Перечень потребностей которые являются источником наших чувств

Список чувств и потребностей Евы Рамбала.

Центр Психологической поддержки ИАТЭ НИЯУ МИФИ

#эмоциичувства #психология #потребности #практики

«Когда я не способен(на) защитить себя и/или установить эмпатическую связь с другим человеком, я создаю угрозу своей жизни.

Если я не придаю значения своим потребностям, то и другие не будут этого делать.

Никогда не позволяйте внешним авторитетам заставить вас подчиниться или восстать. Спросите себя: я это делаю из любви или из страха? В каждой ситуации возможна мирная и любящая реакция.

Когда я осознаю неудовлетворенные потребности, стоящие за моим гневом, я позволяю своей жизненной энергии течь свободно.

Каждый конфликт – это великолепная возможность сблизиться или отдалиться друг от друга.

Умение сказать: «НЕТ» важно, потому что, если Я не придаю значения своим потребностям, то и другие не будут этого делать»

Что я чувствую, когда мои потребности удовлетворены:

• наполненность; • изумление; • бодрость; • комфорт; • довольство; • восторг; •энтузиазм; • благодарность; • надежда; • вдохновение; • заинтересованность; •радость; • растроганность; • облегчение; • удовлетворение; • удивление; •признательность; • расчувствованность/умиление

Что я чувствую, когда мои потребности НЕ удовлетворены:

• скованность; • боязнь/опасение; • тревога; • озабоченность; •обеспокоенность; • растерянность/Замешательство; • разочарование; •отвращение; • смущение; • страх; • беспомощность; • сомнение; •безнадежность; • ужас; • одиночество; • перегруженность; • печаль; •беспокойство

Перечень потребностей, которые являются источниками наших чувств:

Наслаждение жизнью

• наполненность энергией и жизнью; • красота; • комфорт; • легкость; •веселье; • гармония; • радость; • мир/умиротворенность; • игра/забава; • безопасность (эмоциональная и физическая); • саморазвитие; • простота; • стабильность.

Значимость, смыслы

• ясность/определенность; • участие/внесение вклада; • служение жизни/следование предназначению

Целостность

• достоинство; • любовь; • принятие себя; • самоуважение; • самовыражение

Развитие

• приключение; • вызов; • творчество/креативность; • равные возможности; •вдохновение; • обучение

Автономия

• возможность выбора; • свобода; • взаимное уважение; • спонтанность

Социальные связи

• принадлежность, сообщество; • забота, опека; • сотрудничество; •воодушевление; • обратная связь (празднование или горевание об утрате); •дружба; • честность, искренность, понимание; • поддержка; • нежность; •внимание

Жизнеобеспечение

• воздух; • жидкость; • питание; • физическое; благополучие; • отдых/восстановление; • чувственность; • сексуальное самовыражение; • быть услышанным; • быть увиденным.

Когда произошло что-то, что Вам не по душе, обдумайте:

потому что я бы хотел (мне важно) .

Предположите, что может происходить с другим человеком, и обратитесь к нему:

Потому что ты бы хотел (тебе важно) .

После прохождения этого процесса, каков Ваш план действий?

Источник

Z-мир. 30. Чувственные потребности

30. Чувственные потребности

В процессе работы над главой «Эстетические потребности» я постоянно ощущал, что значительная их часть выскальзывает из рук – пока не понял, что чувственные и эстетические потребности – вещи весьма разные.

Выделение чувственных потребностей в самостоятельную группу – дело сложное, поскольку удовлетворение ЛЮБОЙ потребности вроде бы завершается положительным чувственным всплеском. Но во всех случаях, кроме одного, этот всплеск является не самоцелью, а непроизвольной, непреднамеренной реакцией. Однако существуют потребности, в которых самоцелью является именно чувственный всплеск, а уж каким образом он вызван – в большинстве случаев принципиального значения не имеет. Такие потребности я и буду называть ЧУВСТВЕННЫМИ.

