Психологический тренинг на тему: «Эмоциональное благополучие педагога»
Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педегога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihtrening.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг на тему: «Эмоциональное благополучие педагога» в рамках работы районной творческой группы «Мастерская здоровья»
Подготовили: воспитатель ГБДОУ детского сада № 30 Л.М. Рудова и воспитатель ГБДОУ детского сада № 45 О.В. Ильченко
Вы не боитесь работы большой,
Добры, терпеливы, с открытой душой!
Так трудно порой детей обучить-
Но Вы им покажите, как нужно жить.
Бывает неслушник, бывает ломатель.
Вы с буквы большой всегда-
Ваш труд не оценишь, тепло не заменишь,
Терпенье, заботу ничем не измеришь.
Цель: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога.
Задачи: *Знакомство с понятием «психологическое здоровье».
*Знакомство с понятием «эмоциональное благополучие».
*Знакомство с понятием феномена «эмоциональное выгорание» последствием профессионального эмоционального стресса.
*Основные причины заболеваний педагогов (мировоззренческие, психические).
*Способы борьбы с эмоциональным истощением.
*Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.
*Формирование положительного эмоционального состояния.
*Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию.
Начнём со знакомства. Да, кто-то уже между собой знаком, может не нужно представляться, может знает фамилию, имя, отчество друг друга. Но, в каждом из нас столько особенностей, столько личностных предпочтений и увлечений… Поэтому наше знакомство будет необычным.
Цель игры: познакомиться с присутствующими на тренинге, создание положительного эмоционального фона.
Музыкальный фон: «К Элизе» Л. В. Бетховен.
Внимание! У меня в руках клубок. Вы получаете вопрос: «Представтесь, пожалуйста» ( имя, где и кем работаете, чем увлекаетесь…), далее зажимаете конец нити в руке и кидаете следующему участнику, кто больше приглянулся или упал ваш взгляд. Таким образом клубок передаётся дальше, от участника к участнику, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Итак, получилась огромная паутина, которая нас связала в единое целое. А сейчас паутину необходимо распустить. Возвращая клубок предыдущему участнику, нужно пересказать всё то, что говорил о себе до этого. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся ко мне.
Здоровье педагога — это совокупность физического и эмоционального благополучия!
Проблема эмоционального благополучия педагогов является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Здоровье и отношение к здоровью педагогов играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей и молодёжи, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
«Портрет психологически здорового человека»
В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. Многие факторы оказывают негативное влияние на ваше психологическое здоровье. Что же это такое?
В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности педагогов.
Высокая эмоциональная напряжённость вызывается наличием большого числа стресс-факторов, постоянно присутствующих в работе педагога. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределённость, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.
Все вышеперечисленнные особенности педагогической деятельности отражаются на эмоциональном благополучии педагога и способствуют возникновению и развитию эмоционального выгорания.
Психологи сходятся во мнении, что психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и рискованно. Жизнь их полна смысла, имеет цели. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью. Психологически здоровые люди – большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большем и в малом. Даже в самой катастрофической ситуации они не теряют надежды, и это нередко даёт силы найти выход. Это личность – необычайно активная – не боится рисковать, не боится неудач – умеет спокойно пережить их и не сломаться. У психологически здоровых людей – положительная самооценка. Они не преувеличивают собственных достоинств, а стремятся каждую минуту стать лучше, преодолевать свои недостатки. Уважают в себе личность. Именно такие люди способны глубже и полнее любить.
Разминка «Я хочу с тобой подружиться»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта.
Музыкальный фон: «Немецкая песенка» П. И. Чайковский.
Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее становится он и т.д. …
Понятие «Эмоциональное благополучие»
Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего необходимо разобраться с тем, что же это такое?
Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «Эмоциональное благополучие»?
Упражнение: «Незаконченное предложение» : «Эмоционально благополучный человек – это…».
В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это:
*уверенность в себе;
*получения удовольствия от жизни;
*удовлетворённость жизнью и работой;
*и т.д., ещё множество факторов… .
Разминка «А я сегодня вот такой(ая)!»
Цель игры: использовать мимику и пантомимику в общении.
Музыкальный фон: «Итальянская полька» С. В. Рахманинов.
Участники стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу :«А я (имя) сегодня вот такой(ая)!», сопровождая её каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущий улыбнулся и развёл руки в стороны.) Все участники повторяют это движение и мимику, произнося: « Лилия сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий участник и показывает, какой он(она) сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в кругу.
