Термин «горизонтальная мобильность» означает:
а) повышение социального статуса; б) понижение социального статуса; в) перемещение людей с одной территории на другую; г) переход в другую социальную группу без изменения социального статуса.
17. В социологии выделяются два уровня социализации личности:
а) первичная и вторичная социализация; б) основная и неосновная социализация; в) официальная и неофициальная социализация; г) формальная и неформальная социализация.
18. К элементам социальной роли не относится:
а) ролевое изменение; б) ролевое ожидание; в) ролевое поведение; г) ролевое предписание; д) ролевое исполнение.
19. Укажите соответствия между понятиями и их определениями:
Понятия: а) личность; б) социализация первичная; в) социальный статус; г) ролевой конфликт; д) «зеркальное «я»; е) социальная роль; ж) агенты социализации; и) достигаемый статус.
Определения: 1) положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям; 2) система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным; 3) формирование у ребенка речи, мышления, усвоение социальных норм и ценностей; 4) позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями; 5) люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности; 6) концепция Ч.Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нем думают другие; 7) поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия; 8) переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей.
Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях
а) когда духовное лицо становится депутатом; б) когда спортсмен курит; в) когда депутат едет в автобусе; г) когда министр занимается коммерческой деятельностью; д) когда женщина работает на производстве и занимается ведением домашнего хозяйства;
е) когда милиционер продает конфискованное оружие?
21. Определите, относятся ли к аскриптивным следующие статусы: а) президент; б) муж; в) принц; г) император; д) тёща; е) депутат Государственной Думы; ж) герцог.
22. Правильны ли следующие суждения:
а) социальные статусы взаимодействуют между собой; б) социальные отношения связывают между собой статусы; в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие; г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.
Понятие | Определение понятия |
1) Социальный статус | а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени |
2) Роль | б) Социальное положение человека в обществе |
3) Главный статус | в) Совокупность всех статусов данного человека |
4) Достигаемый статус | г) Динамическая характеристика статуса |
5) Личный статус | д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам |
6) Статусный набор | е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению |
7) Приписываемый статус | ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие |
24. Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:
Личный статус | Социальный статус |
Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр.
25. Дайте общее название группам статусов:
а) русский, принц, мужчина; б) россиянин, безработный; в) любимец женщин, красотка, лжец.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Чем социальный статус отличается от социальной роли?
2. Как отличить предписываемые и достигаемые статусы?
3. Определите свой главный статус, главные статусы родителей и сравните их между собой.
4. Перечислите полный набор статусов у себя, своих родителей и 2-х-3-х знакомых. Какой список получился длиннее? О чем это свидетельствует?
5. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:
а) преподаватель и студент; б) профессор и сосед; в) врач и пациент.
6. Приведите примеры ролевых конфликтов. Проанализируйте конфликты по сферам жизни общества: семья-работа, работа-учеба, семья-учеба. Проведите анализ конфликтов в зависимости от их видов: а) личностно-ролевой, б) внутриролевой, г) межролевой.
7. Приведите пример структуры социальной роли (ролевое предписание, ролевое ожидание, ролевое поведение, ролевое исполнение) по сферам жизни общества: а) работа,
б) семья, в) учеба.
8.Составьте статусный портрет известного человека по следующим параметрам (см. таблицу):
9. Заполните таблицу. Приведите примеры различных типов мобильности.
Мобильность | Индивидуальная | Групповая |
Восходящая | ||
Нисходящая | ||
Горизонтальная |
10. Среди предложенных факторов выберите факторы групповой и индивидуальной мобильности. Результаты занесите в таблицу.
а) уровень образования; б) военные перевороты; в) стихийные бедствия; г) брак; д) социальные революции; е) обладание властью; ж) создание демократии.
