Педагогический совет «Профилактика профессионального выгорания»
Материал по профилактике профессионального выгорания педагогов, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shahmatova_p.v.doc | 95.5 КБ |
seychas_ya_chuvstvuyu_sebya_luchshe_vsego.doc | 39 КБ |
prezentatsiya_k_pedagogicheskomu_sovetu.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги!
Следует отметить, что в течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. И, по степени риска профессионального выгорания, наша профессия стоит на втором месте после профессии – пилот.
Это связанно с высокой эмоциональной включенностью в деятельность, жесткими временными рамками деятельности (урок, четверть, год), наличием организационных моментов (нагрузка, расписание, кабинет) и высокой ответственностью перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда, что провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.
Прежде чем мы будем говорить на тему сегодняшнего педагогического совета, предлагаю вам разобраться в понятиях, чтобы мы могли говорить в одном смысловом поле.
Мы с вами видим, что в нашей теме три основных понятия, это «выгорание», «профессиональное выгорание» и «синдром». Сейчас я прошу первые 4 ряда в своих ежедневниках, помыслить и дать собственное определение понятию «выгорание». Следующее участники 4 рядов, вы работаете со словосочетанием «профессиональное выгорание», в контексте нашей профессии и последние 4 ряда вы работаете с понятием «синдром». Прошу вас помыслить и дать определение данных понятий, прошу кураторов выйти и зачитать то, что у вас получилось.
Слайд 2. После выступления кураторов команд.
Выгорание — состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности
Выгорание – комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления.
Выгорание — чаще всего описывается через неспособность быть достаточно заинтересованным и вовлеченным в предоставление услуг получателям
Профессиональное выгорание — это частный случай профессиональной деформации
Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.
Синдро́м (syndromom, греч. syndromē стечение, скопление) устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом.
Слайд 3. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью
Синдром профессионального выгорания – комплекс, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека .
Слайд 4. Рассмотрим причины возникновения синдрома профессионального выгорания. В современных исследованиях выделяют ряд внешних и внутренних предпосылок , провоцирующих профессиональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, включают условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Рассмотрим их:
Слайд 5. — хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность : такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
— дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней “бюрократического шума” – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.
— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции : работа в режиме внешнего и внутреннего контроля. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров –учащихся, клиентов. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются (Решетова , 2002г., Чернисс 2003 г.).
— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности : таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе “руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”. Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике профессиональное выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
— психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения : у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – профессиональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).
Слайд 6. К внутренним факторам, обуславливающим профессиональное выгорание , относят следующие факторы:
— склонность к эмоциональной ригидности : естественно, профессиональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).
— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности : данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.
— слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности : здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере педагогического общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “ выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
— нравственные дефекты и дезориентация личности : возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование профессиональное выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
Слайд 7. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
-возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
. Выстроить график на доске
Слайд 8. ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с коллегами. Преобладают объект-объектные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 9. Само-диагностика. Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам исследовать собственный уровень профессионального выгорания. Вам розданы анкеты, прошу ответить на вопросы «да» или «нет». После этого посчитать количество положительных ответов.
- Снижается ли эффективность Вашей работы?
- Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?
- Потеряли Вы интерес к работе?
- Усилился ли Ваш стресс на работе?
- Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?
- У вас часто болит голова?
- У вас часто болит живот?
- Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму?
- У вас проблемы со сном?
- Ваше дыхание стало прерывистым?
- У Вас часто меняется настроение?
- Вы легко злитесь?
- Вы легко подвергаетесь фрустрации?
- Вы стали более подозрительным, чем обычно?
- Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?
- Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)?
- Вы стали менее гибким?
- Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?
- Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше?
- Вы частично утратили чувство юмора?
Менее 10 баллов – не отмечается синдром выгорания
10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания
15 и более – наличие синдрома
Слайд 11. Работа в группах. Тема нашего педагогического совета «Синдром профессионального выгорания и способы его профилактики». Думаю с первой частью мы с вами разобрались. Для определения способов профилактики мы предлагаем Вам поработать в группе. Выделяют три группы признаков профессионального выгорания: психофизические (тело), психологические (чувства, эмоции) и поведенческие (поступки). Методом мозгового штурма, профессионального диалога просим Вас выделить признаки и способы профилактики в вашей группе.
Слайд 12. Выступление Групп №1 — №2. Психофизические симптомы
-Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам , сразу после сна (симптом хронической усталости );
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-полная или частичная бессонница;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд 13. Выступление Групп №3 — №4. Социально-психологические симптомы:
-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 14. Выступление Групп №5 — №6. Поведенческие симптомы
-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее;
-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
-затрудняется в принятии решений;
-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.
Слайд 14. Рекомендации
Слайд 15. Спасибо за работу! Всем хорошего настроения!
Источник