- Причины и симптомы нервного срыва у подростка
- Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при нервном срыве, если он снова «нагрянет»?
- Причины и симптомы нервного срыва у женщин
- Что делать при нервном срыве у подростка
- Онлайн консультации врачей в мобильном приложении Доктис
- Как маскируется депрессия у детей
- Признаки детской депрессии у дошкольников
- Как распознать детскую депрессию?
- Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
- Признаки депрессии у подростков
- Причины детской депрессии
Причины и симптомы нервного срыва у подростка
Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при нервном срыве, если он снова «нагрянет»?
Автор: Алексей Павличенко
Дата публикации: 24.11.2020
Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при нервном срыве, если он снова «нагрянет»?
Многие думают – ну какие нервные срывы весной?! Ну ладно осенью-зимой, когда темно, холодно и тоскливо. Однако март – тоже сложный месяц для психики. Серость за окном, слякоть под ногами, авитаминоз, короткие световые дни – все это плохо сказывается на настроении. Любой пустяк выводит из себя, любая мелочь – заставляет злиться и обижаться. Как распознать нервный срыв?
Причины и симптомы нервного срыва у женщин
1. Какие симптомы нервного срыва?
Официального диагноза «нервный срыв» не существует. Это больше бытовое понятие. Симптомы нервного срыва довольно размыты. Обычно под этим определением подразумевается повышенная возбудимость, раздражительность, обидчивость, психологическое перенапряжение. Могут быть и соматические проблемы, например головная боль.
В советское время был популярен такой диагноз – неврастения. Он и сейчас значится в классификации болезней. Так вот, симптомы нервного срыва близки к симптомам неврастении — расстройству психики, которое проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, плохой переносимости длительных умственных и физических нагрузок.
2. Как распознать нервный срыв у женщин? И правда ли, что у представительницы слабого пола «срываются» гораздо чаще, чем мужчины?
О симптомах уже говорилось. Но неврозы и неврастении у женщин действительно возникают чаще в силу их физиологических особенностей. Например, из-за гормональных изменений многие дамы за 10−12 дней до наступления критических дней страдают от проявлений предменструального синдрома, который характеризуется повышенной возбудимостью и раздражительностью. Во время климакса, на фоне снижения выработки женских гормонов, также возможны нервные срывы: гормональный фон существенно влияет на состояние нервной системы.
3. Причины нервного срыва – только лишь эмоционально-физические перегрузки? Или что-то еще?
Причин нервного срыва несколько. Есть объективные причины — интенсивные умственно-физические нагрузки, большой объем работы, переутомление, дефицит сна и отдыха… Все это может привести к нервному срыву. Однако далеко не у всех — многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Представьте ситуацию: вашу машину подрезали на дороге. Или пытаются «подрезать» в очереди на кассу. Какие-то люди на это не отреагируют, а люди с повышенным уровнем возбудимости моментально выйдут из себя. Поэтому еще одна причина нервного срыва – так называемые расстройства личности.
К тому же многие считают симптомом нервного срыва то, что на самом деле может быть симптом болезни. Скажем, панического расстройства. У пациентов, которые им страдают, возникают приступы паники (панические атаки), сопровождающиеся учащенным сердцебиением, чувством нехватки воздуха, страхом потерять контроль… Люди в этот момент думают: «У меня случился нервный срыв», а на самом деле это паническая атака.
Что делать при нервном срыве у подростка
4. Какие признаки нервного срыва у подростка? У детей ведь тоже такое случается?
Случается. И к подростковым нервным срывам нужно относиться серьезно, поскольку они могут маскировать серьезные заболевания. Родители думают, что ребенок просто устал от учебы, поэтому и «психует», однако ненормальные поведенческие реакции могут быть симптомом скрытой депрессии или другого заболевания. Многие психические расстройства (тревожные, биполярные, депрессивные, расстройства личности) дебютируют в 15−20 лет.
Поэтому, если ребенок стал взвинченным, раздражительным, агрессивным, либо, наоборот, жалуется на постоянную усталость и апатию, проконсультируйтесь с психотерапевтом. Нужно разбираться, что это – признаки нервного срыва у подростка, юношеский максимализм, гормональная перестройка или же какое-то заболевание.
5. Что делать при нервном срыве? Могли бы вы дать какие-то рекомендации?
Для начала – изменить образ жизни. Нормализовать режим сна и отдыха, отказаться вечером от работы, сидения за компьютером (особенно — если признаки нервного срыва наблюдаются у подростка). Физическая активность приветствуется, но не слишком интенсивная. Желательно – в первой половине дня, чтобы не возбуждать перед сном нервную систему.
Теперь о том, чего не делать при нервном срыве. Точно не стоит пить препараты, содержащие фенобарбитал. В большинстве стран Европы такие лекарства не производят, а в Америке вообще относят к наркотическим средствам. В нашей стране их пьют чуть ли не литрами, особенно пожилые люди. Это может привести к зависимости, от которой будет трудно избавиться.
Успокоительные фитосборы пить не возбраняется. Но если вы принимаете их постоянно, а они не помогают, обратитесь к психотерапевту. Врач подберет лекарства, которые действительно окажутся эффективны. Ведь одно дело, когда у человека произошел разовый эмоциональный всплеск (тогда действительно можно выпить и успокоительный сбор) и совсем другое – если симптомы нервного срыва беспокоят несколько недель или месяцев. Это приведет к плохой переносимости нагрузок, быстрому истощению и неизбежным конфликтам с окружающими.
Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис
Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно
Источник
Как маскируется депрессия у детей
Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
- тошнота;
- боли различного происхождения;
- упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
- нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
- учащенное сердцебиение;
- головные боли и головокружение;
- нарушение аппетита.
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
- смерти близких, особенно матери;
- одиночества;
- темноты;
- за свое здоровье, жизнь;
- все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.
Источник