лечение методами рациональной психотерапии (тревога рассматривается как недостаток информации, организуются школы пациентов, идет рационализация тревоги), суггестивной терапии (внушение, гипноз). Но наиболее эффективна когнитивно-поведенческая психотерапия.

Правильная оценка природы тревоги важна для выбора лекарственной терапии. В лечении надо ориентироваться на два аспекта: купирование симптомов «здесь и сейчас» или лечение расстройства и на эффективность и безопасность.

Источник

Переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия предчувствием

обновление страницы 30.04.2020 года

Наступает конец учебного года, в школах России начинаются выпускные экзамены. Единый государственный экзамен, Основной государственный экзамен. Изменения приказов о сдаче ЕГЭ и ОГЭ, часто изменяющийся порядок заполнения бланков и вариантов текстовых заданий, как пройдет экзамен,полученные результаты и много других моментов, относящихся к сдаче экзаменов, тревожат учеников, их родителей и учителей. Выпускник, находясь в постоянном беспокойстве, тревоге, испытывая повышенные переживания за сдачу экзамена, имеет все основания впасть в состояние, которое может не только существенно усугубить работоспособность, изменить в худшую сторону самочувствие, понизить самооценку, но и препятствовать возможностям ученика сдать экзамен на отлично.

к. Хорни выделяет такие признаки тревожности, как «очевидная иррациональность и ощущение беспомощности». А.М. Прихожан трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Именно эти чувства наши дети испытывают перед сдачей экзамена. Многие уверены, что результат экзамена повлияет на отношение к ним других людей, в первую очередь родителей.

Неблагоприятные психологические состояния у выпускников наблюдаются задолго до начала экзаменов и возрастает, доходя до максимального предела к моменту испытания. При этом могут наблюдаться острые невротические реакции. Для учащихся 11 — х классов ЕГЭ, безусловно, является психологическим стрессом. Для поддержки выпускников и их родителей был разработан буклет «Советы по успешной сдаче экзамена!»

Буклет, конечно же, не может целиком успокоить выпускника от тревог, связанных с экзаменом. Но он поможет получить позитивный настрой, перед работой, попытаться поднять настроение, а также дает большой потенциал для личностного роста и самопознания старшеклассника.

Несмотря на юношеский оптимизм, выпускникам просто необходимо спокойное состояние в процессе подготовки к экзаменам, понимающие родители и педагоги и, и конечно, психологическая помощь. Поэтому хочется пожелать родителям и учителям запастись тактом, пониманием и доверием к выпускникам, а ребятам — чтобы стресс, возникающий в процессе подготовки и сдачи экзаменов, был исключительно конструктивным, помогающим мобилизовать все свои интеллектуальные, психические и физические ресурсы для получения максимально высокого результата!

В последние годы учреждения дополнительного образования (УДО) получили возможность включать в свой штат психологов. Какова специфика работы психолога в таком учреждении, в чем заключается отличие его работы от работы школьного психолога или психолога в психолого-консультативной службе? Известно, что школьный психол дает большой потенциал для личностного роста и самопознания старшеклассника.

Читайте также:  Как справиться со стрессом у собаки после укуса собаки

Психол ог работает с детьми, педагогами и родителями. Формально сфера деятельности психолога в УДО та же. Но если в школу ребенок ходить обязан, его никто не спрашивает, хорошо ли ему там, нравится ли, то посещение тех или иных занятий в УДО абсолютно добровольно. Ребенок свободен в выборе кружка или секции, в большинстве случаев нет обязательного посещения. Дети приходят на занятия часто по социальным мотивам – им просто хорошо с ребятами в секции, нравится отношение педагога. Для многих детей важны их достижения. Понятно, что для ребенка, не слишком уютно чувствующего себя в школе, такая отдушина является поддерживающей и терапевтической. Психолог УДО может подсказать педагогу, как лучше найти подход к такому ребенку, т.е., следуя идее Э. Эриксона, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности данного ребенка. Это сделать проще, чем в школе, так как педагог УДО не обязан ставить отметки, он обладает бoльшими возможностями корректировки плана, программы занятий. Есть возможность фиксировать личные достижения каждого ребенка, исходя из его потенциала, не сравнивая с жесткими нормативными показателями.

Специфическими особенностями работы психологов УДО являются наличие достаточно высокой мотивации детей к посещению занятий в кружках, бoльшая открытость педагогов и др. По сравнению со школой существует еще одно важное отличие. В школе психолог вынужден уделять особое внимание познавательному развитию учеников, поскольку в школе главное – образовательный процесс. При этом на остальное, т. е. на самое главное – на развитие личности ребенка, просто не хватает ни сил, ни времени. В УДО психологи располагают бoльшим временем для индивидуальной терапевтической работы с ребенком. Клиент психологов УДО – среднестатистический ребенок, и запрос идет от родителей, которым нужна квалифицированная поддержка.

Как же психолог оказывает такую поддержку? Психолог на рабочем месте выступает в одной из ролей: как консультант (для детей, родителей, чтение лекций и т.д.), как тренер (проведение тренингов, обучение психологическим приемам работы с детьми и др.), как эксперт-аналитик (при работе с программами, оценка и анализ работы педагога) или как психотерапевт. Он ведет переговоры от лица тех, чьи интересы представляют, а в первую очередь это интересы ребенка. Цель работы психолога часто формулируется как полноценное раскрытие личности детей, организация благоприятных условий для выявления их способностей в различных сферах, оказание поддержки, создание среды, способствующей как отдыху, так и продуктивной деятельности ребенка, и т. д. Цель деятельности психолога – помочь ребенку преодолеть трудности, с которыми он не может справиться самостоятельно (Кедрова Н.Б., 2002). Тем самым психолог создает благоприятную атмосферу для развития.

Мы предлагаем вам ознакомиться с методическим материалом по рассмотрению и использованию традиционных и современных психолого-педагогических способов преодоления и профилактики профессионального выгорания, который был представлен на педагогическом совете 30 мая 2018 года.

Психологические рекомендации педагогам дополнительного образования по использованию здоровьесберегающих технологий на творческих занятиях

(Педагог-психолог СП ДОД Центра детского творчества Шамионова С. Н.)

Одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья обучающихся. Вырастить здорового обучающегося самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дополнительного образования. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у обучающихся стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Тревожность. Виды работы с тревожностью.

Рекомендации психолога для родителей и педагогов по формированию адекватной самооценки у детей

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его только с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

Всегда помните, что нужно поощрять и другим в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого ребенка и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

Поощряйте в ребенке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше него, а он в чем-то лучше их.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание должна быть соизмерима с поступком.

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем ,что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

Творчество и творческая личность в дополнительном образовании

(по материалам Педагогического совета 2016 года)

Источник

Оцените статью