Перечислите основные свойства темперамента

Перечислите основные свойства темперамента

В современных исследованиях принято описывать свойства темперамента, которые называются также формально-динамическими свойствами личности. Выделим основные свойства темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, — свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность — это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других — «не понятно, обрадовался он или огорчился».

Активность — свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций — свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность — свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Эстраверсия / интроверсия — свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления. Среди свойств личности, на которые влияет темперамент , выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

1. Впечатлительность — свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

2. Эмоциональность — свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

3. Импульсивность — свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

4. Тревожность — свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.

Источник

Основные свойства темперамента

Понятие темперамента.

С самых первых времен развития психологии, наряду с частными проблемами человеческого поведения, выдвигались и проблемы темперамента и характера, охватывающие все поведение человека в целом. Термины на протяжении времени много раз меняли свое содержание, но определение темперамента как особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственную конституцию организма можно считать наиболее обычным для современной психологии. Таким образом, темперамент – понятие наиболее физиологическое, биологическое и охватывает ту сферу личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях. Во всей той части нашего поведения, которая обычно признается непроизвольной и наследственной, господствующим понятием является темперамент.

Еще самые древние учения о темпераменте сближали его со строением тела и устанавливали те ткани, жидкости в организме которые якобы являются носителями темперамента. Так, господство одного темперамента связывалось с преобладанием желчи в организме, другого – с преобладанием крови и т.д. Впоследствии выделились другие факты того же самого порядка: так, Лесгафт указывал на решающее значение, которое имеет для темперамента широта просвета и толщина стенок сосудов у различных людей. Другие авторы сближали темперамент с разными внутренними тканями организма, но при всем различии этих взглядов их объединяло общее убеждение, что источники особенностей темперамента следует искать в индивидуальных особенностях строения тела. На место этому учению пришла теория относительно чисто психической сущности темперамента, которая пыталась объяснить разницу в темпераментах разным соотношением психических сил в организме, как страстей низких и высоких, желаний чувственных и идеальных, представлений отвлеченных и конкретных. Можно сказать, что первые попытки объяснить темперамент были бесплодны потому, что они никогда не могли защитить и наглядно подтвердить предполагаемую ими связь, а вторые – потому, что по своей природе искомое выдавали за решение проблемы и проблему делали ответом. В самом деле, объяснить темперамент через различные соединения психических свойств значит объяснить «то же через то же» (idem per idem), так как вся проблема темперамента только в том и заключается, чтобы объяснить наличие и преобладание в психике одного человека одних страстей и представлений, а в психике другого других. Логический круг являлся неизбежным пороком почти всех психологических теорий темперамента, способствовал тому, что проблема отошла на задний план в научной психологии.

В традиционной психологии издавна описание темперамента обычно охватывает 4 типа, в основу которого положено древнее учение относительно основных типов человеческого поведения. Эти типы описываются самым различным образом, но при всех вариациях незыблемыми остаются две основные черты: известная телесная выразительность каждого из типов, то обстоятельство, что рисунком можно иллюстрировать темперамент, а также известный характер движений и их темпа, как основа их перехода от внешнего поведения человека к толкованию его психики. К основным типам темперамента относят: сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков. Из объективного изучения внешних симптомов темперамента ясно, что мы определяем темперамент по типу движения, которое производится нашими органами или по возможности или готовности движений, которые мы угадываем в чертах тела. Следовательно, в основе наблюдения – акт реакции, как основной, целостный элемент, из которого составляются все формы поведения. Установлено, что каждый из нас обладает свойственным ему привычным темпом реагирования, и в этом отношении можно разделить людей на быстрых и медленных. Дальнейшая дифференцировка касается динамичности и силы реакции из чего и получаются основные типы человеческого поведения (по Корнилову):

1) лица, с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования – мускульно-активный темп;

2) лица, с природной склонностью к быстрому и слабому способу реагирования мускульно-пассивный тип;

3) лица – с медленной и сильной реагир.способностью – сенсорно-активный тип;

4) люди, с медленной и слабой реагир. способностью – сенсорно-пассивный тип.

