Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
А вы когда-нибудь мечтали читать мысли других людей? Оказывается, это проще, чем кажется. Нет, угадывать, какой подарок ваш друг захочет получить на ближайший день рождения, мы вас не научим. Но определить, насколько он этому подарку обрадуется, поможем. Для этого даже не понадобится записываться в школу профессора Ксавьера. Достаточно лишь поработать над эмоциональным интеллектом.
О ТОМ, ЗАЧЕМ Я НАЧАЛА ПЯЛИТЬСЯ НА СВОИХ КОЛЛЕГ
В июне произошло событие, фактически перевернувшее мою пока ещё недолгую жизнь. Нет, я не вышла замуж. Не получила стипендию в Гарварде. Всего лишь из рядового автора Medialeaks перешла на должность редактора. Вместе с этим в моих руках впервые в жизни очутились настоящие бразды правления коллективом.
Впрочем, всё оказалось совсем не так, как на этой гифке. Скорее, мне пришлось ещё больше трудиться, проверять огромное количество текстов, следить за статистикой сайта, составлять отчёты.
Но даже не это стало главной проблемой. Сложнее всего оказалось взаимодействовать с людьми в коллективе. Если до этого мы со многими ребятами были на равных, то теперь некоторые из них стали моими подчинёнными. В новой должности мне нужно было говорить автору (который по совместительству ещё мог оказаться и моим другом), что тема, которую он предложил в качестве новости, нам не подходит. Или что написанный им текст следует полностью переделывать. А заголовок — тот вообще никуда не годится…
Моё первое выступление на общей планёрке напомнило мне головокружительный полёт на американских горках. Ведь мне пришлось ни много, ни мало критиковать людей, с которыми я работала и дружила. Я совершенно перестала понимать, как они воспринимают мою критику в свой адрес: ненавидят меня всей душой или понимают, что я делаю это ради всеобщего блага?
Впервые в жизни я пожалела, что не обладаю экстрасенсорными способностями и возможностью угадывать чужие мысли. А спустя несколько дней «Викиум» предложил мне прокачать эмоциональный интеллект… Следующие несколько недель я провела, разглядывая мельчайшие движения губ, носа и морщинок на лбу незнакомцев и своих коллег. Так я стала лучше понимать людей и себя — в новой для меня роли редактора. Но обо всём по порядку.
Что такое эмоциональный интеллект
Если вы в первый раз слышите про ЭИ (или EQ), то, скорее всего, это покажется вам оксюмороном, или комбинацией противоположностей. Ведь эмоции — это всегда нечто спонтанное и неконтролируемое. А интеллект ассоциируется у нас с хладнокровием и расчётом.
На самом деле, если у вас высокий EQ — это значит, что вы не бросаетесь в крайности цинизма и импульсивности, а постоянно пребываете в состоянии эмоционального дзена. Вот конкретный пример. Предположим, вы познакомились с каким-то человеком. Он вам понравился, но вы никак не можете определиться, что же испытываете к нему: симпатию, мимолётное влечение или что-то посерьёзней. Люди с высоким EQ — почти как супергерои — обладают способностью сразу определить, что именно они чувствуют. А значит, не бросаются в омут с головой, разбираясь с последствиями своих поступков постфактум (долгие дни, месяцы и даже годы).
Но оставим романтику и перейдём к работе. Коэффициент EQ расскажет вам не только о вас самих, но и о других людях. То есть вы рискуете стать немножечко экстрасенсом и научиться читать мысли на расстоянии.
Никаких магических шаров для этого покупать не нужно. Скорее стоит посмотреть сериал «Обмани меня». Там главный герой Кэл Лайтман определял эмоции человека по мельчайшим изменениям мимики его лица.
Когда я смотрела этот сериал, у меня постоянно возникало желание взять ручку и записывать все секреты, которыми делился Кэл. Но простая человеческая лень оказалась сильнее этого желания. Так что большинство полезной информации прошло мимо меня. Пока я не приступила к тренировке своего EQ.
Кстати, вы тоже можете проверить свой эмоциональный интеллект и пройти бесплатный тест на сайте « Викиум» .
КАК «ВИКИУМ» ПОМОГАЕТ РАЗОБЛАЧИТЬ ОБМАНЩИКОВ И ПОДБОДРИТЬ ТЕХ, КОМУ ГРУСТНО
В начале курса меня встретил обаятельный мужчина с пронзительным взглядом. Он чем-то смахивает на Кэла Лайтмана, подумала я. Его зовут Олег Калиничев, и он директор Paul Ekman International в России. Основатель этой компании Пол Экман в своё время консультировал создателей сериала «Обмани меня», ЦРУ, ФБР и Скотланд-Ярд. Так что не сомневайтесь — всё очень и очень серьёзно.