Вид мобильности/ Фактор | Индивидуальная мобильность | Групповая мобильность |
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 920 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Укажите соответствие понятий и их определений:
Понятия:
а) личность; | е) статус достигаемый. |
б) ролевая дистанция; | ж) ролевой конфликт; |
в) социализация первичная; | з) «обобщенный другой». |
г) социальный статус; | и) ресоциализация; |
д) социальная роль; | к) статус приписанный; |
Определения:
а) Личность- положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям?;
б) ролевая дистанция — позиция личности, приобретаемая вне зависимости от ее усилий или выбора?;
в) социализация первичная — система социально значимых черт, характеризующих индивида;
г) социальный статус — совокупность общих ожиданий, норм и ценностей, распространенных или принятых в данном обществе?;
д) социальная роль — занимаемая индивидом позиция в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями?;
е) статус достигаемый — формирование у ребенка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей?;
ж) Ролевый конфликт — переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей?;
з) Обобщенный другой — поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия?;
и) ресоциолизация — термин, используемый для обозначения способности человека отличать свои разные роли от самого себя?;
к) статус приписанный — усвоение правил и образцов поведения, социальных норм и культурных ценностей, необходимых для жизнедеятельности в новых условиях?
Правильные ответы.
Личность(социология) — человеческий индивидуум, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую совокупность социально значимых качеств.
Ролевая дистанция — способность человека отличать свои разные роли от самого себя.
Социализация первичная — это процесс формирования личности, который происходит с момента рождения до достижения зрелости. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались
Социальный статус — занимаемая индивидом позиция в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями.
Социальная роль — — поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия.
Статус достигаемый — это социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию.
Ролевый конфликт — переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей.
Обобщенный другой — Это значит, что человек может одновременно принимать на себя сразу две немаловажные роли.
Термин, введенный амер. социальным философом и социальным психологом Дж. Г. Мидом (Mead, 1863-1931) для обозначения осознанных и акцептированных личностью групповых (общих) ценностных ориентаций, моральных и технических правил, связанных, напр., с к.-л. выполняемой ролью или статусной позицией.
Зеркальное Я. Ребенок- родитель. Человек – группа вокруг.
Каждый человек воспринимает окружающую реальность, составляет о ней суждения, делает выводы и контролирует свое поведение согласно тем представлениям группы, в которой он задействован с самого рождения или на протяжении большей части своей жизни.
Ресоциолизация — усвоение правил и образцов поведения, социальных норм и культурных ценностей, необходимых для жизнедеятельности в новых условиях.
Статус предписанный — позиция личности, приобретаемая вне зависимости от ее усилий или выбора.
а) статус, б) предписанный статус, в) личность, г) социальные нормы,
д) социальный статус, е) социальное развитие, ж) ролевый конфликт,
Источник
тест по социологии. Тесты по социологии
Название | Тесты по социологии |
Анкор | тест по социологии.docx |
Дата | 16.01.2018 |
Размер | 46 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | тест по социологии.docx |
Тип | Тесты #14292 |
страница | 2 из 3 |
Подборка по базе: 1-нұсқа еркін стади тест.docx, Экономическая теория ответы на тест МФПУ Синергия, МОИ.docx, хирургия тесты ДО.pdf, 1 часть Проблемы философии ТЕСТЫ.doc, 1 часть Проблемы философии ТЕСТЫ.doc, ответы на тест англ язык.docx, АКТ ТЕСТ.docx, Ответы к тесту по физики (1 семестр).docx, английский 3 семестр тест 6.pdf, Морфология тест.docx с) стремление к самоутверждению при помощи другого партнера; ж) традиции социальный группы, членом которой является индивид? 54. Идеальная модель семьи была создана У. Гудом. Для нее характерны следующие черты: автономнтация супругов и их детей от других родственников, экономическая независимость семьи, свободный выбор брачного партнера, сравнительно поздний возраст вступления в брак, поддержание эмоционального баланса и создание благоприятного психологического климата для обоих супругов. Для какого типа общества характерна приведенная модель: 55. