Педагогический такт это чувство меры

«Педагогический такт» с точки зрения педагогического подхода

МБОУ СОШ №46 с УИОП, ХМАО — Югра, г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Чикота Е.Ю. «Педагогический такт» с точки зрения педагогического подхода // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00002.html (дата обращения: 12.10.2021 ).

На современном этапе подготовки будущих учителей появилась необходимость, по словам В.А. Межерикова и М.Н. Ермоленко [1], культурологической подготовки студентов. Ведь с каждым годом возрастают требования к уровню подготовки учителя, усиливаются «творческое начало, свобода в его деятельности. Существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры» (В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко) [1, с.107].
Что же такое «культура», которая так неотъемлемо связана с успешностью педагогической деятельности?
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека [6].
В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.
В философии, как приводят В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко [1], выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Ядов, О.Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.И. Арнольдов, Н.В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С. Коган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной духовной жизни общества (В.С. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильясова и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).
Мы же в нашей работе остановимся на более общем определении культуры [1], которая понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. И педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах.
Педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности [3, с.101].
В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко приводят два варианта структуры педагогической культуры. Нас заинтересовал именно второй вариант классификации, т.к. он является более подробным и показывает место и значение педагогического такта в структуре педагогической культуры (Рис. 1).
Здесь педагогический такт является элементом аксиологического компонента педагогической культуры, входящий в состав нравственной культуры учителя.
Нравственная культура, является предметом профессионально-педагогической этики, включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств [1, c.119]. А педагогический такт является одним из ведущих элементов нравственной культуры.
Педагогический такт – это как поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) [1, c.119].

Рис. 1. Система компонентов педагогической культуры
(по В.А. Мижерикову, М.Н. Ермоленко)

Сущностным пониманием педагогического такта занимался К.Д. Ушинский, который рассматривал это понятие с психологических позиций. К.Д. Ушинский, характеризуя педагогический такт, выделил в нем «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими» [9]. Спустя более чем сто лет, практическая педагогическая этика [5] ставит задачу сформировать педагогический такт учителя именно на этой основе.
Некоторые педагогические деятели (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов , И.А. Зязюн) считают, что педагогический такт входит в состав педагогического мастерства учителя, и является одним из его профессионально-личностных качеств или умений. По словам В.А. Сластенина, педагогический такт – это «одновременно чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим, во взаимоотношениях учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности» [2, с.37].
И.П. Подласый показывает место педагогического такта в системе «важных» профессиональных качеств личности педагога [7] (Рис. 2).

Читайте также:  Если ноги не чувствуют горячую воду

Рис. 2. Важные профессиональные качества личности (ПКЛ) педагога
(по И.П. Подласому)

И.П. Подласый выделяет педагогический такт «как особого рода умение строить отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации» [7, с. 244-245].
Таким образом, резюмируя мнения ученых-педагогов (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов , И.А. Зязюн, И.П. Подласый) о месте и трактовке понятия «педагогический такт» можно сделать вывод, что педагогический такт (с педагогической точки зрения) является частью педагогического мастерства учителя; существует как неотъемлемое качество личности учителя и входит в состав группы педагогического мастерства: педагогическую культуру. В связи с чем, мы попытались выделить единое определение сущности педагогического такта (Рис. 3).

Рис. 3. Место педагогического такта с точки зрения педагогического подхода

Педагогический такт (педагогический подход) – это ведущий элемент нравственной культуры, профессионально-личностное умение личности педагога, понимаемое как нравственно целесообразное чувство меры во взаимодействии (общении, поведении, общей культуры) преподавателя с учащимися, родителями, коллегами и воздействия на них.

Список литературы

  1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогический учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М.: Ростов-на-Дону, 1999. – 456 с.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.: В 11 т. – М.: 1953. – Т 1. – 414 с.
  5. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика : (эксперим.-дидакт. комплекс) : [кн. для учителей и родителей] / Л. Л. Шевченко ; Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. – М. : СОБОРЪ, 1997. – 506 с.
  6. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000. – 304с.
  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

Источник

Консультация для педагогов на тему «Педагогический такт в деятельности педагога»

Мария Ковалева
Консультация для педагогов на тему «Педагогический такт в деятельности педагога»

«Педагогический такт в деятельности педагога»

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Читайте также:  Признаки низкого эмоционального интеллекта у женщин

Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического тактапо-разному трактуют это понятие:

— иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

тактичность – это выражение отношения воспитателя к делу обучения и воспитания,

педагогический такт – это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Рассматривая такт как меру педагогически целесообразного воздействия, A.C.Макаренко установил: выбор индивидуального подхода к воспитанникам в конкретной педагогической ситуации, деликатное прикосновение к личности ребенка позволяют устанавливать с ним добрые человеческие отношения. Педагогическое мастерство в применении такта воспитателем, по A.C. Макаренко, заключается в умении руководителя воспитательного коллектива эмоционально идентифицировать себя с каждым воспитанником, адекватно понять его мысли и переживания. Педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно».

Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.

Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, стремления к прекрасному.

В концепции Ш. А. Амонашвили педагогический такт рассматривается как важнейший показатель речевой культуры педагогов,родителей: «Слово может исцелить человека. Слово может убить человека».

Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах воспитателя.

Основными элементами педагогического такта являются:

требовательность и уважительность к воспитаннику;

умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему;

деловой тон общения;

внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

— во внешнем облике педагога;

— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— в самокритичной оценке своего труда.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к людям.

Типы воспитателей по культуре общения и такта:

Читайте также:  Как называется нарушение работы организма болезнь сбой стресс

1. Игровой. Воспитатели проявляют интерес к игровой деятельности детей; нередко имеют высокий и средний уровни руководства ею. Часто употребляют игровое общение в работе.

2. Дидактический. Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность. Преобладает деловое общение; осознание своих средств воздействия достаточно высокое, как правило, в процессе руководства учебной деятельностью. В повседневной жизни — бытовой, игровой, трудовой деятельности — осознание воздействий ниже.

3. Художественный. Воспитатели проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и руководства ею. Нередко дети, которые воспитываются у такого воспитателя, достигают высоких результатов в художественной деятельности. Воспитатели и сами проявляют интерес к этому виду деятельности; склонны к использованию опосредованных методов воздействия наряду с прямыми.Особенно часто употребляют общение с помощью средств искусства: художественного слова, песни и т. д. ; нередко разворачивают параллельно с деловым, личностное общение.

4. Формально-прагматический. Воспитатели проявляют достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательный к детям. В отношениях с детьми и их родителями формально выдвигают требования, не учитывая индивидуальные особенности воспитанников, конкретную ситуацию, и не проявляют при этом гибкости, достаточной тактичность. Давая общую оценку ребенку, ориентируются на выполнение им требований, которые обеспечивают нормальное течение режимных процессов. Теплые отношения с детьми возникают нечасто.

5. Индифферентный. Такие воспитатели в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве конкретным видом деятельности детей. Как правило, равнодушный и к работе, и к детям. Свои профессиональные обязанности выполняют формально. Интерес к изучению ребенка и его семьи не проявляют. Не выдвигают особых требований и к родителям воспитанников. Оценивая детей, ориентируются, как правило, на их поведение во время режимных процессов, занятий. Очень редко близко контактируют с воспитанниками. Весомых успехов в воспитательной работе не достигают, их деятельность требует, как правило, контроля со стороны руководства.

Итак, лучших результатов в учебно-воспитательном процессе ДОУ достигают воспитатели игрового, дидактического и художественного типов.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под гр Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: — осведомленность в целях,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Источник

Оцените статью