Как бороться с нервной возбудимостью у малышей? Рекомендации и советы
Все малыши отличаются друг от друга — спит сном богатыря даже под дрель, другие реагируют и плачут от каждого шороха. В последней ситуации ребенок страдает синдромом повышенной нервной возбудимости. Чем вызывается нервная возбудимость у новорожденного и как ее лечить?
Как определить недуг?
Признаками данного заболевания является следующее:
1. Ребенок беспокоится, нервно реагирует на перемену позы или касания тела
2. Вздрагивает от резких звуков
3. Руки и ноги подвержены тремору
4. Подбородок во время плача трясется, малыш визжит
5. Кулачки раскрыты при разведении рук в стороны
6. Тонус мышц повышен, что ведет к раздражительности у младенцев
7. При перевозбуждении новорожденный запрокидывает голову
8. Подошвенные рефлексы не работают, пальцы отказываются сжиматься в ответ на манипуляции, растопырены, как «веер»
9. Малыш часто лежит, открыв глазки
10. Медленно набирает вес, часто срыгивает
Нервозность у новорожденного нужно устранять. Если процесс запустить, синдром приведет к нарушениям в развитии. Могут появиться судороги, затормозиться развитие двигательных навыков, малыш станет чересчур агрессивным или апатичным. Также может наблюдаться развитие гиперактивности, медленная речь и наработка запаса слов.
Причины появления
Нервная возбудимость у грудничка проявляется неполадок в нервной системе во время развития плода и после рождения. Основную роль играют особенности генетики, тяжело протекающие роды, стрессы при вынашивании ребенка, прием ряда медикаментов, раннее отлучение от кормления грудью.
Рекомендации по лечению
Для лечения нервной системы рекомендуется наладить нормальный режим сна, распорядка дня, прогулок, кормления. Любое отклонение воспринимается растущим организмом как внешние раздражители, что губительно для нервной системы новорожденных. Способствует этому постоянная гимнастика и массаж. Массажные процедуры выполняют ежедневно в одно и то же время. Предпочтительное время — за 30 минут до еды.
Продолжительность первого сеанса должна быть 5 минут. Если малыш проявляет недовольство, процедуру прекращают. Со временем ребенок адаптируется и тогда массаж длится до получаса. Выполняется процедура на специальном пеленальном столе. Нельзя массировать ранки, суставы, паховую зону во избежание повреждений.
Во время принятия ванн в воду следует вливать настои успокаивающих трав для сна малышам. В воду с температурой 36–37 градусов добавляют череду, мелиссу, отвар хвойных деревьев, свежей мяты, ромашковых цветков, боярышника. Сеансы «плавания» в ванночке укрепляют мускулатуру малыша. Наденьте на ребенка специальный круг и предоставьте свободу — пусть плескается. Курс приема ванн с травами — 10–15 сеансов.
Поможет и ароматерапия. Она устранит повышенную возбудимость у младенца. Прежде чем использовать эфирные масла, нужно проконсультироваться с врачом, поскольку концентрированный продукт может вызвать аллергию. Курс лечения начинают с одной — двух капель. Наливайте их в ароматические лампы, ставьте в комнату с кроваткой малыша. Добавлять эфирные масла в воду во время приема ванн нельзя — может получиться ожог.
Атмосфера дома тоже важна. Избегайте при общении крика, громких разговоров, раздражения, разговаривайте с лаской и спокойствием. Большей гуляйте, выезжайте на месяц с ребенком к горам или морю. Многие мамы спрашивают — как надо успокоить малыша, если он плохо спит? При беспокойном сне можно временно взять малыша к себе в постель или снять с его кроватки боковую стенку. Колыбельку поставьте впритык со своей кроватью.
Детям с синдромом возбудимости могут назначить препараты для улучшения снабжения мозга кровью в виде таблеток или суспензий как успокаивающее средство для малышей. Приготовьте смесь из лекарств и грудного молока, дайте ребенку.
Как еще успокоить беспокойного малыша?
Для успокоения нервного младенца подойдет пеленание и укладывание в колыбели. Колыбелька для малышей, успокаивающая нервную систему, должна быть удобной. Постельное белье и окружающие материалы не должны вызывать неприятных реакций. Ребенка пеленают, плотно кутают в одеяло и укладывают на бок. Создайте оптимальную температуру и влажность в комнате. Устраивайте регулярные проветривания. Можно использовать соляную лампу — она создаст необходимую атмосферу уюта и благотворно повлияет на микроклимат. Также лампа применяется, если ваше чадо часто болеет.
Хорошо подойдет укачивание — в кровати, на шезлонге, фитболе или руках. Пустышка хорошо помогает заснуть. Равномерные «белые» шумы бытовых приборов, классическая музыка или звуки приборы помогают настроиться на сон. Идеально, если мама будет напевать колыбельную, а малыш, засыпая, будет ощущать себя в безопасности.