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. Он может быть вызван неадекватной социальной и материальной оценкой его труда с жёстким режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.
Стресс опасен тем, что его не сразу осознают, и длительное пребывание в этой ситуации приводит к депрессии . Даже кратковременный стресс на фоне перенапряжения может погрузить человека в депрессию.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно уменьшить их разрушительное влияние не здоровье работающих людей.
*отсутствие навыка управлять своими эмоциями;
*неумение противостоять стрессам;
*частое превышение своих психических возможностей;
*неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
*неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:
*неумение найти своё место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, профессии, семьи, хобби;
*неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём;
*неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
*наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
*неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и протеста.
Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Пересмотреть своё отношение к работе.
Не смешивать профессиональные проблемы с личными.
Работать на работе, а отдыхать дома.
Учиться снимать стресс и быстро перестраиваться.
На сегодняшний день существует множество способов борьбы с эмоциональным истощением, а также способов укрепления психического здоровья педагога, а именно:
*соблюдение здорового образа жизни (питание, сон, спорт, природа);
*обучение самовнушению (диалог с собой);
*самомассажи, массаж лечебный;
*холотропное дыхание, йога, тибетская азбука (профессиональные);
*психотренинги, психогимнастики (профессиональные).
Разминка «Стиральная машина»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта, снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.
Музыкальный фон: Регтайм Джоплин.
Участники строятся в две шеренги близко друг к другу лицом, оставляя узкий проход для прохождения участника между ними. С одной стороны шеренг стоит участник «выжималка», с другой стороны стоит участник «бельё». Начинается «стирка»: участник «бельё» по-тихоньку движется по проходу, тогда, как другие участники трогают, гладят, прикасаются к нему. Дойдя до участника «выжималка», участник «бельё» и участник «выжималка» крепко обнимаются, чтобы хорошо друг друга «выжить». Потом эти участники занимают места по двум сторонам шеренг. Так проходят, меняясь поочерёдно все участники игры.
Цель упражнения: побуждение проявления положительных эмоций, оказание расслабляющего действия.
Музыкальный фон: «Нежность» Ф. Ф. Шопен, С. В. Рахманинов.
«Сядьте поудобнее. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха медленно… Закройте глаза…
Теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам, она заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости.
Теперь последовательно положите свою руку, сначала к сердцу…, потом к горлу… и ко лбу… Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного тёплого света и что этот свет идёт ко всем Вашим коллегам, находящимся в этой комнате… Подумайте обо всех, кто находится в этой комнате, и пошлите всем немного света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, самым близким и дорогим. Прислушайтесь к себе, как приятно дарить тепло и свет…, доброту и любовь…
А сейчас мысленно возвращайтесь, я посчитаю до трёх, и вы откроете глаза. Раз, два, три…
Упражнение «Я уважаю Вас за…», «Вы симпатичны мне, потому что…» и т. д. …
Цель упражнения: повышение эмоционального фона.
Музыкальный фон: «Река течёт в тебе» К. Дебюсси.
Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите, пожалуйста на листе бумаги своё имя, отчество и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чьё имя вы вытянули по жребию. Возьмите листочек и запишите в нём то, что вы придумали. Каждый зачитывает, что он написал и передаёт участнику, кому адресовано.
Прочитать стихотворение-эпиграф про Воспитателя.
«А теперь поапладируем себе!»
Спасибо за внимание.
*«Тренинг эмоциональной устойчивости педагога» Учебное пособие /Под редакцией Е. М. Семёновой, М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002./
* «Как сохранить здоровье педагога» /Под редакцией В. Т. Лободина./
* «Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ» /Под редакцией Г. П. Звездиной, Управление ДОУ №4, 2004./
* «Формирование коллектива ДОУ, психологические зарядки» /Под редакцией М. А. Араловой./
* «Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов» /Управление ДОУ №7, 2007./
*«Профессионально – личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения» Метод. рекомендации /Под редакцией Т. В. Черниковой, Волг., ВГПУ, 2002./
*«Развитие профессиональной компетентности педагогов» Программы и конспекты занятий с педагогами /Под редакцией М. И. Чумаковой, З. В. Смирновой, Волг., Учитель, 2008./
Источник
Тренинг «Эмоциональное благополучие педагога»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_trening.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат VII- VIII видов»
педагог- психолог Новикова Елена Борисовна
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
* Знакомство с понятием «психологическое здоровье»
*Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости
* Формирование положительного эмоционального состояния
*Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию
*Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения
*Повышение групповой сплоченности
*Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов
1.Начнем со знакомства. Да, мы ,конечно ,все знакомы, нам ненужно представляться, мы знаем фамилию ,имя, отчество друг друга ,можем сказать , с детьми какого класса каждый из нас работает… Но, в каждом из нас столько особенностей, столько личностных предпочтений и увлечений…Поэтому наше знакомство будет необычным.
