Уроки русского языка в 7 классе
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
У р о к и 24—25. Действительные причастия
настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий
Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. Работа по развитию речи: предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок.
Повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов, окончаний прилагательных, причастий; переходность глаголов.
I. Индивидуальные задания.
К а р т о ч к а
(Записывается на доске, проверяется коллективно.)
Надписать сверху спряжение глаголов. Вставить гласные в окончания глаголов 3-го лица мн. ч. настоящего и будущего времени. Выделить окончания.
(Они) полощ..т, ре..т, кле..т, кол..т, выдержива..т, пол..т, чу..т, слуша..т, гон..тся, исправля..т, стро..т, ропщ..т, вылет..т, услыш..т, брезж..т, стел..т, дыш..т, бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т, вид..т, завис..т, гон..тся, леч..т, реша..т, проявля..т, расхвал..т, отвеча..т, вступа..т, раздел..т, укрепля..т, се..т, заправ..т, зате..т, дремл..т.
1. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ят.
1) Они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т.
2) Они распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т.
3) Они гон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т.
4) Они увид..т, услыш..т. слуша..т, дыш..т.
2. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ют.
1) Они стел..т, кле..т, бре..т, та..т.
2) Они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т.
3) Они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т.
4) Они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.
II. Проверка домашнего задания.
У доски один ученик из домашнего упражнения выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях; другой — слова с орфограммой в корне. (Обратить внимание на графическое объяснение орфограмм.) Третий выписывает причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными); четвертый — причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными).
Опрос: как определить, перед нами действительное или страдательное причастие? Привести примеры. Как определить переходность и непереходность глаголов? Привести примеры.
III. Контрольный словарный диктант. (Диктуется сразу два слова — одно для учащихся первого варианта, другое — второго.)
I вариант II вариант
1. ресница черноволосый
2. продолговатый реальный
3. истинный выправка
4. величественный истинный
5. царственный великий
6. подлинный калитка
7. отразить приключение
8. возникать начинаться
9. рождаться появляться
10. могучий отразить
11. будьте представьте
12. преодолеть препятствие
13. бирюзовый парашют
14. присутствовать побагроветь
15. парашют гирлянда
16. калитка бирюзовый
17. как будто как-нибудь
18. правильный серебряный
19. препятствие каких-то
20. где-то подлинный
21. искусство искусный
22. исказить поразить
23. сразить копошиться
I V . Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся записывают предложение, графически объясняют постановку знаков препинания, дают его характеристику, определяют роль причастного оборота в предложении.
Покрытая морозною росою,
Шуршит в аллее под моей ногою.
— Какие средства выразительности использованы поэтом? Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное. За счет чего? (Обращаем внимание школьников на то, то способность причастий передавать признак предмета по действию также является выразительным средством в художественном тексте.)
V . Орфографическая диктовка.
Учащиеся записывают примеры, объясняют графически написание безударных личных окончаний глаголов, определяют их переходность, вид.
Строят дом, борются за мир, лечат людей, сеют рожь, видят насквозь, тревожат людей, ненавидят ложь.
V I. Объяснение нового материала методом наблюдения на с. 42 учебника.
На данном уроке начинается работа по составлению таблицы «Суффиксы причастий», которая потом заполняется постепенно, по мере изучения материала (все таблицы записываются в раздел ученического словаря).
Вот как будет в итоге выглядеть таблица.
Вопросы, подводящие итог наблюдений.
1. От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.)
2. От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени. Например: ( стро ить , II спр.) (§ 16).
Запись в словарь:
V II. Упражнения на закрепление материала.
Колющая лед; спеющая ягода; машущая крыльями; борющийся за первенство строящийся стадион; беспокоящаяся о здоровье сына мать; пишущий письмо; дремлющий в тиши; клеящиеся обои; виднеющиеся вдали; пенящиеся струи фонтана; чувствующий холод; лечащий врач; на тающем снегу; бушующего моря; колеблющиеся языки пламени; чинящие сети рыбаки; прекращающийся ливень; видящие во тьме; слышащие шум; плачущая девочка.
— Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов победить, прочитать, появиться, появляться ? Почему? (Все они совершенного вида, кроме глагола появляться , поэтому только от него можно образовать действительные причастия настоящего времени.)
Материал для индивидуальных карточек.
Графически объяснить выбор орфограммы в суффиксе причастий; расставить знаки препинания.
1. Хвал..щийся своими успехами; та..щий на солнце снег; реж..щий металл станок; числ..щиеся по списку ученики; колонны держ..щие балкон; беспоко..щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис..щим от нас; знач..щееся по списку количество книг; се..щий раздор между людьми; дежур..щий милиционер; огни маяч..щие во тьме; школьники готов..щие выступление; ветер колыш..щий тростник; косынка трепещ..щаяся на ветру; решение завис..щее от друзей; зверек меч..щийся от испуга; кле..щие игрушки дети; кол..щий дрова сосед.
2. Пограничники охраня..щие границы; пряч..щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; знамена ре..щие на ветру; плещ..щееся у ног море; дождь хлещ..щий в окна; бор..щиеся за независимость народы; колыш..щийся на волнах плот; птицы щебеч..щие под окном; пил..щий дрова дед; лепеч..щий малыш; щенок ла..щий на прохожих; кол..щая в боку боль; се..щий хлеб фермер; тяжело дыш..щий больной, плохо вид..щий старик; держ..щий знамя.
Домашнее задание: § 16; упр. 91, 93.
У р о к 26. Действительные причастия
Цель урока: познакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени; отработка навыков написания гласных перед суффиксами причастий.
Работа по развитию речи: конструирование предложений с причастными оборотами; работа над правильным ударением в причастиях.
Повторение: написание глаголов в прошедшем времени.
I . Проверка домашнего упражнения методом самопроверки; через графопроектор проецируется выполненное учеником на пленке упражнение, остальные сверяют с написанным дома. Анализ ошибок.
II. Работа по карточкам.
Учащиеся должны списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы: объяснить графически условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.
К а р т о ч к а № 1
Руб..щие лес, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, держ..щий знамя, чуть плещ..щие волны, грохоч..щие автомобили, завис..щие от погоды, та..щий снег, рокоч..щая вдали.
К а р т о ч к а № 2
Грохоч..щие вдали, стро..щиеся на окраине, трепещ..щая в неводе рыба, расстила..щаяся перед путешественниками, хлопоч..щая у плиты хозяйка, слыш..щийся издали ропот, смотр..щие спектакль дети.
К а р т о ч к а № 3
Кол..щая лед машина, та..щий на солнце снег, реж..щий металл станок, се..щийся над горами дождь, стро..щийся дом, не завис..щие от нас обстоятельства, бор..щиеся за выход в финал, маш..щие крыльями птицы, колебл..щийся тростник, пен..щиеся волны, клокоч..щий водопад.
III. Подберите и запишите причастия, строение которых соответствует схемам:
1. (например: лежащего ).
2. (например: расстилающегося ).
Учащиеся должны составить с ними словосочетания, затем предложения, чтобы причастные обороты стояли до и после определяемого слова.
I V . Словарная диктовка.
Учащиеся записывают в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом -л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после объяснения нового материала (§ 17) записываются действительные причастия прошедшего времени. Запись будет выглядеть так:
Засеял поле, зависел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.
Делается вывод: написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- и в действительном причастии прошедшего времени не определяется спряжением глагола, а зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме перед -ть .
V . Объяснение нового материала (§ 17).
Работа по составлению таблицы (см. уроки 24—25).
1. Упр. 95 (устно) выполняется под руководством учителя.
2. Запишите словосочетания, графически объяснив написание гласной перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени.
Бесследно растаявшие тучи, слышавший шорох, правивший конями, обидевший ребенка, растаявший снег, увидевший паука, направивший пешехода, построивший дом, ужалившего девочку, лаявшей собаки, об оттаявшей земле, зависевший от обстоятельств, ненавидевший врагов, встретившийся с другом, рассеявший сомнения.