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: в) социализация первичная; г) социальный статус; д) ролевой конфликт; з) статус аскрнптивный; и) социальная роль; к) статус достигаемый; л) агенты социализации; м) ролевая дистанция. Определения: 1) положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям; 2) прирожденный, унаследованный статус; 3) система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным; 4) процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни; 5) предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях; 6) позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями; 7) формирование у ребенка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей; 8) переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей; 9) поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия; 10) термин И. Гофмана для обозначения способности человека отличать свои разные роли от себя самого; 11) концепция Ч. Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нем думают другие; 12) люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация 56. Выберите одно ГО наиболее корректных, на ваш взгляд, определений личности. 1) Личность— это социальный феномен. 2) Личность — это единство социального, психологического, биологического. ЗуТичность— «это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. 4)Понятие личное и тождественно понятию «я». 5)Личность в«1 признаками обладают люди с высоко развитой моралью, чувством долга, совестью и достоинством. 57. «Вор делает дырку в заборе или дырка в заборе делает вора»? Такая постановка вопроса, скорее всего, принадлежит: 58. Кто разработал учение о социальном характере: 59. В зависимости от типа общества выделяются: «традиционно-ориентированная личность», «изнутри-ориентированная личность» и «извне-ориентированная личность». Данная типология принадлежит: 60. Какое из следующих суждений верно: а) личность — биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции; б) у личности есть тело и душа; в) ценности служат мотивом поведения личности; г) потребности и мотивация в строгом смысле — одно и то же? 61. Что включается в понятие диспозиционной установки личности: б) ценностные ориентации; г) структура мотивов? 62. Какое из приведенных ниже суждений о личности можно считать корректным с социологической точки зрения: а) у личности есть тело и душа; б) личность существует с момента рождения; в) ценности определяют поведение личности; г) инстинкты полностью определяют поведение личности? 63. Выберите из перечисленных ниже положений то, которое не является в полной мере определением социализации: а) процесс воспитания ребенка; б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности; в) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества; г) вхождение индивида в социальный мир. 64. Исследования процесса социализации: а) не рассматривают ситуации, когда поведение взрослого человека подвергается воздействию со стороны его друзей и близких; б) не придают значения тому, как и чему учили индивида в школе; в) главным образом посвящены изучению того, что влияло на личность в детском и отроческом возрасте, хотя в последнее время проявляется интерес и к проблеме социализации личности в старшем возрасте; г) уделяют одинаково важное внимание проблеме социализации взрослого человека и процессам формирования личности в детстве и отрочестве. 65. Чем обусловлена необходимость социализации: а) биологической конституцией человека; б) социальными причинами; в) ни тем, ни другим; г) и биологическими, и социальными причинами? 66. Относятся ли к функциям, которые выполняет социализация в обществе перечисленные ниже: а) введение индивида в мир культуры данного общества; б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе; в) создание условий эффективной совместной деятельности людей; г) создание норм социальной стабильности и порядка? 67. В какой половине жизни человек усваивает больше социальных ролей? 68. Являются ли агентами социализации следующие лица: б) надзиратель тюрьмы; в) диктор телевидения; г) сержант в армии? 69. Выберите правильное суждение: а) общество имеет свои нормы и ценности; б) нормами и ценностями обладают только люди. 70. Как называются дети, выросшие в изоляции от людей и воспитанные животными: в) феральные люди? 71. Выберите правильный вариант ответа из каждой пары: а) обучение может быть у животных; б) социализация присуща не только человеку, но и животным; 2.а) социализация заканчивается в зрелом возрасте; б) первичная социализация наиболее активно протекает в первой половине жизни; З.