У каждого из Вас сейчас будет возможность рассказать нам кое-что интересное о себе. Внимание!У меня в руках клубок, Вы получаете вопрос, отвечаете( имеете право и не отвечать)на него, зажимаете свободный конец нити в руке и кидаете следующему игроку. Таким образом, клубок передается дальше, от участника к участнику, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Итак, получилась огромная паутина, которая нас связала в единое целое. А сейчас паутину необходимо распустить. Возвращая клубок предыдущему участнику, нужно пересказать все, что он говорил о себе, и самому также ответить на его вопрос. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется ко мне.
2. «Портрет психологически здорового человека».
— В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых — дети –инвалиды, сироты, дети с ОВЗ, с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше психологическое здоровье. Что же это такое?
Давайте рассмотрим это понятие. Психологи сходятся во мнении , что «психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно…Жизнь их полна смысла, имеет цели. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью. Психологически здоровые люди- большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и в малом. Даже в самой катастрофической ситуации они не теряют надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личность необычайно активная- не боится рисковать, не боится неудач- умеет спокойно пережить их и не сломаться. У психологически здоровых людей- положительная самооценка. Они не преувеличивают собственных достоинств, а стремятся каждую минуту стать лучше, преодолевать свои недостатки. Уважают в себе личность. Именно такие люди способны глубже и полнее любить…
2. Понятие «Эмоциональное благополучие».
— Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»
Упражнение «Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек — это. »
— В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это —
* уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни;
*удовлетворенность жизнью и работой;
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
— В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
*Результативность (успешность) педагогической деятельности.
*Способность противостоять стрессу.
*Умение решать конфликтные ситуации.
«Синдром сгорания» — что это такое?:
— Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия, которое характерно для педагогов — эмоциональное сгорание или «синдром сгорания».Термин впервые был введен амер.психиатром Х.Фрейденбергом в 1974 году.В настоящее время эмоциональное «выгорание» понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее действие. Эмоциональное «выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких развитие подобных симптомов происходит медленнее. Синдром «эмоционального выгорания» проявляется в следующем:
*Бессонница; Отрицательное отношение к ученикам и работе;
* Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
* Высокий уровень пассивности;
* Высокий уровень агрессивности;
* Постоянное чувство вины; Неудовлетворенность работой.
Представьте — мы с таким «наборчиком» приходим к детям. Стоит задуматься, а ни в этом ли кроются наши проблемы и неудачи в педагогической деятельности?
Влияние эмоций на педагогическую деятельность
— Понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Эмоциональный педагог — эффективный педагог — это, прежде всего, человек, который:
* умеет выражать свои чувства,
*обладает навыками саморегуляции,
*понимает себя и свое эмоциональное состояние,
*понимает чувства и эмоции детей.
— Если говорить об эмоциях и чувствах, то мне хотелось бы спросить вас, какие эмоции вы знаете? (педагоги высказываются).
Существует 6 основных, базовых эмоций: радость, грусть, злость, страх, обида, удивление.
Все ли эмоции нужны? Когда, в каких ситуациях, эмоции бывают полезны, а когда вредны? (высказывания педагогов)
Запрет на выражение эмоций.
Упражнение «Перекрывание чувств»
«Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д. А ведь каждое чувство нам нужно, мы это уже выяснили. Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?» Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот — чтобы не кричал и не ругался; глаза — чтобы не выражали злости, не плакали; уши — чтобы не слышали лишнего; руки — чтобы не дрались; ноги — чтобы не убегали. «Что может такой человек?» Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.
Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
— Как вы сравляетесь с отрицательными эмоциями?» Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»).