Вот, кстати, и сам Калиничев.
В течение первых семи уроков он объяснял мне, как определить на лице семь базовых эмоций. Самые лёгкие: радость, презрение и отвращение. Радость легко узнать по улыбке, поднятым щекам и морщинкам в углах глаз.
Отвращение — по сморщенному носу и приподнятой верхней губе.
А презрение — по оттянутому в одну сторону уголку рта.
Дальше — сложнее. Страх отличается от удивления более широко открытыми глазами, растянутым вдоль (а не приоткрытым) ртом и морщинами только в центре лба (а не по всей его длине).
Гнев чаще всего можно определить по опущенным и сведённым бровям, взгляду исподлобья и поджатым губам.
Печаль выражают поднятые вверх уголки бровей и опущенные вниз уголки губ.
Однако проблема определения человеческих эмоций всегда кроется в том, что мало кто отчётливо проявляет свои чувства (а часто и вовсе пытается их от нас скрыть). Следующие 13 уроков курса были посвящены определению эмоций, которые выражены неярко, появляются и исчезают очень-очень быстро. Кстати, уловить микровыражения, как их называет Калиничев, очень непросто. Чтобы понять, насколько это действительно сложно, вот пример не самого «эмоционального» человека, чувства которого мне и пришлось угадывать по ходу курса.
Вот его нейтральное выражение лица.
А теперь найдите десять отличий от этой картинки. На ней он изображает другую эмоцию. Сниму перед вами шляпу, если угадаете, какую именно.
Правильный ответ: гнев!
А что этот мужчина, по-вашему, чувствует теперь?
Он удивляется. ??♀️
А здесь что у него за эмоция?
Не поверите, но это — презрение.
И последнее микровыражение.
Ну это было легко. Как оказалось, печаль проявилась на лице этого невыразительного мужчины наиболее ярко. Хотя именно эту эмоцию в исполнении других людей я всё никак не могла угадать (н адеюсь, это потому, что печальных людей в своей жизни я встречаю крайне редко).
Окончив курс на EQ, я начала тренировать свои навыки экстрасенсорики на коллегах и незнакомцах, которые приходили к нам в офис на собеседования. Где-то на четвёртом кандидате полученные умения пригодились.
Например, к нам в офис пришла девушка, которая, по её словам, очень нас любит и хочет у нас работать. При этом она утверждала, что читает все новостные источники, из которых мы черпаем свои инфоповоды. Звучало убедительно. Но в её голосе не было энтузиазма. А всматриваясь в её лицо, я не видела признаков искренней увлечённости. Губа девушки то поднималась немного вверх (когда она перечисляла паблики “ВКонтакте”, которые читает), то оттягивалась вбок (когда рассказывала о мемах, которые любит). Тут я и задала свой контрольный вопрос: «Что из прочитанного недавно в СМИ больше всего удивило или поразило?» И она посыпалась. Не сумела вспомнить ни одной новости, которая ей пришлась по душе. Вывод: девушка отлично подготовилась к нашему собеседованию, но на деле совершенно не интересовалась тем, что близко нашей команде.
Помимо практических результатов, я получила ещё и теоретические подтверждения прокачанного EQ.
Ну это меня не удивило. Ведь не зря же я просмотрела более 600 самых разных выражений лиц совершенно незнакомых мне людей. Все они точно снились бы мне в кошмарах, если бы не перемежались с уже привычными тренажёрами «Викиум», которые нужно было проходить перед каждым новым тестом на эмоции.
Многие из этих тренажёров были уже мне знакомы и я легко с ними расправлялась. Впрочем, было одно упражнение, выполняя которое, я буквально ощутила, как серое вещество начинает двигаться в моём мозге в два раза быстрее. Просто оставлю здесь его скрин, чтобы и вы смогли проникнуться.
Ну и куда же без наших любимых котиков, которые раскидывают по ночам вещи хозяев. Тренажёр поставил мне задачу: обнаружить и восстановить порядок на полках после посещения комнаты пушистым хулиганом.
Несмотря на то что некоторые из этих отвлекающих тренажёров есть в каждом уроке курса «Эмоциональный интеллект», их можно проходить и по отдельности. Сейчас их на сайте всего 52! Но ребята из «Викиума» постоянно придумывают всё новые упражнения для наших мозгов. Недавно вот появился курс для студентов, который называется «Скорочтение». Пройдя его, можно за 20 минут в день (например, в метро) выучить такое количество билетов, на которое раньше приходилось тратить час, или научиться читать короткие книги полностью, даже не выходя из книжного магазина.
