Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3 им. О.Б. Воронец»
«Роль педагога в развитии эмоционального интеллекта обучающихся»
Подготовила Костишена И. И.
Слайд 1 Страна эмоций: роль педагога в развитии эмоционального интеллекта обучающихся
Слайд 2 Область изучения эмоционального интеллекта человека является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Но в последнее время очень часто и много говорят о проблемах связанных с эмоциональным состоянием не только взрослого человека, но и ребенка.
Правовое общество предъявляет к гражданам требования принимать ответственность за собственные решения и поступки, во взаимодействии с окружающими проявлять инициативу, реализовывать свои потребности, успешно достигать намеченных целей, не нарушая права других людей. Данный тип поведения связан с умением человека анализировать собственные эмоциональные переживания, понимать эмоции окружающих, использовать полученную информацию в деятельности, то есть требует сформированного эмоционального интеллекта.
Эмоции – это особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к какой-либо ситуации. Помимо этого узкого понимания, понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.
Слайд 3 Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, который отвечает за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими.
Эмоциональный интеллект необходимо развивать. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в образовательном учреждении. Именно в школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, у них наблюдается гибкость всех психических процессов, а также глубокий интерес к сфере своего внутреннего мира.
Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные эмоции.
Продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: арт-терапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы, игра, танцевальная терапия, музыкотерапия. Рассмотрим несколько из перечисленных методов.
Слайд 4 Танцевальная терапия для школьников заключается в том, чтобы школьник мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.
Арт-терапия — это вид воздействия на эмоции. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Музыкотерапия ― метод, который дает возможность активизировать чувства школьника, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Слайд 5 Эмоции играют в музыке главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временной природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.
Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Звук несет колоссальный объем информации для человека.
Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.
Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б. В. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла».
Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.
Первым, кто отметил лечебное воздействие музыки на психику человека, был греческий философ Пифагор.Он увидел в мелодии способность восстанавливать душевную гармонию.
К XX веку появилось несколько школ, поддерживающих музыкотерапию.
Шведская концепция доказывала способность музыки проникать глубоко в человеческое сознание и облегчать состояние путём разрядки. Они подбирали музыкальные такие произведения, которые могли вызывать переживания.
Немецкие психотерапевты делали упор на воздействие искусства в комплексе.
Американцы сформировали музыкальные каталоги из самых разных жанров, способных успокаивать и стимулировать.
В Швейцарии предпочитали вокал и игру на флейте из-за возможности подключать в процесс органы дыхания.
В России исследованием влияния музыки на организм детей занялся невролог Бехтерев. Он отметил способность мелодии воздействовать на развитие, оздоровление и сохранение детского здоровья.
Что может музыка?
Слайд 6 По мнению учёных, мелодию слышат оба полушария головного мозга, причём правое воспринимает тембр (особую окраску звука, которая для каждого инструмента и голоса разная), а левое – ритм (соотношение длительности звучания звуков).
Считается, что наибольшее воздействие на организм оказывает ритм. Наше тело начинает подстраиваться под прослушиваемую мелодию. Ритм с частотой колебаний 2-4 в секунду очень близок к нашему сердцебиению и дыханию, поэтому такие мелодии способны действовать успокаивающе. Способна мелодичность оказывать влияние и на нашу физиологию, действуя на нервную систему и регулируя биоритмы.
Что лечат музыкой?
В первую очередь, её применяют для коррекции психического состояния детей школьного возраста. Это могут быть борьба с детскими страхами, переживаниями, эмоциональными отклонениями.
Музыка отлично развивает у детей младшего школьного возраста фантазию и воображение, ведь она приводит к появлению эмоций, за которыми следуют зрительные образы. Чем старше становится ребёнок, тем ярче будут эти образы.
Музыка помогает от бессонницы, а также служит стимулятором хорошего настроения.
Обычно для детей младшего школьного возраста рекомендуют заниматься музыкой для развития памяти, так необходимой на первых ступенях обучения, искусство помогает им в творчестве.
Музыкотерапия помогает справиться с возрастными переходными периодами в развитии ребёнка.
Формирование эстетического вкуса тоже входит в компетенцию музыкального искусства. С этой целью хорошо подходят классические произведения – эталоны звучания. Но не стоит забывать про народный фольклор – кладезь мудрости наших предков, позволяющий приобщиться к русской культуре.
Слайд 7 Сегодня существует две основные формы музыкотерапии.