Эти 4 типа, установленные вне всякой зависимости от учения о темпераментах, т.е. научным методом приводят к конечным выводам классического учения о темпераментах. Очевидно, что сангвиниками называют обычно людей мускольно-пассивного типа, реагирующих быстро, возбуждающихся легко, но не доводящих своих реакций до полной силы и выразительности и погасающих так же быстро, как и воспламеняющихся. Характеристика холерика совпадает с типом мускульно-активным — реакции сильной и быстрой, и недаром этот темперамент приписывался великим, энергичным историческим деятелям, людям настойчивости и воли. Меланхолик реагирует медленно и сильно совпадает с сенсорно-активным типом. Отсюда постоянная как бы замедленность, задержка и напряженность в меланхолических характерах, их способность в течение многих лет привязываться к одной мысли или идее, их видимая неподвижность, связанная в лице с какой-то суровой решимостью и мужественным напряжением. И наконец, флегматики – лица с природной склонностью к реакции замедленной и ослабленной, люди – сенсорно-пассивного типа.

Читайте также:  Типы темперамента кратко для детей

Интересен вопрос о том, возможен ли переход от одного типа темперамента к другому путем воспитания, упражнений, перемены установки и т.д. Установлено, что всякий человек легко переходит от ослабленного к усиленному типу реакции, т.е. от пассивного к активному способу реагирования и от замедленного к ускоренному. Обратный переход – оказывается затруднительным, а иногда невозможен. Отсюда, понятно, что легче всего поддаются перевоспитанию флегматики, которые легко усваивают форму поведения активных холерических натур, возможен переход от флегматического темперамента к меланхоличному или сангвин-му, так как каждый из них связан с изменением только одного характерного момента; при ускорении движений они переходят в сангвиников, а при усилении реакций – в меланхоликов. Труднее всего поддается перевоспитанию холерический тип темперамента, из холерика никогда нельзя сделать хладнокровного в каких бы то ни было обстоятельствах человека. Промежуточное место в данном вопросе занимают оставшиеся 2 типа темперамента, перевоспитание которых грубо говоря можно считать возможным только на половину: меланхолик легко прибл-ся к холерику при убыстрении реакции, а сангвиник в некоторых условиях может легко сойти за холерика. Сангвиник, научившись сильно чувствовать и властно говорить, узнавший в первый раз, что значит сильно хотеть и добиваться своего, уже не может ни по каким признакам быть отличен от холерика.

Принято выделять следующие свойства темперамента:

Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения псих.реакции человека, и скорость развития этой реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, угроза, обидное слово).

Активность – ст.энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет целенаправленность, настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длит.работе и т.д.

Темп реакций – скорость протекания разл.психич. реакций и пр-ов (скорость движения, темп речи, быстрота ума т.д.).

Пластичность – легкость, гибкость, быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т.д.).

Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

Экстраверсия – поведение, реакция человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен во вне.

Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакции человека образами, представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек направлен во внутрь.

Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Таким образом темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных св-в психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности постоянными в течении жизни.

Исследователей постоянно интересовал вопрос о влиянии темперамента на эффективность деятельности, так как казалось, что свойства темперамента способны существенно влиять на деятельность. Это же относится к эффективности обучения. Но исследования и наблюдения показали, что особенности темперамента, прежде всего влияют на выбор способа деятельности, а не на ее эффективность. Наибольшей эффективности в любой деятельности достигают люди, у которых приемы, стиль работы соответствуют их индивидуальным особенностям. Таким образом, темперамент обуславливает индивидуальный стиль деятельности.

Наиболее общепринятыми формальными признаками индивидуального стиля считаются:

А) устойчивость системы приемов и способов деятельности;

Б) обусловленность этой системы определенными личными качествами;

В) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Исследования индивидуального стиля деятельности показало, что он не возникает у человека сам собой, стихийно, а вырабатывается в ходе активного поиска приемов и способов, которые позволяют человеку применительно к своему темпераменту добиваться лучших результатов.