Конечно, если вы первый раз слышите про «Викиум», описания упражнений могут показаться вам детскими игрушками и вы не поймете, как они помогают улучшать память, внимание и работу мозга. Об этом лучше всего поведал наш автор Вася, который на протяжении нескольких недель прокачивал свой мозг, определяя, в какую сторону плывут рыбки, и проклиная числа, расположение которых ему никак не удавалось запомнить . Сначала у Васи не очень хорошо получалось. Зато теперь он вместо пяти статей в день пишет шесть (или даже семь). Ни на что не намекаю. Но как тут не проследить связь между тренажёрами «Викиум» и повышением работоспособности мозга?
На счёт «Эмоционального интеллекта» скажу честно: часы, потраченные на разглядывание движений губ, бровей и век незнакомых людей, не прошли для меня даром. И дело не только в том, что я стала лучше разбираться в кандидатах, которые приходят к нам на собеседования, и в эмоциях коллег. А в том, что я больше внимания стала обращать на выражения лиц своих друзей и близких! Раньше многие из их чувств оставались незамеченными. Теперь я чаще замечаю, что у близкого человека дела могут быть не совсем «отлично», а его день прошёл не то чтобы «очень хорошо». Нет, я не стала при каждом удобном случае донимать друзей вопросами «ну что же у тебя случилось», но приободряющие слова они стали слышать от меня куда чаще. А значит, и отношения наши стали гармоничнее и честнее.
Как вы поняли, язык тела и мимики — такой же способ общения, как и слова. Понимать его можно научиться, только практикуясь. Это позволяет распознавать ложь и манипуляции других людей, а самому — выражать искреннюю радость (а не лицемерие), проявлять эмпатию, не скрывать свои истинные чувства и оперировать только положительными эмоциями.
Источник
Позволить жизни прорваться
Когда кажется, что жизнь проходит мимо, нет сил хотеть, мечтать, реализовывать свои идеи, мы не понимаем, что случилось, как исправить ситуацию. Оказывается, одной из основных причин этого является подчинение чувств разуму. Мы часто думаем, что разум позволяет видеть мир таким, каков он есть, а эмоции искажают это восприятие. Поэтому научились справляться с ними, попросту подавляя их. Предлагаю вместе разобраться зачем нам нужны эмоции и к чему приводит их подавление. И как снова научиться быть живым.
Вокруг нас все время что-то происходит. И мы на это реагируем, переживая разные чувства: негативные и позитивные, простые и сложные, сильные и не очень, приятные и очень неприятные. Переживать – это значит вступать в контакт с жизнью, быть живым. Все наши желания, потребности и ценности продиктованы эмоциями. С их помощью мы выбираем то, что для нас действительно важно в бесчисленном количестве жизненных ситуаций.
В своей книге «Ошибка Декарта: Эмоции, причины и человеческий мозг» нейрофизиолог Антонио Дамасио рассказывает очень печальную историю. Ее герою, Элиоту, удалили доброкачественную опухоль и небольшую часть лобной доли мозга. После операции у Элиота сохранились память и интеллект (IQ остался на прежнем уровне). Только он совсем перестал испытывать эмоции. Элиот сухо излагал факты о себе и своих потерях после операции. Он даже не мог сочувствовать себе, тогда как интервьюеры во время его рассказа с трудом сдерживали слезы.
Тогда же, во время интервью, Элиота попросили принять какое-то решение. Вариантов было несколько, он смог их перечислить. Но не знал какой выбрать, так как для него все они имели одинаковую степень важности. В повседневной жизни он даже не может самостоятельно выбрать что съесть на завтрак, какой ручкой писать. Не говоря уже о планировании своего дня, выборе деятельности, друзей, партнёров. Это при полностью сохранном интеллекте. Дамасио предположил, что мы бессознательно взвешиваем различные варианты действий и их последствий на весах эмоций и именно на этом основании принимаем решения
Эмоции также дают нам возможность почувствовать красоту жизни, ощущать ее вкус. Они мотивируют нас, мобилизую энергию, дают импульс к действию. К сожалению, воспитание и жизненный опыт часто учат нас подчинять эмоции разуму, подавлять их. И тогда мы теряем доступ к своим желаниям, потребностям, ценностям. Поэтому становимся зависимыми от авторитетов, порядков, процедур, которые указывают нам, что нужно делать и как жить. Мы думаем, что разум позволяет видеть мир таким, каков он есть, а эмоции искажают это восприятие. А на самом деле, мы перестаём чувствовать себя, быть собой̆. Превращаемся в роботов.