Стремясь удовлетворять чувственные потребности, человек буквально охотится за ними. Вот список известных мне сильных чувств, нередко представляющих для человека очень важные и желаемые цели: влюбленность, светлая (может быть, осенняя) грусть, торжественная тревожность, чувство свободы, общности, могущества и риска, чуда или удивления… Есть люди, для которых влюбленность важнее любви и секса, и потому они вечно флиртуют. Другие люди уходят в осенний лес, чтобы блаженствовать в грусти и одиночестве. Третьи ради острого чувства риска готовы участвовать в крайне опасных аттракционах. Четвертые готовы пойти на край света ради чувства чуда (вспоминаю одесского купца пятнадцатого века, отдавшего за кокосовый орех с Сейшельских островов целый корабль с товаром!). А нередко люди потребляют и наркотики – с целью получения фантастических чувств, именно чувств, а не ощущений.

Читайте также:  Чувство переполненности желудка натощак

Чувственные потребности являются предтечей потребностей эстетических, для удовлетворения которых нужна большая работа сознания. Но когда от исполнения бардовской песни на глаза наворачиваются слезы, слушатель удовлетворяет не эстетические, но именно чувственные потребности – общности, сострадания, грусти. И когда за столом поют сельские жители, они удовлетворяют не неведомые им эстетические потребности, но опять же потребности чувственные.

Без различения чувственных и эстетических потребностей невозможно понять загадочный феномен, когда художник-самоучка трогает своим произведением до глубины души, а художник-профессионал оставляет нас равнодушными к его произведениям. Всего один домашний «концерт», который в свое время исполнила восемнадцатилетняя Алла Пугачева, перевешивает по силе все то, что она исполняла на сцене!

Случается, что люди стремятся к получению не только позитивных чувств, но и, так сказать, отрицательных. Так, люди сознательно идут на фильм, зная, что он будет вызывать сильнейшее чувство сострадания, страха и т.п. И вспомним, как часто дети просят рассказать им стра-а-шную сказку…

Бывает, что сильные желаемые чувства бывают опасными. Слишком впечатлительное чувство своего могущества может столкнуть человека с десятого этажа, увы – в последний полет… Однако это слишком редкая ситуация, и способность к чувствам, так же, как и к ощущениям, нужно охранять от злых взглядов и слов и от давления обстоятельств. Любые чувства легко убить, после чего восстановить их почти невозможно. Но так как потребность в желаемых чувствах составляет психическую энергию человеческого поведения, то и к своим, и к чужим чувствам нужно относиться предельно бережно. Без чувств влюбленности и грусти, чувства чуда человек утрачивает истинное величие. Поэтому трудно не согласиться с Кафкой: «Человек способен сотворить многое; но если он лишен прекрасных чувств, то он мне не интересен».

Давно замечено, что исследование чувств разумом и научное познание вообще отрицательно влияет на эстетическую чувственность. Я фотографично помню свои чувства от созерцания глубокого звездного неба в 5 лет – когда мое вербальное сознание было девственно-сельским, в 15 – когда какие-то познания о Вселенной я почерпнул из научно-популярной литературы, и в 25 лет – когда я приобрел солидное естественнонаучное знание. Так вот, величина и глубина чувства от созерцания звездного неба в 25 лет была на порядок слабее, чем в 5 лет. А хотелось бы чувствовать его так же, как в детстве…

Тяга к чуду является важнейшим из чувств. Именно это чувство заставляет людей искать истину и заниматься наукой.

Осознание возможной катастрофичности утраты чувств повергло меня в ужас и поставило передо мною два вопроса: как восстановить и сохранить чувственность в случае утраты и, если это невозможно, чему отдать предпочтение в дилемме «чувства или знание»?

Первую задачу я решил удовлетворительно: сегодня при созерцании того или иного явления я вытаскиваю из памяти то чувство, которое у меня возникало при созерцании этого явления в раннем детстве. Попутно была поставлена задача поддерживать в памяти весь спектр детских чувств. При чувственном созерцании я стараюсь забыть (или отодвинуть в сторону) научные знания и силой духа раскачать способность к полноценному чувствованию. Конечно, мне не удалось вернуть себе способность к детскому чувственному восприятию мира в полной мере (что, в частности, не позволило мне стать большим художником в широком смысле этого слова), тем не менее, по моим ощущениям, и на старости лет я полностью понимаю чувственный мир окружающих меня людей – и детей, и взрослых.

Вторую задачу можно представить в виде самых контрастных для подростка двух альтернатив. Перед ним стоит выбор между двумя возможными жизнями-судьбами.

Первая до предела насыщена острыми, яркими чувствами, но без глубокого познания и понимания мира и, следовательно, без интеллектуального творчества; вместе с его физической смертью и чувственный аппарат психики, и сами чувства превратятся в ничто; он не оставит потомкам никаких положительных материальных достижений (не считая, может быть, произведений искусства), увеличивающих защищенность жизни потомков от различных природных и общественных невзгод.