В условиях совместной деятельности людей свойства их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, нежели когда каждый из них работает индивидуально. Деятельность холерика оказывается более эффективной, если его партнер – флегматик или меланхолик, а не сангвиник или холерик. Поэтому при организации совместной деятельности следует учитывать темпераменты.

Источник

Свойства темперамента

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.

Принято выделять следующие основные свойства темперамента.

Сензитивностьиличувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы человек отреагировал;

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Люди различаются по степени выраженности реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы. О некоторых можно сказать: «вспыльчивый», «заводится с пол-оборота», а о других: «не поймешь, обрадовался или огорчился…»;

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели (настойчиво, сосредоточенно, целенаправленно или вяло, неэнергично, рассеянно);

Пластичность/ригидность. Противоположные свойства, которые проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним воздействиям или, наоборот, инертно, с трудом меняя свои привычки и суждения;

Темп реакции. Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов (скорость запоминания, движения, выполнения мыслительных операций, темп речи, динамика жестов и т.д.);

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;

Интроверсия/экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем обусловлены реакции и поведение человека: собственными представлениями, образами, мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт).

Названные свойства темперамента отличаются от других сфер личности (способностей или мотивационной сферы) по ряду признаков:

динамичность – характеризуют психику в динамике, подвижности, стремительности реагирования;

устойчивость — индивидуальные значения этих свойств сохраняются длительное время, в течение жизни практически не меняясь;

онтогенетическая «первичность» — свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве, являясь наиболее ранними и исходными характеристиками психики;

статистическая частота их проявления — особенностями темперамента считаются только те, которые в обычных условиях жизни проявляются чаще всего и наиболее типичны для данного человека;

признак максимальности — свойства темперамента особенно точно можно определить в условиях, максимально трудных для их проявления;

обусловленность генотипическими свойствами нервной системы – все перечисленные характеристики непосредственно зависят от врожденных особенностей нервной деятельности.

Понятие характера

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере ( от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Читайте также:  Минорное настроение 5 букв первая с третья у

Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, спортивная команда, трудовой коллектив и др.) В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость–в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и самому себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой чет характера являются те, которые характеризуют отношения человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера – наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов – игрой в городки, Д.И. Менделеев – чтением приключенческих романов.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяются такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самом себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т.е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия – интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др.

Свойства характера

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Некоторые авторы не различают свойства темперамента и глобальные свойства характера, считая их проявлением одной и той же психологической реальности. Тем не менее, свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента хотя бы потому, что они в гораздо большей степени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую моральную и юридическую ответственность, Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт характера является так называемая Большая пятерка свойств (У. Норман, Л. Гольдберг, Р. Коста, П. Мак-Крэй, Д. Дигман, Ф. Остендорф, Б. ДеРаад, А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов):

Читайте также:  Что такое патриотическое чувство автора

1) Самоуверенность — неуверенность.

2) Согласие, дружелюбие — враждебность.

3) Сознательность — импульсивность.

4) Эмоциональная стабильность — тревожность.

5) Интеллектуальная гибкость — ригидность.

Если факторы 1 и 4 в большей мере можно связать со свойствами темперамента (это по существу те же Павловские Сила и Уравновешенность), то факторы 2, 3 и 5 являются собственно факторами характера как такового. Концепция Большой пятерки разрабатывалась перечисленными выше авторами (среди которых американцы, немцы, голландцы, русские) на основе психолингвистического, а затем факторного анализа огромного числа языковых обозначений личностных черт в национальных языках. Указанная Пятерка факторов отражает межкультурные универсалии (общие черты) в представлениях об индивидуальных различиях в разных языковых культурах.

Уточним , что такая черта характера, как экстраверсия — интроверсия (общеизвестная, благодаря весьма популярным работам К. Юнга, а затем Г. Айзенка), в концепции Большой пятерки является производной от первого фактора, а именно: общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди массы несовпадающих типологий и классификаций локальных (ситуационно зависимых) факторов характера (Р. Кэттелл, X . Гоф, Дж. Гилфорд, Д. Джэксон, А. Е. Личко, А. Г. Шмелев) назовем отдельные факторы, имеющие несомненное значение в педагогической практике:

1) Общительность — замкнутость.