Источник
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННОГО
Даже при тщательном уходе на нежной коже ребенка могут возникнуть опрелости — пеленочный дерматит. Проявляется он покраснением и отечностью кожи в местах ее соприкосновения с мочой, калом, иногда — с грубыми пеленками. Обычно опрелости возникают в области ягодиц, в подмышечных, паховых и подколенных складках. При усугублении этого процесса на коже могут появиться трещинки, шелушения и мокнущие пузырьки. Такие повреждения создают благоприятные условия для развития опасных для здоровья малыша грибковых и бактериальных инфекций.
— соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
— ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
— увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
— обрабатывайте естественные складки кожи;
— устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;
Если опрелости все же возникли:
1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
— максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
— меняйте их до 12 раз в день.
2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).
3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).
ГИГИЕНА ПОЛОСТИ НОСА
Слизистая оболочка носа выполняет важную функцию — защищает организм от микробов, аллергенов, пыли, табачного дыма и т.д. Она удерживает эти негативные агенты в своем вязком слое, предотвращая их проникновение внутрь.
Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.
Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.
Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:
1. Повышайте влажность воздуха в помещении:
— положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
— используйте увлажнитель воздуха;
2. Применяйте средства для увлажнения полости носа:
— у новорожденных — физ. раствор (9г NaCl на 1л очищенной воды);
— старше месячного возраста — морскую воду с микроэлементами, например, хьюмер,салин,аквамарис и пр..
Период от 2 недель до 3 месяцев жизни младенца — самый сложный для родителей за весь первый год. Вам нужно научиться понимать своего ребенка, определять, почему он плачет, и правильно действовать, помогая ему. 70% малышей в этом возрасте беспокоят кишечные колики, причем чаще встречаются они у мальчиков, у первенцев и у детей, чьи мамы тревожно и мнительно настроены.
Колики — это приступы раздраженности, возбуждения или плача у детей, длящиеся несколько часов и повторяющиеся не менее трех раз в неделю. Связаны они с болью в кишечнике, при избыточном газообразовании. Часто колики возникают во время кормления: ребенок неожиданно кричит, ведет себя беспокойно, поджимает ножки или дрыгает ими.
Причиной возникновения колик может быть:
— чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
— спазмы кишечника;
— проглоченный во время кормления воздух;
— темперамент малыша.
— чаще выкладывайте малыша на живот;
— после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
— не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.
Это можно сделать с помощью таких приемов:
— поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
— приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
— легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.
Помогут и лекарственные средства:
— травяные чаи;
— гомеопатические капли;
— детские препараты на основе симетикона.
К числу самых распространенных нарушений функций кишечника у младенцев относятся запоры — ими страдают 10-25% детей первого года жизни.
Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.
Частота стула у детей на грудном вскармливании 1-8 раз в сутки, на искусственном — до 4 раз в сутки. Если кишечник грудного ребенка опорожняется реже 1-2 раза в сутки и есть неприятные ощущения (беспокойство, вздутие живота, снижение аппетита), то это считается запором.Если ребёнок ходит в туалет 1 раз в 3 суток,находясь на грудном вскармливании,и это его не беспокоит,это может быть его нормой.
Причинами запоров могут быть:
— недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
— несбалансированное питание ребенка и /или матери;
— дисбактериоз кишечника;
— несвоевременное или неправильное введение прикорма;
— перевод на искусственное вскармливание;
— заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)
Методы лечения запоров у детей грудного возраста
1. Диета:
— достаточный по возрасту прием жидкости;
— своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
— уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
— коррекция диеты кормящей матери;
— включить в рацион кисломолочные продукты;
— уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
— употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.
2. Общеукрепляющие меры:
— массаж;
— физические упражнения;
— соблюдение режима дня.
3. Применение слабительных средств.
-Высокая температура
Первый сигнал о том, что ваш малыш заболел — это повышение температуры тела. Возникнуть оно может вследствие инфекционных заболеваний, перегрева, прививок, аллергических реакций, стрессов и других причин.
Оказание помощи при повышенной температуре:
— уложить ребенка в постель;
— давайте обильное теплое питье;
— снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
— при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
— проветривайте помещение, в котором находится ребенок.
Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.
Наиболее безопасным жаропонижающим средством для детей во всем мире признан парацетамол и ибупрофен — они мягко снижают температуру и снимают боль.