С двумя-тремя словосочетаниями составьте и запишите предложения.
3. Запись в ученический словарь «Говори правильно».
Домашнее задание: § 17; упр. 99; выписать в словарь и выучить слова из рамочек (с. 44, 46).
Источник
Пенящиеся струи фонтана чувствующий холод
Женя Драгунова запись закреплена
Тема № 9. Правописание причастий. Правописание деепричастий.
План
Окончания и суффиксы причастий.
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Суффиксы деепричастий.
Термины: орфограмма, причастие, деепричастие, деепричастный оборот, отглагольное прилагательное, суффикс, окончание.
Выполнить:
Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий.
1.Путешественник Ансело говорит о каком-то русском романе, прославившем автора и еще находящемся в рукописи (Г.Г.). 2. Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось (Л.). 3. Я бегал по нескольку раз в день на берег бушующего Бугуруслана и стоял там неподвижно, как очарованный, с сильно бьющимся сердцем, с прерывающимся дыханием (Акс.). 4. Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом городке, славящимся своими водами, как будто излечивающим чахотку (Т.). 5. Терек бурлил в проснувшемся лесу (Л: Т.). 6. Наконец воз был установлен на качающийся и дрожащий паром (Ж.). 7. Небольшое селение, приютившееся над дальней речкой в бору, тонуло в каком-то особенном сумраке (Кор.). 8. В побледневшем, вымороженном небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую (М. Г.). 9. Внизу, в закурившемся тумане, почти невидимый, глухо шумел лес (А. Н. Т.). 10. Сплошным воющим потоком пошли снаряды высоко над полем, где бойцы в рукопашной схватке истребляли врага (Буб.).
Упражнение 2. От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов — ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.
Брызгать — брызгающий, бороться — борющийся, веять — веющий, виться — вьющийся, гнать — гонимый, гонять — гоняющий, думать — думающий, жалеть — жалеющий, желать — желающий, искать — ищущий, клокотать — клокочущий, клеить — клеящий, мычать — мычащий, нежиться — нежащийся, ненавидеть — ненавидящий, плясать — пляшущий, приватизировать – приватизирующий, приватизированный, реять — реющий, руководить — руководящий, сеять — сеющий, солить — солящий, хвалить — хвалящий.
Упражнение 3. От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-), -ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих суффиксов.
Влить — вливший, выздороветь — выздоровевший, вымотать — вымотавший, допеть — допетый, задержать — задержавший, замесить — замесивший, замешать — замешавший, застрелить — застреливший, молотить — молотивший, обвенчать — обвенчавший, обвешать — обвешавший, обессилеть — обессилевший, обессилить — обессиливший, обвеять — обвеявший, приклеить — приклеивший, расстрелять — расстрелявший, смочить — смочивший, ускорить — ускоривший, утратить — утративший.
Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. (Л. Толстой) 2. Кое-где в ложбинах еще видны остатки тающего снега. (Л. Толстой) 3. Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, виднеющиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маячащий на хрустальном горизонте моря, и на пенящиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднимаемые веслами. (Л. Толстой) 4. Вдруг странный, едва слышимый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5. Я заметил особый вид можжевельника, стелящегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)
Упражнение 5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
1. Тесто хорошо замешано. Сосед оказался замешан в неприятную историю. 2. Окопы были обстреляны неприятелем. Подстреленные браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3. Стены комнаты были обклеены веселыми обоями. 4. Потерянная книга случайно нашлась. 5. Замеченные вовремя недостатки удалось легко исправить. 6. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была окончена своевременно.
Упражнение 6. Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.
1. Печорин ‒ человек решительный, алчущий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки тающего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увешанную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубленного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощенной серыми камнями мостовой, усеянной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлекаемый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цветущей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превратившегося в небольшой овраг. 10. Картины, писаные масляными красками, были особенно привлекательны.
Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы.
1.Бреющий полет; двоякодышащие животные; знамена, колышущиеся на ветру; колонизаторы, душащие свободу; колхозницы, полющие сорняки; лечащий врач; машина, мелющая кофе; мельница, машущая крыльями; народы, борющиеся за свободу; недорого стоящие книги; по независящим обстоятельствам; пышущее здоровьем лицо; собаки, гонящиеся за зайцем; стелющийся над рекой туман; тащащиеся по дороге усталые люди.