2) Доминантность (лидерство) — подчиненность.

3) Оптимизм — уныние.

4) Совестливость — бессовестность.

5) Смелость — осторожность.

6) Доверчивость – подозрительность

7) Мечтательность- практицизм

8) Тревожная ранимость — спокойная безмятежность.

9) Деликатность – грубость.

10) Самостоятельность — конформизм (зависимость от группы).

11) Самоконтроль — импульсивность.

12)Страстная увлеченность — апатичная вялость.

13) Миролюбивость — агрессивность.

14) Деятельная активность — пассивность.

15) Гибкость — ригидность.

16) Демонстративность — скромность

Безусловно, этот список можно было бы продолжить, но мы остановились здесь на перечисленных 20 факторах, так как они достаточно убедительно могут проиллюстрировать главные идеи современной дифференциальной психологии характера. Любой поступок, в котором проявляются перечисленные выше черты, оказывается полидетерминированным, то есть имеет много внешних и внутренних причин. Причем внешние причины (внешние ситуационные стимулы и условия поведения) действуют на человека не автоматически, а через его возможности восприятия и понимания (категоризации) ситуации. Если ребенок не склонен рассматривать объективно опасную ситуацию как тревожную, то он и не будет проявлять реакцию тревоги. Внутренние факторы поведения тоже оказываются разноуровневыми. Если ситуация не очень четко помещена ребенком в определенную категорию, если воспринимается им неоднозначно (как ситуация неопределенности), то скорее всего ребенок будет следовать в этом случае своему темпераменту или глобальным свойствам характера: например, выносливый и самоуверенный ребенок будет активно исследовать ситуацию, добирать недостающую информацию извне, а слабый и неуверенный в себе ребенок скорее будет проявлять опасливость и будет избегать избыточно тревожной и пугающей его неопределенности. Если же ситуация категорирована ребенком более однозначно, то он попытается применить в ней выработанную у него привычную для данной ситуации стратегию поведения. В большинстве случаев эта ситуационная стратегия совпадает с его свойствами темперамента, но в некоторых случаях может наблюдаться и противоречие.

Сильный и самоуверенный ребенок в большинстве ситуаций проявляет следующие локальные черты характера: общительность, доминантность, оптимизм, смелость, агрессивность, деятельную активность, честолюбие. Соответственно слабый и неуверенный в себе ребенок в большинстве ситуаций будет проявлять противоположные черты. Но иногда в какой-то игре, в которой специальная способность (частная одаренность) данного слабого ребенка приносит ему успех, слабый ребенок начинает проявлять весь комплекс черт, свойственных сильному и уверенному в себе человеку.

Другой пример. Если у ребенка подкрепляется стиль индивидуалистической конфронтации в качестве глобальной жизненной стратегии, то в большинстве ситуаций такой ребенок проявляет замкнутость, подозрительность, агрессивность, бессовестность, грубость, доминантность, честолюбие, демонстративность. Соответственно ребенок, у которого с ранних лет окружающие подкрепляли стиль коллективистической взаимопомощи, будет скорее всего обладать всем букетом противоположных черт характера. Но это не значит, что не существует ситуаций, где первый ребенок окажется, например, более доверчивым, чем второй ребенок.

Исследования показывают, что локальные черты характера гибко развиваются и видоизменяются у человека в течение всей жизни, тем более они находятся еще в стадии своего первичного формирования у детей. Своевременная диагностика формирующихся черт характера может позволить воспитателям успеть повлиять на этот процесс: подкрепить желательные черты характера и сгладить, смягчить чрезмерную заостренность (акцентуированность) нежела-

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности — постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ковалев А.Г. Психология личности, гл. XII. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.

2.Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1969.

3.Немов Р.С. Психология: Учеб для студ.высш.пед.учеб.заведений. –М.: Гуманит.,2003.

4.Психология и педагогика. Под ред. Радугина. М. МГУ, 1996.

5.Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000. С. 350.

6.Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2003.

7.Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие. Мн.: ООО «Новое знание», 2002.

Источник

Оцените статью