Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников
Инна Лукина
Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников
Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду.
Проанализировав исследование Кошелевой А. Д. и опираясь на другие источники, выделим следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка в условиях дошкольнойобразовательной организации:
1. Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы;
2. Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;
3. Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
4. Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);
5. Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.
Все они находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга. Рассмотрим подробно каждое условие. Первое условие, деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональнойсферы и включает в себя:
1. На первом этапе –адаптации ребенка:
установление эмоционального контакта с ребенком;
формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОО;
вовлечение ребенка в жизнедеятельность детского сада;
создание позитивного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе.
2. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от познавательной, физической и творческой деятельности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).
3. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:
заострение внимания участников образовательного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса — приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
использование различных эмоционально-насыщенных психолого-педагогических средств, обеспечивающих побуждение положительных эмоциональных переживаний в деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).
4. Нейтрализация негативных состояний (низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, обида, негодование, страх, зависть и т. д.)
5. Развитие эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие чувств и эмоций, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, формирование адекватной самооценки, преодоление эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).
Второе условие – эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обстановка должна быть эстетичной – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и на прогулке и т. д. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях должно быть соответствующие – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка, разнообразие музыкальных инструментов. Для комфортного пребывания ребенка в группе важно не забывать об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне уединения, двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. Третье условие – состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольнойобразовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Врач-психотерапевт Э.Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга,состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь объединение всех этих аспектов может сформировать здоровую и полноценную личность.
Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья. Психологическое и физическое здоровье личности взаимосвязаны. Для успешного формирования благоприятного эмоционального состояния ребенка, психологу и воспитателю необходимо проводить групповые и индивидуальные тренинговые и психогимнастические упражнения, на снятие напряжения, по преодолению негативных эмоций, развитию эмпатии у детей.
Следующее условие – особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).
Важным компонентом эмоционального благополучия ребенка в детском саду является отношение взрослых к нему. Желание ребенка посещать детский сад зависит от того, как к нему относятся педагоги и другие работники дошкольной образовательной организации. Если к нему с теплотой и заботой, то ребенок начинает проявлять интерес, помогать воспитателю, адекватно реагировать на замечания. Если же на ребенка не обращают внимания, ведут беседу с ним не подобающим образом, то он замыкается в себе, отказывается посещать детский, отрицательно реагирует на замечания педагогов.
На каждом этапе дошкольного детства общение взрослого с ребенком строится по-разному. М. И.Лисина в своих исследованиях выделяет четыре формы общения: ситуативно – личностная; ситуативно – деловая (с 6 месяцев); внеситуативно – познавательная (3-4 года).
И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него взрослый; внеситуативно – личностная (5-7 лет) – взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и, если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.
Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает, является следующим условием. Взаимоотношения детей в группе также влияют на эмоциональное благополучие. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в доброжелательной и дружественной обстановке, когда он может рассчитывать на помощь и поддержку сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.
В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику. Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.
В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке.
Исходя из выше сказанного, приходим к выводу что все окружение ребенка взаимосвязано и в совокупности влияет на его развитие. Поскольку ребенок приходит в наш мир, не имея знаний о нем, взрослые должны создавать все условия для его познания. От того какие условия буду созданы, будет зависеть вырастет личность гармонично-развитой или с нарушениями.
Обеспечение эмоционального благополучия в группах детского сада Заходя в детский сад – улыбнитесь! Занесите искорку добра! В мир фантазий детей окунитесь! В нем так много уюта, тепла! Пусть не будет в.
Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.
Опыт работы «Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников» МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Мастер – класс для педагогов.
Организация предметно-пространственной среды детского сада для обеспечения эмоционального благополучия ребенка Проблема создания предметно-пространственной среды, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников в зарубежной,.
Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников Семинар-практикум Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного,.
Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно.
Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству — величайшие из даров природы.
Развлечение в группе раннего возраста «Обеспечение эмоционального благополучия. День рождения клоуна Тяпы» ель: Создание условий для обеспечения эмоционально благополучного климата в группе, накопления положительного опыта взаимодействия детей.
Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада.
Семинар-практикум «Педагогические условия для успешного развития у дошкольников изобразительной деятельности» Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.
Источник
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени
Сабина
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени
Анализ теоретических основ эмоциональной сферы как базисной в развитии детей в условиях дошкольной образовательной
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи психологических и биологических явлений. В ней Дарвин доказал, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением человека и животного отнюдь не большая разница. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно- телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения стали основой теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории, образовались в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие успешной адаптации организма к условиям среды его жизнедеятельности. Физические изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. (Ч. Дарвин, 2001)
Если раньше, до Н. Н. Ланге и У. Джемса, психологи считали, что в дошкольном возрасте необходимо изучать не как обогащаются эмоции, а наоборот, изучали, как подавлять, устранять и ослаблять те непосредственные эмоциональные заряды, которые свойственны детям дошкольного возраста. Так например, представления некоторых родителей
о том, что выражение эмоций у ребенка следует подавлять ведет к развитию алекситимии и нарциссизма. Н. Н. Ланге и У. Джемс изменили представление о структуре эмоционального процесса от схемы: восприятие
– чувство –выражение до схемы: восприятие – рефлекторно вызываемые органические изменения – чувства. Но и эта теория отделяла эмоции от сознания и завершала то, что было сделано ранее. У. Кеннон доказал, что роль эмоций в человеческой психике иная; они изолируются от инстинктов и переходят в психическую жизнь человека в эмоциональную сферу его личности. З. Фрейд показал, что эмоции не всегда были такими, какими являются у взрослого человека, на ранних ступенях детского развития, были другими. Эмоция, считает З. Фрейд «не существует в самом начале, что изначально, происходит определенная дифференциация ядра, в котором содержатся противоположные чувства».
