Консультация для педагогов ДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Кудряшова Наталья Ивановна
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.
Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, для того чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще и в детском возрасте. Эмоциональный интеллект ребенка является фундаментом для дальнейшего становления личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
Воспитатели ДОУ должны взять на себя задачу по развитию эмоционального интеллекта. Такая «эмоциональная азбука», по мнению Д. Гоулмана, лучшая профилактика различных зависимостей- наркомании, депрессий, подростковой и молодёжной преступности и других тяжёлых явлений современной цивилизации.
«Воспитание не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами».
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:
-умением контролировать свои чувства;
-способностью сознательно влиять на свои эмоции;
-умением определять свои чувства и признавать их;
-способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
-умением эффективно общаться с другими людьми;
-способностью распознавать и признавать чувства других.
Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия (т. е. процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека). Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий. Модель эмоционального интеллекта предполагает развитиечетырех основных функций:
Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей?
Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир.
Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.
Позволение проявлять негативные эмоции. Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься.
Позволение проявлять позитивные эмоции — не менее важный аспект.Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.
Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта — экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.
Что такое экспрессивный этюд
Экспрессивные этюды — вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М. И. Чистякова. В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)»
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагогпросит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивалисвои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию.
Например: в зависимости от возраста ребенка педагог просит:
• покажи, как Мишка шел;
• покажи всем телом, как Мишка шел;
• покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;
• покажи, как кралась Лиса;
• скажи так же, как медведь Михайло Иванович;
• скажи так же, как Мышка-норушка.
Еще одно задание — показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.
Напримр: педагог просит показать:
• как Заяц испугался;
• как Лиса обрадовалась;
• как Еж удивился;
• как Медведь рассердился.
Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.
Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.
Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! — Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.
Источник
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы
Наталья Тенигина
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы
Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей.
1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, передавать основные эмоции.
2. Развивать коммуникативные качества детей, эмоциональную, когнитивную сферу.
3. Способствовать снижению агрессивности дошкольников, тревожности, замкнутости.
4. Воспитывать желание прийти на помощь в трудной ситуации, получать удовлетворение при совершении добрых поступков.
Материалы: электронная презентация, экран, картинки с изображением сказочных персонажей с разным настроением, бумага, краски, кисти, рисунки пиктограммы удивления свечой.
Ход занятия.
Педагог-психолог приветствуя, подаёт ребёнку мяч, тот возвращает мяч со словами приветствия.
Упражнение «Улыбка по кругу»
Педагог-психолог улыбается ребёнку, стоящему рядом. Дети улыбаются своему соседу. Улыбка возвращается педагогу.
Педагог-психолог: — Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.) Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Педагог-психолог сообщает им, что в этом красивом замке живёт Фея Настроения.
Педагог-психолог знакомит детей с её грустной историей.
Фея Настроения плачет. Злой тролль оторвал все лепестки её любимого Цветка эмоций и заколдовал их. Фее без цветка никак нельзя. Как же она будет без эмоций?
Педагог-психолог спрашивает детей, что они почувствовали, когда Фея плакала. Что же делать? (ответы детей)
— Не волнуйся, Фея, наши дети умные, сообразительные, добрые. Они смогут победить злые чары. Ведь добро всегда побеждает зло. Ребята, какие лепестки были на цветке эмоций? (слайд)
1. Узнать эмоцию (на слайде грустные лица людей)
2. Показать печаль (дети показывают).
3. Упражнение «Когда мне грустно, я.»
— устраиваю с друзьями веселые игры;
— смотрю веселый фильм;
— слушаю веселую музыку.
Злой тролль смеётся и говорит, что зло победит, злых персонажей в сказках много.
1. Выбрать картинки, на которых изображены злые персонажи сказок.
Педагог-психолог: — А что же можно сделать, чтобы злость прошла? (ответы детей)
Упражнение «Способы борьбы со злостью»
— сделать несколько глубоких вдохов;
— сосчитать до десяти;
— выполнить несколько физических упражнений;
— топать ногами по полу со словами «Беги, злость, беги!»
— обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди
— порвать или мять газету (дети мнут газету и бумажные комки бросают в коробку)
1. На слайде картинка из мультфильма «Крошка Енот» (страх)
2. Педагог-психолог: — Что делать, когда страшно? Педагог-психологпредлагает детям запомнить дразнилку:
3. Педагог-психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх.
Что посоветовала мама Енотиха своему сыну?
1. «Расколдуй рисунок»
Педагог-психолог спрашивает детей, как можно расколдовать белые листочки. При затруднении подсказывает детям о красках.
2. Дети раскрашивают красками листок (Рисунок свечой) Пиктограмма эмоции удивления появляется после нанесения краски.
2. Показать эмоцию (дети показывают).
Педагог-психолог: — Что вы почувствовали? О какой эмоции мы ещё не сказали? Радость.
Педагог-психолог: -Что вы делаете, когда у вас радостное настроение?
-Давайте потанцуем под весёлую музыку.
Дети танцуют (импровизация)
Педагог-психолог «Вот мы и расколдовали все лепестки твоего любимого цветка!»
Фея Настроения благодарит детей за помощь, хвалит их. «Хорошее, доброе, радостное настроение помогает людям совершать чудеса! Творите добро!»
Педагог-психолог: — А сейчас мы встанем в круг, и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным.
Какое у вас настроение? Почему? Да, у нас прекрасное настроение, потому что мы помогли Фее, сделали доброе дело, действовали вместе, дружно. А вместе любое дело становится легче. Спасибо!
Презентация о работе педагога-психолога «Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии» В мире существует 4 стихии: вода, огонь, воздух и земля. Взаимодействие этих стихий производит всё, что окружает людей. Это относится не.
Конспект НОД по формированию эмоционального интеллекта детей старшей группы «Музыкальный урок тетушки Метелицы» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация Цель: формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной ситуации педагога-психолога с детьми первой младшей группы «Мячики» Программные задачи: — сплочение группы, развитие эмпатии; — развитие слухового и зрительного восприятия; — развитие координации движений;.
Конспект открытого занятия психолога с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Конспект открытого занятия психолога с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Подготовила: Петренко И. А. — педагог-психолог Цель.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Незнайка идет в школу» Конспект развивающего занятия на тему: «Незнайка идет в школу» (для детей подготовительной к школе группе 6- 7) педагог-психолог.
Конспект организованной совместной деятельности педагога-психолога с детьми младшей группы «Зимние забавы» Наталья Колодова. Конспект организованной совместной деятельности педагога-психолога с детьми младшей группы «Зимние забавы»[/b][/b] Задачи:.
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с дошкольниками старшей группы Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога Копыловой Е. С. с дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии».
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно.
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.
Совместное занятие педагога-психолога и педагога по ИЗО-деятельности для старшей группы «Перелетные птицы» Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо — деятельностидля старшей группы компенсирующей направленности Тема занятия 2 «Перелетные.
Источник