Вторая альтернатива в значительной мере требует пожертвования чувственными удовольствиями во имя сокращения бед человеческих. Для этого, разумеется, требуется приобрести могущественный интеллект.

Читайте также:  Чувствуется зуб под пломбой

Однако, выбор из этих альтернатив очевиден: не развив логический и управленческий интеллект и не поняв его сути, человек вынужден оставаться только в мире чувств. Мне известен случай, когда один из моих знакомых, активно идя вторым путем и заметив, что теряет свои чувственные способности, вдруг резко повернул вспять, выступая активным врагом любого логического знания. При этом у него откуда-то появлялась вера в то, что все проблемы (и социальные, и экономические) можно разрешить только волевым чувством, не прибегая к научному знанию (как и следовало ожидать, его судьба оказалась плачевной).

Источник

Словарь названий для чувств и потребностей

Словарь названий для чувств и потребностей

На следующих страницах я составила подборку некоторых слов, называющих наши чувства и потребности. Этот перечень может послужить подсказкой в твоем поиске подходящих названий для собственных ощущений.

Чувства

Некоторые люди считают, что существует всего пять чувств: страх, радость, боль, печаль и агрессия. Возможно, этого списка и хватило бы для описания сферы наших чувств в самых общих чертах. Я наполню эти огромные отсеки словами, отражающими больше нюансов чувств в повседневных событиях. Эти списки не являются полными, научно обоснованными перечнями. Скорее это помощник в жизненных ситуациях:

Есть три списка слов, называющих чувства:

1-й список: чувства, указывающие на реализованные потребности.

2-й список: чувства, указывающие на нереализованные потребности.

3-й список: слова, называющие скорее интерпретации, чем чувства. По этой причине я называю их «чувства-интерпретации». Здесь необходимо более чутко прислушаться к себе и обнаружить под интерпретацией подлинное чувство.

Потребности

Здесь аналогичная ситуация. Некоторые люди считают, что существует всего лишь от семи до двенадцати базовых потребностей. Маршалл Розенберг называет следующие потребности: самосохранение, безопасность, потребность в любви, подлинность, сочувствие, потребность в празднике, потребность в справедливости, независимость и потребность в смысле.

Вероятно, что-то есть в таком сокращении списка. Существует же двенадцать космических первичных принципов. Но все же я считаю целесообразным для практического применения в повседневном обиходе оперировать большим количеством слов.

Список 1. Чувства, указывающие на реализованные потребности

Источник

Эмоциональные потребности

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас, и почему важно делать все, чтобы их удовлетворить. Рассказывает психолог Юлия Хворова.

У всех людей с детства есть универсальные примеры базовых потребностей. Их неудовлетворение — это одна из причин эмоциональных проблем в детском и взрослом возрасте. Идеальное детство невозможно, некоторые потребности будут удовлетворяться в большей степени, другие — в меньшей. Если базовая потребность не удовлетворяется в значительной степени, это приводит к формированию дезадаптивных схем. Дезадаптивные схемы — это ригидные представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения.

Базовые эмоциональные потребности человека, о которых пойдет речь в этой статье, описаны Джеффри Янгом, основателем схема-терапии.

Зачем вообще знать о базовых потребностях, и как мне это поможет?

Неудовлетворение базовых потребностей приводит к поддержанию и активизации дезадаптивных схем, которые начинают управлять нашим поведением. Поведение, продиктованное схемой, еще больше препятствует удовлетворению потребностей, негативно сказывается на межличностных взаимоотношениях, мешает действовать согласно внутренним ценностям. Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Что это за потребности?

В схема-терапии выделены пять групп базовых эмоциональных потребностей:

Безопасная привязанность к другим — включает безопасность, стабильность, заботу и принятие;

Автономность, компетентность и чувство идентичности;

Свобода выражать действительные потребности и эмоции;

Спонтанность и игра;

Реалистичные границы и самоконтроль.

Давайте рассмотрим каждую группу потребностей подробнее.

1 Безопасная привязанность к другим

Потребность в безопасной привязанности, если брать как в пример эмоциональной потребности человека, к другим возникает у человека сразу после рождения. Человеческий детеныш в течение первых нескольких лет жизни является беспомощным и неспособным выжить без чьей-либо помощи. Его жизнь зависит от жизни родителей.