Источник
Маленький ребенок и его «большие» эмоции
Советы родителям, которые помогут понять эмоции детей и, соответственно, справиться с ними
Маленькие дети могут испытывать и проявлять свои «большие» эмоции! Понимание того, как лучше справляться с эмоциями малышей, является важнейшей частью воспитания. Дети плачут, когда падают, когда им страшно, когда другой ребенок занимает качели или когда они голодны, устали, разочарованы своей очередной попыткой научиться кататься на велосипеде или же когда ругаются с братьями, сестрами или друзьями. Неважно, какова причина их переживаний. Если ребенок расстроен, он эмоционально уязвим, раним и беззащитен, и нам необходимо помочь ему справится со своими эмоциями. Вариантов множество: посочувствовать или помочь сменить отношение к ситуации (это поможет ему оставаться рассудительным), сосредоточиться на чем-то позитивном или переключить внимание, а может, даже попробовать предвидеть реакцию ребенка и стараться избегать ситуаций, которые способны его расстроить.
Стоить ли потакать детским огорчениям и всплескам эмоций? Многие из нас выросли в том суровом убеждении, что взрослые не должны потакать жалобам малышей, иначе это будет способствовать тому, что дети станут зависимыми, постоянно нуждающимися и начнут манипулировать другими. В наше время существует противоположное мнение: детям необходимо как можно раньше становиться независимыми и самостоятельными; и начинать нужно с того, чтобы не подходить к плачущему ребенку, – пусть он сам учится успокаиваться. Выбор, конечно же, за вами.
Пусть дети проявляются себя как взрослые не ранее того, когда вырастут. Очень часто детям говорят, чтобы они вели себя, как взрослые, терпели, не жаловались и взяли себя в руки. Но помогает ли им это научиться справляться со сложными эмоциями и проблемами? И как это поможет подросткам справиться с подавленностью, если их бросит вторая половинка, которую они так полюбили? Или если их не примут в университет, в который они так хотели поступить.
Мы ведь хотим помочь своим детям найти более действенные способы решения больших и маленьких жизненных проблем. Если им говорить, чтобы они учились терпеть или не обращать внимание на свои эмоции, то это лишь научит их скрывать, преуменьшать или драматизировать свои чувства. Они научаться скрывать их по той причине, что, когда кто-то преуменьшает их переживания, это заставляет чувствовать свою неправоту, что, в свою очередь, расстраивает их еще больше. Дети драматизируют свои чувства, так как знают, что имеют вескую причину расстраиваться. Ведь родители, которые вмешиваются в проблемы детей, дают много советов и предложений, не оказывают им нужную поддержку и не позволяют им самим найти решение проблемы.
Выслушивание лечит. Многие из личного опыта знают, что, когда вас выслушают, примут и поймут, становится не так больно. Когда нас понимают, нам легче понять суть проблемы. Когда взрослые и дети чувствуют, что их услышали и поняли, им легче успокоиться, и они могут найти силы для решения проблем. Чем больше ребенок чувствует, что его услышали, тем лучше он прислушивается к своим чувствам и понимает их.
Эмоциональный интеллект. Когда мы поддерживаем детей в выражении эмоций и решении проблем и показываем, что верим в их успех, это помогает им развивать эмоциональный интеллект и навыки саморегуляции. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать эмоции, определять и выражать свои чувства, а также умение определять свои эмоциональные потребности и потребности другого человека. Ребенок, который может определить и выразить свои эмоции и потребности, чувствует себя более уверенным при решении проблем. Такой ребенок вряд ли будет срываться на других. Попытки объяснить, потребовать, обратиться, угрожать или подкупить расстроенного ребенка могут только ухудшить его состояние. Все это никак не повлияет на решение проблем и не успокоит ребенка. Но если вы его выслушаете и посочувствуете, то можете кардинально изменить его отношение к проблеме или ситуации.
Если дети не разгрузятся от эмоций, они их проявят в действии. Важным элементом воспитания является скорость реакции родителей на стрессовое состояние ребенка. Чтобы поведение малыша было гармоничным, в его жизни не должно быть массы накопившихся огорчений, он должен быть свободен от них. Когда ребенок становиться безрассудными или агрессивными, задумайтесь: «Что он сейчас чувствует, почему ведет себя именно так? Что ему сейчас нужно?». Когда у детей накапливается много стрессов и огорчений, им нужна наша помощь, чтобы выплеснуть эти эмоции и попросту разгрузиться от них. Есть несколько природных и инстинктивных способов того, как ребенок может сделать это: через разговоры, плач, через бушевание (если он разъярен) и, конечно, когда ребенка слушают и обнимают. Еще один прекрасный способ избавиться от стресса, обид, страхов и напряжения – это проявлять по отношению к ребенку любовь и заботу, а также веселиться и смеяться.
А как же истерики? Когда у ребенка истерика, это значит, что он достиг эмоционально критической точки, и ему крайне необходимо выплеснуть свои сильные эмоции, а для этого ему нужна помощь взрослого человека. Как правило, в эти моменты у детей активизируется реакция «бей или беги». Истерика начинается либо из-за переизбытка эмоций, с которыми ребенок не смог совладать, либо из-за чего-то незначительного, что стало последней каплей, или же из-за чего-то гораздо большего, возможно, из-за не до конца решенной проблемы или ситуации.
