- Пьер Безухов — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Типичный и нетипичный
- Не романтическое преображение
- Вывод
- Образ и характеристика Пьера Безухова — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи
- Происхождение, воспитание
- Черты характера, поступки
- Отношение к окружающим
- Дружба с Андреем Болконским
- Отношение к Элен
- Пьер Безухов и Наташа Ростова
- Духовные искания
- Отношение к Наполеону
- Масонство Пьера Безухова
- Влияние Платона Каратаева на мировоззрение Пьера Безухова
- Заключение
Пьер Безухов — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
У каждого большого писателя есть литературный герой, который им особенно любим, не похож на остальные персонажи литератора и наделен чем-то совершенно необычным: или фактами биографии, или чертами характера. Именно таков Пьер Безухов — центральный персонаж романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Характеристика образа Пьера Безухова, изображаемого в начале романа, и характеристика этого же образа в его развитии различаются кардинально.
Типичный и нетипичный
Для Льва Толстого Пьер Безухов — во многом типичный положительный персонаж. Типичный в том плане, что литератор и в этом случае использует свой излюбленный приём: наделяет персонажа непривлекательной внешностью. Не является красавцем и Пьер Безухов. Он полноват, даже немного толст, неуклюж, вынужден носить очки, что во времена действия романа, мягко говоря, не добавляло человеку привлекательности. Да ещё и происхождение «прихрамывало»: был незаконнорождённым сыном богатого вельможи. Хоть и любимым, получившим после смерти отца графский титул и огромное наследство.
В романе Пьер Безухов появляется человеком, в двадцатилетнем возрасте прибывшим в Россию после десяти лет жизни за границей. И далее персонаж изображается как некогда популярный в русской литературе образ «лишнего человека», который успешно использовали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Тургенев, Гончаров, даже отчасти — Горький.
Но Лев Толстой — не тот писатель, в галерее образов которого «лишний человек» был бы органичен. Потому Пьер Безухов только на первом этапе своей трансформации в произведении пребывает в состоянии неопределённости. Он не может решить, какую карьеру ему делать — гражданскую или военную (в те времена не пребывать на гражданской или на военной службе считалось предельно зазорным для молодого дворянина), не вписывался в светское общество, совершенно не имея потенциала, чтоб быть щёголем и франтом. Стал жертвой развратной и бездушной обольстительницы Элен Курагиной, брак с которой принёс только горе и разочарования. Но именно на этом этапе своей жизни Пьер Безухов начинает выходить из состояния «лишнего человека», он прекращает «плыть по течению», начинает принимать самостоятельные решения. Предательство Долохова, его отношения с Элен и издевательства над Пьером послужили причиной вызова Безуховым Долохова на дуэль. Эта дуэль и последовавшее за ней решение Пьера расстаться с Элен, даже отдав ей в качестве отступного значительную часть своего состояния, стали важнейшими этапами в его жизни. Он обрёл способность самостоятельно принимать важные решения.
Не романтическое преображение
Судьбой своих литературных героев Лев Толстой как бы полемизирует с писателями-романтиками, для которых крайне важен момент романтического преображения героя. Классический пример такого преображения — раскаяние и исправление преступника Жана Вальжана в «Отверженных» Виктора Гюго. Он преобразился под влиянием благородного поступка епископа Мириэля, который не выдал обокравшего его Вальжана. Толстой, предоставляя читателю романа-эпопеи «Война и мир» возможность проследить за жизнью персонажей на протяжении не одного года, даёт понять, что одного, пусть и очень значительного события, недостаточно для преображения человека. И главный женский персонаж, Наташа Ростова, и главный мужской, Пьер Безухов, проходят у него через серьезнейшие испытания, и только под их воздействие обретают или раскрывают лучшие качества своих личностей.
