- Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов» методическая разработка по психологии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Педагогический совет «Профилактика профессионального выгорания»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»
методическая разработка по психологии на тему
Пояснительная записка
Тема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки т.к., их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость».
На предварительном этапе подготовки к педсовету рекомендуется провести диагностику, чтобы заранее определиться с проблемой СЭВ в педагогическом коллективе.
Цели данного педсовета:
ü познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
ü обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья;
ü выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
ü освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
ü развить групповую сплоченность;
ü снять напряжение и получить психологическую поддержку;
ü стабилизировать эмоциональное состояние.
Данная разработка может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к педсовету СЭВ | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Эмоциональное выгорание педагогов» Педагоги-психологи Земцова С.В., Диденко М.В.
Работа в группах Как вы понимаете, что такое «эмоциональное выгорание»? Как оно проявляется? Какие факторы, могут приводить к эмоциональному выгоранию?
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического неразрешенного стресса на рабочем месте и ведущий к эмоциональному, психическому, физическому, энергетическому истощению.
Как проявляется? 1. Ухудшение отношений со всеми. 2. Нарастающий негативизм. 3. Утрата чувства юмора. 4. Постоянное чувство неудачи, вины. 5. Повышенная раздражительность. 6. Упорное желание переменить род занятия. 7. Часто возникающая рассеянность. 8. Нарушение сна. 9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. 10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Внешние факторы специфика педагогической деятельности организационные факторы необходимость сопереживания стаж работы нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей условия работы содержание труда социально-психологические
Внутренние факторы коммуникативный фактор ролевой и личностный фактор отсутствие навыков коммуникации неумения выходить из трудных ситуаций при общении с участниками ОП неумение регулировать свои эмоциональные ситуации семейные проблемы материальные затруднения неудовлетворенность своей самореализацией в различных ситуациях.
Опросник СЭВ (К. Маслач и С. Джексон) Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Эмоциональное истощение 1 столбик 0 — 15 16 — 24 25 и выше Деперсонализация 2 столбик 0 — 5 6 — 10 11 и выше Редукция личных достижений 3 столбик 37 и выше 36 — 31 30 — 0
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе Эмоциональное истощение ощущения эмоционального перенапряжения, чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов Деперсонализация возникновение равнодушного и даже негативного отношения к участникам ОП Редукция личных достижений негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов, служебных достоинств и возможностей
Типы личности, которым угрожает СЭВ «педантичный» добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление всегда добиваться образцового порядка «демонстративный» стремление первенствовать во всем, всегда быть на виду, высокая степень истощаемости даже при незаметной рутинной работе «эмотивный» впечатлительность и чувствительность, отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением
Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ Гиперответственный тип — полностью посвящает себя работе, слишком много берёт на себя, находится во власти потребностей участников ОП и своих собственных. Однонаправленный сотрудник — чрезмерно предан работе, жизнь вне работы неудовлетворительна, работа — заместитель социальной жизни, настолько погружается в работу, что не остается времени на себя, потеря своего «Я».
Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ Авторитарный работник – полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, ожидает повиновения со стороны учащихся во что бы то ни стало. Самоуверенный администратор — оценивает себя как незаменимого работника. Трудоголик — отождествляет себя с теми, с кем и для кого он работает , слишком вовлечен в работу, работает таким образом долгие часы и теряет самого себя в этой жизни.
Работа в группах Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ? Близкие значимые люди (семья). Работа Интересы, увлечения, хобби. Друзья
Упражнение «Баланс реальный и желаемый» Реальный Желаемый
«Баланс реальный и желаемый» Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. «Сверхактивность» вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
Проект решения педсовета 1.Расширить информированность сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность, для чего: а) размещать информацию с рекомендациями на сайте лицея, б) выпускать буклеты, постеры, печатать памятки. в) создать информационный стенд «Психология и жизнь». 2. Поддерживать благоприятный психологический климат внутри коллектива: а) оказание достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации, б) проведение совместных вечеров, праздников, участие в спортивной жизни школы, в) организация экскурсий, поездок, отдыха на природе. 3. Для желающих педагогов организовать занятия по психологической разгрузке с использованием телесно-ориентированных методов.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием». Термин «burnout» — «выго.
Консультация педагога-психолога для педагогов. .
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы.
В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Как с этим бороться и пр.
Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт.
формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике.
Источник
Педагогический совет «Профилактика профессионального выгорания»
Материал по профилактике профессионального выгорания педагогов, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shahmatova_p.v.doc | 95.5 КБ |
seychas_ya_chuvstvuyu_sebya_luchshe_vsego.doc | 39 КБ |
prezentatsiya_k_pedagogicheskomu_sovetu.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги!