Само по себе присутствие родителей не удовлетворяет потребность в безопасности. Она удовлетворяется, если родители обеспечивают для ребенка физически и психологически безопасную среду. Родитель должен показать ребенку, что он ему поможет, сделает все для предотвращения или контроля ситуации. В этом случае ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые смогут помочь в сложной ситуации.

Ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые помогут в сложной ситуации.

Кроме родителей в удовлетворении этой потребности участвует все окружение ребенка.

Читайте также:  Для чего нужно снимать стресс

Стабильность и предсказуемость. Стабильность играет немаловажную роль в становлении и поддержании эмоционального благополучия человека. Сюда относятся предсказуемость отношений и уверенность в том, что родитель или партнер не покинет и поддержит при необходимости. Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Понимание и сострадание. Кроме поддержки в трудную минуту как взрослому, так и ребенку важно чувствовать, что его эмоции и переживания понятны и важны для близких людей. В таком случае мы не чувствуем себя отверженными и одинокими. Через сопереживание ребенок узнает, что испытывать и выражать эмоции — это нормально в такой ситуации. В противном случае возникает убеждение, что эмоции не важны и выражать их нельзя.

Любовь и принятие. Каждому человеку важно знать, что его любят и принимают таким, каков он есть. Со стороны родителей важно дать понять ребенку, что он любим и ценен сам по себе, как личность независимо от проступков или внешних обстоятельств. При неудовлетворении этой потребности человека мы чувствуем себя одинокими, ненужными, неправильными.

Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Наставничество и направление. Разумеется, мы не можем знать всего, особенно в детстве. В ответ на потребность в наставничестве важно получить помощь от того, кто не осудит за незнание и не обвинит в некомпетентности, а подскажет, научит, направит. Депривация этой потребности вызывает тревогу и ощущение некомпетентности, что может перейти в перфекционизм или прокрастинацию. При этом важно соблюдать баланс, не нарушая потребность в автономии.

Поддержка и поощрение. Поощрение и поддержка подкрепляет инициативность, самостоятельность, мотивацию на достижение целей. При удовлетворении этой потребности человек может идти к достижению каких-либо целей, ориентируясь на внутренние ценности и эмоциональные потребности, а не на внешнюю критику или одобрение.

2 Автономность и компетентность

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, способность самостоятельно принимать решения и действовать. Для удовлетворения данной потребности важно иметь время и пространство, чтобы побыть наедине с собой, возможность самостоятельно решать какие-то задачи, проблемы.

Компетентность — способность принимать своевременные решения, эффективно действовать и добиваться целей. При удовлетворении этой потребности мы чувствуем себя достаточно успешными в своей деятельности, верим в собственные способности и возможности.

3 Свобода выражать действительные потребности и эмоции

Удовлетворение потребности в свободном выражении своих эмоций и потребностей дает возможность переживать их полноценно, не прятать чувства. Стабильная валидация чувств и потребностей позволяет чувствовать себя адекватным внешней среде, эффективно регулировать и контейнировать эмоции.

4 Спонтанность и игра

Спонтанность — нахождение в моменте «здесь и сейчас», в гармонии со своим состоянием и внешним миром. Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально. При жестком пресечении спонтанности, ребенок получает сигнал, что настоящий момент не важен, его импульсы неправильны.

Ограничение этой эмоциональной потребности человека (например, «что ты фигней какой-то занят, лучше бы что-то полезное сделал») вызывает чувство вины, стыда за свои позывы и желания. Как следствие — формирование высоких требований к своей эффективности, обесценивание отдыха, гиперконтроль.

Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально.

5 Реалистичные границы и самоконтроль

Еще одна важная эмоциональная потребность заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле. В детстве мы только познаем наличие границ у себя и других людей. Важно закрепить у ребенка понимание, что нужно уважать права и потребности других людей так же, как и свои собственные. Это закладывает баланс между эгоистичностью и самопожертвованием.

Эта потребность обеспечивает понимание, уважение и следование общим правилам, контроль импульсивных желаний и адекватный уровень самодисциплины, который помогает достигать целей.

Осознание базовых потребностей — важнейший аспект заботы о себе. Следом за осознанием важно научиться адаптивно их удовлетворять, что поможет чувствовать себя более гармонично.

Источник

Оцените статью