Для Пьера таким преображением, не одномоментным романтическим, а мучительным и болезненным стал французский плен. Оказавшись в столь неприятной и опасной ситуации, Пьер поначалу утратил веру во что бы то ни было. Особенно — после того, как стал свидетелем казни. Но как раз в этот момент автор и подарил своему персонажу то, в чём персонаж так нуждался. Для Пьера это — встреча с Платоном Каратаевым. Простой солдат из крестьян, неграмотный, он поражал получившего хорошее образование аристократа Безухова своими рассуждениями о жизни. И два человека, которые по меркам описанного в романе исторического периода в жизни России «жили на разных планетах», становятся друзьями. Война и творческий замысел Льва Толстого соединили несоединимое. Не желая разлучаться с Платоном, Пьер даже отказывается от предложения французов перевести его в более комфортный барак для офицеров-военнопленных.
И сам Платон Каратаев, казалось, жил ради того месяца, ставшего спасительным для полностью разуверившегося Безухова. Ведь немолодой и нездоровый крестьянин не пережил плена.
Вывод
В романе-эпопее «Война и мир» образ Пьера Безухова — это и обобщённый образ прогрессивного русского дворянства начала XIX века, которое, пройдя через испытания 1812 года, пыталось преобразить страну в 1825 году, и литературное воплощение видения Львом Толстым наилучшего варианта жизненного пути человека. Жизненного пути, во время которого, гармония обретается не как дар, а как награда за пережитое.
Характеристика образа Пьера Безухова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник
Образ и характеристика Пьера Безухова — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сложный и многогранный образ Пьера Безухова в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стал воплощением духовных исканий. Жизненный путь Пьера — это путь духовного роста человека, стремящегося к гармоничной, счастливой жизни.
Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи
Пьер Безухов — толстый человек выше среднего роста, «с стриженой головой, в очках». Руки у него огромные и красные. Взгляд Пьера умный и наблюдательный, а улыбка добрая, детская, выражение лица добродушное.
Он был рассеян, неуклюж, дружелюбен, скромен, прост в обращении с людьми, чем отличался от представителей петербургского высшего общества.
Когда Пьер первый раз появился на вечере Анны Павловны Шерер, ему было двадцать лет. Поведение его очень отличалось от поведения светских людей простотой и естественностью. Если ему был неинтересен разговор, он мог, не дослушав слов собеседника, отойти от него. Если же Пьер был заинтересован предметом разговора, то говорил громко, оживлённо и горячо, и это очень не нравилось хозяйке вечера Анне Павловне.
Происхождение, воспитание
Полное имя Пьера — Пётр Кириллович Безухов. Он был незаконным сыном очень богатого графа Кирилла Владимировича Безухова, знаменитого екатерининского вельможи. Отец Пьера Безухова очень любил сына. Кирилл Владимирович сам занимался его воспитанием. В десятилетнем возрасте мальчик был послан отцом за границу с гувернёром-аббатом. Когда Пьер в двадцатилетнем возрасте вернулся в Москву, граф Безухов отпустил аббата, а сыну велел ехать в Петербург и выбрать там себе занятие. Отец дал ему деньги и письмо к князю Василию Курагину, который был его роднёй, и обещал во всём помогать сыну.
Когда Безухов первый раз пришёл на вечер Анны Павловны, он знал, что здесь присутствуют все интеллигентные люди Петербурга и «боялся пропустить умные разговоры». Люди высшего света стали осуждать его манеры и прямодушие.
Перед смертью его отец оставил завещание с письмом к императору, в котором просил признать Пьера его законным сыном. Императором его просьба была уважена. Пьер получил всё состояние отца и стал одним из самых богатых женихов России.
Черты характера, поступки
Характер Пьера Безухова был от природы мягкий. Молодой человек легко попадал под чужое влияние:
- В Петербурге, живя у князя Василия, он участвовал с его сыном Анатолем в кутежах, хотя понимал, что эта жизнь беспутная.
- Когда отец находился при смерти, растерянный Пьер во всём положился на Анну Михайловну Друбецкую, которая стала на это время его руководительницей и говорила, что ему следует делать.
- Став после смерти отца «богачом и графим Безуховым», Пьер попал под влияние корыстного князя Василия, задумавшего женить его на своей дочери Элен.
- Быстро попадает под влияние Элен и женится на ней, не понимая, что влечение к этой красавице — не настоящая любовь.