Ещё мы думаем, что чувства могут быть хорошими или плохими, что от вредных чувств нужно избавляться. В результате мы не подпускаем к себе переживания, вытесняем опыт, стараемся избежать те ситуации, которые могут причинить боль. Конечно же мы пытаемся выключить только негативные эмоции и чувства. Но тумблер-то один. Мы выключаем возможность переживать эмоции вообще. Тем самым обрекаем себя на созерцание серого унылого мира, отказываемся от радости и удовольствий, становимся безжизненными. Лишёнными энергии.
На самом деле, подавляя негативные эмоции мы блокируем их проявление мышцами тела. Они никуда не деваются, они заперты в теле. Из-за этого возникает напряжение в мышцах. Чем больше мы подавляем чувства, тем больше напряжение в разных частях тела. Оно становится хроническим. Что приводит к возникновению психосоматических заболеваний и зависимостей. Кроме того, на удержание подавленных эмоций мы расходуем очень много энергии.
Такие непрожитые эмоции все равно ищут выход. И находят его, как правило, в самое неподходящее время. Наверное, у любого из нас есть опыт, когда мы реагировали слишком бурно на какое-то незначительное событие. Мы можем испытывать непомерный гнев, страх, печаль, когда попадаем в ситуацию, которая чем-то напоминает эмоционально трудное событие из прошлого. Тогда эмоции вырываются на волю, и мы оказываемся захваченными нашим прошлым, даже не осознавая этого. А потом удивляемся: «Что это было?»
Понятно, что от подавления эмоций сплошной вред. И выгорание не зря называется эмоциональным. С другой стороны, захват эмоциями тоже ни к чему хорошему не приводит. Хорошо бы научиться балансировать между этими двумя крайностями. Для этого нужно понимать свои эмоции, позволить себе чувствовать их. В наших силах научиться регулировать их в какой-то степени. И можно начать делать первые шаги в эту сторону, если понимать, что:
1. Эмоции происходят от нас самих, связаны с нами. Хотя нам кажется, что какие-то события или другие люди рождают их в нас. Если думать подобным образом, то придётся как-то переделывать окружающий мир, чтобы он производил для нас больше позитивных эмоций. Или подавлять свои чувства и ждать, пока ситуация изменится сама. Или научиться осознавать, что мы сами реагируем так на реальность. Что она такова и к ней можно и нужно адаптироваться. Уильям Уорд сказал гениальную фразу: «Пессимист жалуется на ветер; оптимист ожидает, что он изменится; реалист настраивает паруса».
2. Нам нужен весь спектр эмоций. Позитивные эмоции возникают, когда потребности удовлетворены. Негативные эмоции показывают, что какие-то потребности не удовлетворены или есть опасность их нарушения. Например, мы злимся на кого-то, если действия этого человека нарушают наши ожидания или границы. Боимся кого-то или что-то потерять. Испытываем отвращение от чего-то неприятного или потенциально опасного. Печалимся о потерях. Печали тоже надо дать место, чтобы пережить, отгоревать потерю и жить дальше, а не застревать в прошлом.
Негативные эмоции нужны для развития, движения вперед. Если все будет хорошо, не будет мотивации что-то менять в своей жизни и изменяться самому. Во время кризисов мы переживаем много негативных чувств. Это сложно. Но это даёт возможность изменить образ мышления, отношение к себе, окружающему миру. Тем самым перейти на следующую ступень развития: получить новый опыт, новые знания о мире и о себе.
3. Эмоции – это не истина в последней инстанции. Они являются частью нашего опыта и поэтому достаточно субъективны. Когда мы захвачены своими эмоциями, полностью полагаемся на них, мы теряем возможность трезво оценивать ситуацию и адекватно реагировать на неё. Поэтому надо научиться распознавать эмоции, отмечать какими телесными ощущениями и мыслями они сопровождаются. Мы должны использовать интеллект, чтобы регулировать их. Связать сердце и разум. Только так мы можем эффективно использовать свои чувства. Учиться на них, извлекать полезный опыт и адаптировать своё поведение.
4. Наша реакция на происходящее зависит от того, насколько мы эмоционально грамотны. Чем больше оттенков каждой эмоции мы будем различать, тем более гибкими будем при регулировании своих эмоций и тем адекватнее реагировать в различных ситуациях.