Первая, активная , заключается в непосредственном участии ребёнка в музыкальном процессе. Как именно? Ребёнок при такой музыкотерапии или поёт, или играет на музыкальных инструментах, или делает два этих дела одновременно, дети-играют-на-музыкальных-инструментах
Рецептивная, или пассивная , предполагает прослушивание музыкальных произведений.
Некоторые психологи выделяют ещё интегративную форму , когда ребёнку вместе с музыкой предлагают заняться другими видами искусства, например, рисованием, пантомимой.
Французский актёр Жерар Депардье по рецепту врача слушал каждый день по два часа Моцарта и смог избавиться от заикания.
Ритмы военных маршей, которые пели во время долгих походов солдаты, повышали их выносливость и снижали усталость. Существует «эффект Моцарта», которому приписывается снижение количества эпилептических приступов при прослушивании сонаты ре-мажор для фортепиано.
Некоторые врачи утверждают, что заведённая на Руси традиция звонить в колокола во время эпидемий обладает терапевтических воздействием.
Как и какую музыку слушать?
Можно смело утверждать, что музыка благотворно влияет на организм ребёнка.
Психологи считают, что детям полезна любая музыка, будь она спокойной или энергичной, ведь посредством её дети расширяют круг своих эмоций. Конечно, родителям совсем не обязательно ставить только классику, ведь и среди современных мелодий достаточно много позитивных. Самое главное условие – произведение должно нравиться ребёнку.
Слайд 7 Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся ДМШ является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении.
На уроках фортепиано нам приходится сталкиваться с явлениями, которые трудно объяснить только лишь наличием музыкальных способностей. Необходимо учитывать психологические аспекты, такие как эмоциональные факторы, воображение, фантазия и др. Знание психологии учащихся младшего школьного возраста является основой для формирования положительного эмоционального фона для воздействия на духовный мир ребенка. Современный процесс музыкального образования ориентирован на сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей. Научные открытия последних лет подтверждают, что все люди рождаются с доминирующей работой правого полушария головного мозга до 10–13 лет. Именно в этом возрасте чувственное восприятие, интуиция слабо развиты в связи с недостаточной загрузкой эмоциональной сферы.
Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Педагог должен быть прекрасным знатоком психологии ребенка. Это и создание положительного эмоционального фона на уроке, и выбор репертуара, и атмосфера доброжелательности и сопереживания. Педагог постоянно поддерживает в ученике уверенность в своих силах и творчестве.
Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Для древних греков — Аристотель, Платона— музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
Музыка, как эмоциональная сила, играет огромную роль в становлении личности ребенка. Эмоциональному раскрепощению ученика способствует спонтанная импровизация. Например, играя на одном звук песенки-попевки, он свободно находит аккомпанемент.
Можно пробовать импровизировать в пространстве какого-нибудь интервала. Например, ученик 1 класса, в песне-загадке «Филин» на тонический тон квинты исполняет крик Филина «У-У-У». [2]При этом получает положительные эмоции от игры на фортепиано. В процессе такой игры ребенок набирает, вырабатывает свой определенный запас ритмоинтонационных формул, происходит снятие напряженности.
Одним из действенных методов развития эмоциональной выразительности — использование метода словесной ассоциации.
Ассоциации являются стимулом для активизации чувств, мыслей ребенка, развивают его воображение, ассоциативное и образное мышление. Чем богаче и разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее будут художественные образы, создаваемые на их основе. Таким образом, ассоциативный метод помогает будить творческую фантазию ученика
Методом ассоциации пользовались выдающиеся педагоги-пианисты Г. Нейгауз, С. Фейнберг с целью активного формирования воображения своих учеников[4]. Они воспринимали художественную образность музыки как отражение реального мира, стремление связать музыкальные образы с явлениями окружающей нас действительности. Для углубления и расширения эмоциональной сферы юного пианиста важно включать в учебный репертуар произведения: доступные для восприятия и исполнения; разнообразные по настроению; способствующие воспитанию хорошего вкуса; относящиеся к различным историческим периодам, стилям, направлениям. При этом важно учитывать личные вкусы, интересы и предпочтения учащегося. Музыкальные произведения, изучаемые учеником, должны находиться, с технической точки зрения, в «зоне ближайшего развития» учащегося.
Таким образом, формирование музыкально-эмоциональной сферы является одним из важнейших факторов для успешного развития юного музыканта. В эмоциональной жизни ребенка очень важны воображение и фантазия.
