Педагогические условия обеспечивающие эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников

Инна Лукина
Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников

Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду.

Проанализировав исследование Кошелевой А. Д. и опираясь на другие источники, выделим следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка в условиях дошкольнойобразовательной организации:

1. Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы;

2. Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

3. Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

4. Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

5. Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.

Все они находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга. Рассмотрим подробно каждое условие. Первое условие, деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональнойсферы и включает в себя:

1. На первом этапе –адаптации ребенка:

установление эмоционального контакта с ребенком;

формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОО;

вовлечение ребенка в жизнедеятельность детского сада;

создание позитивного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе.

2. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от познавательной, физической и творческой деятельности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).

3. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

заострение внимания участников образовательного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса — приемами аттракции, способами фасилитации и др.);

использование различных эмоционально-насыщенных психолого-педагогических средств, обеспечивающих побуждение положительных эмоциональных переживаний в деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).

4. Нейтрализация негативных состояний (низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, обида, негодование, страх, зависть и т. д.)

5. Развитие эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие чувств и эмоций, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, формирование адекватной самооценки, преодоление эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

Второе условие – эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обстановка должна быть эстетичной – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и на прогулке и т. д. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях должно быть соответствующие – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка, разнообразие музыкальных инструментов. Для комфортного пребывания ребенка в группе важно не забывать об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне уединения, двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. Третье условие – состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольнойобразовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Врач-психотерапевт Э.Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга,состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь объединение всех этих аспектов может сформировать здоровую и полноценную личность.

Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья. Психологическое и физическое здоровье личности взаимосвязаны. Для успешного формирования благоприятного эмоционального состояния ребенка, психологу и воспитателю необходимо проводить групповые и индивидуальные тренинговые и психогимнастические упражнения, на снятие напряжения, по преодолению негативных эмоций, развитию эмпатии у детей.

Читайте также:  Как выглядят эмоции человека

Следующее условие – особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).

Важным компонентом эмоционального благополучия ребенка в детском саду является отношение взрослых к нему. Желание ребенка посещать детский сад зависит от того, как к нему относятся педагоги и другие работники дошкольной образовательной организации. Если к нему с теплотой и заботой, то ребенок начинает проявлять интерес, помогать воспитателю, адекватно реагировать на замечания. Если же на ребенка не обращают внимания, ведут беседу с ним не подобающим образом, то он замыкается в себе, отказывается посещать детский, отрицательно реагирует на замечания педагогов.

На каждом этапе дошкольного детства общение взрослого с ребенком строится по-разному. М. И.Лисина в своих исследованиях выделяет четыре формы общения: ситуативно – личностная; ситуативно – деловая (с 6 месяцев); внеситуативно – познавательная (3-4 года).

И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него взрослый; внеситуативно – личностная (5-7 лет) – взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и, если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает, является следующим условием. Взаимоотношения детей в группе также влияют на эмоциональное благополучие. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в доброжелательной и дружественной обстановке, когда он может рассчитывать на помощь и поддержку сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику. Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.

В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке.

Исходя из выше сказанного, приходим к выводу что все окружение ребенка взаимосвязано и в совокупности влияет на его развитие. Поскольку ребенок приходит в наш мир, не имея знаний о нем, взрослые должны создавать все условия для его познания. От того какие условия буду созданы, будет зависеть вырастет личность гармонично-развитой или с нарушениями.

Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада Заходя в детский сад – улыбнитесь! Занесите искорку добра! В мир фантазий детей окунитесь! В нем так много уюта, тепла! Пусть не будет в.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Опыт работы «Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников» МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Мастер – класс для педагогов.

Организация предметно-пространственной среды детского сада для обеспечения эмоционального благополучия ребенка Проблема создания предметно-пространственной среды, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников в зарубежной,.

Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников Семинар-практикум Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного,.

Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству — величайшие из даров природы.

Развлечение в группе раннего возраста «Обеспечение эмоционального благополучия. День рождения клоуна Тяпы» ель: Создание условий для обеспечения эмоционально благополучного климата в группе, накопления положительного опыта взаимодействия детей.

Читайте также:  Стрессы фрустрация конфликт кризис

Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада.