а) агенты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации; б) дальние родственники — агенты первичной социализации; 4.а) социализация не включает освоение социальных ролей; б) социализация — кумулятивный процесс накопления социальных навыков; 5. а) ресоциализация — избавление от прежних норм, ценностей и ролей; б) обучение — рудиментарная форма социализации. 72. Кто из перечисленных ниже ученых является автором концепции «зеркального «я 73. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил: а)Дж.Мид; 6)3. Фрейд; в) Ч. Кули. 74. Что обозначает термин «я-меня»: б) цензорный компонент личности, задерживающий высвобождение энергии; в) идеализированный родитель, осуществляющий оценочную функцию; 75. Кто является «значимыми другими» в теории социализации Дж. Ми да: а) ближайшее окружение ребенка; в) общество в целом; 76.»Укажите, представителем какого направления в социологии является Дж.Г. Мид: б) структурного функционализма; в) социального научения; 77. Укажите, какой институт является наиболее важным для первичной социализации, с точки зрения Т. Парсонса: 78. Как в теории социального действия Т, Парсонса называется процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды; б) социальное научение; 79. Что характерно для взрослого человека по сравнению с ребенком: а) большее количество статусов и меньшее количество ролей; б) меньшее количество статусов и большее количество ролей; в) большее количество и статусов и ролей; г) взрослые и дети имеют одинаковое количество и статусов, и ролей? 80. Определите, о носятся ли к аскриптивным следующие статусы: г) глава католической церкви; 81. Какая из ниже перечисленных позиций определяет главный статус человека: 82. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях: а) когда духовное лицо становится депутатом; б) когда спортсмен курит; в) когда директор завода едет на подножке трамвая; г) когда министр занимается коммерческой деятельностью? 83. Раньше в европейском обществе было больше аскриптивных, а сейчас достигаемых статусов. Верно ли такое суждение? 1)аскриптивному, 2)смешанному, 3)достигаемому 84. Назовите, к какому статусу относятся следующие: а) олимпийский чемпион; г) дочь кинозвезды; д) безработный; ж) сын академика; 3) инженер; и) женщина; к) миллиардер. 85. Интегрированный показатель положения в обществе, в системе общественньрс связей иотношений — это: а) социальный престиж; б) социальный статус; г) социальная роль. 86. Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку: а) культурный конфликт, в) ролевой конфликт; г) статусный конфликт? 87. Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются: 88. Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует: а) высокую идентификацию с социальным статусом; б) дистанцирование от роли; в) низкую идентификацию с социальным статусом; г) сокращение межстатусной дистанции. 89. Из ниже перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными: 1) социальная роль — определенная позиция в социальной структуре общества; 2) один человек обладает множеством статусов; 3) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит; 4) роли связаны между собой системой прав и обязанностей; 5) несовпадение статусов описывает противоречия только в межгрупповой иерархии; 6) индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях; 7) социальный статус — положение индивида в малой группе; 8) пол и национальность характеризуют предписываемый статус; 9) статус подчеркивает различие людей, а роль подчеркивает сходство; 10) главный статус определяет наиболее, характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует; 11) статусный набор включает в себя только ту часть стансов, которые связанны с главным статусом; 12) индивид осознает свою основную, но не второстепенные роли; 13) ролевой набор — совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной нормой; 14)индивид, занимающий один статус, может реализовать его в разных ролях; 15) чем выше общество оценивает данный статус, тем престижнее идентификация с ним. 90. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: а) нормы — правила; в) социальная норма; е) социальное поведение; и) девиантное поведение; к) социальный контроль; м) делинкветное поведение; о) стигматизация. Определения: 1) нормы, определяющие границы допустимого поведения; 2) форма поведения, морально оцениваемая группой; 3) социальные идеалы, а также наиболее обобщенные представления .