Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия
Автор: Кирюхина Юлия Сергеевна
Организация: ГБОУ Школа № 1353 им. Генерала Д.Ф. Алексеева
Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград
Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. К эмоциям относят чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены в психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем мысленно судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Жизнь без эмоций невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоции выступают как внутренний язык или система сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.
Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды и др.)
Многое зависит от атмосферы, созданной в детском саду. Для чего необходимо научно — обоснованное и методически грамотное построение предметно — развивающей среды в ДОУ. Непременным условием построения предметно — развивающей среды в ДОУ является опора на личностно — ориентированную модель воспитания, когда педагог строит работу с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в ДОУ и вне его. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Немаловажным является так же педагогический такт как неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, основанного на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Важно для педагога выработать свой стиль общения с воспитанниками в разных сферах деятельности. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции.
Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:
- акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса — приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
- применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);
- нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);
- совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).
К важным условиям также относятся:
- профессиональная установка педагога на организацию эмоционально — развивающей среды в группе ДОУ — эмоционально — поддерживающий компонент среды;
- внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) — эмоционально — настраивающий компонент среды;
- режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада — эмоционально — стабилизирующий компонент среды;
- разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты- эмоционально — активизирующий компонент среды ДОУ;
- наконенц, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками — проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально — тренирующий компонент среды. Проаналзировав психолого — педагогическую литературу, мы определили и выделили наиболее важные, по — нашему мнению, педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в дошкольной образовательном учреждении:
1. Соблюдение педагогического такта в процессе общения с детьми.
Для успешной реализации этого педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении воспитателю следует:
- проявлять заботу о детях, демонстрировать внимание к ним и к их интересам;
- устанавливать более теплые отношения с помощью тактильного контакта с ребенком;
- воспитатель должен обращаться к детям с улыбкой, разговаривать вежливо, без агрессии.
2. Общение, строящееся на основе увлеченности совместным видом деятельности со сверстниками и педагогом.
Для успешной реализации второго педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении необходимо:
- создание благоприятных условий, доброжелательной атмосферы в группе, способствующей установлению эмоционального контакта между самими детьми и между детьми с воспитателем.
3. Достижение успеха в деятельности ребенка.
Для успешной реализации третьего педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении нужно:
- создание ситуации успеха и положительной мотивации;
- избегать ситуации соревновательности, не сравнивать детей;
- вовлекать детей во взаимодействие друг с другом.
Эмоциональное благополучие есть устойчивое эмоционально — положительное самочувствие ребенка в дошкольном учреждении и вне его, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны: во — первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во — вторых, управлять своими эмоциями.
Взрослым необходимо помнить, что любовь, внимание к ребенку, искренняя забота о его душе, строгое соблюдение важного принципа в процессе взаимоотношения и взаимодействия с хрупкой детской психикой — «не навреди», не сломай нежных ростков доброты, открытости миру и доверия ребенка к людям грубым словом, взглядом и прикосновением, не дай завянуть на корню инициативе, активности, любознательности и творчеству, не подавляй независимость и свободу формирующейся индивидуальности ребенка.
Литература
- Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. дисс. канд. педагогич. наук. М., 1998. 125 с.
- Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4.
- Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольника». М. Просвещение. 1985. 294 с.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003. 176 с.
- Репина Т.А. Эмоциональное неблагополучие в семье и группе детского сада как причина отклонений в развитии личности дошкольника. М., 1996
- Рояк А. Эмоциональное благополучие // Дошкольное воспитание, 1977. № 2.
Источник
Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»
Светлана Молочкова
Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»
Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка
ФГОС ДО о эмоциональном благополучиидетей в детском саду:
1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает
• доверительное и активное отношение к миру
• формирует высокую самооценку
• самоконтроль
• ориентацию на жизненный успех.
Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия,то это может проявиться в:
которые будут сопровождать его всю жизнь.
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:
• Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.
• Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе
•Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.
• Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.
• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном
• Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.
• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы
• Опираться на добровольную помощь детей
• Быть затейником и участником детских игр и забав
o И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:
• Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение
• Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
• Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»
• Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»
• Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»
• Организация выставок «Моё творчество»
• Наличие в группах «Уголков гнева»
• Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме
• Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»
• Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться
• Разумная занятость детей, в течении всего дня
• Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности
• Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.
• Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества
• Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
• Хорошее настроение детей в течение всего дня;
• Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
• Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
• Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
• Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
• Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
• Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
• Желание участвовать в коллективной деятельности;
• Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.
Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».
Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.
Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.
Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.
Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.
Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.
Источник