Семинар-практикум «Педагогические условия для успешного развития у дошкольников изобразительной деятельности» Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.

Источник

Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.

Анна Гаврилова
Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.

Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности,предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет, объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена, цели (к чему она стремится, функций (какие при этом функции выполняются, средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). Содержательно задачу деятельности педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно, целью деятельности педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, ближайшем окружении и других социумах.

Поскольку деятельность педагога, в первую очередь связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, медицинским работникам и др.).

В зависимости от общих целей воспитания и развития ребенка, педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие: уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности педагога обусловливает и многообразие ее средств, которые могут использоваться в комплексе. Поиск педагогических средств, способствующих эмоциональному развитию личности, раскрытию его индивидуальности, обосновывает интерес к потенциальным возможностям искусства. Искусство, как элемент культуры, имеет социальную природу, характеризует степень развития общества в целом и каждого человека в частности.

Артпедагогика осуществляет процесс воспитания и обучения посредством искусства на основе общих закономерностей развития психики нормально развивающихся детей и их сверстников с различными особенностями, тем самым существенным образом связана с общей и возрастной психологией.

Артпедагогикасочетает в себе комплекс основных видов художественной деятельности: театрально-исполнительскую, музыкальную, художественно-изобразительную. Именно эти виды деятельности являются важными и доступными для развивающейся личности, поэтому применение артпедагогики особенно эффективно в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте.

Проанализируем возможности каждого вида художественной деятельности в процессе развития эмоциональной сферы личности ребенка.

Особое место среди видов художественной деятельности занимает театрально-исполнительская деятельность.Игра детей во многом схожа с театральной деятельностью артиста: в игровой деятельности детей «зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что позволило Л. С. Выготскому рассматривать игру ребенка как первичную драматическую форму синкретичной художественной деятельности; творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.

Театрально-исполнительская деятельность детей является, скорее, театрализовано-игровой – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Музыкальная деятельность включает в себя восприятие музыки, пение, движения под музыку. Каждый вид музыкальной деятельности имеет определенные особенности. Так, восприятие музыки – сложный, чувственный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.

Пение – это вид исполнительского искусства, которое оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоцииональная отзывчивость, музыкальный слух, нравственно-эстетическая культура личности. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Движение под музыку – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Он дает возможность ребенку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру. Естественные для ребенка подвижность, эмоциональный яркий отклик под музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов художественной деятельности.

Изобразительная деятельность – раздел артпедагогики, который подводит дошкольников к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства, закономерностями его функционирования способствует воспитанию у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведения искусства; стимулирует творческие проявления ребенка в различных видах искусства.

Читайте также:  Лечится ли эндогенная депрессия навсегда

Психофизиологии, педагоги, исследователи игры единодушны в том, что игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей. «Увеличение удельного веса эмоций в игре связано с ходом, процессом игры», — отмечал С. Л. Рубинштейн.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Палитра эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. Наконец, игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка «быть собой и другим». Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Цель игры – дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение,понять собственный творческий потенциал: результатом является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

В основе деятельности педагога лежит уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять – важнейшая задача воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса ДОУ, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других» у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

На занятиях с дошкольниками могут быть использованы следующие средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется принятие своего имени, своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3. Коммуникативные игры,которые включают: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5. Игры, направленные на развитие воображения, вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

6. Задания с использованием «терапевтических» метафор.Система-тическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи». При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).

7. Релаксационные методы – например, использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.

Таким образом, для развития эмоциональной сферы ребенка среднего дошкольного возраста педагог может использовать разнообразные педагогические средства в комплексе.Они включают в себя разнообразную деятельность: общение с взрослыми и своими сверстниками, игры (ролевые, психогимнастические, коммуникативные и др., занятия искусством (музыкой, изобразительным искусством, театрально-исполнительской деятельностью). Целесообразно использовать разнообразные технические средства, игрушки, пособия. Активное влияние на развитие эмоций и чувств ребенка оказывает общение с природой посредством наблюдения, ухода за животными, растениями и др.

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия педагога дополнительного образования Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия Детское объединение___ Группа.

Источник

Оцените статью