Следует отметить, что в течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. И, по степени риска профессионального выгорания, наша профессия стоит на втором месте после профессии – пилот.
Это связанно с высокой эмоциональной включенностью в деятельность, жесткими временными рамками деятельности (урок, четверть, год), наличием организационных моментов (нагрузка, расписание, кабинет) и высокой ответственностью перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда, что провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.
Прежде чем мы будем говорить на тему сегодняшнего педагогического совета, предлагаю вам разобраться в понятиях, чтобы мы могли говорить в одном смысловом поле.
Мы с вами видим, что в нашей теме три основных понятия, это «выгорание», «профессиональное выгорание» и «синдром». Сейчас я прошу первые 4 ряда в своих ежедневниках, помыслить и дать собственное определение понятию «выгорание». Следующее участники 4 рядов, вы работаете со словосочетанием «профессиональное выгорание», в контексте нашей профессии и последние 4 ряда вы работаете с понятием «синдром». Прошу вас помыслить и дать определение данных понятий, прошу кураторов выйти и зачитать то, что у вас получилось.
Слайд 2. После выступления кураторов команд.
Выгорание — состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности
Выгорание – комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления.
Выгорание — чаще всего описывается через неспособность быть достаточно заинтересованным и вовлеченным в предоставление услуг получателям
Профессиональное выгорание — это частный случай профессиональной деформации
Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.
Синдро́м (syndromom, греч. syndromē стечение, скопление) устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом.
Слайд 3. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью
Синдром профессионального выгорания – комплекс, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека .
Слайд 4. Рассмотрим причины возникновения синдрома профессионального выгорания. В современных исследованиях выделяют ряд внешних и внутренних предпосылок , провоцирующих профессиональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, включают условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Рассмотрим их:
Слайд 5. — хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность : такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
— дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней “бюрократического шума” – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.
— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции : работа в режиме внешнего и внутреннего контроля. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров –учащихся, клиентов. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются (Решетова , 2002г., Чернисс 2003 г.).
— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности : таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе “руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”. Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике профессиональное выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
— психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения : у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – профессиональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).
Слайд 6. К внутренним факторам, обуславливающим профессиональное выгорание , относят следующие факторы:
— склонность к эмоциональной ригидности : естественно, профессиональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).
— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности : данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.
— слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности : здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере педагогического общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “ выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
— нравственные дефекты и дезориентация личности : возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование профессиональное выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
Слайд 7. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
-возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
. Выстроить график на доске
Слайд 8. ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с коллегами. Преобладают объект-объектные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 9. Само-диагностика. Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам исследовать собственный уровень профессионального выгорания. Вам розданы анкеты, прошу ответить на вопросы «да» или «нет». После этого посчитать количество положительных ответов.
- Снижается ли эффективность Вашей работы?
- Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?
- Потеряли Вы интерес к работе?
- Усилился ли Ваш стресс на работе?
- Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?
- У вас часто болит голова?
- У вас часто болит живот?
- Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму?
- У вас проблемы со сном?
- Ваше дыхание стало прерывистым?
- У Вас часто меняется настроение?
- Вы легко злитесь?
- Вы легко подвергаетесь фрустрации?
- Вы стали более подозрительным, чем обычно?
- Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?
- Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)?
- Вы стали менее гибким?
- Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?
- Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше?
- Вы частично утратили чувство юмора?
Менее 10 баллов – не отмечается синдром выгорания
10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания
15 и более – наличие синдрома
Слайд 11. Работа в группах. Тема нашего педагогического совета «Синдром профессионального выгорания и способы его профилактики». Думаю с первой частью мы с вами разобрались. Для определения способов профилактики мы предлагаем Вам поработать в группе. Выделяют три группы признаков профессионального выгорания: психофизические (тело), психологические (чувства, эмоции) и поведенческие (поступки). Методом мозгового штурма, профессионального диалога просим Вас выделить признаки и способы профилактики в вашей группе.
Слайд 12. Выступление Групп №1 — №2. Психофизические симптомы
-Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам , сразу после сна (симптом хронической усталости );
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-полная или частичная бессонница;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд 13. Выступление Групп №3 — №4. Социально-психологические симптомы:
-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 14. Выступление Групп №5 — №6. Поведенческие симптомы
-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее;
-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
-затрудняется в принятии решений;
-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.
Слайд 14. Рекомендации
Слайд 15. Спасибо за работу! Всем хорошего настроения!
Источник