Рис. 1. Система компонентов педагогической культуры
(по В.А. Мижерикову, М.Н. Ермоленко)
Сущностным пониманием педагогического такта занимался К.Д. Ушинский, который рассматривал это понятие с психологических позиций. К.Д. Ушинский, характеризуя педагогический такт, выделил в нем «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими» [9]. Спустя более чем сто лет, практическая педагогическая этика [5] ставит задачу сформировать педагогический такт учителя именно на этой основе.
Некоторые педагогические деятели (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов , И.А. Зязюн) считают, что педагогический такт входит в состав педагогического мастерства учителя, и является одним из его профессионально-личностных качеств или умений. По словам В.А. Сластенина, педагогический такт – это «одновременно чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим, во взаимоотношениях учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности» [2, с.37].
И.П. Подласый показывает место педагогического такта в системе «важных» профессиональных качеств личности педагога [7] (Рис. 2).
Рис. 2. Важные профессиональные качества личности (ПКЛ) педагога
(по И.П. Подласому)
И.П. Подласый выделяет педагогический такт «как особого рода умение строить отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации» [7, с. 244-245].
Таким образом, резюмируя мнения ученых-педагогов (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов , И.А. Зязюн, И.П. Подласый) о месте и трактовке понятия «педагогический такт» можно сделать вывод, что педагогический такт (с педагогической точки зрения) является частью педагогического мастерства учителя; существует как неотъемлемое качество личности учителя и входит в состав группы педагогического мастерства: педагогическую культуру. В связи с чем, мы попытались выделить единое определение сущности педагогического такта (Рис. 3).
Рис. 3. Место педагогического такта с точки зрения педагогического подхода
Педагогический такт (педагогический подход) – это ведущий элемент нравственной культуры, профессионально-личностное умение личности педагога, понимаемое как нравственно целесообразное чувство меры во взаимодействии (общении, поведении, общей культуры) преподавателя с учащимися, родителями, коллегами и воздействия на них.
Список литературы
Источник
Мария Ковалева
Консультация для педагогов на тему «Педагогический такт в деятельности педагога»
«Педагогический такт в деятельности педагога»
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического тактапо-разному трактуют это понятие:
— иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
— тактичность – это выражение отношения воспитателя к делу обучения и воспитания,
— педагогический такт – это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
Рассматривая такт как меру педагогически целесообразного воздействия, A.C.Макаренко установил: выбор индивидуального подхода к воспитанникам в конкретной педагогической ситуации, деликатное прикосновение к личности ребенка позволяют устанавливать с ним добрые человеческие отношения. Педагогическое мастерство в применении такта воспитателем, по A.C. Макаренко, заключается в умении руководителя воспитательного коллектива эмоционально идентифицировать себя с каждым воспитанником, адекватно понять его мысли и переживания. Педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно».
Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.
Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, стремления к прекрасному.
В концепции Ш. А. Амонашвили педагогический такт рассматривается как важнейший показатель речевой культуры педагогов,родителей: «Слово может исцелить человека. Слово может убить человека».
Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах воспитателя.
Основными элементами педагогического такта являются:
требовательность и уважительность к воспитаннику;
умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему;
деловой тон общения;
внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
— во внешнем облике педагога;
— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— в самокритичной оценке своего труда.
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к людям.
Типы воспитателей по культуре общения и такта:
1. Игровой. Воспитатели проявляют интерес к игровой деятельности детей; нередко имеют высокий и средний уровни руководства ею. Часто употребляют игровое общение в работе.
2. Дидактический. Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность. Преобладает деловое общение; осознание своих средств воздействия достаточно высокое, как правило, в процессе руководства учебной деятельностью. В повседневной жизни — бытовой, игровой, трудовой деятельности — осознание воздействий ниже.
3. Художественный. Воспитатели проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и руководства ею. Нередко дети, которые воспитываются у такого воспитателя, достигают высоких результатов в художественной деятельности. Воспитатели и сами проявляют интерес к этому виду деятельности; склонны к использованию опосредованных методов воздействия наряду с прямыми.Особенно часто употребляют общение с помощью средств искусства: художественного слова, песни и т. д. ; нередко разворачивают параллельно с деловым, личностное общение.
4. Формально-прагматический. Воспитатели проявляют достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательный к детям. В отношениях с детьми и их родителями формально выдвигают требования, не учитывая индивидуальные особенности воспитанников, конкретную ситуацию, и не проявляют при этом гибкости, достаточной тактичность. Давая общую оценку ребенку, ориентируются на выполнение им требований, которые обеспечивают нормальное течение режимных процессов. Теплые отношения с детьми возникают нечасто.
5. Индифферентный. Такие воспитатели в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве конкретным видом деятельности детей. Как правило, равнодушный и к работе, и к детям. Свои профессиональные обязанности выполняют формально. Интерес к изучению ребенка и его семьи не проявляют. Не выдвигают особых требований и к родителям воспитанников. Оценивая детей, ориентируются, как правило, на их поведение во время режимных процессов, занятий. Очень редко близко контактируют с воспитанниками. Весомых успехов в воспитательной работе не достигают, их деятельность требует, как правило, контроля со стороны руководства.
Итак, лучших результатов в учебно-воспитательном процессе ДОУ достигают воспитатели игрового, дидактического и художественного типов.
Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под гр Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное развитие»,.
Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.
Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: — осведомленность в целях,.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Источник