Слайд 8 Рассмотрим понятие воображение. Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются восприятием. Одна из черт, характерных для воображения, — перцепция (чувственное познание предметов окружающего мира). Это и прикосновение к клавише, и тактильный контакт с учителем во время урока. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Если игра на фортепиано целиком строится на активной деятельности воображения, то повышается эффект эмоционального фона на уроке.
В педагогической практике хорошо известно, что знания становятся действительно прочными, если ученик получил эти знания через самостоятельную мысль, эмоционально – образное мышление и увлеченность в занятиях.
Воображение развивается по источнику знаний информации и характеру деятельности (практический, наглядный, словесный);
-по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность);
-по характеру познавательной деятельности (объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, развивающий);
-по дидактическим целям (способствует первичному усвоению материала, закреплению, совершенствованию приобретенных знаний).
Таким образом, эмоции человека связаны с ощущениями и восприятием («приятные ощущения», «неприятные ощущения»).
С начинающими учениками можно использовать игровую форму проведения занятий, учитывая возможности и потребности ученика. Занятия с начинающими должны приносить ученику радость, яркость впечатлений. С учениками старших классов занятия направлены на творческую активность ученика, развивая эмоционально-образное мышление.
Эмоционально-образное мышление – это художественное восприятие мира, наполнение фантазией и собственными чувствами ученика. Программная музыка помогает ученикам прочувствовать образно-эмоциональное содержание произведения. Название пьес, связанных с прикладными жанрами (песня, танец, марш) тоже помогают представить круг образного содержания. Пьесы из циклов для детей («Детский альбом» Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева и др.) способствуют развитию эмоционально-образного мира маленьких музыкантов и расширяют их музыкальный кругозор. «Болезнь куклы» Чайковского — одно из любимых произведений маленьких музыкантов. Оно также развивает эмоционально — образное мышление, которое зависит от способности ученика проникать в эмоциональное содержание музыкальной пьесы. И хотя отмечают различные типы музыкального мышления: с преобладанием эмоционально-чувственного или абстрактно-логического отношения к исполняемой музыке, важно направлять внимание ученика на совершенствование менее развитой способности.
Эмоционально-образное развитие ученика особенно важно в подростковом возрасте. От преподавателя требуются серьезные знания в области психологии. У учеников есть потребность в эмоциональной насыщенности, смене эмоциональных состояний. К примеру. «Дед Мороз» Р. Шумана раскрывает разнообразную гамму эмоционального состояния.
Эмоции управляют вниманием человека, причем, чем сильнее эмоция, тем больше внимания человек обращает на объект, вызывающий эмоциональную реакцию. А также через связь эмоций с памятью человека. Почти все образы, порождаемые нашей фантазией, бывают более или менее ярко эмоционально окрашенными. Мышление человека стимулируется умеренно выраженными эмоциями, хотя чрезмерно сильные эмоции, например аффекты и стрессы, могут его расстроить.
Слайд 9 Человек, как правило, не осознает момента, когда у него появляется та или иная эмоция и начинает оказывать влияние на его психику и поведение. Эмоции оказывают влияние на его поведение, человек все же не в состоянии избавиться от такого влияния. Например, случаи, когда, находясь под влиянием аффектов или страстей, люди совершают поступки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Что касается сознательного поведения, то влияние эмоций на поведение проявляется лишь в случае, когда человек осознает свои эмоциональные переживания. Это бывает в связи с настроением и чувствами. В принципе, при наличии соответствующего умения и достаточной тренировке этому может научиться каждый человек. В психологии существуют специальные методы, предназначенные для практической выработки соответствующих умений и навыков, например аутогенная тренировка.
Итак, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психоэмоциональный аспект занимает не последнее место.
1 Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. М. 2012.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. Издательский центр «Академия», 2005.
3..Барсукова, С. Веселые нотки. — Феникс, 2009
4.Бархударова Т. Г. Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 45-48.
5.Безменова, Т. Текстовые ассоциации в обучении школьников // Вестник ТГПУ, 2009, № 7
6.Выготский Л. В. Сочинений в 6 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 2002/
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер., 2013.
8. Ионова, Т. В. Метод ассоциации в классе фортепиано — Открытый урок. Первое сентября. Музыка. 2013
9.Немов, Р. С. Общая психология [Текст]. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДА, 2003. — 400 с. — С. 309.
10.Носова, Е. Ю. На уроках фортепиано // Методическое пособие для преподавателей ДХО и музыкальных школ. — Тверь, 2011
11.Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов [Текст]. — М.: Академический проект: Трикста, 2008. — 400 с. — C.263
12.Сотникова, О. Я учусь играть ноты. — Союз художников, 2002
Источник