2. Выкачанная из бака нефть, выкаченная из подвала бочка, выслушанные замечания, высушенные грибы, замешанный, в преступлении человек, замешанное тесто, занавешенное окно, застроенный участок, крепко настоянный чай, намасленный блин, навешанное белье, навешенная дверь, перевешенный товар, подвешенные флажки, подстреленная утка, посеребренные ложки, пристреленный волк, пристрелянное ружье, расстрелянные предатели, удостоенный награды работник, увешанная орденами грудь.
Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы (нн или н).
1. Волга протекала под окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутым парусом (П.). 2. Дети его родственницы, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать (П.). 3. Так в сакле кормленый олень все в лес глядит (Я.). 4. Она отерла глаза, они были заплаканы (П.). 5. За нами тащилась запряженная пушка с зажженным фитилем (Я.). 6. Прошлый раз в собрании один кавалер уронил замаскированную даму (Л.). 7. Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства (Т.). 8. Я оглянулся и увидел мужика лет пятидесяти, запыленного, в рубашке, в лаптях, с плетеной котомкой и армяком за плечами (Т.). 9. Уж налились колосики, стоят столбы точеные, головки золоченые (Я.). 10. Пухнет с мякины живот, сеченый, мученый, верченый, крученый, еле Калина бредет (Я.). 11. Рубашка на нем из крученой холстины, а ноги в онучах и новых лаптях (Ник.). 12. Толстый дворецкий, блестя круглым бритым лицом и крахмале. ым бантом белого галстука, доложил, что кушанье подано (Л. 71). 13. Актер подвел себе жже. ою пробкой усики (Писемск.). 14. Появились сардинки, копченый язык и даже страсбургский пирог (М.-Сиб.). 15. Отлично нарисованные и выписанные березы тоже освещены чересчур светло (Гарш.). 16. Велика земля, а спрятать краденое негде (Ч.). 17. Паханая земля густо чернела жирными бороздами (Кор.). 18. Под насыпью, во рву некошенном, лежит ,и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая (Бл.). 19. Отшлифованные прибоем мокрые бока камней блестели, как лакированные (Купр.). 20. Осы вились над граненой вазой с вареньем (Бун.).
1. Дедушка оживился, засмеялся масляным лицом и хитренько пошутил (Гладк.). 2. Алексей вынул вороненые часы с боем (А. Н. Т.). 3. Еще не села пыль ‒ пошли танки, огромные, из клепаных листов, с задранными носами гусеничных передач (А. Н. Т.). 4. Телегин сидел у вагонного окошка, вдыхал густой запах сентября, запах листьев, прелых грибов, дымка от горящей где-то соломы и земли, на рассвете хваченной морозцем (А. Н. Т.). 5. Никите было запрещено стрелять из стеклянной трубочки жеваной бумагой (А. Н. Т.). 6. Пойманная силками, «давленая» дичь лучше стреляной, потому что дольше сохраняется (Пришв.). 7. Старцов стоял с каким-то плешивым в изжеванной шинели (Фед.). 8. Вагоны легко катаются, если даже груженые (Макар). 9. Получилось нечто жуткое, путаное, резкое (Фурм.). 10. Чисто прибранная беленая хата, украшенная вышитыми рушниками, была полна ребят мал мала меньше (Фад.). 11. Он купил мимоходом с лотка сушеных фиников (Фад.). 12. Григорий дернул вожжи, и бричка стала у крашеных, в мелкой резьбе ворот (Шол.). 13. На стене висела стенная газета, раскрашенная цветными карандашами (Пауст.). 14. Женщины чинно сидели на скамьях, грызли каленые орехи и семечки (Г. Ник.). 15. Легкораненые по двое, по трое брели по открытой пыльной дороге (Кае.). 16. И без того мало наезженная дорога была теперь занесена свеженаметенным снегом (Марк.). 17. Батраков вытащил из кармана аккуратно заглаженный носовой платок (Пере.). 18. Однообразный цокот кованых копыт лошадей действовал на едущих усыпляюще (Пере.). 19. Кто-то прошел в соседней комнате, звеня окованными подошвами (Г. Березко). 20. Вот и знакомые, десятки раз исхоженные и изъезженные горы (Сим.).