Истерики часто сбрасывают со счетов, считая их чем-то характерным для всех малышей. К сожалению, многие советуют игнорировать детские истерики, так как считают их проявлением плохого поведения, а не выплескиванием эмоциональных переживаний. Такое отношение может привести к тому, что родители упустят важную возможность помочь своему ребенку справиться с эмоциями, которые оказывают на него мощное влияние. Порой, внимательно проанализировав пережитое ребенком, можно убедиться в том, что появление истерики спровоцировано какой-то конкретной ситуацией, произошедшей несколько дней назад. Очень важно понимать, что истерики могут также возникать из-за того, что происходит в настоящее время. На подсознательном уровне ребенок возвращается к неразрешенной ситуации, независимо от срока ее давности. Очень часто родители не знают причину расстройства своего малыша, но одно можно сказать с уверенностью: такое неподдельное и открытое выражение эмоций свидетельствует о том, что ребенку нужны помощь и понимание.
К счастью, дети имеют врожденную способность выплескивать сложные эмоции. Это эмоциональная детоксикация. Организм работает над очисткой от токсинов, которые попадают в него или образуются внутри. То же относится и к эмоциям. В такой период «детоксикации», чтобы ребенок успокоился, взрослый должен помочь ему почувствовать себя эмоционально защищенным. Ребенку важно знать и чувствовать, что о нем заботятся. Простые выражения, как «понимаю», «я слушаю», «я забочусь о тебе», «я люблю тебя», помогут малышу почувствовать себя эмоционально защищенным, и он сможет успокоиться, свободно выплакав свой стресс.
Дети учатся слушать и доверять своим чувствам. Все стрессы могут помочь детям научиться доверять тому принципу, что, проработав свои чувства, выразив их, им станет легче. При этом наши ответы, наши слова, наша забота должны быть направлены на то, чтобы, развивая умение справляться со своими эмоциями, дети были сострадательны к самим себе в период переживаний. Чтобы у них выработались такие навыки, нужны не один год, и, конечно же, поддержка родителей.
«Что чувствует твое сердце?» – очень интересный вопрос для детей. Он может научить их прислушиваться к своим эмоциям. Когда ваш ребенок становится расстроенным, рассерженным, ноющим или печальным, это значит, что ему нужна ваша поддержка, чтобы справиться с эмоциями. Если дети несговорчивы, безрассудны или агрессивны, это указывает на то, что вам просто понадобится больше времени, чтобы найти подход к ребенку и внимательно его выслушать.
Иногда ограничения также могут послужить эмоциональной разрядкой, например, когда мы вмешиваемся и останавливаем детей во время их негодования, чтобы они не пострадали сами и не ударили других. Определенное ограничение поможет им переключиться с драки на разрядку. Если вы выслушаете и признаете их чувства грусти, разочарования и негодования, тогда ваши ограничения помогут детям выплеснуть эмоции и быстрее успокоиться.
Кто выслушает ваши негодования? Многим родителям очень сложно сочувствовать своим детям в тот момент, когда те выражают свои сильные эмоции. Многие, сами будучи детьми, попросту не получили нужной эмоциональной поддержки, поэтому действуют так, как поступали их родители. Чтобы разорвать этот порочный круг и стать сильной поддержкой для своих детей, мы должны научиться контролировать собственные эмоции.
«Хорошие отношения зависят от обретения разумного баланса между возможностью отслеживать собственные эмоции и в то же время видеть и понимать эмоции других людей. Они также зависят от возможности терпеть неприятные эмоции, переживаемые другими» – Сью Герхардт «Почему так важна любовь: как отношения привязанности формируют мозг ребенка».
Чтобы помочь ребенку с его эмоциями, мы должны осознавать свои собственные. Когда ребенок выражает свое чувство негодования, и родитель при этом чувствует свой усиливающийся стресс и осознает желаемую реакцию, ему легче понять своего ребенка. Сколько бы вы не говорили малышу, бьющемуся в истерике, успокоиться, он не сможет сам справиться со своими эмоциями. Его нужно эмоционально тренировать и показывать хороший пример. В следующий раз, когда ваше чадо волнуется, злится, нервничает или чувствует неуверенность, помните, что в этот момент ребенок не может мыслить ясно. Но если вы поддерживаете его эмоциональную разрядку через разговоры, слезы, рычание, игру или смех, будьте уверены, что вы поддерживаете и физическое, душевное и эмоциональное здоровье и благополучие своих детей, и со временем они непременно научатся справляться со своими сильными эмоциями.
Источник