целях и средствах социальной деятельности; 4) пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия; 5) исторически сложившиеся и социально одобряемые формы поведения или отношения к чему-либо; 6) реакция группы на поведение социального субъекта; 7) совокупность отдельных поступков, социальных взаимодействий, а так же реакций социальных субъектов (общностей, групп, личностей) на деятельность социальной системы (и ее агентов) и других людей; 8) целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержания социального порядка и стабильности; 9) устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы; 10) поведение, отклоняющееся от нормы; 11) определение человека как девианта; 12) по Р. Мертону, рассогласование между целями, намерениями и интересами, которые определяются данной культурой, с одной стороны, и социально одобряемыми способами достижения этих целей, с другой; 13) поведение, связанное с нарушением норм—правил; 14) нормы, очерчивающие рамки социально одобряемого поведения. 91. Какие из приведенных ниже норм относятся к: б) нормам—ожиданиям? Нормы: 1) уплата налогов; 2) вежливость по отношению к другим; 3) выполнение учебной программы; 5) соблюдение трудовой дисциплины; 6) воспитание детей. 92. Проанализируйте приведенные ниже определения ценностей. Какое из них кажется вам более корректным? 1)»представления о желаемом типе социальной системы» (Т.Парсонс); 2)»разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения» (Н.Смелзер); 3)»обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения» (Н.Лапин); 4)»устойчивые убеждения в том, что определенный тип поведения (действий) более значим (предпочтителен) в существующем типе культуры и культурном континууме» (В.Супрун). 93. Какие из ниже перечисленных санкций относятся к: 1) негативным; 2) позитивным? Санкции: а) административные взыскания; б) преследование по суду; в) разрыв отношений; 94. Какие из приведенных ниже санкций относятся к: 1)формальным; 2) неформальным? а) выражение общественного неодобрения; г) конфискация имущества. 95. Про кого из ниже перечисленных агентов можно с уверенностью сказать, что он осуществляет функции по реализации формальных санкций? в) студенческая группа; г) налоговая полиция. 96. Французский социолог Р. Лапьер выделяет три разновидности санкций: Из приведенных ниже примеров санкций подберите соответствующие каждой разновидности: в) взятие под стражу; г) отстранение от занимаемой должности. 97. В структуру социального контроля не включают этот элемент: 1) внешний контроль; 4) международный контроль; 5) внутренний контроль; 6) косвенный контроль. 98. В середине 60-х гг. англичанка П. Джекобе, обследовав одну из тюрем Шотландии, обратила внимание на интересный факт: среди преступников гораздо чаще; чем у обычных людей, встречались хромосомные отклонения. Так, у мужчин вместо обычной комбинации XY оказывалась комбинация XYY, а у женщин вместо XX — XXX. На основании этого был сделан вывод о биологической предрасположенности людей с подобными генетическими особенностями к криминальному поведению. Можно ли, исходя из результатов наблюдений П. Джекобе, сделать вывод о том, что главной причиной девиантного поведения являются генетические отклонения? 99. Укажите соответствия приведенных положений теориям девиантного поведения. Теории: 3) социального научения; 4) психоаналитические. Положения теорий девиантного поведения: а) отклоняющееся поведение обусловлено повышенной агрессивность, которая в свою очередь порождается инстинктом борьбы, спонтанно возникающего и аккумулирующегося в организме; б) отклоняющееся поведение детерминировано бессознательными мотивами; в) главной причиной девиантного поведения является состояние повышенного возбуждения, вызываемое блокированием достижения желаемой цели; г) девиация — результат усвоения определенных образцов социальных реакций. 100. Понятие «аномия» было введено в социологию: 101. Согласно теории Э. Дюркгейма под аномией понимается: а) социальная амнезия; б) социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм; в) процесс структурирования социальных норм и ценностей; г) процесс изменения социальных норм. 102. Р. Мертон считал, что любая социальная и культурная структура состоит из двух основополагающих элементов. Выберите из указанного перечня два соответствующих элемента: а) цели, намерения и интересы, которые определяются данной культурой; б) структура социального контроля; в) социально одобряемые способы достижения целей; г) методы социального контроля. 103. Исходя из теории аномии Р. Мертона, определите к какому типу социального поведения можно отнести: г) участие в нелегальных антисоциальных движениях. 104. Определите, к каким типам поведения относятся: а) ограбление банка; б) использование студентом шпаргалки на экзамене. Источник |