Упражнение 9. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Выделите деепричастные обороты, поясните употребление знаков препинания при них.
1. Два брата, оставшись вдвоём, долго сидели у окна (Писемский). 2. Слезши с лошадей, дамы зашли к княгине (Лермонтов). 3. Димка, уткнувшись лицом в полушубок, зарывшись глубоко в поддёвку, дёргался всем телом и плакал беззвучно, но горько-горько (Гайдар). 4. Степан шёл согнувшись, опустив голову, стараясь ни на кого не смотреть (Горбатов). 5. Бросив поводья, опустив голову на грудь, я ехал долго (Лермонтов). 6. Иван Евдокимыч был тронут и, уходя, обнял меня (Герцен). 7. Он шёл к старухе-жене, сидевшей у окна в сад, положив на колени ненужные вещи, уставя пустые глаза в одну точку (М. Горький). 8. Проведя этот вечер у Долли, Левин был особенно весел (Л. Толстой). 9. Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин). 10. Михалко, не торопясь, спустился к тяжело дышавшей лошади(Мамин-Сибиряк). 11. Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце (Короленко). 12. Здесь Олег залёг, дожидаясь тишины (Фадеев). 13. Кожух офицеров ненавидел молча, стиснув зубы, глядя исподлобья (Серафимович). 14. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей (Лермонтов).
Литература: 3 – С. 98-112; 8 – С. 168-175; 10 – С. 121-131; 13 – С.58-62; 14 – С. 50 53.
Тема № 10. Правописание наречий.
План
1. Гласные на конце наречий.
2. Наречия на шипящую.
3. Отрицательные наречия.
4. Слитное написание наречий.
5. Дефисное написание наречий.
6. Раздельное написание наречных выражений.
Термины: орфограмма, наречие, наречное выражение, суффикс, гласный звук, шипящий звук. Выполнить:
Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища (П.). 2. И опричник молодой застонал слегка, закачался, упал замертво (Л.). 3. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной (Т.). 4. Хата эта была заново покрыта камышом, подправлена (Л. Т.). 5. Девяносто лет через год мне стукнет, а медведей вожу я сызмала (Гарш.). 6. Вагон снова тряхнуло (М. Г.). 7. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собою справа налево и обратно, слева направо (Пришв.). 8. Издавна русские считались храбрыми воинами (А. Н. Т.). 9. Осенью хозяин велел забить наглухо дачу (Фед.). 10. Пахомов искоса взглянул на Невскую и долго сворачивал папиросу (Пауст.
Упражнение 2. Перепишите, ставя, где нужно, букву ь.
1. Сорвал и сдернул он [Тарас Бульба] все перевязки ран своих, бросил их далеко прочь (Г.). 2. Когда крестьянам становится невтерпеж, они бегут, делают поджоги или режут господ (Герц.). 3. Мы шли дорогой, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 4. Андрей Иванович уж пять дней не ходил в мастерскую (Верес.). 5. От силы удара молодой человек чуть не свалился навзничь (А Грин). 6. Удар был сильный, не женский, наотмашь (Фед.). 7. Несмотря на холод, двери комнаты были открыты настежь (Гайд.). 8. Ждать урочного часа невмочь (Сурк.). 9. Дружили смолоду, с тех пор, как взяли замуж двух сестер (Твард.). 10.Разведчики пришпорили лошадей и пустились вскачь навстречу неизвестному (Буб.).
Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы е или и.
1. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь (Г.). 2. Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть (Л.). 3. Обломов сидел, никуда не глядя, ничего не чувствуя (Гонч.). 4. Николай Иваныч ‒ некогда стройный, кудрявый и румяный парень, теперь же необычайно толстый, уже поседевший мужчина (Т.). 5. Жили они одним жалованьем, кроме жалованья, неоткуда было получить им ни гроша (Черн.). 6. Мне ворожить не об чем: гор золотых я ниоткуда не ожидаю (А. Остр.). 7. Вот этого, признаюсь, я никак не понимаю (Писемск.). 8. Земля там, рассказывают, нипочем, все равно как снег: бери, сколько желаешь! (Ч.). 9. Чувствуя, что он немало не боится отца, Яков уверенно смотрел в его угрюмые, злые глаза (М. Г.). 10. Незачем было говорить о своем горе чужому (Шел.).
Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы в соответствии с правилами написания отрицательных и неопределенных местоимений и наречий.
1. Мне ни от кого и ниоткуда писем в эти дни не поступало. 2. Ни за чем я больше туда не пойду. 3. Мне незачем было затевать этот неприятный разговор. 4. Мне не с кем было обсудить представленный план, так как никого из специалистов в эти дни в лаборатории не было. 5. Рассчитывать нужно было только на собственные силы: неоткуда было ждать подкрепления. 6. Обвиняемый утверждает, что он здесь не при чем: преступление совершено в его отсутствие. 7. Есть упрямые люди, которые нипочем не уступят, даже когда они не правы. 8. Плохим состоянием здоровья, а ни чем иным можно объяснить его слабое участие в общественной работе в последнее время. 9. Задержка в монтаже станка была вызвана отсутствием некоторых деталей, и ничем иным. 10. Работы было немало, но это нас ни мало не беспокоило, потому что мы были уверены в своих силах.
Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки.
1. Улетела лебедь-птица, а царевич и царица, целый день проведши так, лечь решились натощак (П.). 2. Лизавета Ивановна на сей раз отвечала наобум и невпопад и рассердила графиню (П.). 3. И вот, я думал, она ударится с размаху о берег и разлетится вдребезги (Л.). 4. Что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы, краткой, но живой? (Л.). 5. Вместе с чаем подали нам котлеты и яйца всмятку, масло, мед и сыр (Т.). 6. По траве высокой, с цепью на ногах, бродит одиноко белый конь впотьмах (Ник.). 7. Молодая, только что повенчанная пара едет из церкви восвояси (Ч.). 8. Коридорные часы сипло пробили два по полудни (Ч.). 9. Хозяин с ним запанибрата (Ч.). 10. Выстрелили они по разу наспех ‒ промахнулись (Кор.). 11. Самгин разглядывал Марину исподлобья (М. Г.). 12. Будьте на чеку и ночью, и днем (Фад.). 13. Голос Лушки, теплый спросонок, дрогнул радостью (Шол.). 14. В библиотеку ворвался парень в бараньем полушубке и в куцей шапчонке, сдвинутой набекрень (Я. О.). 15. Напоследок Лихачев крепко пожал руку Травкина (Казак.).
Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки.
1. Суд наедет, отвечай-ка; с ним я ввек не разберусь (Я.). 2. Но кверху вдруг взвился я пухом (П.). 3. Это был огромный зал, с низу до верху уставленный книгами (И.). 4. Женщина вскочила и стала всматриваться вдаль с видом беспокойства (Л.). 5. Хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно (Дост.). 6. Не простит ему Данила Тихоныч во веки веков (Мельн.-Печ.). 7. Он все факты перевернет вверх тормашками (М. Г.). 8. Приехав в больницу, Клим сначала пошел к доктору (М. Г.). 9. Влево, бесконечно и далеко вглубь, расстилались засеянные поля (М. Г.). 10. Сливаются оба голоса вместе и уносятся в высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу (М. Г.). 11. Высокие, стройные сосны обступили нас с обеих сторон, образуя гигантский уходящий вдаль коридор (Купр.). 12. Уже одиннадцатый час в начале, но люди не спешат раздеваться (Купр.). 13. Вначале можно было разглядеть только скачущих на низкорослых лошадях драгун (А. Н. Т.). 14. Все больше ввысь возносились березы большой аллеи (Верес.). 15. Он повел Никиту вглубь коридора (Фед.)
Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите
Источник