- Сразу всей душой поверил старому масону Баздееву, которого встретил на станции в Торжке, в возможность братства людей и в то, что можно легко изменить свою жизнь и стать безупречным, добродетельным человеком.
Пьер был умным, но наивным человеком. Получив богатое наследство, граф наивно думал, что повышенное внимание к нему людей, которые раньше были к нему равнодушны, похвалы его уму и доброте — это их искренние чувства. Он сам был простодушен и считал других тоже добрыми людьми.
Пьер по характеру был беззаботным человеком, не имеющим склонности к занятию делами. Когда он всерьёз решил произвести в своих имениях преобразования и освободить от крепостной зависимости крестьян, у него ничего не получилось. Главноуправляющий имениями почти уверил его, что освобождать крестьян не нужно, поскольку они и так счастливы, что «барщинские» работы у них уменьшены. Этот хитрый человек играл наивным графом, как игрушкой. Он устроил во всех имениях для приезда барина какие-то «религиозно-благодарственные встречи» с хлебом-солью. И Безухов считал, что народ ему благодарен, хотя на самом деле барщина крестьян была уменьшена только на бумаге.
Хотя Пьер был по натуре добродушен, но наглость некоторых людей доводила его иногда до бешенства. После того, как Пьер стрелялся на дуэли с любовником своей жены Долоховым и ранил его, Элен с презрением и наглостью сказала ему, что он ревнует её без основания. Она долго ругала его, называя дураком. Пьер, не выдержав её презрительного тона, схватил со стола мраморную доску, разбил её и закричал страшным голосом: «Вон!»
Безухов был человеком, постоянно сомневающимся в правильности своих мыслей и поступков. С начала и до конца романа этот герой проходит свой путь духовного роста.
Отношение к окружающим
Пьер, по натуре добродушный, в основном, хорошо относился к людям и очень ценил свою дружбу с князем Андреем Болконским.
Дружба с Андреем Болконским
Андрей Болконский и Пьер Безухов — совершенно разные по характеру люди, но их объединяет порядочность и склонность к духовным исканиям.
Безухов считал своего старшего друга «образцом всех совершенств», особенно поражала его сила воли Болконского. А князю Андрею Пьер был дорог, потому что он считал его одним живым человеком среди всего светского общества. Болконский из добрых побуждений предупреждал своего друга, чтобы он не женился, пока не поймёт, что сделал в жизни всё, что мог, иначе потеряет всякую свободу и все силы истратятся по мелочам. Так же он советовал, чтобы Пьер перестал участвовать в разгульной жизни Анатоля Курагина. Пьер соглашался с князем Андреем. Но он был молодой, бесхарактерный и продолжал общаться с компанией Анатоля и женился на его сестре Элен.
Отношение к Элен
Элен Курагина и Пьер познакомились, когда Безухов приехал в Петербург и стал жить в доме князя Василия Курагина, отца Элен. Когда он после смерти своего отца стал богачом и графом, Элен обратила на него внимание. Молодой человек был восхищён её красотой (хотя понимал, что не любит эту девушку) и как-то незаметно для себя оказался её женихом. Этому способствовал князь Василий, показывающий своими речами и поведением, будто Элен несомненно будет женой Пьера.
Став мужем Элен, Безухов быстро в ней разочаровался, увидев, что эта женщина очень эгоистичная и развратная.
Пьер Безухов и Наташа Ростова
Пьер познакомился с Наташей, когда ей было всего тринадцать лет. Ему очень нравилась эта озорная, весёлая девочка, и он покровительствовал ей. Когда она подросла и пришла на свой первый большой бал, Пьер, видя, что ей очень хочется танцевать первый тур вальса, попросил князя Андрея пригласить её на тур вальса. Заметив, что Наташа и князь Андрей полюбили друг друга, Безухов ещё больше стал ощущать, как он несчастлив в браке с Элен.
Когда Наташа, будучи невестой князя Андрея, увлеклась Анатолем Курагиным и хотела с ним убежать, Пьер был оскорблён за своего друга. Но увидев, как Наташа страдает из-за того, что сделала зло для князя Андрея, он пожалел девушку и уверил её в своей дружбе.