Психотехники: — У каждого из вас, как мы выяснили, существуют свои способы снятия эмоционального напряжения. Мы хотим вам предложить несколько психологических методов, способов саморегуляции собственного эмоционального состояния, которые помогут вам справиться со своими негативными эмоциями или предупредить их возникновение. Существует множество психотехнических упражнений, которые занимают от 2 до 15 минут и помогают снять усталость, обрести состояние внутренней стабильности, свободу и уверенность в себе.
1). Техники самовнушения : На наши эмоции оказывают большое влияние наши мысли, то, как мы оцениваем, воспринимаем ситуацию, программируем себя, настраиваем на что-то.
Сейчас я предложу вам несколько формул (небольших предложений), которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Формула уверенности в себе: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз).
Формула любви к работе: «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Хорошо, что у меня есть работа»
Формула восстановления работоспособности: «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу энергично, внимательно и с вдохновением. Я полон сил и энергии».
Такие формулы самовнушения могут быть взяты готовыми или составлены самостоятельно.Попробуйте привести собственные примеры подобных формул.
-Для того, чтобы эти формулы были эффективны, помните о следующих правилах:.
Формула должна иметь короткий текст.
Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).
Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.
2). Телесно-ориентированные техники : Вы испытываете те или иные эмоции. Как вы узнаете, что за эмоцию вы испытываете? Что происходит с вами, когда вы испытываете то или иное чувство?
Замирает дыхание (трудно дышать);
Напряжение в шее (гортани) — голос прерывается;
Поднимаются брови, хмурятся; опускаются уголки губ, сжимаем губы.
Т.е. любая эмоция проявляется на телесном уровне! Наверняка вам встречались люди, одного взгляда на которых было достаточно, чтобы понять, что этот человек относится ко всему с пренебрежением, другой — часто злится, третий — испытывает чувство стыда. Те эмоции, которые мы переживаем, накладывают на нас отпечаток. То напряжение, которое возникает при эмоциях, накапливается и приводит к формированию мышечных зажимов, «мышечной брони». Существуют 7 кругов мышечных зажимов: лоб, глаза, рот, шея, плечи и грудь, живот, бедра. Самое страшное в мышечных зажимах то, что они практически не осознаются, т.к. человек привыкает к напряжению постепенно. В результате — человек не свободен, не раскрепощен, зажат
Способы снятия зажимов (отреагирования эмоций):
Дыхание: глубокое дыхание способствует снятию напряжения, саморегуляции. Упражнение «Вдох-выдох на счет».
Снятие лицевых зажимов — корчить рожицы, смотреть по сторонам
Снятие напряжения в шее — «Мы — молодцы!», покричать в лесу, песни.
Это релаксационные упражнения на расслабление. Для восстановления энергии можно просто закрыть глаза и представить себя окружённым неким ореолом любимого цвета или даже окрашенным в этот цвет. Можно также вообразить себе какие-то приятные звуки или обстановку. Скажем, на берегу моря, где шумит прибой, тёплый ветер треплет волосы.
Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Релаксационная фантазия ( побуждает участников чаще проявлять свои положительные эмоции, оказывает расслабляющее действие).
Звучит релаксационная музыка.
*Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это- Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно положите свою руку сначала к сердцу, потом- к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этой комнате… Подумайте обо всех , кто находится в этой комнате, и пошлите всем немного света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, самым близким и дорогим. Прислушайтесь к себе, как приятно дарить тепло и свет, доброту и любовь…А сейчас мысленно возвращайтесь, я считаю до трех, открываем глаза.Раз,два,три…
Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.
1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.
«Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.
2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.
«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.
3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.
Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.
4. Моделирование множества приемлемых результатов.
Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.
5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.
6. Физическая нагрузка.
Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.
7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.
Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.
8. Юмор и работа с негативными эмоциями.
Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.
Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.
Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».
9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.
Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.
Заключительная часть. Упражнение «Я уважаю Вас за-….», «Вы мне симпатичны, потому что-…»и т.д.
Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите листочек и запишите на нем то, что вы придумали. Каждый зачитывает, что он написал и передает человеку, кому это адресовано.
Рефлексивный круг- участники обмениваются мнениями по поводу проведенной работы, высказывают пожелания по поводу дальнейшей работы.
1.Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами/ авт.- сост.М.И. Чумакова, З.В.Смирнова.- Волгоград:Учитель, 2008.
2.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб.пособие.- М.:Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
3. Черникова Т.В. Профессионально- личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод.рекомендации.-Волгоград:ВГПУ,2002.
Источник