Проведенные в лаборатории под руководством А. В. Запорожца научные исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребенка от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими, от того, как он усваивает определенные общественные нормы и ценности взаимодействия с другими людьми. Оказалось, что существенную роль для формирования просоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при которой ребенок становится ее полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. Показано, что авторитарно-директивное воспитание препятствует развитию у ребенка рефлективности и креативности, создает барьер для самостоятельного поиска решения проблемы, способствует закреплению негативных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, воспитание самостоятельности, при условии эмоциональной поддержки, способствует
освоению и реализации более эффективной когнитивной стратегии развития детей на эмоционально положительном фоне. Таким образом, развитие мыслительной активности ребенка в процессе познавательной деятельности и его эмоциональное развитие взаимосвязаны. Новая система отношений строится на эмоциональном принятии ребенка и, в то же время, предоставлении ему возможности поиска самостоятельных форм и способов деятельности. (А. В. Запарожец, 1986)
Изард К. Э. в своей работе эмоции разделяет на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Данная классификация эмоций в целом правильна, но все же понятия «положительное» и
«отрицательное», «позитивное» и «негативное» в отношении к эмоциям требует некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев и страх, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных и негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх. Он выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Беспричинные и неоправданные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство. Относить ту или иную эмоцию к разряду позитивных или негативных следует в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. (К. Е. Изард, 2000)
Л. С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в ряде его работ можно встретить довольно развернутые рассуждения по данной проблеме. Если же проанализировать и собрать воедино все это, то можно составить достаточно полное представление Л. С. Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В
философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. (Л. С. Выгодский, 2004)
Кряжева Н. Л. в своем пособии для родителей и педагогов говорит об особенностях эмоционального мира детей дошкольного возраста. О том, что эмоциональное состояние ребенка зависит от связи матери и ребенка, начиная с внутриутробного развития, от того, желанный этот ребенок или нет, от родительской установки на развитие ребенка. Так же Кряжева утверждает, что «успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей». (Н. А. Кряжева, 2000)
Минаева В. М. в своей работе сообщает о том, что нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоции и чувства другого, а, во-вторых, управлять своими собственными чувствами и эмоциями. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. (В. М. Минаева, 2005)
По мнению Филипповой Г. Г. эмоциональное благополучие ребенка в раннем возрасте зависит от своевременного и качественного удовлетворения матерью биологических потребностей ребенка. В свою очередь некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность, ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка, что приводит к эмоциональной фрустрации и фрустрации удовольствия. (Г. Г. Филипова, 2002)
Карпухина О. Н. утверждает, что все мы, не зависимо от происхождения, можем безошибочно понимать и оценивать выражение человеческого лица, определять эмоциональные состояния других людей. Это показывает, что основные эмоции (радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление) – это врожденное, но и существует
«генотипически обусловленная способность к их пониманию у живых существ». (О. Н. Карпухина, 2007)
Таким образом, исследования эмоционального состояния ребёнка З. Фрейда, А. В. Запорожца, Н. Л. Кряжевой привели к осознанию того, что эмоциональное благополучие является важным компонентом становления гармоничной развитой личности. Важно не подавлять эмоции детей, а направлять их в верном направлении.
Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации
Эмоции – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимых действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (грусть, радость, удовлетворение, страх, гнев, уныние, горе, вина, стыд и др.). (В. А. Бачанин, 2005)
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. (В. А. Бачанин, 2005)
Важно не путать эмоции и чувства, поскольку чувства обладают устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые.
К основным эмоциям относятся врожденные.
Классификация эмоций по К.Изарду:
1. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
2. Радость – при радости лицо расцветает улыбкой.
3. Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Оно выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям.
4. Дистресс (печаль, горе, страдание – это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции).
5. Отвращение – мучительно для человека, к которому это испытывают, ведет к дистрессу или агрессии
6. Гнев – ярость, высшая степень гнева (Вагнер писал: «…гнев выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губы, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят, лицо краснеет.
7. Презрение – центральная эмоция во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.
8. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.
9. Стыд – самая тягостная социальная эмоция, настроенная над врожденным страхом. (К. Е. Изард, 2000)
Выделяют следующие функции эмоций:
• Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
• Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).
• Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили).
• Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).
• Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).
• Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).
• Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы). (К. Е. Изард, 2000)
Эмоционального благополучия (неблагополучие) ребенка – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. (В. А. Бачанин, 2005)
И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, формирование самоконтроля, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. (И. М. Слободчиков) Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, эмоциональное благополучие можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение
основных возрастных потребностей: физиологических, психологических и социальных.
Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно — эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. (А. Д. Кошелева и др., 2003)
Под эмоциональным благополучием в определении Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Урунтаева выделяет такие показатели эмоционального благополучия:
• Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
• Общий эмоциональный тонус.
• Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
• Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. (Г. А. Урунтаева,2000)
Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. (В. А. Бачанин, 2005)
Эмоциональность имеет особую структуру,включающую в себя такие компоненты:
• Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия;
• Сила эмоций. Функция этого свойства — энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов;
• Тревожность — это эмоциональная возбудимость в грозящей опасностью ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
• Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.
Таким образом, под эмоциональным благополучием, мы понимаем такое состояние ребенка, при котором он испытывает чувство радости, счастья, эмоционально устойчив, уверен в себе и не боится неудач, положительно и с интересом общается с окружающими его людьми, не испытывает дискомфорт в привычной среде.
Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной
Психолого-педагогические условия — это целенаправленно созданная обстановка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д., позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Психолого-педагогические условия — это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т. п.) процесса.
Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.
Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна — воспитатель высшей.
Источник