После смерти князя Андрея Наташа была убита горем, но со временем оно стало слабее. Она поняла, что Пьер её любит, и у неё тоже появилось к нему чувство. Безухов, будучи уже вдовцом, женился на Наташе и обрёл с ней семейное счастье.
Духовные искания
Пьер Безухов — один из главных героев романа «Война и мир». Толстой показывает, какой духовный путь проходит этот человек в поиске гармонии и счастья.
Отношение к Наполеону
Пьер следил за политикой. Он верил, что Наполеон Бонапарт — великий человек, так как подавил злоупотребления французской революции, удержав «и равенство граждан, и свободу слова и печати». Безухов не желал в 1805 году становиться военным и участвовать в войне, помогая «Англии и Австрии против величайшего человека в мире…»
Но во время Отечественной войны 1812 года отношение Безухова к Наполеону стало совсем иным. Для него это уже безжалостный завоеватель. Пьер решил остаться в Москве, когда к ней подступили французские войска, и убить Наполеона, чтобы «прекратить несчастье всей Европы». Это ему не удаётся, так как он попадает в плен к французам как один из подозреваемых в поджоге московских домов. Впоследствии он был, в числе других пленных, отбит у врага партизанами Василия Денисова.
Масонство Пьера Безухова
С юности Пьер был склонен к мечтательному философствованию. Он хотел верить, что в жизни возможно братство людей, цель которых — поддержка друг друга на пути к добродетели. Это убеждение стало твёрдым после того, как он узнал о взглядах масонов на жизнь.
В 1806 году, находясь в тяжёлом кризисе после дуэли с Долоховым и ссоры с женой, Пьер мучительно пытался разрешить такие вопросы: «Что дурно? Что хорошо. Для чего жить, и что такое я?» (том 2, часть 2, глава 1). В это время на станции по дороге в Петербург он познакомился с известнейшим масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Пьер всей душой поверил тому, о чём говорил ему этот человек. Баздеев сказал, что главное для Пьера — встать на путь добродетели, тогда, по мере очищения своей личности от пороков, он сможет познать истину. Пьера привлекло в масонстве возможность нравственного совершенствования. Он попросил у Базеева научить его жить праведно, и тот дал Безухову рекомендательное письмо графу Вилларскому, члену масонского ордена.
В Петербурге Безухов был принят в братство масонов (свободных каменщиков). Он стал считать, что «единственное верное счастье жизни» — это делать добро.
В 1808 году Пьер Безухов невольно стал во главе петербургского масонства. Как член ложи он вербовал новых людей в ложу, давал деньги на милостыни от ордена, на устройство храмин и на дом бедных в Петербурге, который устроил орден. Но «в душе его поднимались сомнения», и скоро Безухов разочаровался в масонстве.
Причины разочарования Пьера Безухова в масонстве:
- У него не хватило характера и желания для того, чтобы стать примером добродетели и благочестия, тем самым противоборствуя злу и исправляя нравы человеческого общества.
- Понял, что русское масонство «основано на одной внешности», что многим из его братьев по ложе интересны только обряды или таинства.
- Увидел в среде братьев по ложе карьеризм, просто желание завязать нужные связи с теми масонами, которые состояли в высшем обществе.
- Немногие из членов ложи верили в идеи масонства.
Разочаровавшись в масонстве, Безухов испытал отчаяние, у него пропал интерес к жизни.
Влияние Платона Каратаева на мировоззрение Пьера Безухова
Попав во время Отечественной войны 1812 года в плен к французам, Безухов познакомился с немолодым пленным солдатом Платоном Каратаевым, который сыграл в его жизни определяющую роль. Пьер научился у Каратаева воспринимать свою жизнь как частицу целого. Этот человек озарил его духовный мир новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви, самоотречении, человечности.
Пьер никого так не уважал, как этого простого человека. Образ Каратаева остался в его душе как олицетворение всего «русского, доброго и круглого».
Заключение
Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ глубокого, думающего человека. Этот герой прошёл большую эволюцию от убеждённости в прогрессивности Наполеона Бонапарта до признания правды народной и участия в тайном обществе декабристов во имя справедливых целей.
Характеристика образа Пьера Безухова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник