Педсовет формирование нравственно патриотических чувств у дошкольника

Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
методическая разработка

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx 21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:

«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ ».

Вид педсовета: тематический

Форма проведения : круглый стол

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.

  1. Проведение консультаций и семинара по данной теме.
  2. Тематический контроль «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств» .
  3. Изучение материалов папки « Готовимся к педсовету».
  4. Анкетирование педагогов на тему «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
  5. Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
  6. Изготовление дидактических игр воспитателями по патриотическому воспитанию.
  1. О результатах выполнения решений предыдущего пед.совета
  2. Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
  4. Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»
  5. Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
  6. Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
  7. Итоги тематической проверки на тему «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
  8. Дискуссия на данную тему
  9. Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию»
  10. Проект решения пед.совета.
  1. Справка о результатах педсовета
  1. Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотизм (от греческого patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, воспитатели формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Что такое нравственность? Нравственность (мораль)- совокупность норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье). Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» — «поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.

Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

— создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др. ).

Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.

Нравственное – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.

А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию, мы с вами обсудим на сегодняшнем педагогическом совете.

  1. Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
  1. Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию» .
  1. Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» .
  1. Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».
  1. Справка по итогам тематической проверки.
  1. Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.

Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.

  1. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»

Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»

  1. На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.

На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.

Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»

  1. На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).

Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.

  1. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
  2. Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
  4. Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
  5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
  1. Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» .

В соответствии с планом работы ДОУ прошел конкурс «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» с целью реализации годовой задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ.

  1. Проект решения педсовета
  1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
  2. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
  3. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
  4. Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.

Источник

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру.

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet_vospitanie_nravstvennyh_i_patrioticheskih_chuvstvi_u_doshkolnikov.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

  1. Проблемы нравственно-патриотического воспитания.
  2. Анализ открытого занятия в подготовительной группе по теме.
  3. Обсуждение анкет для педагогов.
  1. Тренинг: (оба задания каждой команде)
  1. Задание 1: продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»
  2. Задание 2: Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.
  1. Задания по командам:
  1. Составьте проект семейного маршрута по памятным местам города для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является воспитание патриотических чувств.
  2. Составьте перспективный план мероприятий на месяц для младшего или среднего дошкольного возраста по теме.
  1. Домашнее задание «Педагогическая идея»

( каждая команда готовит интересную педагогическую находку (методический прием, форму организации воспитательно-образовательного процесса, авторскую дид.игру и др.) и представляют ее таким образом, чтобы коллеги заинтересовались,то есть показывают ее научную и практическую значимость, простоту использования, высокую результативность. Другая команда анализирует идею, обосновывает свои критические замечания.)

Оценивается идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов.

4 . Подведение итогов Жюри.

5. Решение педсовета.

Таблица для деловой игры

Проект семейного маршрута

Анкета для педагогов

  1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника (физическом, познавательном, социально-нравственном, художественно-эстетическом)?

А. Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника, так как _______________________________________________________

Б. Основное место указанной проблемы – в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как________________________________________________________

В. Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника, так как ____________________________________________________________________

Г. Вопрос нравственно-патриотического воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника________________________

Д. Мое мнение по данному вопросу____________________________________________

  1. Какое место нравственно-патриотическому воспитанию отводится в той программе, по которой Вы осуществляете воспитательно-образовательную работу с детьми?

А. Комплексная и парциальные программы, по которым работает группа ______________

Б. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания не конкретизированы, но раскрываются через ___________________________

В. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания определены следующим образом______________________________________

Г. Задача нравственно-патриотического воспитания нашей программой не решается (решается не в должной мере), поэтому мы дополнительно используем программу_______

В которой данная задача решается следующим образом______________________________

  1. Что для Вас означает патриотизм?

А. Патриотизм – это любовь к родине, преданность отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Б. Патриотизм – устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В. Патриотизм – значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Д. На мой взгляд, патриотизм – это ______________________________________________

  1. Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника?

А. Воспитание у детей любви и уважения к окружающему: родному дому, улице, городу, стране, ее жителям.

Б. Формирование общественно значимых ориентиров, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.

В. Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и других качеств, способных проявиться в созидательном процессе укрепления и развития отечества.

Г. На мой взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является ________________________________________________________

  1. Каковы, на Ваш взгляд, основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?

А. Важнейшим направлением в решении задач нравственно-патриотического воспитания является работа с детьми, так, как________________________________________________

Б. Важнейшим направлением данной работы является подготовка педагогов, так, как _____________________________________________________________________________

В. Немаловажным направлением является работа с родителями, так, как _______________

Г. На мой взгляд, очень важным направлением работы является ______________________

  1. В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания?

А. Наиболее эффективными являются традиционные формы работы __________________

Б. Эффективны нетрадиционные формы работы ____________________________________

В. Мое мнение по вопросу выбора форм работы с детьми ____________________________

Проблемы нравственно-патриотического воспитания

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной можно считать задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки – коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому, все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Патриотизм как качество личности – важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

  1. Патриотизм проявляется в поступках человека.
  2. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

Патриотизм как качественная характеристика социума – часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, то есть определенное отношение к собственной стране.

Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором они существует в данный момент.

Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо сделать доступным пониманию детям определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником.

Этому будут способствовать следующие принципы патриотического воспитания:

  1. Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
  2. Использование социального опыта поколений (национальные и семейные традиции).
  3. Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета)

Источник

Читайте также:  Как вы себя чувствовали после удаления зуба мудрости
Оцените статью