В своей книге «Как рождаются эмоции» Лиза Ф. Баррет вводит термин «эмоциональная гранулярность — явление, при котором одни люди конструируют эмоциональные переживания более тонко, чем это делают другие.» Так, например, у маленьких детей ограниченно понятие «гнев». Поэтому, когда они сердятся, обычно дают один тип реакции: начинают кричать и устраивать истерику. Некоторые взрослые ведут себя также. Это пример низкой эмоциональной гранулярности.
Люди с высокой эмоциональной гранулярностью могут различать разные понятия «гнева»: недовольство, раздражение, досада, злость, негодование, ярость, бешенство. В мгновение ока мозг анализирует эти понятия, сопоставляет их с прошлым опытом и текущей ситуацией, и выбирает ту реакцию, которая подходит наилучшим образом для данного момента. Мы тоже можем научиться этому.
5. Важно, на что мы обращаем своё внимание. Находим ли мы поводы чему-то улыбнуться и порадоваться в течение дня? Пусть даже на короткое время. Каждый раз, когда мы создаём возможности для неожиданных радостных событий, мы стимулируем мозг к выработке соответствующих нейронных связей. Благодаря этому мы начинаем видеть вокруг больше позитива и испытывать больше положительных эмоций. Так формируется восходящая спираль.
Если же наоборот, мы видим вокруг только плохое, постоянно жуём мысленную жвачку по поводу негативных событий, то теряем контроль над ситуацией. Работа мозга переключается на негатив, который нарастает, как снежный ком. Соответственно мы испытываем все больше негативных эмоций. Так формируется нисходящая спираль.
В случае захвата негативными мыслями и эмоциями необходимо сделать над собой усилие и переключиться на что-то другое: посмотреть интересный фильм, прочитать увлекательную книгу, заняться таким видом спорта, где требуется все внимание и нет возможности думать о чем-то другом.
6. Мы можем влиять на свои эмоции, используя взаимосвязь пары тело – мозг. Наш мозг постоянно получает от тела сигналы о том, как оно себя чувствует. Хорошо бы научиться понимать эти сигналы и начать пользоваться ими. В первую очередь, пусть это и звучит банально, нам следует позаботиться о достаточном количестве сна. Если мы не высыпаемся, то чувствуем себя плохо и все вокруг скорее всего будет окрашено в мрачные тона. Эмоции будут соответствующими. Тело посылает мозгу сигнал, что с ним не все в порядке. В ответ мозг экономит расход энергии. В этом случае нет места положительным эмоциям: радость, с точки зрения мозга – ненужная трата энергии.
Наше эмоциональное состояние также зависит от того, какую позу мы принимаем. В ходе ряда исследований учёные доказали, что поза влияет на уровень кортизола (гормона стресса) и тестостерона (гормона силы и уверенности). Если всего на две минуты принять позу победителя: расслабить тело, поднять вверх широко распахнутые руки и слегка приподнять подбородок – как будто раскрыться, занять как можно больше места, то уровень тестостерона повышается на 20%, а уровень кортизола снижается на 25%. Если же сжаться, закрыться, обхватить себя руками и побыть в таком состоянии те же две минуты, уровень тестостерона снижается на 20%, а кортизол увеличивается на 15%. Соответственно меняется настроение и восприятие мира. Эта информация — хороший повод задуматься о том, какие позы для нас привычны в повседневной жизни.
7. Мы можем «заставить своих бабочек летать строем.»* Все мы испытываем волнение перед экзаменами, публичными выступлениями, соревнованиями, собеседованиями на работу, свиданиями и другими важными событиями в жизни. Волнение часто проявляется своеобразными ощущениями в области солнечного сплетения. Кто-то придумал сравнивать эти ощущения с порхающими бабочками. Надо понимать, что это всего лишь телесный симптом. Многое меняется от того, как мы его интерпретируем.
Можно зациклиться на волнении, сжаться, обхватить себя руками и дойти до очень высокого уровня тревоги или даже панической атаки. А можно сказать себе, что я настроен(а) на победу, моё тело справляется. И принять позу победителя (см. предыдущий пункт). Ведь управляемое волнение помогает добиться лучших результатов. Про это давно известно в спорте.
Учиться быть в контакте со своими чувствами – не просто. Но проживание эмоций приводит к тому, что у нас в распоряжении появляется мощный̆ ресурс, который̆ позволяет хотеть, мечтать и реализовывать себя и свои идеи. И даёт энергию на воплощение этих идей. Начать чувствовать — значит позволить жизни прорваться. Снова стать живым.
Источник