Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
методическая разработка
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему:
«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ ».
Вид педсовета: тематический
Форма проведения : круглый стол
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.
- Проведение консультаций и семинара по данной теме.
- Тематический контроль «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств» .
- Изучение материалов папки « Готовимся к педсовету».
- Анкетирование педагогов на тему «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
- Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
- Изготовление дидактических игр воспитателями по патриотическому воспитанию.
- О результатах выполнения решений предыдущего пед.совета
- Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
- Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»
- Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
- Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
- Итоги тематической проверки на тему «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
- Дискуссия на данную тему
- Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию»
- Проект решения пед.совета.
- Справка о результатах педсовета
- Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотизм (от греческого patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, воспитатели формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Что такое нравственность? Нравственность (мораль)- совокупность норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье). Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» — «поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.
Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
— создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др. ).
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.
Нравственное – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.
А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию, мы с вами обсудим на сегодняшнем педагогическом совете.
- Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
- Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию» .
- Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» .
- Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».
- Справка по итогам тематической проверки.
- Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».
Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.
Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.
- В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
- На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.
На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.
Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»
- На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).
Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.
- Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»
Вопросы для дискуссии:
- Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
- Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
- Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
- Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
- Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» .
В соответствии с планом работы ДОУ прошел конкурс «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» с целью реализации годовой задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ.
- Проект решения педсовета
- Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
- Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
- Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
- Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.
Источник
Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vospitanie_nravstvennyh_i_patrioticheskih_chuvstvi_u_doshkolnikov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
- Проблемы нравственно-патриотического воспитания.
- Анализ открытого занятия в подготовительной группе по теме.
- Обсуждение анкет для педагогов.
- Тренинг: (оба задания каждой команде)
- Задание 1: продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»
- Задание 2: Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.
- Задания по командам:
- Составьте проект семейного маршрута по памятным местам города для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является воспитание патриотических чувств.
- Составьте перспективный план мероприятий на месяц для младшего или среднего дошкольного возраста по теме.
- Домашнее задание «Педагогическая идея»
( каждая команда готовит интересную педагогическую находку (методический прием, форму организации воспитательно-образовательного процесса, авторскую дид.игру и др.) и представляют ее таким образом, чтобы коллеги заинтересовались,то есть показывают ее научную и практическую значимость, простоту использования, высокую результативность. Другая команда анализирует идею, обосновывает свои критические замечания.)
Оценивается идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов.
4 . Подведение итогов Жюри.
5. Решение педсовета.
Таблица для деловой игры
Проект семейного маршрута
Анкета для педагогов
- Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника (физическом, познавательном, социально-нравственном, художественно-эстетическом)?
А. Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника, так как _______________________________________________________
Б. Основное место указанной проблемы – в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как________________________________________________________
В. Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника, так как ____________________________________________________________________
Г. Вопрос нравственно-патриотического воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника________________________
Д. Мое мнение по данному вопросу____________________________________________
- Какое место нравственно-патриотическому воспитанию отводится в той программе, по которой Вы осуществляете воспитательно-образовательную работу с детьми?
А. Комплексная и парциальные программы, по которым работает группа ______________
Б. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания не конкретизированы, но раскрываются через ___________________________
В. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания определены следующим образом______________________________________
Г. Задача нравственно-патриотического воспитания нашей программой не решается (решается не в должной мере), поэтому мы дополнительно используем программу_______
В которой данная задача решается следующим образом______________________________
- Что для Вас означает патриотизм?
А. Патриотизм – это любовь к родине, преданность отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Б. Патриотизм – устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В. Патриотизм – значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Д. На мой взгляд, патриотизм – это ______________________________________________
- Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника?
А. Воспитание у детей любви и уважения к окружающему: родному дому, улице, городу, стране, ее жителям.
Б. Формирование общественно значимых ориентиров, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.
В. Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и других качеств, способных проявиться в созидательном процессе укрепления и развития отечества.
Г. На мой взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является ________________________________________________________
- Каковы, на Ваш взгляд, основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?
А. Важнейшим направлением в решении задач нравственно-патриотического воспитания является работа с детьми, так, как________________________________________________
Б. Важнейшим направлением данной работы является подготовка педагогов, так, как _____________________________________________________________________________
В. Немаловажным направлением является работа с родителями, так, как _______________
Г. На мой взгляд, очень важным направлением работы является ______________________
- В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания?
А. Наиболее эффективными являются традиционные формы работы __________________
Б. Эффективны нетрадиционные формы работы ____________________________________
В. Мое мнение по вопросу выбора форм работы с детьми ____________________________
Проблемы нравственно-патриотического воспитания
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.
Приоритетной можно считать задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.
Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки – коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому, все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Патриотизм как качество личности – важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
- Патриотизм проявляется в поступках человека.
- Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Патриотизм как качественная характеристика социума – часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, то есть определенное отношение к собственной стране.
Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором они существует в данный момент.
Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо сделать доступным пониманию детям определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником.
Этому будут способствовать следующие принципы патриотического воспитания:
- Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
- Использование социального опыта поколений (национальные и семейные традиции).
- Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета)
Источник